КАРТОТЕКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК
картотека (младшая группа)

Малышева Анжелика Леонидовна

КАРТОТЕКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КАРТОТЕКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК52.26 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО- Югры  

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Картотека целевых прогулок.

группа №8

Подготовила: воспитатель группы №8

Малышева А.Л.

2020 - 2021 гг.

"Прогулка по прилегающей к детскому саду улице".  

«Знакомство с улицей».

 пробудить в малышах чувство заинтересованности и сопричастности ко всему, что происходит вокруг, познакомить с правилами безопасного поведения на улице, начать знакомить с названиями улиц родного города. Активизировать мыслительную деятельность детей

Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних из них живут люди, в других находятся учреждения, магазины, школа, почта и т.д. Машины движутся по проезжей части улицы.

Дать элементарные знания о поведении на улице.

Методические приёмы: наблюдение, рассказ, беседа.

Активация словаря: учреждение, проезжая часть улицы, широкая, красивая, грузовые, легковые, пассажирский транспорт.

Предварительная работа: рассказ воспитателя об улице, о машинах, домах, чтение художественной литературы, рисование домов, машин.

Воспитатель напоминает, как нужно вести себя на улице, не толкаться, громко не кричать, не выбегать на проезжую часть, не показывать на какой- то предмет пальцем.

Последующая работа: рисование, С/р игра «Наша улица».

 Ход прогулки:

Перед выходом на прогулку воспитатель говорит детям: Сегодня мы с вами будем гулять по улице. Она красивая, широкая. На улице растёт много деревьев. По улице едут машины. Едут они по проезжей части улицы. Мы же с вами пойдём по тротуару.

Мы пойдём парами друг за другом, не мешая прохожим. На улице надо вести себя культурно: не кричать, разговаривать спокойно, не показывать пальцем.»

Пройдя немного по улице все останавливаются и воспитатель проводит с детьми беседу.

Воспитатель: Посмотрите, дети, и скажите, что вы видите?

Дети: Дома, машины.

Воспитатель: Какие дома на нашей улице?

Дети: Дома маленькие и большие.

Воспитатель: А что ещё вы видите на улице?

Дети: магазин, мы туда ходим покупать хлеб.

Затем воспитатель обращает внимание детей на движение машин.

Воспитатель: Часть дороги, по которой едут машины называется проезжей частью.

По проезжей части какой транспорт идёт?

Дети: едут машины

Воспитатель: Едут легковые и грузовые машины, едут автобусы

Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что машины едут по дороге. Она широкая.

Воспитатель: Ребята, если автомобили едут в одну и в другую сторону, такое движение называется двусторонним движением. Чтобы не было столкновения транспорта проезжая часть разделена сплошной и прерывистой белой линией. Если машины едут только в одну сторону, такое движение называется односторонним.

Дети наблюдают за движением транспорта по проезжей части.

Воспитатель: а как называется место, где ходят люди?

Дети: Место, где ходят люди, называется, тротуар.

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что машины движутся по проезжей части. Люди ходят по тротуару.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и рассказать, что они ещё видят на улице.

Воспитатель: Сегодня мы ходили с вами по улице, она широкая, красивая, на ней много машин. Они движутся по дороге. Люди ходят по тротуару. На улице есть дома. Они высокие и низкие.

На участке детям предложить поиграть  в с/р игру «Наша улица»

"Осенняя прогулка по микрорайону, где расположен детский сад".

«Листопад»

Цель: Обратить внимание детей на то, что происходит вокруг осенним днем, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице, обратить внимание на деревья. Развивать ориентировку в пространстве.                                                                                                                   показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

Ход прогулки

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо по бродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья, шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

        Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

Педагог кладет сухой листик на столик, предлагает любому ребенку: «Подуй!» Лист летит с руки, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют.

Воспитатель просит каждого ребенка отобрать один самый красивый, понравившийся листик. С каждым ребенком уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!» Потом начинает собирать листья: «один листок, еще листок и еще... Получилось много листьев - целый букет! Посмотрите, какой у нас букет - пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет?» Воспитатель уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень!» Обращается к детям: «Кому мы подарим этот пышный букет?» Все вместе решают, что его нужно принести в группу чтобы порадовать тех деток - которые не пошла на прогулку.

Воспитатель предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень?» (Ответ детей: желтая.) «Золотая осень!» - конкретизирует педагог. Можно пропеть детям припев песни:

Листья желтые над городом кружатся,

С тихим шорохом нам под ноги ложатся,

И от осени не спрятаться, не скрыться,

Листья желтые, скажите, что вам снится?

«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям?»  обращается к детям воспитатель, предлагая каждому задуматься,            высказаться; приходит на помощь: «Наверное, листьям будет сниться, как они медленно летели на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».

Воспитатель показывает детям оставшиеся листья и предлагает сделать из них маленькой Олечке красивый пояс (быстро скрепляя листья веточкой, педагог тут же наряжает девочку). Воспитатель предлагает: «Набирайте красивые листья, подходите ко мне, а я буду делать вам пояса. Отбирайте самые красивые крупные листья - тогда и пояса будут красивые. Только не спешите, а то я не успею». Воспитатель делает всем ребятам шапочки, веночки, сумочки. Дети, получившие свою поделку, могут идти играть, но некоторые ребята остаются, наблюдая за действиями взрослого.

Затем педагог предлагает детям сгрести в охапку листья, подбросить и громко продекламировать:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Проводится подвижная игра «Листопад». Прогулка продолжается.

Знакомство с правилами поведения пешеходов.

 Цель: формировать представление о правилах поведения на улице;

 воспитывать навыки ориентировки на местности;

расширять знания о транспорте; развивать наблюдательность.

Беседа: Рассказать детям, что они как пешеходы должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательным, идти по правой стороне, крепко держать друг руга за руки, не кричать, слушать внимательно воспитателя.

Ход наблюдения: пройти к проезжей части дороги понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детски сад находится рядом с большой дорогой – шоссе.

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

Спросить, какие машины движутся по шоссе. Пусть дети назовут знакомые им автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе движется много легковых и грузовых машин, никто никому не мешает. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.

Вместе с детьми понаблюдать за движением пешеходов. Обратить внимание детей на то, что не только водители строго соблюдают правила дорожного, но есть и правила для пешеходов. Обратить внимание детей на знаки для пешеходов (светофор)

Три друга пешехода в любое время года.

Красный свет - твой первый друг -

Деловито строгий.

Если он зажёгся вдруг -

Нет пути дороги.

Жёлтый свет - твой друг второй

Даёт совет толковый:

Стой! Внимание утрой!

Жди сигналов новых!

Третий друг тебе мигнул

Своим зелёным светом:

Проходи! Угрозы нет!

Я порукой в этом!

При переходе площадей,

Проспектов, улиц и дорог

Советы этих трёх друзей

Прими и выполни их в срок.

Знакомство с пешеходной дорожкой в зимнее время.

Цель: Продолжать закрепление знаний о правилах поведения на улице; развивать внимание и навыки ориентировки в пространстве;                  формировать знания о пешеходной части дороги, формировать представление о правилах дорожного движения, развивать наблюдательность.

Пригласить детей на прогулку. Рассказать им о правилах дорожного движения, обратить внимание на дорожку, предназначенную для пешеходов – это тротуар. Провести с детьми беседу о правилах поведения и передвижения по тротуару в зимнее время.

Рассказать детям, что зимой дорога очень скользкая и ходить по ней нужно осторожно, чтобы не упасть.

Ход наблюдения:

По пешеходной дорожке,

Шагают только ножки.

Лишь в коляске и в кино

Колесить разрешено.

Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.

Спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

Придя в детский сад, вспомните с детьми, как они себя вели: были ли внимательными. Еще раз вспомните о правилах пешеходов. В зимнее время года тротуары покрыты снегом, поэтому пешеходы идут медленно, должны быть особенно внимательными.  

Трудовая деятельность:

Сгребание снега лопатами, расчистка дорожки.

Цель: учить добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры:

«Горелки»

Цель: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя.

«Кто дальше?»

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигналы воспитателя.

Выносной материал: куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы.

"Как одеты прохожие?"

Цель: сформировать у детей представление о сезонной одежде, развивать наблюдательность; уточнить представления детей о признаках зимы (зимой холодно, снег лежит на ветвях деревьев; со снегом можно играть, кататься на санках, лыжах). Вызвать у детей радостные переживания от зимней прогулки.  Учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Ход наблюдения:

На заборах и крылечке: Все блестит и все бело. Нет свободного местечка – Всюду снега намело. Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд. Только грозди на вершинке ярче прежнего горят. Воспитатель задает детям вопросы.

 - Какое сейчас время года? (Зима).

 - Почему? (Кругом лежит снег, холодно).

 - Какого цвета снежинки? (Бесцветные).

 - Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада температура воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется).

Беседа: Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.

Снег сегодня белый-белый. От него кругом светло. Рукавички я надела. В зимней шубе мне тепло. Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег.

Сюжетно-ролевая игра: «Кто, кто в теремочке живет?»

Трудовая деятельность: уборка снега с участка.

Цель: продолжать учить пользоваться скребком, лопатой.

Подвижная игра: «Устроим снегопад».

Цель: развивать двигательную активность.

Выносной материал: лопатки, скребки, метелки.

Самостоятельная деятельность: катание с горки со страховкой воспитателя.

"Прогулка до автобусной остановки".

Цель: формировать представление о роли автобуса, его назначении для людей.

Закреплять знания детей о названиях частей машины.

 Беседа: Автобус -  пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, они входят и занимают места. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.

Ход наблюдения:

Пройти с детьми к автобусной остановке и рассмотреть автобус, когда он подъедет к остановке.

Что за чудо этот дом

 - Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Понаблюдать, как к автобусной остановке подходят люди – пассажиры. Рассказать об основных частях автобуса.

Трудовая деятельность:

Утепление корней деревьев и кустов снегом.

Цель: воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Подвижные игры по приходу в детский сад:

«Автобус»

Цель:

 - закреплять знания о труде шофера;

 - учить ориентироваться в пространстве и ходить парами.

«Мы – шоферы»

Цель: учить различать сигналы светофора.

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, куклы, санки для кукол, печатки.

Прогулка в парк. "Наблюдение за березой и сосной, елью".

Цели: расширять представления детей о деревьях, развивать умения анализировать, сравнивать и делать вы воды, воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения: Прогуляться по парку, осмотреться, найти знакомые деревья: березку, ель, сосну. Что есть у деревьев? (ствол, ветки). Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Подвести детей к березе.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый с черными полосками – похож на сарафан). Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, а весной она оживает расцветает, радует прохожих своей красотой.

  Берёза - это изящное лиственное дерево с прозрачной, сквозистой кроной и с тонкими свисающими ветвями. У берёзы белая кора, с чёрными отметинами, которая у основания покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами.

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего бело!

Ель - это вечнозелёное хвойное дерево. У неё тёмно-серая кора и ширококонусовидная крона с жёсткой колючей хвоей. Шишки свисающие, продолговатые и растут на концах верхних ветвей. Ель - дерево долгожитель. Меня всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Подвижные игры по приходу в детский сад:

 - «По ровненькой дорожке».

Цель: учить ходить по невысокому брусу, спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Мы - веселые ребята».

Цель: - учить внимательно слушать команду воспитателя;

"На огород".  

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе; наблюдение за трудом взрослых; дать знания о том, что весной в землю сажают семена; воспитывать интерес к труду и желание принять участие в нем.

Беседа: Рассказать, что из семян можно вырастить овощи, рассмотреть семена свеклы, огурцов, редиса; показать, как правильно сеять семена и поливать. Формировать представление об особенностях выращивания растений.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

• Как изменились погода, природа?

• Что изменилось в огороде?

• Какие работы можно сейчас делать в огороде?

В первой половине марта, во время сильных оттепелей необходимо особо заботиться о слабозащищенных многолетних овощных растениях и о подзимних посевах овощей.

При ранней весне, если снег на такой грядке сошел совсем, возрастает опасность серьезного повреждения этих растений возвратными заморозками. Поэтому если там снега уже недостаточно, то его необходимо немедленно перенести сюда со свободных участков. В конце марта может начаться массовое таяние снега. Поэтому надо постараться поскорее освободить от снега междурядья или хотя бы их отдельные участки, чтобы почва в этих местах оттаяла раньше и могла впитать талую воду (мерзлая земля плохо поглощает влагу).

"Коли май в начале теплый, жди холодов со второй половины". "Много майских жуков - жди засухи". Чем раньше распустится березовый лист, тем теплее лето. Птицы свили гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.»

Май - один из самых хлопотных месяцев для садовода и огородника.

В мае проводятся основные работы по выращиванию овощей в открытом грунте.

Садят в гряды: редис, редьку, лук, лук, морковь и др. растения.

Лейку бабушка берёт,

Ну а я - лопатку,

Мы пришли на огород,

Мы копаем грядку.

Здесь морковка, здесь редис...

Поливай, не торопись!

"А вот и наш цветник".

 Цель: Рассмотреть первые цветущие культурные растения (одуванчики, ромашки), продолжать учить различать части растений: стебель, листья, цветы. Воспитывать у детей чувство прекрасного, учить беречь природу.

Беседа: Рассказать о том, что цветы можно выращивать из семян, а многие из них такие как одуванчик растут сами. рассмотреть семена разных цветов, учить детей правильно сеять и поливать семена. Формировать представление о связи роста и развития растения с количеством тепла и влаги.

Ход наблюдения:

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель говорит, что снег растаял, лужи и ручейки высохли, стало сухо и тепло. И сами дети и взрослые сняли шубы, надели пальто, тоненькие шапочки, вместо валенок – ботинки (сапожки), вместо варежек - перчатки; подчеркивает: это красавица вес на привела теплое лучистое солнышко.

Дети увидели первые одуванчики, зашумели, стали показывать на них. Взрослый улыбается, слушает высказывания детей, а затем подводит итог: «Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеле ной травкой показались на свет и желтые цветы - одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Солнышко желтое и одуванчики желтые, у солнышка есть лучики и у одуванчиков лучики. Маленькие солнышки по траве разбежались, радуются».

Педагог срывает один одуванчик и показывает старшим детям: стебель, головка цветка, а листики остались в траве. Дети сравнивают стебли одуванчика: длинный или короткий.

Младшие дети по желанию находят и показывают всем самый крупный и самый мелкий одуванчик.

Педагог читает стихотворение М. Полянской «Одуванчик».

Затем на веранде воспитатель проводит подвижную игру «Солнечные зайчики».

В конце прогулки воспитатель предлагает каждому ребенку сорвать один понравившийся одуванчик. Учит, как правильно нужно рвать: чем длиннее стебель, тем лучше.

Дети протягивают цветы. Педагог считает: «Один! Один! Еще один! Еще один одуванчик! И получился красивый весенний букет». Все дружно решают подарить его няне. Если в группе есть именинник, букет собирают для него.

«Здравствуй, лето».

(прогулка по

окрестностям детского сада)

Цель: Вызвать   эмоциональный   отклик   на тёплый солнечный день;

 - учить   замечать   красоту «ожившей природы», различать куст, дерево; - рассмотреть молодую зелёную травку, порадоваться цветам- одуванчикам.

Конспект 5 «Солнышки на травке»

Ход прогулки:

Одуванчик - одно из самых неприхотливых многолетних травянистых растений.

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев.

Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть   желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка —

корзиночка, наполненная мелкими цветами. Закрываются цветов вечером (ложиться спать), в пасмурную погоду цветы также закрываются, защищая пыльцу от влаги. Всем известны семена -парашютики этого растения: окончательно созревшие, они легко срываются с корзинки легким дуновением ветра и уносятся на значительные расстояния.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

"Прогулка на огород".

Цель: рассмотреть грядки первые всходы будущего урожая овощей;

-предложить понаблюдать за рыхлением земли, объяснить, зачем это надо;

-предложить детям помочь воспитателю полить грядку. Активизировать словарь детей: рыхлят, грядка, поливают, овощи. Воспитывать интерес к труду и желание принять участие в нем.

Красная девица в темнице»

Беседа: дать детям представление о растениях на огороде (морковь), учить заботиться о растениях.

Ход прогулки.

        Как только дети вышли на прогулку, воспитатель предлагает пойти на огород, посмотреть, что там растет.

Воспитатель: «Посмотрите, как высоко поднялись листья моркови, какие они высокие, кудрявые, зеленые. А где же сама морковка? Вот она где! Спряталась в земле, а коса на улице. Ишь, какая красная девица сидит в темнице. Давайте потянем! Не вытянешь! Присядьте, поглядите, где еще спряталась морковка - красная девица. И здесь, и здесь. Только ее никак не вытащишь, земля твердая. Нужно ее полить. Давайте принесем воду. В чем будем нести? Правильно, в лейках».

        Все берут лейки и идут за водой. Воспитатель следит, чтобы дети               набирали воды не больше отметки. Дети дружно несут воду к огородной грядке.

        Воспитатель учит детей: «Лейку наклоняйте медленно, чтобы вода не проливалась через край. Идите за мной не спеша».

        Педагог идет первым, за ним продвигаются дети и повторяют.

Целевая прогулка в парк.

Цель: формировать у детей представления о состоянии растений в летний период (растения оживают, у них появляются зелёные листочки);

- обратить внимание на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы;                                                                                                          уточнить названия: дерево, куст; познакомить детей с понятиями: гладкий, колючий, тяжелый, легкий, длинный, короткий, толстый, тонкий.

Ход прогулки

Педагог говорит, что сегодня все пойдут в лес (парк). Дети берут ведерки и корзинки. На опушке леса педагог обращает их внимание на деревья,       кусты и показывает ствол, ветви, листья: «У деревьев стволы тонкие и толстые».

        Дети начинают бегать, аукаться: «Ау! Потерялись мы в лесу!»,        прятаться за толстым деревом: «Ау! Ищите нас! Мы спрятались за деревом».

Набегавшись, все собираются вокруг воспитателя, который предлагает принести палочки, кому какая нравится. Все рассматривают палочки, старшие дети с помощью педагога считают до двух, определяют: длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа палочка.

Воспитатель подводит детей к месту, где можно набрать шишки и желуди. Дети обращают внимание на шляпку желудя и определяют, маленькая она или большая. Воспитатель просит их определить, какая из двух шишек (камней) тяжелее.

Затем отбирает несколько камешков, желудей, шишек, просит пощупать предметы и назвать те, у кого гладкая поверхность. Педагог, держа на ладони две веточки, предлагает кому-нибудь из детей: «Возьми тонкую веточку, возьми длинную, затем толстую, короткую». Предлагает сложить ладошки лодочкой: «Угадай, что я тебе в ладошки положила: шишку или желудь? Палочку или травинку?».

        Если есть возможность, можно постоять у ручейка, послушать, как журчит вода. Понаблюдать, как она быстро бежит - торопится. Это особенно заметно, если бросить в воду листик предложить детям имитировать звук «Ж» - песенку ручья.

Вернувшись на участок, можно разложить собранный природный                       материал по коробочкам, а впоследствии выложить из него всевозможные фигурки по контуру на песке.

        В конце прогулки проводится игра «Поедем в лес».

«Все работы хороши».

Цель: уточнять и расширять представления детей о труде шофёра;

-    воспитывать уважение к людям труда;

-    расширять    представления   детей    о правилах поведения во дворе и на улице;

- формировать представление о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность;

-расширять знания о роли машин; закрепить умение детей различать и называть автобус; воспитывать любознательность.

 Беседа: при выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначение - привозит продукты в детский сад.

Понаблюдать за проезжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузовые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Скорая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать об их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

На улице нашей машины, машины  

Машины-малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят с утра на работу.

Вместе с детьми понаблюдать за движением легкового автомобиля.

Легковой автомобиль небольшого размера и весит значительно меньше других машин отсюда и название – легковой. Он напоминает небольшой железный домик на четырёх колесах с окнами и дверями. Форма и размер машины зависят от её модели.

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

Рассмотреть стоящий поблизости автобус.

Автобусы везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в автобусе пассажир покупает билет у кондуктора. В автобусе можно ехать как сидя, так и стоя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряд кресел. Для тех кто, кто стоит, имеются перекладины-поручни, чтобы

можно было держаться за них и не упасть во время движения.

АВТОБУС

Точно, вовремя и ловко

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, -

Пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, вам пора!

Пассажирка юных лет,

Предъявите ваш билет!

Работа после прогулки: в семейный час вместе с детьми еще раз вспомнить и закрепить знания о машинах и о труде шофера.

Воспитатель задает детям вопросы.                                                                               •Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)                                                     • Для чего нужны фары? и т. д.

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех по утрам

Отвозить на работу.

(Шофер)

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна

«Путешествие на луг».

Цель: учить   детей   узнавать   и   называть знакомых   насекомых (пчела, муха, жук, бабочка);

-    формировать у детей представления об особенностях внешнего вида

насекомых (тельце, лапки, крылья), об особенностях поведения и жизни в

природе (прыгают, летают, жужжат, ползают);

-уточнить содержание понятия «насекомые»;

-научить сравнивать их по существенным общим при знаках.

Беседа:

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Как, одним словом называются отгадки? (Насекомые.)

Ребята каких вы знаете насекомых? (муха. бабочка, гусеница, муравей).

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

Ход наблюдения:

На луг мы прилетели

И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем

Какой кругом простор!

Как выглядит бабочка? Как она передвигается? Чем питается бабочка? Какую пользу приносит? Есть ли дом у бабочки? Есть ли

 у нее враги? Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете? У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У

 нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки - ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги - птицы и пауки.

С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

Как выглядит муха? Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие

 волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила

 сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, муха в состоянии удержаться практически везде.) Почему мух называют вредными насекомыми? Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.) Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.) Где мухи откладывают

 свои яйца? (В навозе, мусоре). Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.) Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики - важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и       запахи.) Чем кушают мухи? (Хоботком.) Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз - простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.) Где и как муха проводит зиму?

Муравьи - хищники, уничтожают множество насекомых. А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.) А понаблюдаем, как муравьи работают,  ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте мы будем с вами на следующей прогулке.

Целевая прогулка к центральной клумбе

«Наши цветы».

Цели: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру;

-обращать внимание на их окраску;

-воспитывать любовь к природе.

Беседа: обратить внимание детей на цветник. Отметить разнообразие цветов в цветнике. Вспомнить, как дети сами сажали бархатцы. Закрепить умение различать и называть цветы по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение и желание ухаживать за ними, любоваться их красотой.

Словарная работа: Стебель, цветок, бархатцы, нарциссы, тюльпаны, ноготки, ландыши, корни, листья, бутон, цветок, полоть, рыхлить, поливать.

Обратить внимание детей на бутоны, цветы на клумбе.

Медленно обойти вокруг клумбы и отыскать крупные и мелкие бутоны, с помощью взрослого предложить сравнить их: большой – маленький бутон, крупный – мелкий.

Предложить детям внимательно рассмотреть строение: найти цветы, листья, стебель.

Спросить у детей: Какой части цветка мы не видим и почему?

Сравнить цветы по окраске, по величине цветка и листьев, учить детей составлять красивые букеты для украшения групповой комнаты.

«Для цветов».

Лейка, лейка!

Шибче лей-ка.

И водицы не жалей-ка.

Для цветов водица

Очень пригодится.

«Хороша водичка»-

Говорит гвоздичка.

Ю. Макаров.

Дидактическая игра: «Найди такой же цветок» - учить детей точно соблюдать правила игры, закреплять названия цветов.

Художественное слово:

Стихотворение: «Как у нас на грядке»

Как у нас на грядке

Сколько цветиков цветет!

Маргаритки, ноготки,

Астры - пестрые цветки,

Георгины и левкой,

Выбирай себе любой!

Трудовая деятельность: Полив, рыхление, прополка сорняков – формировать трудовые навыки, воспитывать желание заботиться о цветах.

Практическая часть:

Аппликация: «Мой любимый цветок» - закреплять умение наклеивать готовые детали, составлять композицию, развивать творчество.

Вспомнить условия необходимые для хорошего роста. Предложить детям поухаживать за растениями (прополоть, прорыхлить, полить) .

Хоровод: «Ясные денечки» - согласовывать движения с текстом, развивать певческие и танцевальные умения.

Солнышко, солнышко,

Пригревай скорее.

Чтобы наши луга

Стали веселее.

Припев: Ясные, ясные, ясные денечки.

Так и хочется плясать,

И играть в садочке.

Цветики, цветики,

Цветики-цветочки.

Распускайтесь скорей,

Маки, василечки.

Прогулка на огород

«Наблюдение за горохом».

Цель: продолжать наблюдение за ростом овощей, обратить внимание на изменения;

-показать детям стручки гороха.

-раскрыть один стручок, показать маленькие горошины. Объяснить, что нужно подождать, чтобы горошины выросли побольше.

-полить горох

Беседа: Рассказать деткам о горохе. Горох — это однолетнее растение с круглыми гладкими семенами. Их иногда высевают под зиму, чтобы на бедующий год иметь ранний урожай. Сорта с морщинистыми семенами (мозговые - менее устойчивые к холодам, и высевают их не раньше весны.

Ход наблюдения. Ребята, несколько дней назад мы с вами познакомились с одним из жителей огорода. Кто же это такой? (“Чучело огородное” Мы даже придумали ему имя – …)

Во время этой встречи он хвалился, что у него на огороде растут разные овощи, и он обещал нам раскрыть некоторые секреты Огородной страны.

Мы с вами сходим к нему в гости и попросим его рассказать. Но о каком овощном растении пойдет речь, отгадайте загадку.

Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
   Горох)

Что зажал хитрец – стручок в свой зеленый кулачок? 
Проще нет отгадки: в нем горошек сладкий!
Во все время цветения и  пока горох растет его надо часто поливать водичкой. С другой стороны, избыток ее до начала цветения снижает урожайность: поливать растения в этом возрасте следует лишь в засушливые периоды.

Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались оттуда бусинки – дробинки.

Действительно, нас, горошинок, часто сравнивают с бусинками. А как вы думаете, почему? (Одинаковы по размеру, форме). А на что мы еще похожи? (Бисер, круглые конфетки, мозаику, пуговки и т.д.)

Дедушка Рох посеял горох,

– ходьба на месте;

Землю пахал – тяжело вздыхал.

– наклоны вперед;

Когда убирал – пот вытирал,

– имитирующие движения

Когда молотил – по пальцу хватил.

– наклоны вправо-влево

Зато когда ел, язык проглотил –

– поглаживания себя по

До того было вкусно!

животу

Предложить рассмотреть на приготовленных заранее тарелочках проросшие горошины и сухой горох. Сравнить горошины между собой. Чем они отличаются.

 Вот сейчас мы с вами превратимся в горошины, и я посмотрю, какие вы быстрые и ловкие, сможете ли убежать от меня.

Cей, сей горох! Поливай горох!
Уродись горох и крупен и бел, на потеху всем.
И сам тридесят – для всех ребят!
Ахи, ахи, ахи, ох! Маша сеяла горох.
Уродился он густой, мы помчимся – ты постой!

После прогулки: можно с детьми провести дидактические игры и упражнения:

  • “Найди самую крупную горошину” (из предложенных в чашечке)
  • “Моя горошина” Цель: развивать наблюдательность, внимание, умение передать свои отношения, мысли окружающим (предложить детям выбрать из блюдца 1 горошину, рассмотреть ее и рассказать, чем она непохожа на остальные горошины);

Женя – огородница

А я маме помогала: я горошек сеяла!
Как посеяла – устала и на грядку села я.
Села. Посидела. Не могу подняться.
Не простое это дело – в грядке ковыряться.

А. Берсенева

Про горох

Ох, ох, ох, ох! – разворчался наш горох, –
Очень трудно жить в стручке, если дверки на крючке.
Л. Браницкая

Улыбчивый горох

А у нас – переполох: как-то вдруг поспел горох!
В щелку смотрит, белозубый, от своей кожурки грубой.
Я сорвал тугой стручок: до чего же толстощек!
Сразу открывается, словно улыбается.

Горох

Веселый вьётся стебелек, на нем качается цветок.
Вдруг превращается цветок в зеленый толстенький стручок.
Беги скорей его сорви и внутрь створок загляни.
Тебя приветствует отряд горошин, выстроенных в ряд.

Целевая прогулка к муравейнику

«Муравьи и муравейник»

Цель: расширять знания детей о насекомых;  

 - показать муравьев, отметить их поведение; -воспитывать бережное отношение к насекомым.

-показать детям муравейник и рассказать о большой дружной семье, которая там живет.

Беседа: Он работник настоящий,                                                                                      Очень-очень работящий.                                                                                                   Под сосной в лесу густом                                                                                              Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Рассмотреть большой муравейник, понаблюдать за его обитателями (понаблюдать, как муравьи отыскивают “дороги”, по которым они отправляются за кормом, какие “ноши” несут в дом).

Жизнь муравья строго подчинена законам большой муравьиной семьи. Свои дома эти насекомые часто строят возле пня или дерева. Нам видна лишь верхушка муравьиного царства. Под землей находится большое помещение со множеством ходов и комнат. В них муравьи, заботливые родители и домовитые хозяева, растят потомство и откладывают съестные припасы.

Муравьёв неслучайно называют неутомимыми тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья.

Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломки, веточки.

Муравьи очень полезные, их еще называют лесными санитарами. Они истребляют прожорливых гусениц и других вредных насекомых, которые разрушают деревья.

Трудовая деятельность:

Давайте и мы сейчас представим себя муравьями и соберём все ветки в кучу, сделаем свой муравейник.

Стихотворение:

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые старые пни,

Из иголочек высохшей хвои, Строят терем лесной муравьи.

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

Загадка:

В лесу у пня суетня, беготня;

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит.

(муравей)

Дидактическая игра:

«Узнай, о ком рассказала» - учить детей слышать в описании признаки внешнего вида того или иного насекомого и называть его.

Подвижная игра: «Муравьиные бега»

Цель игры: первыми пройти муравьиную тропу и не потерять в пути свой груз. Описание игры: участники объединяются в несколько команд и выстраиваются шеренгами. Груз перевозится в специальных контейнерах (ложках, а муравьиная тропа - прямая, по которой можно перемещаться только особенным образом: делать маленькие шажочки, приставляя пяточку одной ноги к носку другой. 

"прогулка на огород".

Обратить внимание детей, как подросли овощи, что урожай лука, гороха, кабачков уже собран.

-Напомнить детям о пользе овощей.

-Воспитывать уважение к труду взрослых на огороде, желание им помогать. 

Цель: закрепить знания детей об овощах, их форме, величине, цвете.

Ход прогулки

Воспитатель предлагает детям сходить к огородным грядкам и               понаблюдать, чем заняты там старшие дети. Идет сбор урожая. Педагог рассказывает, как все лето старшие дети вместе со взрослыми трудились, поли вали грядки, и вот теперь, когда наступило время, овощи созрели. «Давайте мы вам поможем!» - предлагают малыши. Старшие не против.

Дети принесли большую корзину для овощей. Начинается работа.           Воспитатель уточняет: «Это красные помидоры. Где они растут: на дереве или на кусте?» Какого цвета, какой формы помидоры - на эти вопросы дети с удовольствием отвечают сами. Они могут при сравнении двух помидоров точно ответить воспитателю, какой меньше или больше, легче или тяжелее.

Затем все с интересом отыскивают среди листвы огурцы.                           Дети рассуждают, почему огурцы трудно отыскать, наверное, балуются, вот и прячутся!» - дружно решают они. Старшие дети сравнивают два огурца: какой длинней или короче, тяжелей или легче. Что отыскали - все в корзину.

Воспитатель продолжает: «A есть еще овощи, которые зарылись в землю и сидят там в темноте. Спрятались! Давайте отыщем их!» Предлагает потянуть за веселый кудрявый хвостик. Дети осторожно тянут, но не знают, что вытянут. Оказалось, это морковка! Да такая большая, оранжевая. Ну, просто красавица! И зачем такая красавица в землю зарывается! Одна морковка большая, а другая маленькая. «Это дочка!» - объясняют дети.

На соседней грядке тоже только листья видны. Может, и здесь: «Кто-то спрятался? Потянули дети, вытащили круглую, бордовую свеклу. Стали думать, какой же «хвост» потянуть, чтобы вытащить свеклу покрупнее. Решали, выбирали, потянули, а оказалось, что вторая свекла мельче и лег че. Дети сами это определили, сравнивая с первой. Малыши благодарят старших детей за то, что им разрешили на грядках потрудиться.

Работа после прогулки: Дети возвращаются на участок, рассаживаются вокруг стола, а педагог раскладывает на подносе овощи и читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Затем спрашивает всех: «Какие из этих овощей можно есть сырыми, но помытыми?» Дети пробуют понемножку огурцов, помидоров, мор ковки, капусты. Уточняют, что заяц бы обрадовался: на подносе есть его любимое угощение. Еще раз вспоминают и уточняют, какие овощи растут на земле, а какие прячутся в земле.

После этого все дружно играют в игру «Лохматый пес».

«До свидания, лето».

(прогулка по окрестностям детского сада)

Цель: закрепить и обобщить знания детей о признаках лета.

-Развивать умение замечать изменения в природе в конце лета, наблюдательность, внимание, речь. аналитическое мышление.

-Воспитывать интерес к окружающему миру. бережное отношение к природе.

Развивать умение узнавать и называть растения родного края; развивать речь, мышление, наблюдательность; умение вести диалог.

Материал и оборудование: Корзинка, конверт с письмом.

Воспитатель: ребята, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу! Как красиво кругом, куда не бросишь взгляд! Скажите, какое время года сейчас? (Ответы детей). Правильно, лето! Самое яркое и тёплое время года. ЛЕТО.

Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,

Если рано утром росы гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета вся вода в реке до дна,

Значит это уже лето!

Ребята, а какие признаки лета вы знаете, назовите их? (закрепление о признаках лета). Очень хорошо, молодцы! Мы с вами сегодня отправимся гулять в очень интересную страну полную тайн и загадок. Смотрите и слушайте внимательно вокруг. Много нового и интересного узнаете сегодня. Давайте сначала поприветствуем окружающий нас мир.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнце и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим!

Отправляемся в путь. Первую нашу остановку вы узнаете, если отгадаете загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я!

Кто я такая? (Вода)

Воспитатель: молодцы, отгадали. Ребята, а вы знаете о пользе воды? (Рассуждения детей). Правильно. Вода нужна всем: и людям, и растениям, и животным. Без воды всё живое вокруг нас погибнет. У нас в парке есть два прекрасных фонтана. Они украшают территорию нашего парка, а ещё туда иногда прилетают птицы воды попить.

Воспитатель: ребята, а вы знаете о том, что вода – это дом для некоторых животных? Кто живёт в воде?(Ответы детей).Молодцы, всё знаете и правильно ответили. Ну, что отправляемся дальше? А вот где мы остановимся вы сейчас догадаетесь. Отгадайте загадку:

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна,

Могу быть белой, жёлтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза).

Ведущий: ребята, давайте посмотрим внимательно на эти цветы. Они распустились и стали прекрасными, ароматными цветами. А кто скажет, как мы ухаживали за цветами? (Ответы детей). Правильно! Мы рыхлили землю, поливали, срезали засохшие листики. А какие ещё цветы вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! Как много цветов вы знаете. А я предлагаю немного поиграть и превратиться в полевые цветочки - васильки. Начинаем превращенья!

Синие звёзды упали с небес. (Дети приседают).

Смотрит на них зачарованно лес, (Поднимаются на носочки, покачивают руками из стороны в сторону).

Ветер тихонько над ними кружит, (Кружатся на месте)

Смотрит на синие звёзды во ржи,

Нежно качает волну васильков, (Вновь покачивают поднятыми вверх руками)

Синих, как звёзды, волшебных цветков.

Воспитатель: как хорошо мы отдохнули! Сколько красивых цветочков васильков выросло у нас на полянке! Давайте дальше пойдём гулять. Но сначала послушайте стихотворение, которое расскажет нам…

Ребятки давайте мы с вами осмотрим  участок, найдите знакомые деревья: березку, сосну, ель. Что есть у деревьев? (ствол, ветки).

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего бело!

Живет в лесу красавица, зеленая, колючая.

Под Новый год нарядная к нам в комнату войдет.

Меня всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Воспитатель обращает внимание детей, что находиться рядом с елью очень приятно (она красива и полезна), ее аромат целителен для здоровья. Спрашивает, что красивого дети находят в елочке. Предлагает попеременно глубоко дышать с открытыми глазами и смотреть на нее.

Вот и закончилось наше путешествие. Что больше всего вам запомнилось? (Высказывания детей). Пора нам возвращаться в группу. А давайте обратно поедем в паровозике. Занимайте места в вагончиках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека целевых прогулок по ПДД

В данной картотеке собраны целевые прогулки, которые можно использовать для обучения детей ПДД...

Картотека целевых прогулок на лето

Данная картотека целевых прогулок разработана с целью закрепления материала пройденного на занятиях....

Картотека целевых прогулок по теме "Правила дорожного движения"

Данная методическая разработка пригодится при составлении планирования работы с родителями детей дошкольного возраста, возможно оформление как ширмы-передвижки....

Картотека целевых прогулок по ПДД во второй младшей группе детского сада

Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге,тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания оправилах поведения на улице. Развивать наблюдательность....

Картотека целевых прогулок для детей дошкольного возраста.

Картотека целевых прогулок для детей дошкольного возраста....

Картотека целевых прогулок по ПДД в старшей и подготовительной группах детского сада

Прогулка №1"Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД"Цели. Уточнять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, объяснить значение его жестов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание...

Картотека целевых прогулок по ПДД в средней группе детского сада

Прогулка №1«Знакомство с улицей и дорогой»Цель. Расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения &mdash...