Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)

Сяткина Зинаида Федоровна

Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rorpr.odt26.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста - это формирование новых, не существующих у ребёнка сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д. Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях: 1. Социально-коммуникативное развитие. 2. Познавательное развитие. 3. Речевое развитие. 4. Художественно-эстетическое развитие. 5. Физическое развитие. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, веСенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.личине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры - занятия, в которых подача какого - либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи: - создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. - формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве). - воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.). Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где, по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр: 1. Игры для сенсорного развития: - Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика», «Разложи кружочка», «В какую коробочку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине. - Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Разложи по окошечкам», «Геометрическое лото», «Дострой дом» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия. - Цвет: «Разноцветное лото», «Угостим медведя яблочками», «Поставь букет цветов в вазу», «Полосатый зонтик», «Сложи в ведерко» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету. 2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата - собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует развитию речи и сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности я старалась развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно – методический материал: «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста»

Содержание: Введение…………………………………………………………&hel...

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей. Результаты анкетирования родителей «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста".

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей. Результаты анкетирования родителей «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста". Цель: выявить степень информированности родителей по ...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребёнка раннего возраста".

Учите ребёнка играть, откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии. ...

Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное форми...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста"

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста"...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребёнка раннего возраста".

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребёнка раннего возраста"....