Проект "Сити-фермерство"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сур Марина Владимировна

Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_siti-fermerstvo_9_gruppa.docx797.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

Проект

«Сити-фермерство»

в средней группе № 9 «Звездочка»

vector-four-kids-watering-and-planting-trees.jpg

Выполнила:

Воспитатель

первой

квалификационной

категории

Сур М.В.

 Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небоскреба. В первую очередь это направление несет себе идею создания идеальной городской среды

 «Сити фермерство» (от англ. Сity-farm). На сегодняшний день, одно из самых перспективных направлений сельского хозяйства, подразумевающее устройство  так называемых «ферм» для выращивания сельскохозяйственных культур в городской среде. 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\детский сад текущее\ситифермерство\66686768.jpgтC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\детский сад текущее\ситифермерство\Wholesale-20-pockets-vertical-garden-felt-bag.jpg

«В нашей стране «сити-фермерство» будет развиваться не как часть городской инфраструктуры через освоение пустующих пространств, 
а как некий элемент общественного питания – продукты будут выращиваться рядом, потому что потребность в здоровом питании и здоровой среде уже существует»

   Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко.

2248e14c17e126c1460d5e17b6a1dba9.jpg        каскад кашпо.JPG

Актуальность проблемы:

Рост численности населения города, на фоне изменения потребительских предпочтений в сторону приоритета «здоровой», «натуральной», «органической» пищи, затрагивает такие важные вопросы, как развитие дополнительной или альтернативной системы бесперебойного снабжения или самообеспечения городов продуктами питания и обеспечение перспективной продовольственной безопасности. Это обуславливает актуальность развития технологий городского агропроизводства - сити-фермерства.

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.  Актуальностью сити-фермерства является развитие познавательного интереса: получение детьми необходимых знаний и навыков о выращивании «продуктов питания» в стенах детского сада, т.е. растения живые, их сажают, поливают, выращивают в помещении ДОУ.

Цель:

Целью данной работы является изучение возможности выращивания продуктов питания в условиях ДОУ; развитие творческих способностей у детей; улучшение пространственного видения и образного мышления; развитие мелкой моторики рук и интеллекта; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

 Задачи:

Обучающие:

-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых в помещении;

-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, горох, бобы, цветы);

-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Развивающие:

-Развивать познавательные и творческие способности.

-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

-Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Вид проекта: долгосрочный (январь 2020 - август 2020)

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Целевая аудитория: дети средней группы, воспитатели, родители.

Интеграция в ходе реализации проекта:

«Познание », «Коммуникация»«Здоровье»«Социализация»«Труд»

«Физическая культура».

Принципы:

- воспитания: создание положительного эмоционального подъема.

- обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности.

Методы:

- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.

- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.

- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.

- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.

Предполагаемый результат:

1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.

2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.

4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.

5. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

2. Основной: (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

Этапы работы

Содержание

Дата

1. Подготовительный этап

Работа с родителями:

- Беседа с родителями 

«Пусть тюльпаны зацветут» (выгонка тюльпанов) 

- Обсуждение целей и задач проекта. Сформирование  интереса  у родителей по созданию условий для реализации проекта.

 - Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для цветника на окне.

- Подбор

наглядно– дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала,

художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Январь 2020

2. Основной этап

- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений).

-  Пальчиковая гимнастика

 « Цветы» 

- «Посадка луковиц тюльпана».

(Расширение  представлений детей об условиях, необходимых для роста и развития цветов (почва, влага, тепло и свет). Закрепление элементарных понятий о природных витаминах. Формирование  трудовых умений и навыков.)

- Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

 

- Чтение художественной  литературы: «Огород бабы Феклы».

- Создание «Огорода на подоконнике «Веселый колобок»»:

(Поэтапная высадка растений)

 Посадка  лука, укропа, петрушки, салата, редиса.

 (Формирование элементарных понятий о природных витаминах. Закрепление навыков посадки семян. Формирование представления о выращивании этих растений. Приобретение трудовых умений и навыков. Расширение представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Закрепление элементарных понятий о природных витаминах.

Беседа: «Какие бывают овощи».

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

 Театрализация сказки «Колобок» (театр на варежке)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Дидактическая игра «Собери урожай»

Дидактическая игра:  «Один-много».

Отгадывание загадок.

Труд в уголке природы.  (Продолжение учения детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

Дидактическая игра «Вершки - корешки».

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле.

(Показать детям, как растения вырастают из семян).

Чтение  стихов о луке (Е. Борисова)

Дидактическая игра «Найди по описанию».

Беседа:  «Растут ли наши растения ».

Наблюдение за всходами лука, укропа, петрушки, подсолнечника.

(Продолжение учения детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Дидактическая игра «С какой ветки детки?»

Пальчиковая гимнастика "Компот".

Создание  «Каскада цветов» (вертикальное озеленение на подоконнике)

Беседа - наблюдение: «Мир цветов»

(Расширение представления детей о цветах, их строении: научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрение желания ухаживать за комнатными растениями. Воспитание интереса к исследовательской 

деятельности: учить размышлять, делать выводы.)

Дидактическая игра «Угадай-ка»

 Посадка фиалок трехцветных.

глубление знаний о разнообразии растительного мира, ознакомление с характерными особенностями разных видов фиалок. Овладение  навыками исследовательской работы.)

Отгадывание загадок о цветах.

Труд в уголке природы.  Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий для растений (воды, света, тепла).

Игра-хоровод «Моя фиалка».

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений).

Чтение художественной  литературы:  «Репка», «Спор овощей».

Наблюдение  за «Огородом на подоконнике»: ростом лука, укропа, петрушки, редиски.

(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Подвижная игра «Баба сеяла горох».

Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  для растений (воды, света, тепла).

Упражнение «Удивляемся природе»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

 Наблюдения за ростом фиалок трехцветных.

(Воспитание эмоциональноценностного  отношения к природе; стремление создавать прекрасное. Формирование умения самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном. Воспитание бережного отношения к растениям; закрепление знаний об условиях произрастания цветов; развитие  чувство прекрасного, речи.)

Аппликация «Волшебная страна цветов»

Беседа – наблюдение «Солнце в жизни растений».

Игры «Путешествие на луг», «Кто быстрее соберет цветок» (разрезные картинки);

Рассматривание альбома «Весенние цветы».

Раскрашивание цветов в раскрасках.

 Театрализованная постановка «О чем говорят цветы?

Итоговая беседа «Огород на подоконнике»

  • (Развитие связной речи через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
  • Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
  • Воспитании любознательности и наблюдательности, а также уважения к труду, бережное отношение к его результатам.)

Выставка оформленного «Огорода на подоконнике».

Создание презентации «Огород на подоконнике «Веселый колобок».

Итоговая работа «Каскад цветов вертикальное озеленение».

(Осуществление  исследовательской деятельности, пронизанное духом творчества и познания, неугасаемого интереса и радостью новых открытий. Создание необходимых условий для общения детей между собой, построения новых отношений между детьми.)

Фотовыставка « И все это наши цветы».

Создание «Веселой грядки» на участке ДОУ.

(Развитие любознательности и наблюдательности у детей, что лучше помогает познать растительную жизнь. Расширение представления детей о растениях, как живых организмах; об условиях, необходимых для роста и развития; развитие этического чувства, умения радоваться красоте выращиваемых растений и результату своего труда.)

Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. (Расширение знания детей о культурных растениях на огороде.)

Рассматривание иллюстраций о культурных растениях. (Проявление интереса  к растениям, желания заботиться о них, углубление и расширение знаний о видах растений.)

Чтение художественной литературы

А.Барто «Нарисуем огород».

(Расширение  знаний детей о значении огорода для людей, Знакомство детей с тем, какие культуры выращивают на огородах).

Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян. Расширение знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения.

Подготовка грядки к посадкам.

(Перекапывание, рыхление почвы).

Посадка огурцов, кабачков, моркови, помидоров. 

(Развитие ответственности по уходу за растениями. Формирование интереса к  ценности овощей для здоровья человека и к выращиванию огородной культуры.)

Озеленение прогулочного участка:

- Оформление клумбы «Цветы у дома»

(Уточнение знаний детей о способах выращивания растений, знакомство с приёмами высадки растений, воспитание ответственности, желания ухаживать за растениями, делать участок сада красивым.)

Беседа «Что такое клумба и зачем она нужна

Работа с родителями – предоставление рассады цветов и помощи по облагораживанию участка.

Высадка цветов: бархатцев, ноготков, васильков.

Дидактическая игра «Один - много»

( Расширение словарного запаса, классификация названий цветов)

- Вертикальное озеленение веранды с помощью каскадных кашпо.

(Перенос  и закрепление «Каскада цветов» на веранде)

 Игры «Путешествие на луг», «Во саду ли в огороде».

Настольные игры.

− «выложи цветы» (мозаика), «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото». 

Наблюдение за растениями, полив растений, прополка грядки, рыхление земли.

(Развитие ответственности по уходу за растениями. Проявление  интереса к выращиванию огородной культуры.) 

Наблюдение за всходами и ростом овощных культур.

(Формирование умения детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин» «Летняя ярмарка».

(Развитие игровой деятельности. Закрепление знаний  детей о полезных свойствах овощей для организма человека).

Беседа  «Насколько растения нуждаются в уходе человека?»

 Наблюдение за  посадками

(Рыхление почвы, полив растений. Особое внимание уделяется борьбе с сорняками, так как сорная трава – идеальное место для размножения большинства вредителей. Учение детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

  1. Беседа «Что необходимо для роста растений?»
  2. Знакомство детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, редиса, моркови, салата, петрушки, капусты, перца)

Игра «Веселый садовник».

Чтение.

Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном»,

Пришвин М. «Золотой луг».

Слушание музыки.

В. Моцарт «Цветы»; П.И. Чайковский «Вальс цветов».

Рассматривание книг, иллюстраций, альбома «Наш огород».

  1. Уход за растениями в открытом грунте.
  2. (Развитие чувства ответственности за полив, взрыхление, прополку сорняков.
  3. Развитие наблюдательности – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.)

Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина»«Полезные свойства овощей»«Трудовое воспитание ребенка в семье»«Экологическое воспитание ребенка в семье».

Наблюдение за ростом цветов на клумбе в каскадных кашпо: почвой, поливом, а также за  формой цветка, его запахом и формой.  

Беседы «Овощи»«Овощи и фрукты – полезные продукты»«Овощи на грядки и здоровье в порядке»«Что растет в огороде»«Вода и растения».

(Расширение  познаний  детей о овощах, их свойствах.)

Труд в природе. Сбор созревших овощей с «Веселой грядки».

(Употребление созревших плодов. Формирование интереса к результату своего труда.)

Художественно - эстетическое развитие: «Лепка овощей из пластилина», аппликация «Корзина с овощами».

(Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании. Формирование трудовых умений и навыков.)

Выставка поделок из бросового материала   «Цветы вокруг нас».

Презентация « Мы – сити-фермеры!»

(Предоставление фотоматериалов  об  изучении нового направления «сити-фермерство» : обучение детей выращиванию растений в условиях ДОУ, повышение экологической компетентности детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста; уважительное отношение к труду.)

Май 2020

Июнь 2020

Июль 2020

Август 2020

Выводы:  Благодаря проекту «Сити-фермерство» дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. Более того ребята совместно с воспитателями создадут в группе огород на подоконнике. Проект позволит вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений  как на подоконнике в группе, так и на улице, а также создать цветники на участке: оформить клумбу и «каскад цветов». Проект «сити-фермерство» позволит сформировать  у детей уважительное отношение к труду, а значит все участники проекта (дети, воспитатели и родители) получат положительные эмоции от итоговых результатов.