Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Истомина Кристина Алексеевна

Проект "Огород на окне" в младшей группе "Любознатели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение №6 «Мечта»

город Дубна Московская область

Познавательно – исследовательский проект на тему:

«Огород на окне»

для детей и родителей младшей группы

Воспитатели:

Скрябина Танзиля Шайхануровна

Смирнова Кристина Алексеевна

ДОУ № 6 «Мечта», группа «Любознатели»

2020

«Огород на окне»

Паспорт проекта

Актуальность:

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребёнок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т.д.

В весеннее время, когда еще холодно, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающего мира, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Тип проекта:

По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.

По числу участников: групповой (дети младшей группы).

По времени проведения: 2 месяца (март-апрель)

Цель проекта:

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Задачи проекта:

Познавательное развитие: создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие , мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.

Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)

- формировать у детей знания о росте и потребности растений;

- формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной (исследовательский).
  3. Заключительный.

Значимость проекта для всех его участников:

Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.

Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.

Предполагаемый результат Проекта:

Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.

Этапы работы над Проектом:

  1. Подготовительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- определение темы Проекта;

- формулировка цели и определение задач;

- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);

- составление плана основного этапа Проекта.

- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

- Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

Работа с родителями:

- беседа с родителями о предстоящей работе;

- подготовка семян и луковиц;

Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

  1. Основной (исследовательский)

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).

- посадка: лук коллективно, огурец.

- посев: пшеница, салат, укроп.

- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление;

- оформление огорода на окне;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Узнай и назови» (Овощи и фрукты), «Угадай на вкус», «Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу», «Что лишнее?», «Скажи ласково!», «Путаница» (Собери правильно растение: корень, стебель и т.д.).

Беседы:

- «Что такое «Огород и что на нем растет»,

- «Что такое «Огород на окне»,

- «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

- «Семена»

Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Строение растений»,

- «Рост и развитие растений»,

- «Вода и росток»

- «Солнце и росток»,

- «Проращивание семян».

Практическая деятельность:

- Отбор и посев семян.

- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу»,

- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

- Рассматривание различных семян.

Сюжетно-ролевые игры: 

  1. собери пазлы на тему «Овощи».
  2. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
  3. «Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.
  4. «Овощной магазин».

«Пальчиковая гимнастика:

  1. «Алые цветки»
  2. «Мы делили апельсин»
  3. «Мы капусту рубим, рубим»
  4. «Яблонька»
  5. «Репка»

Художественно-творческая деятельность детей.

- раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты»;

- рисование «Мои любимые фрукты и овощи»; «Лук от всех недуг»;

 лепка «Чудо-горошины»; «Овощи большие и маленькие»;

Речевое развитие.

- чтение художественной литературы (русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зернышко», стихотворение С.В.  Михалкова «Овощи», стихи об овощах и фруктах;

-  загадки про овощи и фрукты,

- рассматривание иллюстраций в книгах.

- Инсценировка-игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

Оформление альбома

«Наш лук от семи недуг»»

Работа с родителями:

- «Помощь ребёнка на огороде».

Ответственны за выполнение: воспитатели, дети, родители.

3.Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- анализ полученных результатов;

- фотоотчёт «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»

- презентация проекта «Огород на окне»

Работа с родителями:

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с марта по апрель.

Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

Итоговые результаты:

- дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;

- научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;

- приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;

- проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.

Предполагаемые результаты:

 из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук, фасоль, петрушку, огурцы и другие овощные и тропические культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. В детском саду дети, совместно с воспитателями, вырастили семена тыквы. Конечный результат проектной деятельности можно увидеть на участке детского сада, где высажены корневая петрушка и лук.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребёнок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Литература:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»,М.;2009г.
  2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.;2006.
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.-М.;ВАКО,2005.-240с.- (Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
  4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Мн.: «Асар»- 1999-128с.
  5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа, 1993-64с.

Фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....