Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Воздух и его свойства»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Самыко Ирина Александровна

НОД "Воздух и его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh_i_ego_svoystva.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием игровых технологий

Тема: «Воздух и его свойства»

 

Автор-составитель:

Самыко Ирина Александровна

воспитатель

Санкт-Петербург

2019

Цель:

Побуждать детей исследовать окружающий мир, применяя различные средства и инструменты

Задачи:

  • Создать предпосылки к формированию учебной деятельности;
  • Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
  • Развивать умение читать (и понимать) алгоритмы для проведения опыта.
  • Формировать умение устанавливать причинно - следственные связи о свойствах веществ и материалов;
  • Воспитывать интерес и желание работать в коллективе, помогая друг другу.

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование:

Коробка с предметами (пакеты, апельсиновые корки, чеснок, трубочки), картинки с изображениями предметов живой и неживой природы, сюрприз (воздушные шарики). Алгоритмы проведения опытов, стаканы, вода, бумага, таз с водой пустая бутылка.

Методы:

• Наглядные: демонстрация презентации

• Словесные: рассказ педагога

Форма организации: фронтальная и подгрупповая

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

«Здравствуйте! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Присаживайтесь.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что такое природа?

Примерные ответы детей: Природа — это все, что нас окружает: поля, леса, реки, животные, насекомые и растения.

Воспитатель:  Молодцы! Скажите, а что не относится к природе.

Примерные ответы детей: Предположительно дети ответят, что к природе не относится то, что создал человек - дома, машины, мебель, одежда, посуда…  

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ребята, какой бывает природа?

Примерные ответы детей: Природа бывает красивой, живой и неживой.

Воспитатель: Верно. Давайте с Вами поиграем в игру «Живое - неживое». Посмотрите, у меня есть картинки, но у меня есть сомнения, какие картинки относятся к живой природе, а какие нет. Помогите мне определить и объясните ваш выбор.

( Дети выбирают картинки, объясняя свой выбор)

Воспитатель: Молодцы! Вы все верно сделали и даже объяснили мне ваш выбор!

Воспитатель: Ребята, скажите, без чего не может прожить все живое на нашей планете?

(Дети могут ответить, что человек не сможет прожить без еды, а растения без воды. Тогда стоит уточнить, что без еды и воды можно прожить определенное время, а без чего даже минуту сложно?)

Примерные ответы детей: Люди, животные и растения не смогут прожить без воздуха.

Воспитатель: Правильно.  Ребята, что такое воздух?

Примерные ответы детей: Воздух-это то, чем мы дышим.

Воспитатель: Ребята, как мы с вами можем доказать, что воздух есть, хотя мы его не видим?

Примерные ответы детей: Мы можем провести опыт в лаборатории, где узнаем о свойствах предметов и веществ.

Воспитатель: Хорошо, давайте пройдем в нашу мини лабораторию. (Замечаем контейнер)

Воспитатель:  Ребята посмотрите, что это?

Примерные ответы детей: Контейнер или волшебный ящик.

Воспитатель: Как вы думаете, что может быть в нем?

Примерные ответы детей: Стаканчики, трубочки или какие-то предметы для опытов.

Воспитатель: (Рассматриваем содержимое коробки: листы бумаги, пакеты, апельсин, чеснок, трубочки, пустые пластиковые бутылочки)

Ребята, посмотрите, здесь есть записка. (Читаю)

- Здравствуйте, ребята! Пишет Вам профессор Всезнамус. Я узнал, что сегодня вы отправитесь в свою лабораторию, поэтому приготовил предметы – помощники, которые помогут во время опытов. Я уверен, что с их помощью вы узнаете много нового и интересного! Желаю удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, хотите узнать что- то новое?

Примерные ответы детей: Да.

Воспитатель: Итак, ребята, прежде чем мы начнем заниматься, давайте вспомним ВАЖНЫЕ правила ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ опыта.

Примерные ответы детей: Нужно внимательно слушать взрослого, не толкаться, быть аккуратным, не пробовать вещества на вкус и соблюдать безопасность.

Воспитатель: Совершенно верно! Пройдите на свои рабочие места. Сегодня мы поговорим о воздухе, который нас окружает. Скажите, Вы видите воздух вокруг нас?

Примерные ответы детей: Нет, не видим.

Воспитатель: Верно, что  можно сказать о цвете воздуха? Можем мы его видеть?

Примерные ответы детей: Воздух бесцветный и он невидимый.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем доказать, что воздух существует и мы просто его не видим. Давайте проведем первый опыт. Нам понадобится первый предмет – помощник (раздаю листы, на мольберте вывешивается алгоритм проведения опыта)

Опыт 1:

Посмотрите на алгоритм выполнения опыта, кто может объяснить ход опыта?

Ребенок: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой.

Воспитатель: Что Вы чувствуете, когда машите листом?

Примерные ответы детей: Похоже на то, как дует ветерок.

Воспитатель: Ребята, что это за ветерок? Что перемещается со взмахом листа по вашему мнению?

Примерные ответы детей: Это воздух движется.

Воспитатель: Верно. Качая лист, мы двигаем воздух. Какой мы можем сделать вывод?

Примерные ответы детей: Ветер - это движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, как еще можно узнать, что воздух есть? Ведь у него нет цвета и мы его не видим?

Дети: Предлагают варианты ответов.

Воспитатель: Давайте мы это проверим. А поможет нам второй предмет-помощник из коробки Всезнамуса - это пакет.

Воспитатель: Кто знает, зачем нам пакет? (Предположительные ответы детей)

Опыт 2:

Воспитатель: Предлагаю в помощь алгоритм опыта, кто сможет его провести?

Ребенок: Сначала нужно взять пакет, захватить им воздух и завязать, чтобы он не вышел.

Воспитатель: Какой можем сделать вывод? Что внутри пакета?

Примерные ответы детей: Внутри пакета воздух.

Воспитатель: Какой можем сделать вывод?  Где находится воздух?

Дети: Воздух находится вокруг нас во всей группе.

Воспитатель: Верно, воздух повсюду.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, у воздуха есть запах? (Ответы детей)

Воспитатель: Как можно это проверить?

Примерные ответы детей: Понюхать воздух.

Воспитатель: Хорошо, давайте попробуем, вдохните глубоко и скажите, что почувствовали.

Примерные ответы детей: Ничего, ничем не пахнет. (Дети могут предложить и вариант, что пахнет  духами или завтраком)

Воспитатель: Чтобы понять пахнет воздух или нет проведем третий опыт, и поможет нам следующий предмет из лаборатории Всезнамуса. (Достаем апельсин и раздает на тарелочки апельсиновые корки)

Опыт 3:

Воспитатель: Рассмотрите алгоритм выполнения опыта, кто желает его провести? ( Выходит ребенок  и показывает детям алгоритм действий, разминают руками корки апельсина и нюхают)

Воспитатель: Чем сейчас пахнет в группе?

Примерные ответы детей: Пахнет апельсином.

Воспитатель: Как Вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка передает  такой аромат?

Примерные ответы детей: Это апельсиновая корка пахнет и передает нам аромат.

Воспитатель: Как  же мы почувствовали, что помогло распространить запах апельсина по группе?

Примерные ответы детей: Запах передался по воздуху.

Воспитатель: Верно! Вытирайте руки.

(Воспитатель незаметно берет дольку чеснока и отходит в сторону, мнет чеснок)

Воспитатель: Ребята, сделайте глубокий вдох, что Вы сейчас чувствуете?

Примерные ответы детей: (Дети принюхиваются) Пахнет чесноком.

Воспитатель: Верно, я помяла в руках чеснок. А как запах дошел до Вас? Я стою далеко.

Примерные ответы детей: Запах переместился по воздуху.

Воспитатель: Так воздух имеет запах? ( Нет) А как же мы чувствуем запахи? Что сейчас помогло запаху переместиться по группе?

Примерные ответы детей: Запах перенес воздух.

Воспитатель: Совершенно верно! Какой мы можем сделать с Вами вывод из этих опытов? Какими свойствами обладает воздух?

Примерные ответы детей: Воздух невидимый, бесцветный. Воздух не имеет запаха, движение воздуха – это ветер.

Воспитатель: Молодцы ребята, пришло время отдохнуть. (Предлагается ребенку провести физкультминутку, которую дети уже знают)

Физкультминутка «Воздух-невидимка»

( авт. Ирина Юрьевна Лебедева)

Воздух-невидимка,                                руки вверху вправо-влево

Выходи гулять!                                     «зовут»

Воздух-невидимка,                                руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать?                                 хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу,      бегут на месте

Чистый-пречистый воздух найду!       потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду,      шаги на месте

Самый  полезный воздух найду!          руки крест - накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду,     тянутся вверх на носочках

Самый кристальный воздух найду!     «фонарики»

Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули, теперь возвращайтесь на свои места. Следующие предметы помощники профессора: стакан с водой и трубочка. Для чего они могут нам пригодиться?  (Предполагаемые ответы детей)

- Давайте проверим ваши предположения, проведем еще один опыт, а поможет нам новый алгоритм.

Опыт 4:

Воспитатель:  Кто желает рассказать, как выполнить следующий опыт?

Ребенок: Нужно взять стакан с водой, затем погрузить трубочку в воду и подуть. (Дети проводят опыт)

Воспитатель: Вы подули в трубочку, что произошло?

Примерные ответы детей: Появились пузырьки.

Воспитатель: Что это за пузырьки? Откуда они взялись?

Примерные ответы детей: Это воздух, которым мы дышим.

Воспитатель: Правильно, мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Примерные ответы детей: Мы дышим воздухом, он внутри нас.

Воспитатель: Правильно! Итак, ребята, давайте подведем итог, что мы узнали о воздухе? Какой он? А поможет нам снова алгоритм Всезнамуса.

(вывешивается  мнемотаблица «Свойства воздуха»)

Воспитатель: Скажите, какие свойства воздуха вы узнали сегодня в ходе экспериментов?

Примерные ответы детей: Сегодня на занятии мы узнали, что воздух невидимый, бесцветный, не имеет запаха, а только переносит чужие запахи, ветер – это движение воздуха, воздух есть внутри людей, мы им дышим. Воздух нужен растениям, людям и животным.

Воспитатель: Ребята, скажите, каким воздухом нужно дышать, чтобы быть здоровым.

Примерные ответы детей: Нужно дышать чистым воздухом. Гулять в парках, проветривать помещения.

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы, ребята! (Необходимо выделить всех детей и активных и тех, кто сомневался в ответах) Вы молодцы, потому что смогли дружно провести опыты и найти ответы на все вопросы!

Что вам понравилось в занятии?

Что нового вы узнали в ходе экспериментальной деятельности?

 Где нам могут пригодиться полученные знания?

С кем вы можете ими поделиться? (Примерные ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Совместная деятельность с детьми. Вечер досуга " День матери " в подготовительной группе

Методическая разработка. Совместная деятельность с детьми. Вечер досуга «День матери» в подготовительной группеЦели и задачи:формирование навыков восприятия произведений различных видов ис...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Путешествие в страну Говорунов"

Методическая разработка совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе детского сада...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми «Удивительный космос» для подготовительной группы.

Данная методическая разработка позволит интересно и в игровой форме:закрепить представления детей о космосе, о нашей планете, как части Солнечной системы и целой Вселенной;показать детям уникальность ...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух. Что это такое?»

Актуальность:Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движени...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовителбной группы по теме экспериментирование «Свойства воды»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы детского сада по теме экспериментирование.Задачи:1. Уточнить представление детей о свойствах воды: вода не имеет цвета, запаха, вкуса, ...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы " Первые шаги в стране МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ"

Ребята подготовительной группы полгода осваивали азы мультипликации. В течение первого полугодия происходило оборудование собственного простейшего мультстанка из старого стула, состоялось знакомство и...