Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
статья по окружающему миру (младшая группа)

Гаврилова Светлана Викторовна

Игры на песке-одна из форм естественной деятельности ребёнка. Все дети любят играть в традиционные игры с песком. А я предлагаю посмотреть на возможности использования песочницы с другой стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_na_peske._pesochnaya_igroterapiya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”?  Ведерко, формочки, совок - первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: в песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из – за совочков и ведерок.  Это традиционные игры с песком. Но мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она находит применение в нашей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.  Работая с малышами, которые совсем недавно пришли в детский сад и проходят период адаптации, мы используем различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия.

Цель песочной игротерапии - развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.

Задачи: 

  • развитие тактильной чувствительности как основа развития интеллекта ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление);
  • развитие мелкой моторики;
  • совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание у детей дружеских взаимоотношений.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходимо специальное оборудование.

  • Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз.  Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов.
  • Чистый, просеянный и прокалённый песок
  • Набор игрового материала

Игры-занятия следует начинать со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Игры, упражнения осуществляются с помощью игрушки-посредника, например - Песочного зайчика.  Через эту игрушку объясняются все правила поведения, запреты и поощрения.

Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира. Через них мы знакомим детей с тем, что рядом с нами: животными, насекомыми, транспортом и т. д. Моделируем в песочнице различные сюжеты.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы,  по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании, развивается пространственная ориентация.

Игры с песком  формируют начальные математические представления, учат слаженной работе глаз и рук. 

Например, «Найти в песке нужное количество камешков» (шишек, ракушек, желудей и т.п.), выкладывание на песке геометрических фигур, упражнение «Узоры на песке» на закрепление знаний о сенсорных эталонах.

Дети так же знакомятся со свойствами  песка. Используем такие игры, как: игра «Песочный дождик», «Дождик моросит»

 Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

 Поглаживание песка, похлопывание. «Закапывание» в песок своих рук. «Посыпание, пересыпание» песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость. «Отпечатки наших ручек». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ладошек. «Необыкновенные следы» - изображать пальчиками следы животных (медведь прошёл кулачками, зайка — пальчиками). Игра «Детские секретики», «Песочные прятки», «Спрячь и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками.)

Игры с песком  направлены так же и  на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Постановка сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Семеро козлят». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

Игры, направленные на развитие творческих способностей.

С помощью палочки, кисточки, пальчиков, можно рисовать, обводить по трафарету, рисовать цветным песком и т. д.  Хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

Выкладывание узоров на песке из цветных камешков, стеклышек, узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу.

Проводим сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки», «Замок для принцессы». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.)

Приучаем к труду то же через игру «Смети, но не просыпь»

Таким образом, хочется отметить, что игры с песком – прекрасный способ установления контакта с детьми, особенно в период адаптации к дошкольному учреждению, игры позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, оказывают положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.

Всё это делает песочную игротерапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

Ссылка на публикацию: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с....

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия"

В книге авторы раскрывают одну из форм естественной деятельности ребенка - игры на песке, и как мы, педагоги, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях....

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с. ОТ АВТОРОВ

Просто сыграем, как делают дети, Что “вне игры”, то для них - мишура, Это сладчайшее дело на свете – Общая наша игра!...

Игра с песком, песочная игротерапия.

Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим специалисты парапсихологии утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействия очищает энергетику человека, стаби...

Чудеса на песке. Песочная игротерапия

Чудеса на песке. Песочная игротерапия...

Оздоровительное мероприятие "Чудеса на песке" (песочная терапия)

Песочная терапия благотворно влияет на эмоциональное состояние детей. На протяжении многих лет психологами, педиатрами, разрабатывалась целая система песочных игр, которая помогает ребёнку стать полно...

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия".

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия"....