"Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников", 2017/2018 г.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Фадина Татьяна Николаевна

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2017-2018 уч. год.  Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Московская область Ленинский муниципальный район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

Работа по самообразованию

«Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников»

Воспитатель: Фадина Т. Н.

Начало изучения темы: сентябрь 2017 г.

Окончание изучения темы: апрель 2018 г.

Дата составления: май 2018 г.

д. Дрожжино, 2018 г.

Психолого-педагогические особенности детей

старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

        Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) – последний из периодов дошкольного детства и является этапом интенсивного психического и физического развития. В этом возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дошкольник быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребёнка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

        Данный возраст называют сензитивным для развития таких познавательных процессов как внимание, восприятие, мышление, память и воображение. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать. Поэтому, в данном возрасте рекомендуется играть в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове.

        Конструирование, как вид деятельности, хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. В этой деятельности развиваются все анализаторы, что важно для гармоничного развития психики ребёнка. Мышление становится словесно-логическим (познание через понятия, слова, рассуждения), то есть дошкольник способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме и может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и действиями.

        Так же происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

        Ведущей деятельностью старших дошкольников остаётся сюжетно-ролевая игра. В ней ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его социальные и общественные функции. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

        Наряду с сюжетно-ролевой игрой к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребёнка в игре формируются новообразования, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

        В возресе 5-7 лет закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого и потребность в признании у сверстников. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступает не так как хочется в данный момент, а так как надо. Например, хочется ребёнку посмотреть мультики, но мама просит поиграть с младшим братом.

        Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «я», формирование внутренней социальной позиции. Дошкольник впервые осознаёт расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется стремление к тому, чтобы занять более «взрослое» положение в жизни.

        Старший дошкольник начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху, а для других важнее избежать неудач и неприятных переживаний).

        В процессе развития у ребёнка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «я» – «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «я» – «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

        В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенна.

        Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте – расширение и обогащение индивидуального опыта ребёнка. Говоря об индивидуальном опыте, имеется ввиду общий результат умственных и практических действий, которые ребёнок сам предпринимает в окружающем мире.

        Также важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребёнка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания и проговаривать их.

        В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребёнка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.

        В целом же, для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Развивается общение (как вид деятельности). Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. К концу старшего дошкольного возраста складывается новая форма общения, которая названа внеситуативно-деловой. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.

        Богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым, к концу старшего дошкольного возраста складывается новая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. Её содержанием является мир людей, вне вещей. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки повседневного взаимодействия.

        В старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

        На шестом году жизни появляется способность ставить цели, касающиеся самого ребенка, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и её целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития.

        Старший дошкольный возраст является сензитивным так же и для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребёнка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

        Таким образом, старший дошкольный возраст — это сложный многогранный процесс, за период которого ребёнок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребёнок осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Старший дошкольник отличается ещё большими физическими и психическими возможностями. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее, на первый план выступает личностный тип общения, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

        Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребёнка заключается в появлении произвольности психических процессов – способности целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.). Происходит изменение в представлении о себе, его образе «я».

Список использованной литературы

1. Детская практическая психология / Под. ред. Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. –295 с.

2. Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений / СПб.: Питер, 2004. –560 с.

3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / СПб.: Питер, 2009. –276 с.

4. Развитие общения со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1989. –211с.

5. Смирнова Е.О. Детская психология / СПб.: Питер, 2009. –304с.

6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / М.: Академия, 2000. –342 с.

7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /М.: Академия, 1998. –304 с.

8. Академия педагогического мастерства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pedacademy.ru/conference_notes/56.

9. Портал LOGOPULT.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://logopult.ru/psihologo-pedagogical-characteristics-of-an-older-child-psychological-and-pedagogical-features-of-children-of-senior-preschool-age.html.

Общие сведения по теме самообразования

Актуальность

        Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — процесс ознакомления ребенка с природой, это относительно новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее, традиционно представленное в программах, ознакомление детей с природой.

        В основе экологического воспитания детей заложен экологический подход, когда процесс поведения человека в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Целью экологического подхода (а значит экологического воспитания) является формирование экологической культуры личности. Таким образом, экологически сформированная культурная личность (или экологически воспитанная) характеризуется экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

        В условиях современного мира вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если человечество в ближайшее время не осознает значимость бережного отношения к природе, могут произойти непоправимые последствия. Во избежании этого, с раннего детства необходимо заниматься воспитанием у детей экологической культуры и ответственности, ведь именно в этом возрасте складывается начальное ощущение окружающего мира.

        В ДОУ экологическое воспитание осуществляется  и в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

        Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Игры расширяют кругозор, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания; способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

        Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

        Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

        Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Тема самообразования:

«Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Цель самообразования:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания (знаний экологического содержания, отражающих ведущие взаимосвязи природных явлений).

2. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

- изучить эффективность использования дидактических игр в процессе формирования экологических представлений дошкольника;

- формировать и обогащать систему экологических представлений, знаний, умений и навыков средствами дид. игр;

- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе;

- учить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой;

- формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;

- развивать речевое творчество, развивать память, внимание, любознательность, мышление, творческую активность.

- собрать картотеку дидактических игр экологической направленности (в сотрудничестве с педагогами, учитывая предпочтения дошкольников);

- провести просветительскую работу с родителями (темами выбрать задачи самообразования).

Методы и формы работы:

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов и др.);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных материалов для осуществления дидактических игр);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Предполагаемые итоги реализации:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, познания посредствам дидактических игр.

2. Обогащение системы экологических представлений.

3. Повышение уровня мотивации у детей к дидактическим играм по экологическому воспитанию.

4. Развитие у детей памяти, внимания, речи, мышления, любознательности; стремление проявлять творческую активность.

5. Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей 5-7 лет.

6. Обобщение и распространение опыта (для родителей и педагогов).

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

Коллеги МАДОУ «Детский сад № 22 «Город детства»

Список литературы по теме самообразования

1. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

2. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Сакирдановой Т. -Симферополь.: 1995. -35 с.

3. Фребель Ф. Система дидактических игр. // Дошкольное воспитание, -2006, - №3, -С.79

4. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. -М.: Просвещение 1983. -25 с.

5. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. -М.: 2006. -135с.

6. Молодова А. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск.: 1998. -80 с.

7. Максаков А., Туманова Т. «Учите играя», М.: Просвещение, 1983.

8. Дрязгунова В Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. -М. 1991.

-160 с.

9. Бондаренко А. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

10. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992. -65 с.

11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -Минск, 1995.

12. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №12. С.37 –41.

13. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. -М.: Просвещение, 1989. -188 с.

14. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40–49.

15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

- 432.

16. Рыжова Н.А. Экологические игры // Дошкольное образование. -2009г. №4.

Этапы реализации работы по теме самообразования на 2017/2018 уч. г.

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки исполнения

Подготовительный (сбор информации по теме)

Анализ психолого-педагогической литературы по теме самообразования.

09.2017-10.2017

Основной

Формировать и обогащать систему экологических представлений, знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста; формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе; формировать чувство ответственности за сохранение родной природы; учить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой; развивать речевое творчество, развивать память, внимание, любознательность, мышление, творческую активность.

11.2017-02.2018

Результативный

1. Формирование у дошкольников (и родителей) экологического сознания.

2. Повышение у детей уровня мотивации к Д/играм экологической направленности.

3. Картотека Д/игр экологической направленности (в сотрудничестве с педагогами, и коллективно со старшими дошкольниками).

4. Обобщение и распространение опыта.

03.2018-04.2018

Личный перспективный план по теме самообразования на 2017/2018 уч. г.

Период

Направления работы

Способы достижения, результаты

Сентябрь

1. Планирование работы с детьми на новый учебный год.

2. Пополнение «уголка природы» материалами, организация эргономичности.

1. Создание плана работы.

2. Сбор природного материала совместно с родителями (шишки, веточки, камешки и др.)

Октябрь

1. Изучение литературы, работа с документами по данной теме.

2. Изучение исследований других педагогов с использованием Internet.

1. Анализ литературы показал, что для повышения уровня экологического сознания детей необходимо совмещать Д/игры с чтением литературы, проведением бесед, с включением в работу продуктивной и трудовой деятельности.

2. Обсуждение, обмен опытом по теме.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

1. Индивидуальные консультации для родителей по теме сам-ия.

2. Формировать и обогащать систему экологических представлений, знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

3. Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе; формировать чувство ответственности за сохранение родной природы.

4. Учить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

5. Развивать речевое творчество, развивать память, внимание, любознательность, мышление, творческую активность.

6. Сбор картотеки Д/игр.

1. Индивидуальные беседы с родителями о значении экологического воспитания для старших дошкольников; о средствах формирования экологических представлений; о дидактике и ее развивающей роли в воспитании и др.; побуждать родителей к игровой деятельности с детьми дома.

2. Игровая деятельность (Д/игры, рекомендованные ФГОС и разработанные коллегами из сети Интернет). Сбор в картотеку наиболее понравившихся; чтение литературы о природе, о бережном отношении к окружающему миру (Бианки В.В., Чарушин Е.И, Ушинский К.Д. и др.); познавательные беседы с детьми по темам: «К природе — с добротой»; «Не поется птицам без небес»; «Наша планета в опасности» и др.

3. Рисование/аппликация/ лепка по теме (с использованием природных материалов); труд в природе, проектная деятельность (огород, уход за растениями в группе и др.).

Март

Апрель

1. Обогащение системы экологических представлений по средствам дидактических игр у детей и родителей; повышение уровня мотивации у детей к дидактическим играм по экологическому воспитанию.

2. Картотека Д/И экологической направленности.

3. Обобщение и распространение опыта.

1. Формирование у дошкольников (и их родителей) экологического сознания.  Проявление у детей активности к игровой деятельности экологической направленности.

2. Картотека дидактических игр экологической направленности (собрана совместно с коллегой).

3. Публикация отчета в сети Интернет.

Май

Отчет по теме самообр-ия; разработка плана самообразования на новый 2018/2019 уч. г.

Отчет; план работы

Заключение

        Предполагаемые итоги реализации самообразования были достигнуты, однако в ход работы потребовалось внести небольшие коррективы. Так, на подготовительном этапе было выявлено, что наилучшие успехи в вопросах воспитания экологической культуры детей достигаются при использовании средств художественной литературы, эвристических бесед, игровой, продуктивной и трудовой деятельностей. Этот фактор стал определяющим в выборе способов и средств достижения цели данной работы.

        Полученные результаты педагогической работы демонстрируют высокий уровень сформированности у дошкольников элементов экологического сознания (знаний экологического содержания, отражающих ведущие взаимосвязи природных явлений).

        Дети активно задают и отвечают на вопросы; участвуют в беседах; проявляют интерес к экологическим Д/играм в детском саду. С удовольствием участвуют в продуктивной и трудовой деятельностях.

        У них сформированы практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе (ухаживают за растениями, убирают мусор и др.). Адекватно оценивают свои поступки, поступки сверстников и взрослых; сформировано чувство ответственности за сохранение родной природы.

        Результаты индивидуальной работы с родителями неоднозначны — многие признают необходимость экологического воспитания, оценивают преимущества формирования у дошкольников элементов экологического сознания, однако сами не готовы заниматься с детьми в домашних условиях (играть в Д/игры, беседовать о природе и др.).

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста  

«Отгадай и нарисуй»

Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.

Дид. материал: Палочки для рисования на снегу или песке (в зависимости от сезона)

Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.

«Чьи семена?»

Цель:Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Дид. материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.

Методика: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

«Детки с какой ветки?»

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дид. материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т. д.; карточки деревьев.

Методика: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

«Какое насекомое, назови?»

Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…

Дид. материал: Разрезанные картинки насекомых.

Методика: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки:

Всех жучков она милей Спинка красная у ней.

А на ней кружочки Черненькие точки. (Божья коровка)

У нее 4 крыла, Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза, Называют ее …(Стрекоза)

Сок цветов душистых пьет. Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила, А зовут ее …(Пчела)

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

Мы крылышки расправим - Красив на них узор.

Мы кружимся пархаем - Какой кругом простор! (Бабочка)

«Найди такой же цветок»

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дид. материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.

Методика: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.

«Кто как поет?»

Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.

Дид. материал: Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы

Методика: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.

«Угадай весенний цветок»

Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.

Дид. материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.

Методика: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.

В весенний солнечный денек Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки (Одуванчик)

Весна приходит с лаской и со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахнет -

И первый из-под снега цветочек расцветет (Подснежник)

Май, тепло и скоро лето. В зелень всё и вся одето. Словно огненный фонтан - Раскрывается…(Тюльпан)

Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы, вряд Цветы душистые висят (Ландыш)

«Что в корзинку мы берем?»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Дид. материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Методика: У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Вершки – корешки»

Цель: Учить детей составлять целое из частей.

Дид. материал: два обруча, картинки овощей.

Методика:

Вар. 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.

Вар. 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

«Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дид. материал: Мяч.

Методика:

Вар. 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вар. 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Угадай, что в мешочке?»

Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Дид. материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Методика: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.

«Природа и человек»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Дид. материал: Мяч.

Методика: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Выбери нужное»

Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Дид. материал: Предметные картинки.

Методика: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т. д.

«Где снежинки?»

Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Дид. материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Методика:

Вар. 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять. Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т.д.

Вар. 2.Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы: «В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии?» (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

«Прилетели птицы»

Цель: Уточнить представление о птицах.

Дид. материал: Стихотворение о птицах.

Методика: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают

– Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы, Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

«Когда это бывает?»

Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Дид. материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года.

Методика: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

«Звери, птицы, рыбы»

Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Дид. материал: Мяч.

Методика:

Вар. 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Вар. 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что где растет»

Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Дид. материал: Мяч.

Методика: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

«Сложи животное»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Дид. материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Методика: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

«Что из чего сделано?»

Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.

Дид. материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Методика: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

«Угадай-ка»

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Дид. материал: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Методика: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

«Съедобное – несъедобное»

Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Дид. материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Методика: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

«Найди свой камешек»

Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Дид. материал: Коллекция камней.

Методика: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

«Цветочный магазин»

Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дид. материал: лепестки, цветные картинки.

Методика:

Вар. 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вар. 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вар. 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

«Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых.

Дид. материал: Нет.

Методика: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

Вар. 1:

1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Вар. 2: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тля, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

«Расположи планеты правильно»

Цель: Закрепить знания об основных планетах.

Дид. материал: Пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.

Методика: Воспиатель произносит:

На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья.

- Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).

А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечным луч не достал.

- Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).

Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.

А это планета нам всем дорога. Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)

- На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).

Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.

К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.

А это планета гордится собой Поскольку считается самой большой.

- Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).

Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.

Планета кольцами окружена, И этим от всех отличалась она. (Сатурн)

Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.

А что за планеты зеленого цвета? (Уран)

Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.

Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».

Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен, Но только на Земле мир жизнью заселен.

«Кто чем питается?»

Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Дид. материал: Мешочек.

Методика: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

«Полезное – неполезное»

Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Дид. материал: Карточки с изображением продуктов.

Методика: На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т. д.

«Лекарственные растения»

Цель: Закрепить знания лекарственных растений.

Дид. материал: Карточки с растениями.

Методика: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

«Что я за зверь?»

Цель: Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Дид. материал: Нет.

Методика:

Вар. 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут.

Вар. 2: Нужно отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.

Дети в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

«Назовите растение»

Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.

Дид. материал: Комнатные растения.

Методика: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д.?

«Кто где живёт»

Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дид. материал: Карточки «Живтные», «Места обитания».

Методика: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.

Дид. материал: Картинки с изображением разных животных.

Методика:

Вар. 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Вар. 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

«Береги природу»

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Дид. материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Дид. материал: Карточки с объектами живой природы.

Методика: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Ходят капельки по кругу»

Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе.

Дид. материал: Сопроводительный текст для игры.

Методика: Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Я знаю»

Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Дид. материал: Нет.

Методика: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Узнай птицу по силуэту»

Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Дид. материал: Картинки с силуэтами птиц.

Методика: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Живое – неживое»

Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.

Дид. материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».

Методика: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

«Какого растения не стало?»

Цель: Упражнять детей в названии комнатных растений.

Дид. материал: Комнатные растения.

Методика: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Дид. материал: Фланелеграф, ветки, плоды, листья растений.

Методика: На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Цель: Упражнять детей в названии фруктов.

Дид. материал: Муляжи фруктов.

Методика: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Цель: Углублять знания об овощах.

Дид. материал: Картинки с изображением овощей.

Методика: Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель.

«Распредели плоды по цвету»

Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.

Дид. материал: Игровой персонаж Вини-Пух, муляжи овощей и фруктов.

Методика:

Вар. 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Вар. 2 «Распредели плоды по форме и вкусу» Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

Источники:https://r1.nubex.ru/s14051-dc6/f822_4b/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B.pdf(дата обращения 11.2017);

https://урок.рф/library/didakticheskie_kartochki_uznaj_ptitcu_po_siluetu_073755.html (дата обращения 11.2017); и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников

Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.     В э...

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...

« Дидактическая игра – как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста»

laquo; Дидактическая игра – как средство  экологического воспитания старшего дошкольного возраста»...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Дидактические игры как средство экологического воспитания младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическо...