Исследовательская работа «Лук – зеленый друг»
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Оксана Васильевна Прохорова

Проект  «Лук – зеленый друг»

Цель проекта: С помощью экспериментов (опытов) повысить  уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность.

Изучение способов выращивания зелёного лука в домашних условиях.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.  

И исследовательская деятельность, бесспорно, это  один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект «Лук – зеленый друг»159 КБ

Предварительный просмотр:

 

Исследовательская работа «Лук – зеленый друг»

        

Проектно – исследовательская деятельность в дошкольном образовании

Строение, значение и  польза растения.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Проект  «Лук – зеленый друг»

Проектно – исследовательская деятельность в дошкольном образовании.

Строение, значение и польза растения.

Тип проекта: познавательно-исследовательский,   групповой.

Участники проекта:

  • Воспитатель старшей  группы Прохорова О. В.
  • Дети старшего и среднего дошкольного возраста (4-7 лет)

Образовательная область: Познание. Коммуникация. Социализация. Безопасность.

Тема проекта: «Как живут растения? Польза».

Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.  

И исследовательская деятельность, бесспорно, это  один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

 

Цель проекта: С помощью экспериментов (опытов) повысить  уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность. 

Изучение способов выращивания зелёного лука в домашних условиях.

   Задачи:

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в  практическом экспериментировании с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4.  Узнать об истории лука и его пользе. Народные рецепты.

6. Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности.

7. Совершенствовать грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные лексико-грамматические конструкции.

 

Ресурсы проекта:

Социальные:

 

  • Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
  • Уголок природы в группе;
  • Дидактические экологические игры;
  • Уголок экспериментирования  группе;

 Время реализации проекта: март – апрель 2014 года

 Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы,  
  2. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Будут уверенно отличать, и называть характерные признаки растений. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, прополка.
  4. Получат знания о целительной силе природы через ознакомление с лекарственными свойствами лука.
  5. Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
  6. Все живые организмы имеют равное право на жизнь. В природе все взаимосвязано.
  7. В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
  8. Научатся проводить простейшие  опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  9. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности.

Для педагога: повышение профессионализма;  внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост;  самореализация.

 

Продукты проекта: фотографии,  рисунки, исследовательские работы,  схемы,  дидактические экологические игры, комнатные цветы, опытнические зоны в группе, лук.

Проблема: Какие части есть у растений? Для чего они нужны растениям? Что нужно растениям для роста и развития? Сделать выводы о пользе зеленого лука.

Гипотезы:

  • «Корнями растение держится за землю и пьет из нее водичку»;
  • «У луковицы, посаженной в почву,

  перья будут гуще и длиннее, чем у луковицы,

  пророщенной в воде».

  • «Растениям нужна вода, свет и тепло».

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

  1. Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

В уголке имеются:

  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
  • Лупы;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложечки, вата, бинт;
  • Мука, соль, сода
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов.
  • Приборы – «помощники» (лабораторная посуда, микроскоп)

  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.;

  Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.

  1. Обобщение и уточнение представлений детей о строении растений, о значении и функциях разных частей растений. (Чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание растений в уголке природы).
  2. Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по те
  3. Диагностика знаний детей на начало проекта.
  4. Отображение цели и задач

Практическая часть:

  1. Занятия по экологическому воспитанию.
  2.  опрос
  3. ● опыт
  4. ● сравнение
  5. ● исследования
  6. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).

 

Объект исследования:  лук репчатый

Актуальность:  Зимой мало витаминов и поэтому зелёный лук просто необходим людям. Полезен  он и для того, чтобы не болеть гриппом.

Почему я решила узнать, чем полезен лук?

          Пришла весна. Весной у любого человека наступает авитаминоз.

Часто мы слышим: «Ешьте больше витаминов».

Как пополнить свой организм витаминами?

Какие распространенные продукты содержат много витаминов?

Оказывается,  самый простой зелёный лук.

А можно ли вырастить лук  дома?

Вот я и решила вырастить ради витаминов

лук для всей семьи,

а заодно и узнать, какими полезными

свойствами он обладает.

          Литературный обзор

               Сведения о луке

Лук – это полезный овощ. Почему говорят, что лук полезен для здоровья? Почему появляются слезы, когда мы его чистим? Луковица – это дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными белыми чешуйками до поры до времени спят почки – детки, зачатки будущих ростков. Снаружи они тоже закрыты, только сухими золотистыми чешуйками. Чем толще это золотистое покрывало, тем дольше хранится лук, тем крепче спят детки.   Подрезав ножом луковицу, мы нарушаем покой деток. Как лук может сохранить свое потомство? У него нет ни когтей, ни зубов. Но есть у лука особые удивительные стрелы. Они невидимы, но мы их чувствуем. У нас начинает щипать глаза. Если человек пожует 2–3 минуты лук, то у него во рту не останется микробов: они будут убиты.

Лук оказывает противовоспалительное действие, возбуждает аппетит, является приправой к салатам, винегретам, ко всем мясным, рыбным блюдам.

   Лук не только вкусная приправа – он целебен. Ученые доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека (от гриппа и других болезней). Недаром народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».

  Известны такие виды лука, как:

-лук-шнитт,

-шалот,

-батун,

-лук-порей,

-слизун,

-душистый лук,

-голубой,

-гигантский,

-медвежий (черемша) и т.д.

Лук репчатый – многолетнее травянистое растение

    Лук ре́пчатый (лат. Állium cépa) — многолетнее травянистое растение, вид рода Лук (Allium) семейства Луковые (Alliaceae).

        Луковых культур очень много (больше 300), но самым популярным среди них является лук репчатый. Его родиной считают Среднюю Азию, а история уходит в глубокую древность. Был известен в Вавилоне, а в Древнем Египте возделывался на огромных плантациях. Распространился по всему миру. У нас в России лук выращивают в каждом огороде. Самая важная часть этого растения - луковица, которая по своей форме похожа на репку. В ней много витаминов, необходимых для здоровья человека.[2] Особенно много витаминов  в зеленых листьях лука.

 Мы   узнали, что  в зеленом луке содержится аскорбиновая кислота, кальций, фосфор, витамин А, витамин С и много других очень нужных для организма человека витаминов. Вот поэтому именно  зимой надо употреблять в пищу зелёный лук. В луковом соке содержатся вещества, раздражающие слизистую оболочку глаз и носа. При резке лука эти вещества начинают испаряться - эта особенность репчатого лука и описывается в большинстве народных и современных загадках.

  Это летучее вещество получило название “лакриматор” (от латинского lacrima - слеза). Когда луковица разрезается, лакриматор выделяется и растворяется в воде и слезах человека.                                                              Еще в зелени лука очень много веществ - фитонцидов, которые защищают нас от вирусных болезней. Древние греки почитали лук, как растение, приносящее здоровье.  Лук  можно выращивать на зелень ("на перо") круглый год: летом на грядке, зимой – на подоконнике, чему и посвящена моя работа.

                        Лечение луком: народные рецепты

Лук с древних времен использовали при лечении различных заболеваний.  Вот некоторые рецепты.

Лук при растяжении связок: Очистить головку лука, мелко нарезать, добавить немного сахарного песка, хорошо размешать. Прикрыть толстым слоем этой смеси тряпку, наложить на больное место и перевязать. Менять раз в сутки.

Полезные свойства репчатого лука применяют для лечения насморка: на терке натереть 2 ст. ложки хозяйственного мыла, 2 ст. ложки репчатого лука, добавить по 2 ст. ложки спирта и молока. Все тщательно перемешать, переложить в маленькую кастрюльку, которую поставить в большую с кипящей водой. Пропарить 30 мин и охладить. Ватные тампоны , смоченные полученным содержимым, ввести в нос. Прогреть нос синей лампой или вареным яйцом.

Для очищения нарывов и фурункулов: 2 части печеного лука на 1 часть натертого хозяйственного мыла растереть и хорошо смешать. Прикладывать пластырь на больное место несколько раз в сутки. Очищает, помогает быстрому созреванию.

Использование лука для лечения кашля: очищенную репчатую луковицу вымыть и натереть на терке, смешать с гусиным жиром. Втирать эту смесь в область грудной клетки и шеи. Завязать теплым платком. Утром натощак принимать по 1 ст. ложке этой смеси.

Полезные свойства лука для удаления мозолей:

а) Луковую шелуху сложить в банку и залить столовым уксусом так, чтобы шелуха была покрыта им полностью. Закрыть горлышко банки компрессной бумагой и завязать. Оставить на две недели при комнатной температуре. Через 2 недели извлечь шелуху, дать стечь уксусу и слегка просушить. Положить слой шелухи в 2—3 мм на мозоль. Окружающую кожу смазать вазелином или другим жиром. Завязать на ночь. Утром, распарив ногу, осторожно, без усилий, соскоблить мозоль. Если мозоль не сошла, процедуру следует повторить.

б) Луковую шелуху вымочить в уксусе в течение 2 недель. Наложить на мозоль слой шелухи в 1—2 мм и завязать. Делать на ночь. Повторить несколько раз.

в) Луковицу очистить, разрезать пополам, положить в стакан, залить уксусом. Поставить на сутки в теплое место. Потом вытащить лук, прикладывать к мозоли по листочку 2 раза в день — утром и вечером, завязывая тряпкой.

При зубной боли у ребенка разрезать луковицу пополам, разрезанной стороной приложить на левую руку, на локтевой сгиб, если зуб болит слева. Луковицу закрепить бинтом на руке. Через 10—15 мин боль проходит, луковицу можно убирать.

Дли исчезновения веснушек ежедневно протирать лицо свежей луковицей.

Целебные свойства лука используют и для уничтожения перхоти, укрепления волос, зуда, восстановления цвета, чтобы сделать волосы эластичными и мягкими, взять небольшую головку лука, очистить ее, натереть на терке, кашицу завернуть в марлю, сложенную несколько раз. Втирать и кожу головы. Через несколько часов промыть и сполоснуть голову. Процедуру проводить через день в течение 3—4 недель.

При воспалении верхних дыхательных путей: сок лука смешать пополам с медом. Принимать по 1 ст. ложке 3—4 раза в день. При кашле: 500 г очищенного и мелко порезанного лука, 50 г меда, 400 г сахарного песка варить в 1 л воды на слабом огне 3 часа. Затем жидкость остудить и налить в закупоренную бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4—5 раз в день.

                                Применение в кулинарии

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

        Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

                                             

 Исследования

-12 марта посадили  лук: одну в воду,  12 штук  в почву.

Луковица в воде проросла быстрее.

-29 марта перья у лука, росшего в воде, были заметно гуще и длиннее.

-Но 4 апреля лук в воде приостановил рост, а лук в почве, наоборот, пошёл в рост.

У лука в воде произошло окрашивание воды.

-И к 11 апреля лук, посаженный в почву, был и гуще, и длиннее.

-17 апреля рассмотрели лук в разрезе. Изучили строение лука. 

-21 апреля сделали замеры лука: самое короткое перо лука составляло 6см., а самое длинное 32см.

-22 апреля проверили, как крепко держится лук корнями за землю. 

    Измерили длину корней лука: у лука в воде самый длинный корень 9,5см., а у лука в земле 14см.

-24 апреля рассмотрели строение клеток лука с помощью микроскопа и нескольких видов луп. Сделали зарисовки увиденного. 

 Вывод: чтобы быстрее и больше получить зелени репчатого лука, лучше его посадить в почву.

Ребята заинтересовались своей работой.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно практическая работа "Лук - зеленый друг"

В данной работе рассматриваются способы выращивания зеленого лука в домашних условиях....

Проектная работа "Посади зеленого друга"

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада....

Познавательно - исследовательский проект "Лук - зеленый друг"

Познавательно - исследовательский проект "Лук - зеленый друг" во второй младшей группе...

Проект познавательно - исследовательский "Лук - мой зеленый друг" средняя группа

Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А то, что зеленый лук можно вырастить на подоконнике при ...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Лук - зеленый друг"

Создание условий для ознакомления с развитием и ростом растения, на примере лука, его взаимосвязью с окружающей средой....