Картотека экспериментов.
опыты и эксперименты по окружающему миру

 Касьян Анастасия Сергеевна

Весенние эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty.docx54.94 КБ

Предварительный просмотр:

Весенние эксперименты
в старшей группе

Эксперимент 1. “Зачем растениям свет?”

Задачи: выяснить, нужен ли растениям свет; показать, как растение ищет свет; вспомнить другие факторы внешней среды, которые нужны для роста и развития растений.

Материалы и оборудование эколаборатории: комнатные растения, лейкопластырь.

Проблемные вопросы:

• Как вы думаете, сможет ли выжить растение без света?

• Что будет, если на часть листа не будет падать свет?

• Как вы думаете, может ли растение само определить, откуда идет свет?

Ход эксперимента: дети делятся на две подгруппы. Одна из подгруппы определяет, как растение ищет свет, другая – нужен ли растениям свет. По окончании наблюдений дети делятся своими открытиями и вспоминают все факторы внешней среды, которые нужны для жизнедеятельности растений (вода, почва, воздух).
1-я подгруппа: дети рассматривают комнатное растение в горшке. Обращают внимание, что листья растения повернуты в одном направлении. Педагог ставит растение к окну. Дети помечают сторону горшка, которая повернута к свету. Через три дня дети проверяют, изменили ли листья направление. (Они повернулись к свету). Затем поворачивают горшок с растением и наблюдают за направлением листьев еще четыре дня. В конце эксперимента отмечают изменение в направлении листьев. (Они опять повернулись к свету).
2-я подгруппа: дети заклеивают часть листа лейкопластырем. Ставят горшок с растением на подоконник на неделю. Через неделю снимают лейкопластырь. Самостоятельно делают вывод: без света питание в растениях отсутствует, и листья меняют цвет.

Дневник наблюдений: нарисовать результаты наблюдений пальчиковыми красками.

Эксперимент 2. “Как появляются растения?”

Задачи: систематизировать знания детей о циклах развития растений.

Материалы и оборудование эколаборатории: семена овощей (петрушка, салат, базилик), предметы ухода за ними.

Проблемные вопросы:

• Как вы думаете, откуда берутся растения?

• Что будет, если посадить в землю семена?

• Что поможет им вырасти?

Ход эксперимента: дети сажают семена овощей в ящики, удобряют почву и наблюдают за ростом растений. Зарисовывают каждый цикл развития растения: семечко – росток – взрослое растение.

Дневник наблюдений: нарисовать схематично циклы развития растений. Использовать цифры от 1 до 5.


Эксперимент 3. “Какие птицы умеют плавать?”

Задачи: способствовать усвоению понятия “водоплавающая птица”.

Материалы и оборудование эколаборатории: видео-презентация с плавающими и летающими птицами, макеты лапок водоплавающих и обычных птиц, ёмкость с водой, плавающие птицы-игрушки (пингвин, уточка).

Проблемные вопросы:

• Как вы думаете, что помогает птицам плавать?

• Какие лапки должны быть у плавающих птиц?

Ход эксперимента: дети смотрят презентацию и наблюдают, как плавают утки в пруду, обращают внимание на их конечности. Рассматривают на видео летающих птиц. Затем выбирают макеты лапок, которые подходят водоплавающим птицам, доказывают свой выбор – имитируют в воде греблю лапками. Так же используют макет лапок летающих птиц. Пробуют загребать воду руками с сомкнутыми и разомкнутыми пальцами. Делают вывод: лапки с перепонками отгребают больше воды – плыть легче, быстрее.

Дневник наблюдений: нарисовать водоплавающих и летающих птиц, сделать аппликации лапок.

Эксперимент 4. “Как с гуся вода?”

Задачи: показать детям связь между строением и образом жизни птиц.

Материалы и оборудование эколаборатории: перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, “рыхлая” бумага, кисточка.

Проблемные вопросы:

• Как вы думаете, что означает выражение “как с гуся вода”?
• Как вы думаете, почему утки не мокнут в воде?
• Почему им не холодно даже зимой?

Ход эксперимента: дети рассматривают перья (гусиные и пуховые куриные), смачивают их водой. Выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой и смотрят, что произошло. (Вода скатилась, бумага осталась сухой). Делают вывод: у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа. Гуси и утки при помощи клюва смазывают перья жиром, поэтому они не намокают.

Дневник наблюдений: зарисовать птиц в виде простейшей схемы.

                                                                                             

Эксперимент 5. “Как образуется тень (на улице)?”

Задачи: показать на примерах, как образуется тень; объяснить, как тень зависит от источника света, предмета и их взаиморасположения.

Материалы и оборудование эколаборатории: эксперимент проводится на улице.

Проблемные вопросы:
• Что такое тень?
• Почему и как она образуется?

Ход эксперимента: дети рассматривают тень на улице: днём – от солнца, вечером – от фонарей, утром – от различных предметов. Выясняют, что от одного предмета (например, от самого себя) может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днём и фонарь вечером). По мере удаления от источника света тень удлиняется, её контур становится менее четким, очертание предмета и тени похожи. Делают вывод: тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Оно появляется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет.

Дневник наблюдений: нарисовать тени от разных предметов, использовать знаки вверх-вниз, вправо-влево.


Эксперимент 6. “Почему все предметы падают на землю (на улице)?”

Задачи: сформировать представления о том, что земля обладает силой притяжения.

Материалы и оборудование эколаборатории: различные предметы из дерева, металла, пластмассы, бумаги, пух, ёмкость с водой, песком.

Проблемные вопросы:
• Что произойдёт с любым предметом, если его подбросить вверх?
• Почему все предметы, если их подбросить, падают на землю?

Ход эксперимента: дети пробуют подпрыгнуть вверх и задержаться в воздухе – не получается. Побрасывают вверх пух и различных предметы из дерева, металла, пластмассы, бумаги. Проверяют, какие предметы быстрее падают на землю, а какие дольше держатся в воздухе. Определяют вес предметов. Отпускают предметы с разной высоты над ёмкостью с водой. Замечают, что когда удар был сильнее, было больше брызг. Делают вывод: земля обладает силой притяжения. Все предметы падают на землю, но каждый со своей скоростью и силой удара. Это зависит от высоты падения предмета, его тяжести и площади поверхности.

Дневник наблюдений: нарисовать увиденное, использовать знаки вверх – вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экспериментов для старшей группы

Картотека экспериментов для старшей группы...

Картотека экспериментов для детей 2-3 лет

Картотека содержит эксперименты с различными природными материалами. Предполагается их проведение в работе с детьми 2-3 лет....

картотека экспериментов и опытов

Для планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека экспериментов.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно про...

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста "Я смогу! Я сделаю"

данная картотека включает в себя много интересных экспериментов...