Проект "Природа - наш дом"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Петухова Татьяна Сергеевна

Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы. Формирование у детей бережного отношения к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Групповой  творческий проект

 старшей группы

 по познавательному развитию

 (мир природы)

«Природа – наш дом».

Цель проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта.

Образовательные: расширять представление о положительных нравственных качествах, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Развивающие: развивать познавательные, практические и творческие умения экологического характера;

Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы;

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации проекта: 1 месяц.

Актуальность.

 «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с  безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

                                                                       В. Сухомлинский.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее.  Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.

          Семья не готова на сегодняшний день осуществлять                                экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания.

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции. «В гости к птицам» - дети узнают, что дерево для птиц – дом и столовая. «Синичкин день» - забота о    зимующих птицах.

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять, различные природные явления, устанавливать их причины. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредствам заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует совместную продуктивную деятельность с детьми, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной  игровой деятельности.

Родители:  взрослые совместно с детьми рисуют, изготавливают кормушки и вывешивают их вместе с детьми возле дома.

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, дидактические игры. Рассматривание книг, альбомов по теме. Привлечение детей к трудовым поручениям в группе и дома (развешивание кормушек, сбор мусора возле дома и на участке, проведение субботника).

Речевое развитие

Творческое рассказывание по картинкам на тему «Планета наш дом», «Кто наши соседи?», загадки, пословицы, поговорки о животных и явлениях природы. Беседа по альбому «Экологический путеводитель правил поведения в природе» (совместные рисунки родителей и детей). Чтение сказки «Кукушка» К. Шаврова, О.Капица «Заяц-хвастун», И. Бунина «Первый снег», А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Создание альбома «Животные Красноярского края», альбом «Происхождение заповедника столбы», альбом «Роев ручей». Заучивание стихотворений по теме.

Игровая деятельность

Настольные игры «Овощи и фрукты», «Накорми животных», «Кто, где живет?».

Игры-драматизации по произведениям «Овощи», «Репка», «Под грибом» и т.д.

Природа

Продуктивная деятельность «Посадка лука»

Художественно-эстетическое развитие.

Оформление выставки рисунков «Я люблю свою природу», оформление экологического путеводителя правил поведения в природе.

Театр

Драматизация сказки «Репка», «Под грибом», «Овощи».

Познавательное развитие

«Природа - наш дом», изготовление «Экологического путеводителя»

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап:

- Определение темы, формулировка цели и задач.

- Сбор фотографий для фоторепортажа «Синичкин день».

- Проведение опроса среди родителей на тему «Природа и мы» (анкета для родителей).

- Подбор и оформление демонстративного материала для детей.

- Сбор рисунков для «Экологического путеводителя» (Работа родителей с детьми).

- Размещение информации в родительском уголке на тему «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь».

- Изготовление «веселых» мусорниц.

2. Основной.

Осуществление проекта «Природа - наш дом»

- Беседы с детьми по данной теме.

.

 - Чтение, заучивание стихотворений и разгадывания загадок с детьми про птиц, погодные явления.

- Создание коллекции рисунков «Я люблю свой дом – природу».

 - Проведение экологического субботника, уборка мусора на территории детского сада.

- Проведение акции «Помоги перезимовать деревьям», засыпание корней деревьев снегом, чтобы корневая система не замерзла.

- Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений  на календаре природы.

- Знакомство с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

3. Заключительный:

- Оформление фоторепортажа «Синичкин день».

- Оформление экологического путеводителя правил поведения в природе.

- Создание зимнего хранилища для птиц в группе.

- Размещение мусорок на участке.

- Подведение итогов реализации проекта.

- Презентация проекта.

4. Ожидаемый результат:

Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Ребята станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

5. Итоговое мероприятие: вечер развлечений « Наш дом – природа».

6. Основные принципы педагогов при реализации проекта:

- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- систематичность и последовательность реализации проекта;

- постепенность и систематичность в освоении и формировании знаний, умений, навыков;

- индивидуализация, переход к следующему этапу только после освоения предыдущего материала;

- занимательность, формирование желания выполнять предъявленные требования;

- сотрудничество, создание в ходе работы над проектом атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённой.

7. Организация работы над проектом.

- Довести до всех участников важность проблемы.

- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

- Подобрать материал художественной творческой деятельности.

- Составить перспективный план мероприятий.