Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Багрова Татьяна Анатольевна

Эксперименты — это опыты, кото рые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении эксперимен тов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_starshiy_vozrast.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Блок «Веселые механизмы»

ОПЫТ №1: Изучаем механизм часов

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с устройством механизма часов.

МАТЕРИАЛЫ: Отвертки, старый будильник.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Раскрути шурупы с обратной стороны будильника и сними заднюю стенку.

2.Рассмотри внутренности будильника: шестеренки, пружины, молоточек.

3.Попробуй завести будильник и увидишь, как двигаются шестеренки.

РЕЗУЛЬТАТ: Теперь ты знаешь, как устроен механизм часов и что приводит в движение шестеренки.

ОПЫТ №2: Шестерёнки

ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать шестерёнки, познакомить с процессом вращения механизмов.

МАТЕРИАЛЫ: Полоски гофрированной бумаги, шириной около 1 см, крышки от банок и бутылок, кнопки и доска для накалывания кнопок, короткий деревянный штырь, клей, бумага.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Наклей полоску гофрированной бумаги вокруг края крышки.

2. Проделай маленькую дырочку в середине крышки и приколи свою шестеренку к доске кнопкой, чтобы шестерёнка свободно вращалась.

3.Изготовь ещё несколько шестерёнок разного диаметра и укрепи их на доске, как и первую.

4. Приклей рукоятку (штырь) между центром и краем одной шестеренки.

РЕЗУЛЬТАТ: При вращении одной шестерёнки ее зубцы будут захватывать зубцы другой шестерёнки, заставляя ту вращаться в противоположном направлении.

ОПЫТ №3: Волшебный калейдоскоп

ЦЕЛЬ: Научить изготавливать калейдоскоп из подручных материалов.

МАТЕРИАЛЫ: Три прозрачные пластмассовые линейки, цветная бумага, картон, бусы, паетки, бисер, скотч, изолента, бумажный треугольник с дыркой в середине.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Из линеек собираем призму и обматываем изолентой.

2. Обматываем призму цветной бумагой и скрепляем изолентой.

3.Затем к одной открытой стороне прикрепляем скотч.

4. Конструкцию заворачиваем в цветной картон и закрепляем изолентой.

5. Засыпаем в отверстие бусинки, паетки, бисер.

6. Заклеиваем отверстие треугольником с отверстием.

РЕЗУЛЬТАТ: Калейдоскоп готов и можно любоваться красивыми узорами.

ОПЫТ №4: Устройство телефона

ЦЕЛЬ: Познакомить с устройством кнопочного телефона.

МАТЕРИАЛЫ: Телефон, отвертки.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Раскручиваем шурупы в нижней части телефона и вскрываем корпус.

2. Рассматриваем внутреннее устройство телефона: кнопки, плата, отсек для батареек, микрофонный капсюль, контакты.

РЕЗУЛЬТАТ: Теперь нам известно как устроен телефон и что у него внутри.

ОПЫТ №5: Рычаги

ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать рычаг, познакомить со способом действия рычага.

МАТЕРИАЛЫ: Деревянная дощечка, деревянный штырь, полоски цветной бумаги, грузы.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Разметить дощечку по длине полосками из цветной бумаги (расстояние 3 см)

2. Приклеить штырь к спичечной коробке, чтобы соорудить шарнир.

3. Поместить центр дощечки на шарнир, так чтобы оба конца рычага были уравновешены.

4. Положить груз на расстоянии в три отметки от оси.

5. Определить, куда требуется положить груз, чтобы поднять первый груз.

РЕЗУЛЬТАТ: Если груз расположен ближе к оси, то поднимать его легче, не надо прилагать дополнительных усилий.

ОПЫТ №6: Весы

ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать весы, показать процесс взвешивания легких материалов.

МАТЕРИАЛЫ: Картон, клейкая лента, нитки, гвозди, деревянная палочка, деревянный штырь, два стакана, пластилин, булавки.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Попроси взрослого сделать прорезь в штыре и вклей деревянную палочку в прорезь.

2. Вбей в штырь два тонких гвоздика, по одному в каждый конец.

3. Сделай чашки весов из картонных квадратиков при помощи ниток и клейкой ленты.

4. Прорежь выемки по обе стороны палочки и подвесь туда чашки.

5. Установи весы на перевернутых стаканах. Для того, чтобы было полное равновесие, добавляй маленькие кусочки пластилина.

РЕЗУЛЬТАТ: Используй весы для взвешивания легких предметов.

ОПЫТ №7: Винт Архимеда

ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать винт, показать способ действия винта.

МАТЕРИАЛЫ: Деревянный штырь, плотницкий нож, пластиковая бутылка, клей, чертежная кнопка, плотный картон.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Попроси взрослого помочь отрезать дно бутылки и вырезать треугольное отверстие в ее горлышке.

2.Вырежи шесть картонных дисков. Диаметр дисков должен быть таким, чтобыони плотно вставлялись в бутылку.

3. Вырежи маленькую дырочку в центре каждого диска, того же диаметра, что и штырь.

4. Сделай прорезь в каждом из картонных дисков, от центра к краю.

5. Теперь склей между собой картонные диски так, чтобы получился винт.

6.Приклей свободный край прорези второго диска к противоположному краю прорези третьего диска.

7. Продолжай склеивать таким образом края прорезей дисков. Шесть склеенных дисков образуют винт.

8. Продень штырь через диски и растяни свой винт по длине штыря. Приклей два свободных конца винта к штырю.

9. Опусти готовый винт в бутылку. Закрепи винт кнопкой, проколотой сквозь крышку бутылки и входящей в край штыря.

РЕЗУЛЬТАТ: Опусти винт в миску с попкорном и осторожно поверни штырь, чтобы поднять вверх немного кукурузы. Подобные винты используются для подъема воды из рек для орошения растений, в сельскохозяйственных комбайнах для подъема собранного зерна в специальный бункер.

ОПЫТ №8: Умный калькулятор

ЦЕЛЬ: Познакомить с устройством калькулятора.

МАТЕРИАЛЫ: Калькулятор, отвертки.

ДЕЙСТВИЯ:

1.С помощью отвертки открути шурупы и вскрой корпус калькулятора.

2.Убери батарейки.

3. Рассмотри процессор, плату, дисплей, провода, солнечную батарею, аккумулятор.

РЕЗУЛЬТАТ: Нам известно, как устроен внутри калькулятор и из чего он состоит.

Блок «Маленькие изобретатели»

ОПЫТ №1: Кинетический песок

ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать кинетический песок для лепки.

МАТЕРИАЛЫ: Две чашки крахмала, одна чашка воды, четыре чашки песка, пищевые красители.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Возьми две чашки крахмала и чашку воды и тщательно перемешай.

2.Теперь добавь 4 чашки песка и тщательно перемешай.

3.Добавь несколько капель любого красителя и песок станет цветным.

РЕЗУЛЬТАТ: Кинетический песок готов и можно лепить всё что пожелаешь.

ОПЫТ №2: Самодельный пластилин

ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать пластилин для лепки.

МАТЕРИАЛЫ: Один стакан холодной воды, две столовые ложки растительного масла, один стакан соли, три стакана муки, две столовые ложки крахмала.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Все ингредиенты смешай в миске до однородной массы. Муку и крахмал добавляй постепенно, тщательно все размешивая.

2. Храни пластилин в закрытой таре или замотай его в пленку.

РЕЗУЛЬТАТ: Наш пластилин готов, можно приступать к работе.

ОПЫТ №3: Зубная паста

ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать экологически чистую зубную пасту.

МАТЕРИАЛЫ: Фруктовое желе, сода, мел, соль, эфирное масло.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Смешай две чайных ложки желе, две чайных ложки мела, одну чайную ложку соды и щепотку соли до однородной консистенции.

2.Добавь одну - две капли эфирного масла.

РЕЗУЛЬТАТ: Зубная паста готова и можно почистить зубы, храни пасту следует в холодильнике в течение суток.

ОПЫТ №4: Мыло

ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать ароматное мыло.

МАТЕРИАЛЫ: Мыльная основа или детское мыло, базовое масло, эфирное масло, красители, глицерин, посуда, формочки для мыла, вода.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Сто грамм детского мыла натри на терке и растопи на водяной бане, добавь капельку воды.

2. Добавь три чайных ложки персикового масла, пять капель эфирного масла, чайную ложку глицерина.

3. Перелей смесь в формочки и убери их в холодное место.

РЕЗУЛЬТАТ: Извлеки мыло из формочек и помой руки.

ОПЫТ №5: Фруктовый сорбет

ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать десерт - фруктовый сорбет.

МАТЕРИАЛЫ: Сок, лёд, соль, полиэтиленовые пакеты.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Налей в полиэтиленовый пакет сок и плотно его завяжи.

2. В большой пакет положи кубики льда и добавь стакан соли.

3. Пакет с соком положи в пакет со льдом и тщательно встряхивай в течение двух-трех минут.

РЕЗУЛЬТАТ: Сок постепенно начинает замерзать и густеть, твой сорбет готов к употреблению.

ОПЫТ №6: Пальчиковые краски

ЦЕЛЬ: Учить изготавливать пальчиковые краски для творчества детей.

МАТЕРИАЛЫ: Два стакана муки, полтора стакана воды, семь столовых ложек соли, полторы ложки растительного масла, пищевой краситель, баночки для красок.

ДЕЙСТВИЯ:

1. В миску для приготовления красок положи муку, добавь соль и хорошо перемешай. Затем добавь воду и тщательно перемешай.

2. Раздели полученное тесто на несколько частей – столько, сколько должно получиться цветов пальчиковых красок.

3. Добавь в каждый кусочек теста пищевой краситель и  хорошо размешай.

РЕЗУЛЬТАТ: Пальчиковые краски готовы, можно рисовать.

ОПЫТ №7: Мыльные пузыри

ЦЕЛЬ: Научить детей способу приготовления раствора мыльных пузырей.

МАТЕРИАЛЫ: Триста грамм Фейри, один литр дистиллированной воды, две столовых ложки сахара, двадцать пять грамм глицерина, разрыхлитель для теста.

ДЕЙСТВИЯ:

1.В глубокую миску налей воды, добавь Фейри, сахар, глицерин и разрыхлитель.

2.Всё тщательно размешай, следи за тем, чтобы не образовывалась пена.

РЕЗУЛЬТАТ: Мыльные пузыри готовы, можешь приступать к пусканию пузырей. Если у тебя нет под рукой ракетки для пускания пузырей, её можно изготовить из проволоки.

ОПЫТ №8: Жвачка для рук

ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать жвачку для рук (лизун).

МАТЕРИАЛЫ: Сто грамм клея ПВА, вода, бура, борокс, пищевой краситель, ёмкость и палочка.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Смешай 1/4 стакана чистой воды и столько же клея, добавь краситель, борокс.

2.Помешивая клеевую однородную массу, постепенно по чуть-чуть вливай туда раствор буры, где-то в среднем половину стакана.

РЕЗУЛЬТАТ: Теперь мы знаем, как сделать дома настоящего лизуна. Выполняй этот опыт с помощью родителей.

Блок «Творим исследуя»

ОПЫТ №1: Рисунок на футболке

ЦЕЛЬ: Показать детям, как с помощью восковых мелков можно украсить футболку.

МАТЕРИАЛЫ: Футболка белого цвета, восковые мелки, утюг, наждачная бумага, фольга.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Вложи в футболку кусок фольги.

2. Нарисуй на наждачной бумаге всё, что тебе хочется.

3. Переверни рисунок на наждачной бумаге и приложи его к поверхности футболки.

4. Нагрей утюг и прогладь наждачную бумагу.

5. Убери бумагу и ты увидишь, что получилось.

РЕЗУЛЬТАТ: Наждачная бумага шершавая. Если сделать рисунок, кусочки карандаша останутся на ней в большом количестве. Воск начинает таять при проглаживании утюгом бумаги и отпечатывается на футболке.

ОПЫТ №2: Песочное шоу

ЦЕЛЬ: Учить детей способу рисования на песке.

МАТЕРИАЛЫ: Песок, ящик с оргстеклом.

ДЕЙСТВИЯ:

1.В ящик с оргстеклом насыпь мелкий песок.

2.Попробуй пальчиками провести по песку и увидишь, как образуются узоры.

РЕЗУЛЬТАТ: Нарисуй свою картину на песке.

ОПЫТ №3: Проявляющаяся картинка

ЦЕЛЬ: Научить детей способу рисования восковыми мелками и «проявления» картинки.

МАТЕРИАЛЫ: Бумага, белый восковой карандаш, акварельные краски.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Нарисуй на бумаге рисунок белым карандашом и предложи другу рассмотреть его.

2. Рисунок не видно, так как карандаш белого цвета.

3. Возьми акварельные краски и закрась одним цветом весь лист бумаги.

РЕЗУЛЬТАТ: Твой рисунок хорошо виден на цветном фоне, так как воск не растворяется водой.

ОПЫТ №4: Рисунки на молоке

ЦЕЛЬ: Показать детям, как расплываются краски в молоке при воздействии жидкого мыла и какие образуются замысловатые узоры.

МАТЕРИАЛЫ: молоко, стеклянное блюдце, жидкое мыло, ватные палочки, акриловые краски на водной основе, стакан.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Налей в тарелку молоко.

2. В стакан налей жидкое мыло.

3.Капни в молоко акриловую краску одного цвета, затем другого.

4. Возьми ватную палочку, мокни в жидкое мыло и опусти в молоко.

РЕЗУЛЬТАТ: Акриловые краски плохо растворяются в молоке. Молочный жир хорошо растворяется жидким мылом. Когда ватную палочку с жидким мылом опустишь в молоко, то увидишь процесс растворения жира. Краска вместе с жиром стремительно расплывается и появляются причудливые узоры.

ОПЫТ №5: Картина из мыльных пузырей

ЦЕЛЬ: Показать способ рисования разноцветными мыльными пузырями.

МАТЕРИАЛЫ: Раствор для мыльных пузырей, гуашь, коктейльные трубочки, миски, бумага.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Разлей раствор для мыльных пузырей в миски и добавь в каждую миску один цвет гуаши.

2.Хорошо размешай раствор и вспень его с помощью трубочки.

3. Возьми лист бумаги и нанеси разноцветные пузыри.

РЕЗУЛЬТАТ: Когда бумага просохнет, от пены остаются разноцветные круги, разводы, таким образом, получается картина.

ОПЫТ №6: Цветные разводы

ЦЕЛЬ: Показать детям способ создания цветного рисунка на ткани с помощью фломастеров.

МАТЕРИАЛЫ: Фломастеры, белая майка, пипетка, миска, спирт.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Возьми майку белого цвета и нанеси разноцветные точки в виде цветка.

2. Набери в пипетку спирт и капни на рисунок.

3. Твой цветочек расплывается на ткани и становится большим.

4. Дождись пока рисунок высохнет и можешь надеть эту красивую майку.

РЕЗУЛЬТАТ: Спирт растворяет след от фломастера и растекается кругами по ткани вместе с краской.

ОПЫТ №7: Рисунки лаком на воде

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со способом рисования лаком для ногтей на воде.

МАТЕРИАЛЫ: Вода, цветные лаки для ногтей, вода, прозрачная миска.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Налей воду в миску.

2.Капни розовый лак в воду и увидишь, как он расплывается по поверхности воды.

3. Затем капни в середину розового пятна другой лак и так далее.

РЕЗУЛЬТАТ: Капли лака расплываются на поверхности воды и образуются красивые разноцветные узоры. Выполняй опыт при помощи взрослых.

ОПЫТ №8: Восковой витраж

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со способом изготовления воскового витража.

МАТЕРИАЛЫ: Восковые карандаши, терка, утюг, два листа термостойкой пленки.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Натри на терке отдельно каждый карандаш.

2.На одной пленке выложи рисунок натертыми восковыми карандашами и закрой его сверху другой пленкой.

3. Нагрей утюг и прогладь пленку.

РЕЗУЛЬТАТ: Под воздействием утюга воск плавится и пленка склеивается, таким образом, получается разноцветный витраж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ  ДЛЯ ДЕТЕЙ«ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...