Конспект занятия "Путешествие в осенний лес" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Екибаева Галина Григорьевна

Цель занятия: Формировать знания детей о жизни диких животных и птиц осенью в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

«Путешествие в осенний лес»

           Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

          Цель: Формировать знания детей о жизни диких животных и птиц осенью в лесу.

         Задачи:

  1. Закреплять и расширять представления детей о внешнем виде, образе жизни диких животных и птиц осенью.
  2. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата; расширять и активировать словарный запас детей. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Развивать творческие способности.
  3. Продолжать формировать интерес к живой природе. Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.

          Материалы и оборудование: картина с изображением леса; исскуственные елки – 2 шт.; сюжетные картинки с изображением диких животных и птиц; игрушки  (ежик, зайчик, белка); магнитная доска, магниты; раскраска «Ежик» на каждого ребенка,  цветные карандаши, цветная бумага черного цвета, клеевой карандаш, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание серии картин «Дикие животные», «Зимующие птицы», чтение стихов и отгадывание загадок об обитателях леса, знакомство с техникой «Обрывная аппликация» на занятиях.

Активизация словаря: лиса, волк, белка, ежик, медведь, заяц;  рябина, береза, дуб, клен, елки;  багрянец, рыжая, перелетные, зимующие.

Ход занятия:

   Воспитатель находит в группе ежика (игрушку), обращает на него внимание детей.

Воспитатель: Ребята! Кто это у нас тут спрятался? Да, это ежонок! Здравствуй, Ежонок.

Ежик: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Что-то он хочет нам сказать! Дети, сегодня ежик приглашает нас на прогулку по осеннему лесу. Он хочет навестить своих лесных друзей и узнать, как же они готовятся к зиме. Ну что, пойдем с ежиком?

Дети: Да.

Педагог с детьми отправляется в осенний  лес - идут к картине «Дети на прогулке на лесной опушке».

Воспитатель: Вот ежик привел нас на лесную опушку!

Давайте присядем, отдохнем!

Смотрите, какие деревья здесь растут!

Назовите их!

Дети: Береза, рябина.

Воспитатель:  Правильно, а еще растут клен и дуб.  Посмотрите,  какие у них листья. (Показывает листья на картинке). Ребята, а чем береза отличается от других деревьев?

Дети: У березы белый ствол с черными полосками.

Воспитатель:  А скажите, чем рябина отличается от других деревьев?

Дети: У рябины есть красные ягоды.

Воспитатель: Да, правильно. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. А какие деревья растут вдали. Зимой и летом одним цветом. Что это?

Дети: Это елка.

Воспитатель: Конечно, это елка.

Ребята, посмотрите, листья на деревьях какого цвета? (Дети: желтого цвета)

А почему?

Дети: Наступила осень.

Воспитатель: Правильно, ведь листья осенью желтеют и опадают. (Читает стихотворение Геннадия  Шмонова  «Осень – рыжая лисица»)

Осень – рыжая лисица,

Днем и ночью ей не спится.

Где лисичка пробегает –

Лес багрянцем полыхает.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, поют ли в лесу птицы?

Дети: нет.

Воспитатель:  Не слышны голоса птиц, а где же они?

Дети: Улетели.

Воспитатель: Куда они улетели?

Дети: В теплые края.

Воспитатель: Конечно, в теплые края, там  у них будет достаточно пищи.

Эти птицы, которые улетают в теплые края, называются «перелетные». Повторите!

Но не все птицы улетают. Некоторые остаются зимовать и они усиленно кормятся, и делают запасы.  Эти птицы называются «зимующие». Давайте назовем их: воробей, синица, ворона, сорока, снегирь.  

(Указывает на сюжетные картинки с изображением птиц)

Воспитатель: Ребята, а мы с вами будем помогать птицам зимой?

Дети: Да.

Воспитатель: А как? Чем мы их будем подкармливать?

Дети: хлебом, семечками, зернышками.

Воспитатель: Правильно. Ну что пойдем дальше в лес. Посмотрим,

какие звери живут в лесу и чем заняты они осенью.

Отгадайте,

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

- Так, кто же это притаился под сосной?

Дети:  Зайчонок!

Правильно, это зайчонок!

Дети и ежик встречают зайчонка (игрушку)

Ежик: Здравствуй, зайчонок!

Зайчонок: Здравствуй, ежик!

Воспитатель: Зайчик, а ты приготовился к зиме?

Зайчонок: Мы, зайцы, поменяли серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, кого боится зайчонок в лесу?

Дети:  Лису, волка.

Зайчонок: Этих зверей мы опасаемся встретить в лесу. Но лиса и волк нас не заметят зимой на снегу: ведь шубка у нас белого цвета, как снег.  Ну ладно я побежал.

Воспитатель:  Ну, беги зайчонок, до свидания!

Дети прощаются с зайчиком.

Воспитатель:  Ребята, пойдемте дальше.

Ой, 

Рыжий хвостик тут и там

Промелькнул вдруг по кустам.

Смотрит вслед ей девочка,

Знает, это …

Дети: Это белочка!

Дети и ежик встречают белочку (игрушку)

Ежик:    Здравствуй, белочка!

Белочка: Здравствуй, ежик!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как белка готовится к зиме?

Дети:  Она запасает грибы. 

Воспитатель: Правильно. Зимой не будет орешков, грибов и ягод, поэтому она запасает их заранее. В свое  дупло она приносит орешки, а грибочки развешивает на веточках деревьев, чтобы они высохли.

Воспитатель: Ребята, а белке в лесу зимой холодно?

Дети:  Нет, не холодно. 

Воспитатель: Правильно, зимой мех у белочки станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда она заберется в дупло и укроется своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Ежик:  Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Но нам нужно идти дальше. До свидания, белочка!

Дети прощаются с белочкой и идут дальше.

Воспитатель: Ребята, кто-то еще готовится к зиме?  

Он хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой.

Кто же это?

Это медведь. 

Воспитатель:  Ребята, как медведь готовится к зиме? Что он делает?

Дети: Он строит себе берлогу и зимой в ней спит. 

Воспитатель:  Правильно, медведь строит берлогу из веток деревьев.

А мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. А чем питается медведь?

Дети: Он кормится травой, ягодами, медом.

Воспитатель:  Да это так, а еще он ловит рыбу, улиток, муравьев, летом и осенью он много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной, как только станет тепло, медведь выходит из берлоги.

Еще к зиме готовятся лиса с волком.

- Дети, а как они готовятся? Не знаете?

У них мех меняется на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов. Эти звери зимой не впадают в спячку.

- Ежик, а ты как к зиме готовишься?

Ежик: Летом и осенью я питаюсь ягодами, грибами;  насекомыми: кузнечиками и разными жучками. А еще я нашел себе норку, ведь зимой я буду спать в ней и проснусь только весной.

Воспитатель: Ну что ребята, теперь мы знаем, что все звери осенью готовятся к зиме, каждый занят  своим делом, мы не будем им мешать.  Скажем ежику до свидания.  Ежик: До новых встреч, дети! А я хочу подарить вам раскраски. 

Воспитатель: Спасибо, ежик. Мы обязательно их раскрасим и покажем тебе весной.  А нам пора возвращаться в детский сад!

- Вот мы и пришли. Давайте раскрасим раскраски цветными карандашами: раскрасим  ежику мордочку, лапки, живот. А спинку ежика мы оформим в технике «Обрывная аппликация»: бумагу черного цвета нужно порвать на мелкие кусочки, и приклеить их на спинку ежика, это будут «иголки».  (Дети раскрашивают раскраску)

Воспитатель:  Дети, вам понравилось наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось больше всего?  (Ответы детей)

- Мы еще с вами отправимся в лес, но теперь только  зимой и узнаем,  как  зимуют звери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Хозяюшка Осень" подготовительная группа

Через эмоциональное отношение  формировать устойчивый интерес к природе; увлечь детей участием в командной деятельности; углублять знания  о погоде и погодных явлениях; развивать творческое ...

конспект занятия "Венок Осени" подготовительная группа

Обобщить  представления детей  об основных приметах осени; развивать внимание, мышление, воображение, речь, мелкую  моторику рук....

конспект НОД "Золотая осень" подготовительная группа

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА: « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1 Учить  детей называть приметы о...

Конспект НОД "Волшебница Осень". Подготовительная группа

Волшебница ОсеньКОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙСеминар музыкальных руководителейЦель: Повышение педагогической ко...

Конспект НОД тема "Осень" средняя группа

Цель: Систематизирование и обобщение знаний детей по лексической теме «Осень».Задачи:Продолжать формировать представление об осени, как времени года (ранняя, золотая, поздняя).Обобщить пре...

Конспект НОД "Ранняя осень.Старшая группа.

Конспект занятия.Познание.Развитие речи. Ранняя осень....