Проект "Зимующие птицы родного края"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Носова Надежда Николаевна

Цель проекта - расширить и углубить знания детей о птицах нашего края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosova_n.n._ped_proekt.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №10 «Солнышко»

Носова Надежда Николаевна

__________________________________________________________________

Педагогический проект по теме:

«Зимующие птицы родного края».

Обоснование необходимости проекта

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому педагоги включились в активную поисковую, инновационную деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни. Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Бережное отношение должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни животных.

Мы решили реализовать проект «Зимующие птицы»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Цель: 

Сформировать целостное представление о зимующих птицах нашего края, их характерных отличительных признаках. Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:
1. Дать представление детям о зимующих птицах Калужского  края, их видами и особенностями.
2. Научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
3. Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь детей, (зимующие птицы, сорока, синица, снегирь, воробей, ворона, клест, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая).
2. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.
3. Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.
Воспитательные:
1. Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.
2. Воспитывать умение внимательно слушать сверстников и педагогов.

Участники проекта:

  • Дети старшей  группы №4 «Лучики» МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».
  • Родители (законные представители детей).
  • Воспитатели и другие специалисты МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Продолжительность проекта: ноябрь2019г-февраль 2020г.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

  1. Овладеть методами и приемами по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

а) изучить методическую литературу по теме:  формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

б) изучить интернет-ресурсы по теме: формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

в) посетить семинары, вебинары по теме: формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

  1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес  к птицам родного края.

а) провести диагностику для  выявления у детей сформированности нравственных качеств, связанных с отношением к живой природе;

б) сделать выводы, необходимые для продолжения работы  по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

в) внедрить в работу изученные методы и приёмы по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

  1. Создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивного отношения к живой природе, развития творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми.

а) создать картотеку необходимых материалов и дидактических пособий  по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

б) разработать конспекты ООД и познавательно-развлекательных мероприятий по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

в) по необходимости внести корректировку и внедрить в работу новые дидактические материалы по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

  1. Вовлечь  родителей в педагогический процесс, разработать план взаимодействия с родителями по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

 а) разработать  консультации для родителей по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

б) провести мастер-класс для родителей  по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

  1. Разработать рекомендации для воспитателей по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

 а) показ  ООД для воспитателей ДОУ по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;  

б) на основании полученного опыта разработать  и провести семинар для коллег по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности; 

в) разработать буклеты с консультацией для воспитателей по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Рабочий план реализации проекта

Предпола- гаемая дата проведе- ния мероприя- тия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ресурсы

Ответственный за выполнение

Октябрь 2019г.

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Изучение методической литературы

Информационные: методическая литература

Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И.

Октябрь 2019г.

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Изучение Интернет-ресурсов:

Материально-технические: компьютер; информационные: Интернет-ресурсы

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

В течении года

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Посещение семинаров, вебинаров

Материально-технические: компьютер; информационные: Интернет-ресурсы

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Октябрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Изучение  имеющихся в методической литературе методов и приёмов.

Наглядные методы.

Практические методы.

Игровые методы и приемы.

Словесные методы.

Информационные: методическая литература

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Октябрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Отбор необходимых материалов, создание картотек.

Материально-технические: компьютер;

наглядный материал; дидактические игры информационные: методическая литература

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Ноябрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Создание рекомендаций-памяток для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка заботиться о птицах

Интернет-ресурсы

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Ноябрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Объявить конкурс на лучшую кормушку для зимующих птиц

Воспитатель, родители

Ноябрь

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Подбор музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах

Интернет-ресурсы

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Ноябрь

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Подбор художественной литературы, картинок, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме

Интернет-ресурсы

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Ноябрь - Февраль

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются», «Птичья столовая», «Что бывает зимой», «Какие птицы с нами зимуют?», «Почему птиц стало меньше?».

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Ноябрь - Февраль

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Дидактические игры «Что хорошо, что плохо?, «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Четвёртый лишний». "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?", «Назови ласково», «Угадай птицу по описанию"

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Ноябрь - Февраль

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Чтение художественной литературы.  Знакомимся с народной мудростью. Пословицы и поговорки

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Ноябрь - Февраль

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Зимующие и перелетные птицы», "Воробушки и автомобиль"

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Январь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Экспериментирование: рассматривание птичьих следов и исследование птичьего пера

Воспитатель – Носова Н.Н.

Ноябрь - Февраль

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Ноябрь - Февраль

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация «Снегири на ветках», лепка, оригами

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Февраль

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Просмотр презентации  «Зимующие птицы Калужской области».

Воспитатель – Носова Н.Н.

Февраль

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Создание альбома «Зимующие птицы»

Воспитатель, родители

Январь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Объединение участников проекта (родителей и детей) в рамках создания коллективных творческих работ

Воспитатель – Носова Н.Н., родители.

Тупикина А.И.

Декабрь

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Оформление выставки детского творчества.

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Февраль

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Показ  ООД  «Зимующие птицы» для воспитателей ДОУ по формированию уважительного и бережного  отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель – Носова Н.Н.

Тупикина А.И.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

- Формирование у детей  навыков  познавательно – исследовательской деятельности по отношению к зимующим птицам.

- Повышение педагогической компетентности родителей.

- Обогащение детско-родительских отношений в творческой деятельности по отношению к живой природе.  

- Сплочение семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу.

Оценка эффективности реализации проекта

Оценка эффективности

Методы оценки

Диагностический инструментарий

Критерий

Показатели результатов

Данные                         (до и после)

Повышение заинтересованности у  детей к живой природе родного края.

С удовольствием рассматривают альбом и фотографии.

Наблюдение

Лист наблюдений

С нетерпением ждут следующих мероприятий

Наблюдение

Лист наблюдений

Активно участвуют в мероприятиях, предлагаемых на занятии

Наблюдение, анкетирование

Лист наблюдений, стенд «Понравилось – не понравилось», значки - символы

Повышение качества знаний, умений и навыков у детей

Умеют и любят играть в подвижные, дидактические и настольные  игры.

Наблюдение

Лист наблюдений

Успешно используют знания во время ООД, самостоятельной игровой деятельности.

Наблюдение

Тестирование

Лист наблюдений

Вопросник для тестирования

Активно используют в

речи пословицы, загадки

Тестирование, наблюдение

Лист наблюдений, вопросник для тестирования

Повышение активного участия  детей старшего дошкольного возраста в мероприятиях

Осмысленное и активное участвуют в праздниках и развлечениях

Наблюдение

Лист наблюдений

Активно участвуют в конкурсах и выставках поделок и рисунков

Наблюдение

Лист наблюдений

Активно задают вопросы

Наблюдение

Лист наблюдений

Внимательно слушают ответы.

Воспринимают информацию

Тестирование, наблюдение

Лист наблюдений, вопросник для тестирования

С желанием делятся своими впечатлениями после наблюдений за птицами.

Наблюдение

Лист наблюдений

Активность и заинтересованность родителей

Активно участвуют в конкурсах и выставках.

Наблюдение

Грамоты призёров и победителей.

Активно принимают участие в  праздниках совместно с детьми

Наблюдение

Лист наблюдений

Оценка рисков  и меры, запланированные для минимизации

влияния таких факторов риска

1.Низкая мотивация участников проекта. Решение проблемы – заинтересовать поощрительными мероприятиями.

2. Занятость родителей, направленная на финансовую сторону обеспечения семьи. Решение проблемы – дополнительная работа с родителями.

Дальнейшее развитие проекта

В результате работы стало видно, что знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих. На протяжении реализации проекта «Зимующие птицы родного края» у детей развивалась связная речь. Дети научились правильно подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц). Повысился познавательный интерес у детей.

За время проекта дети узнали, что птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало. Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – поодиночке. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что  работа по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе актуальна и целесообразна на протяжении всего дошкольного детства. Эта работа вызывает неподдельный эмоциональный отклик в детской душе.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. Богданова О.В., Ефанова З.А., Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Издательство "Учитель",2015г.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

5. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2014г.

6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Электронные образовательные ресурсы:

Портал является Средством Массовой Информации (СМИ)  Эл № ФС77-57008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по теме:"Птицы родного края"

Расширения и углубление знаний детей о птицах в игровой форме....

Диагностические задания по теме" Птицы родного края"

Выявление у детей старшей группы знаний о птицах родного края, используя диагностические задания....

Викторина по экологическому воспитанию «Птицы родного края»

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,Тема: «Птицы родного края »....

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...

Проект знакомства детей первой младшей группы с птицами родного края «Воробей-воробушек»

Здесь представлена система всестороннего  ознакомления детей с воробьём....