Консультация для родителей «Наблюдения с детьми средней группы ДОУ за осенними явлениями»
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Мукаева Мария Валерьевна

Консультация для родителей «Наблюдения с детьми средней группы ДОУ за осенними явлениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_nablyudeniya_osenyu.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Наблюдения с детьми средней группы ДОУ за осенними явлениями»                         

      Прогулка на улице имеет особое значение для ребенка.  На улице много незнакомого, интересного и познавательного - деревья, падающие с шелестом желтые листья, другие люди, другие дети, машины, животные; все выглядит и звучит необычно, по-новому. Здесь ребенок знакомится с внешним миром, с новыми понятиями, с новыми словами.  Родителям очень важно наблюдать за ребенком, разговаривать, объяснять, показывать. Помимо этого, свежий воздух только позитивно влияет на здоровье и развитие ребенка.

Наблюдение за живой природой.

Цветы. На лугу, в поле или у цветочной клумбы покажите ребенку цветы, скажите, как они называются, спросите, какого цвета листья, цветки. Малыш проводит пальчиком по стебельку - длинный. Можно предложить понюхать резеду, флоксы. Какой аромат!

Овощи, фрукты, ягоды. Удивительные открытия ждут ребенка в огороде. Оказывается, одни овощи открыто красуются на грядках, другие нужно отыскивать в листве. «Балуются, прячутся», - решает малыш. Рассматривая овощи, дети осваивают понятия «форма», «цвет», «величина», «характер поверхности». Они пробуют овощи на вкус, спрашивают, какие они?

Деревья, кусты. При легком ветерке с деревьев медленно летят ярко раскрашенные листья. Дети с удовольствием собирают пестрые листья в букет, составляют из них узоры, чередуя по величине, цвету. Задача взрослых – ненавязчиво объяснять, какой лист, с какого дерева. Если подбросить листья вверх, получится салют, который вызовет такой восторг у малыша! Листья кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие. Предложите ребенку это проверить: положить лист на стол и подуть на него.

В осеннем лесу, если вы взяли ребенка в поход за грибами, покажите ему, где и как они растут, скажите, как называются, чем различаются съедобные и несъедобные грибы. Не упустите случая полюбоваться мухомором в траве. Обратить внимание ребенка на особый осенний запах в лесу, показать контраст зеленых елей и багряно-золотистого убора деревьев и кустарников.

В лесу в первой половине осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, — он готовится к зимней спячке. По деревьям может прыгать белка с желудем или грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем еж: она запасает еду — грибы накалывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи и желуди складывает в дупло. Белка найдет свои запасы в зимнюю стужу и полакомится ими.

Осенью интересно наблюдать за насекомыми — в сентябре они еще летают, ползают, особенно в солнечные дни. В начале осени, если представится случай, понаблюдайте с ребенком за порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелем, снующими муравьями. Можно сказать ребенку: «Сегодня тепло и вокруг много разных насекомых. Скоро будет холоднее, и насекомые исчезнут». Не забудьте предложить ребенку поискать жуков, комаров, мух, которые прячутся в опавшие листья, под кору и в трещины деревьев. Они впадают в спячку, поэтому улетают в теплые края насекомоядные птицы (скворцы, грачи, соловьи, дрозды, дикие гуси и др.), на зиму остаются лишь те птицы, которые могут питаться различной пищей.

Наблюдение за неживой природой.

Сезонные и погодные явления. В теплый ласковый осенний денек обратите внимание ребенка на легкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко, желто-красное убранство растительного мира. И все это золотая осень! Осень желтого цвета.

Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно, и тучи огромные, черные. Обратите внимание ребенка на одежду окружающих: все в куртках, на ногах резиновые сапоги. На прогулке в такой день можно послушать, как завывает ветер. Обратите внимание ребенка на то, как ветер срывает последние листочки с деревьев и уносит их далеко-далеко.

Песок. Игры с песком по праву можно отнести к любимым играм детворы. Все малыши играют в песочнице: делают куличики, насыпают горки. Не меньший интерес вызывают у детей камни — малыши любят их собирать, носить в карманах, хранить. Обратите внимание на свойства камней — твердость, окраску, неровную поверхность, покажите маленькие и большие камни. Вода. В последние теплые деньки можно предложить малышу игры с водой. Из того, что у вас есть под рукой: маленькая кружка, воронка, ситечко, пластмассовая бутылочка. Пусть ребенок переливает воду из одной емкости в другую, узнает назначение воронки, сита.

Как видите, весьма обширный объем новых знаний, наблюдений можно предлагать малышу на прогулке. Все сразу ему не усвоить. Не загружайте его массой разнообразных впечатлений. Малыш не в состоянии будет справиться с их лавиной, переутомится, начнет раздражаться. Поэтому в течение одной прогулки предлагайте 1-2 наблюдения, чередуя их с двигательной деятельностью.