К природе с добротой
статья по окружающему миру (старшая группа)

Речкина Татьяна Владимировна

Статья для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл red._k_prirode_s_dobrotoy.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

К природе - с добротой

(Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста)

Бережное отношение к природе не рождается вместе с человеком, его нужно и можно воспитывать. Дети, незадумываясь, ловят бабочек, убивают пауков, давят ногами муравьев и ломают ветки на деревьях.  Возможно, они делают это без злого умысла, машинально, но привычные действия, как известно, формируют отношение: действия,ведущие к разрушению, уничтожению, постепенно могут сформировать представления у детей, что это нормально – не думать, не заботиться о природе. Задача взрослых и тем более педагогов – сформировать у ребенка прямо противоположное отношение к природе – бережное, заботливое. Одних лишь замечаний и назиданий для этого явно недостаточно, а учитывая особенности дошкольного  возраста необходимо организовать такую деятельность, в которой бы формировались нужные ценности по отношению ко всему живому, к природе.

Познавательно-речевое развитие детей в детском саду можно осуществлять на самом разнообразном содержательном  материале. Я в своей работе в значительной мере опираюсь на содержание, связанное с отношением к природе,  наполняю этим содержанием любые методы и приемы работы с детьми. Так, например, сложился цикл экологических бесед – о добром отношении ко всему живому, о сопереживании и стремлении сберечь и оказать помощь.

Цель моих бесед – это стимулировать умение восхищаться красотой природы, сопереживать, оказать помощь; я стремлюсь сформировать у детей представление о том, что нельзя делить животных на полезных и вредных и тем более руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Работа должна идти непрерывно, с накоплением полезной информации и обязательно сопровождаться записями в дневнике наблюдений, рисунками и зарисовками. Для закрепления знаний желательно, чтобы подобные беседы и обсуждения проводились в домашних условиях с мамой и папой, поэтому я веду активную работу с родителями. В родительском уголке я выставляю книги о животных, папки-раскладушки о растительном и животном мире, провожу беседы и консультации. Обращаюсь с просьбой приносить из дома интересные книги и энциклопедии соответствующей тематики для чтения в группе.

Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов по родной земле. Дети по природе своей – исследователи, любознайки. Наша задача – научить ребенка любить и охранять мир природы, раскрыть его красоту. Я стараюсь предотвратить развитие в детях меркантильного отношения к природе: рассказываю не только о вреде некоторых насекомых, но прежде всегостараюсь объяснить и показать пользу и необходимость в природе этого насекомого, какое важное звено в цепочке оно занимает. Многие взрослые совершают большую ошибку, по своему незнанию рассказывая только о вреде, тем самым убивая на корню частицы доброты в сердце ребенка, желание заботиться и узнать о нем больше. К сожалению, бывает и так…

Эффективным методом формирования ценностей является использование художественных произведений, воздействующих на эмоциональную сферу ребенка, с их последующим обсуждением.

Так мы используем фрагменты из художественных фильмов «Белый Бим Черное Ухо», «Где ты, Багира?», «Рикки-Тикки-Тави», «Детство Бэмби», «Необыкновенные приключения Карика и Вали». После просмотра фильма целиком с родителями или просмотра в группе отдельных фрагментов мы с детьми обсуждаем героев, их поступки. Дети в ходе таких бесед, отталкиваясь от чисто эмоциональных реакций, постепенно учатся оценивать, рассуждать, видеть причинно-следственные связи между событиями, понимать, что есть зло и что есть добро.

Также большой воспитательный потенциал кроется в художественных текстах, в  том числе поэтических. Покажем, как можно выстроить работу, отталкиваясь от стихотворенияЭ. Асадова «Царица- гусеница».

– Смотри, смотри, какая раскрасавица! –

Мальчишка смотрит радостно на мать. –

Царица-гусеница! Правда нравится?

Давай ее кормить и охранять! –

И вправду, будто древняя царица,

Таинственным сказаниям сродни,

На краснобоком яблоке в тени

Сияла золотая гусеница.

Но женщина воскликнула: – Пустое! –

И засмеялась: –Ах ты, мой сверчок!

Готов везде оберегать живое.

Да это же вредитель, дурачок!

В четыре года надо быть мужчиной!

Соображай. Ты видишь, вот сюда

Она вползет, попортит сердцевину,

И яблоко – хоть выброси тогда!

Нет, нам с тобой такое не годиться.

Сейчас мы глянем, что ты за герой. –

Она стряхнула с ветки гусеницу:

– А ну-ка, размозжи ее ногой!

И мальчик, мину напуская злую

И подавляя втайне тошноту,

Шагнул ногой на теплую, живую,

Жемчужно-золотую красоту…

– Вот это славно! Умница, хвалю! –

И тот, стремясь покончить с добротою,

Вскричал со зверски поднятой ногою:

– Кидай еще! Другую раздавлю!

Мать с древних пор на свете против зла.

Но как же это непонятно было,

Что сердцевину яблоку спасла,

 А вот в мальчишке что-то загубила…

Прочитав это стихотворение, мы вспоминаем себя: «А ведь и я иногда так делаю, но не со зла, я так, не задумываясь…» В ходе беседы можно показать иллюстрации и рассказать о разных животных на нашей планете. Некоторые издавна уничтожались человеком только потому, что он их считал вредными.

         Мой юный друг!

         Открой глаза и уши…

         Ты слышишь стон:

        «Спасите наши души!»?

Так обращаются к нам животные. Есть ли в природе вредные животные? Каких вы считаете вредными? Почему? Каких считаете полезными? Чтобы разобраться в этом серьезном вопросе, надо много знать.

Загадка:

Летит, пищит,

Ноги длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. ( Комар)

Звонко пищат длинноногие комары. Особенно их много около воды. Точно легкое облачко носится в воздухе – то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.

- Ах ты ,кусачка! Зачем только ты живешь на свете?

Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комара. Она живет в воде,  и ею главным образом питаются маленькие рыбки. На мотыля рыбаки ловят разную рыбешку – карасей, плотву, пескарей. А тот, кто держит рыбок  в аквариуме, знает, что лучшая еда для них мотыль.

Оказывается, и комары не зря живут на свете. (Показать картинку комара).

А вот по листочку медленно ползет жучок. Он маленький, круглый, красный и на обоих крыльях семь черных точек. Это божья коровка.(Показать картинку) Чуть тронешь ее – жук испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. И если никто и ничего его не побеспокоит , жучок снова поползет. Он прилежно охотится за тлями – насекомыми очень маленькими и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые тли сидят на листочках яблонь, груш, вишни, смородины, портят их: делают дырочки в плодах и листьях и сосут сок.

Много попортили бы эти тли деревьев и плодов, если бы их не уничтожали жучки – божьи коровки.

Посмотрите на божью коровку. Красивая? Кто держал ее в руках? А знаете ли вы , что она часто страдает из-за неумеренного любопытства детей? Не рассчитав свою силу, дети часто сжимают жучка в руке и тем самым ломают ему крылышки или лапки. Божья коровка после этого погибает. Чтобы божьих коровок было много, мы должны относиться к ним бережно и аккуратно. Но и тли, оказывается, тоже по-своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые.

Насекомым здорово достается от птиц, поэтому некоторые из них имеют отпугивающую окраску. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусные или даже ядовитые, и птицы их не едят. Яркая окраска насекомых как будто предупреждает: «Не тронь меня! Я невкусная». Эта окраска так и называется – предупреждающая. Вот почему спокойно ползают по веткам, листьям и травам божья коровка, луговая пестрянка, лесной клоп, бронзовка.

 О ком сейчас пойдет речь?

            Волосата, зелена,

            В листьях прячется она.

            Хоть и много ножек,

            Обижать не может. ( Гусеница)

Пройдет некоторое время, и гусеница станет куколкой, из которой появится прекрасная бабочка. ( Показать разные картинки бабочек).

Посмотрите,  как красивы бабочки! Люди называют их летающими цветами. Когда видишь бабочку, на душе становится тепло и радостно. Не стоит ловить бабочек, лучше наблюдать за ними и любоваться красотой издали.

Каких вы знаете жуков? Жуки очень красивые! Маленькие, большие, усатые, рогатые, блестящие, разноцветные – они всегда привлекали внимание людей. Жуки не только приносят много пользы, но они украшают нашу землю, а жужелицы уничтожают вредителей на полях и огородах. ( Показать картинки:  жужелица, жук-олень, жук- носорог).

Ребята,  не трогайте и не обижайте жуков!

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним целый год знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

(К. Завайский)

О каких насекомых сейчас пойдет речь?

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей.

И спешит на помощь друг –

Здесь народ хороший.

Без работы хоть убей,

Жить не может…(муравей).

Что это за дом?

За пнем – бугорок, а в нем – городок?

                                  (Муравейник)

Кто из вас наблюдал за жизнью муравейника? Муравьи трудятся, подобно маленьким лесным человечкам. Какую роль они играют в природе?  Нужна ли им наша помощь и забота?  Кто уже помогал муравьям? Как?

Бродя по лесу в поисках грибов и ягод, некоторые «любители» природы не могут пройти мимо муравейника , не разворошив его купол и не полюбовавшись переполохом. Многие и не подозревают, что такие «развлечения» гибельны для муравьев. Если муравьи не успеют отремонтировать поврежденный купол муравейника до первого дождя, а на ремонт уходит 2–3 дня, муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной семьи. А между тем муравьи собирают вредных для леса насекомых. Ежедневно они поедают большое количество вредителей, тем самым ликвидируют вспышки массового размножения вредителей леса.

Непотушенную спичку или окурок, брошенные вблизи муравейника, муравьи очень быстро гасят, выпрыскивая на них жидкость. Большой вред приносят муравейникам кабаны, они устраивают в них свои постели. Чтобы спасти муравейник от кабанов, их нужно огораживать столбиками.

   Все жужжит она, жужжит

   Над цветочками кружит

   Села, сок с цветка взяла

   Мёд готовит нам …(пчела).

Какую роль играют в природе пчелы? Кто из вас любит мёд? Знаете, что мёд – природное лекарство?

Чаще мы боимся быть укушенными пчелами, но иногда помощь требуется и самим пчелам. (Показать фото пчелы).

Залетела к нам пчела,

У оконного стекла

Кружится, старается,

Улететь пытается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду!

(Ю. Магнаров)

Что будет.если уничтожить всех насекомых? Будет очень плохо, потому что насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их – переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если насекомые этого не сделают, то не будет семян, а значит и растений, погибнут леса.

Что будет, если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат кормом для рыб. И если их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые питаются комарами.

Не обижайте насекомых, берегите природу, помогайте и оказывайте помощь тем, кто нуждается в ней. Будьте добрыми к животным, не жалейте для них кусочка хлеба или печенья. Животные должны вызывать у вас желание приласкать, обогреть. Доброта – великая вещь. Это благодеяние для всех живущих.

Давайте же учиться доброте, учиться никогда никого не обижать и помогать всем, кто попал в беду! Давайте запомним, что все животные очень нужны и важны в природе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ПРИРОДЕ- С ДОБРОТОЙ Международный день сохранения биоразнообразия экологическая беседа в средней группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Беседу о добром отношении ко всему живому, о сопереживании и стремлении сберечь и оказать помощь, я включ...

Природа просит доброты

стихи  и  картинки  о  сохранении  природы...

Экологический проект "В мир природы с добротой"

Природа щедро отдает людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у приро...

проект "Войди в природу с добротой"

Тему « Войди в природу другом» выбрала не случайно, потому что, именно природа формирует у детей познавательный интерес. Интерес с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к...

Педагогический проект "Войди в природу с добротой"

Формировать навыки наблюдения и эксперементирования в процессе поисково- познавательной деятельности. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру приро...

программа "К природе с добротой"

Программа по экологическому воспитанию детей в детском саду. Дети с малых лет учатся бережно относиться ко всему живому на Земле, оказывать помощь в трудные моменты тем, кто в ней нуждается, знакомятс...

Из опыта работы "Войти в природу с добротой"

В опыт работы входит введение, актуальность, основная аналитическая часть, выводы и рекомендации, приложение, литератураВо введении рассматривается современное состояние окружающей среды,  поняти...