Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект "Огород на окне" в младшей группе "Любознатели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение №6 «Мечта»
город Дубна Московская область
Познавательно – исследовательский проект на тему:
«Огород на окне»
для детей и родителей младшей группы
Воспитатели:
Скрябина Танзиля Шайхануровна
Смирнова Кристина Алексеевна
ДОУ № 6 «Мечта», группа «Любознатели»
2020
«Огород на окне»
Паспорт проекта
Актуальность:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребёнок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т.д.
В весеннее время, когда еще холодно, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающего мира, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Тип проекта:
По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.
По числу участников: групповой (дети младшей группы).
По времени проведения: 2 месяца (март-апрель)
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Познавательное развитие: создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие , мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.
Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)
- формировать у детей знания о росте и потребности растений;
- формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Проект включает в себя три этапа:
- Подготовительный.
- Основной (исследовательский).
- Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.
Предполагаемый результат Проекта:
Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.
Этапы работы над Проектом:
- Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта.
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
- Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц;
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
- Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).
- посадка: лук коллективно, огурец.
- посев: пшеница, салат, укроп.
- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Узнай и назови» (Овощи и фрукты), «Угадай на вкус», «Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу», «Что лишнее?», «Скажи ласково!», «Путаница» (Собери правильно растение: корень, стебель и т.д.).
Беседы:
- «Что такое «Огород и что на нем растет»,
- «Что такое «Огород на окне»,
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
- «Семена»
Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений»,
- «Рост и развитие растений»,
- «Вода и росток»
- «Солнце и росток»,
- «Проращивание семян».
Практическая деятельность:
- Отбор и посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу»,
- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- Рассматривание различных семян.
Сюжетно-ролевые игры:
- собери пазлы на тему «Овощи».
- Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
- «Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.
- «Овощной магазин».
«Пальчиковая гимнастика:
- «Алые цветки»
- «Мы делили апельсин»
- «Мы капусту рубим, рубим»
- «Яблонька»
- «Репка»
Художественно-творческая деятельность детей.
- раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты»;
- рисование «Мои любимые фрукты и овощи»; «Лук от всех недуг»;
лепка «Чудо-горошины»; «Овощи большие и маленькие»;
Речевое развитие.
- чтение художественной литературы (русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зернышко», стихотворение С.В. Михалкова «Овощи», стихи об овощах и фруктах;
- загадки про овощи и фрукты,
- рассматривание иллюстраций в книгах.
- Инсценировка-игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
Оформление альбома
«Наш лук от семи недуг»»
Работа с родителями:
- «Помощь ребёнка на огороде».
Ответственны за выполнение: воспитатели, дети, родители.
3.Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов;
- фотоотчёт «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»
- презентация проекта «Огород на окне»
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с марта по апрель.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
Итоговые результаты:
- дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;
- научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;
- приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;
- проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.
Предполагаемые результаты:
из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук, фасоль, петрушку, огурцы и другие овощные и тропические культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. В детском саду дети, совместно с воспитателями, вырастили семена тыквы. Конечный результат проектной деятельности можно увидеть на участке детского сада, где высажены корневая петрушка и лук.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребёнок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Литература:
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»,М.;2009г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.;2006.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.-М.;ВАКО,2005.-240с.- (Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Мн.: «Асар»- 1999-128с.
- Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа, 1993-64с.
Фото
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25425.jpg)
конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"
Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-47347-1673546916.jpg)
Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"
В процессе занятия дети создадут большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей. Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-457730-1403109665.jpg)
Цветы на окне и за окном
Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/24/picture-1139838-1556079587.jpg)
«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»
laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/21/picture-950725-1621608932.jpg)
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»
Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/11/picture-1017750-1602447789.jpg)
За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!
За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....