Памятка для родителей по развитию речи ребёнка 6-7 лет
учебно-методический материал по окружающему миру

Михеенкова Жанна Вячеславовна

Памятка для родителей по развитию речи     

                       ребёнка 6-7 лет

Характеристика речи детей 6-7 лет.

Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, активно подражают речи окружающих.

У ребенка 6 -7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется  грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.  Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 4 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. В речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания . Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Полностью усваивается слоговая структура слов. У ребенка хорошо развит фонематический слух. Он самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове.

На седьмом  году ребенок практически полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные.

 При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Способен построить краткие сообщения.

В зависимости от ситуации ребенок может говорить громко, тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Таким образом, к концу седьмого года жизни ребенок  владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

 Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье        

 

 1. Развитие лексической стороны речи.

    -   Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, проводить наблюдения, внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.

     -  Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли.   Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.

 2. Формирование грамматического строя речи.

-Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

           - Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.(много яблок, много ведер)

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

           -Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.

-Следить за правильным ударением при произнесении слов.

          - Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

4. Развитие связной речи детей.

             -Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

              -Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.

             - Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок. Упражнять в составлении элементарных описаний.

 

Вот несколько игр, которые будут интересны вам и вашему ребенку:

 

 

«Что такое звук, слово, предложение?»

         Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)». – Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. – Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички). У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем что может двигаться, может звучать, на чем можно сидеть, спать, ездить?

– Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

– У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. – Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

 

 

«Найди звук»

         – Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово-«жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» – из двух, «цыпленок» – из трех.) – Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова-«шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» – со звука «Ж», слова «забор», «замок» – со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» – со звука «Ц».) – Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша,персик,гранат,смородина),«РЬ»(перец,репа,редька,мандарин,черешня,

абрикос), «Л»(баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин)

 

                                          

 

«Картина — корзина»

         Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.  Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)  Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза). – Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)? Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

 

«Едем, летим, плывем»

         Покажите ребёнку шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. – Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) – Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».) – Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»). – Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) – Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т–С (троллейбус), А–С (автобус), С–Т (самолет), В–Т (вертолет), М–О (метро), Т–И (такси).

 

«Составь описание»

– Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный – это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

 

«Придумай рассказ»

– Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

 

 

 

«Объясни»

– Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. – Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? – Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

– Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». – Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

 

«Скажи точнее»

– Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

         Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

– Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

         Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.

                                                                                 

                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мини лаборатория19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-лаборатория « Капелька»

Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, рулетка ,весы.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема, пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы ,ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, песок, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, семена фруктов и овощей, пластилин, мох, почва.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, трубочки для коктейля.

 Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: акварельные краски, безопасные красители, гуашь.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, сахар, крахмал, стеки, ученические линейки, нитки, пуговицы, палитры.

Оборудование и инвентарь для ухода за растениями(лейка, брызгалка, салфетка, щеточка, кисточки, палочки с заостренными концами, совки).

Календари природы и погоды.

Иллюстрированный материал.

Игровой материал, дидактические игры по экологии.

Справочники, энциклопедии.

Картотека опытов

Настольно - печатные игры.

Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы.

Коллекция камней, ракушек, семян.

Гербарий, природный материал.

Центр труда.

1. Уголок дежурства, карточки с именами детей.

2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки.

3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды, тазики, сушилка, прищепки, мыло, фартуки.

4. Салфетницы, салфетки.

5.Инвентарь для мытья пола: ведро,швабра.

Центр детского творчества.

1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, пальчиковые краски, стаканчики-непроливайки, трафареты для рисования, кисточки разной толщины, подставки для кисточек, бумага для свободного рисования, раскраски.

2. Материал для лепки: пластилин, тесто для лепки, стеки, индивидуальные клеёнки, доски, скалка, различные формочки.

3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, клеящий карандаш, кисти для клея, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага, ножницы,

4. Образцы по аппликации и рисованию для каждой возрастной группы.

5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины.

6. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись», и т.д.

7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, набрызг, трафарет.

8. Доска для демонстрации рисунков детей.

Центр космического воспитания.

1.Зоология

Карточки: классификация животных по месту обитания, по способу питания, семья животного, детёныши, строение животных, стадии развития, комплекты карточек с обобщающими понятиями, классы животных, различные пазлы, «кормушка для птиц».

Иллюстрации с изображением животных диких и домашних, животных жарких стран и Севера, перелетных, зимующих, кочующих птиц. Библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии.

2.Ботаника

Биологический комод, карточки на классификацию растений по месту произрастания, строение растений, обобщающие понятия, стадии развития и группы растений, набор «Классификация растений», набор «Классификация: овощи и фрукты». Комод с пазлами (части цветка, дерева, яблока, листа).

Муляжи овощей, фруктов и грибов.

3.Анатомия

Модель «Тело человека», карточки: внутреннее и внешнее строение человека, внутренние органы и их значение, названия пальцев, эмоции, профессии. Деревянные пазлы « Строение человека». Пирамида « Продукты питания».

Материал по ПДД:

Дорожные знаки, демонстрационные картинки, карточки «различные виды транспорта, настольные и дидактические игры по ПДД и ОБЖ, полицейская форма инспектора ГИБДД, жезл, рули.

4. География

 Глобус, географический комод( карты материков и контурные карты, флаги стран). Карточки и пазлы «материки», набор «Государственная атрибутика России»

5.Астрономия

Макет и пазлы « Планеты Солнечной системы» (клубочки) , лента                     « Возникновение жизни на земле», карточки: планеты, календарь, часы, дни недели, времена года, месяцы, части суток, «земля-вода-воздух», земные стихии, созвездия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по развитию речи ребёнка 6-7 лет

Памятка для родителей по развитию речи               ...

Консультация для родителей «Памятка для родителей по развитию речи детей».

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и...

Консультация для родителей «Памятка для родителей по развитию речи детей».

Памятка для родителей по развитию речи в раннем возрасте...

Памятка на тему: «Памятка для родителей по развитию речи детей».

Памятка на тему: «Памятка для родителей по развитию речи детей»....