Перспективное планирование работы кружка "Сюрприз от ТРИЗ" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Годовое планирование кружка по развитию познавательных способностей детей страшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syurpriz_ot_triz.docx | 58.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №37 «Теремок»
План кружковой работы по реализации технологии ТРИЗ в старшей группе
«Сюрприз от ТРИЗ»
на период учебного года 2019 – 2020 гг.
в старшей группе
Воспитатель: Коваль А.В.
г. Железногорск,
2019г.
Актуальность темы
Главная задача методики ТРИЗ: научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач втехнической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка.
Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Сетка игр в течении учебного года
Сентябрь
Игра на формирование умения выделять функции объекта
Игра № 1
«Что умеет делать»
Цель: на формирование умения выявлять функции объекта.
Правила игры: Ведущий называет объект. Объект можно показать или загадать с помощью игры «Данетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его
помощью.
Ход:
Ведущий: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Ведущий: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
Ведущий: Что может мяч?
Дети: прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
Ведущий: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку "Колобок". Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Базис личностной культуры.
Ведущий: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?
Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или о собаке, он может уступить место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
Ведущий: Еще
Дети: Выручать из беды или трудного положения другого человека.
Ведущий: Что может растение?
Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
Ведущий: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Ведущий: Что может дождь?
Дети: Растворить лед.
Ведущий: Когда и почему?
Дети: Когда ярко светит солнце, тепло.
Ведущий: Что еще может лед?
Дети: Лед может расколоться, треснуть.
Ведущий: А какие полезные функции у льда?
Дети: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
Ведущий: Что можно делать со льдом?
Дети: Можно раскрашивать, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
Ведущий: Что может дождь?
Дети: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.
Игра № 2
Игра на формирование умения выделять функции объекта
«Дразнилка»
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию
вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Ход:
Ведущий: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Ведущий: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
Игра № 3
Игра на формирование умения выделять функции объекта
«Мои друзья»
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или
кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира).
Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход:
Дети выбирают объекты природного мира.
Ведущий: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро
бегать (животные: лиса, волк).
Ведущий: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Ведущий: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки
(животные, птицы, ветер и т.д.)
Игра № 4
Игра на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход:
При уточнении понятия относительности размера.
Ведущий: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Ведущий: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Октябрь
Игра № 5
Игры на определение линии развития объекта
«Раньше – позже»
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что
было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход:
Ведущий: посмотрите, какая у медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Ведущий: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Ведущий: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Ведущий: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Ведущий: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игра № 6
Игра на выявление подсистемных связей
«Где живет?»
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней
группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой
природы. (дети называют среду обитания живых объектов).
Ход:
Ведущий: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Ведущий: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Ведущий: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Ведущий: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть
собаки, живущие на улице – бродячие.
Игра № 7
Игра на определение подсистемных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок
должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход:
Ведущий: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с
присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Ведущий: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
Игра № 8
Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Хорошо – плохо»
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого
определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –
почему?» - идут по цепочке.
Ход:
Ведущий: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Ведущий: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Ноябрь
Игра № 9
Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является
животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего
оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой
теме, в том числе и по теме «Животные».
Ведущий: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).
Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким.
животным. Он живет в лесу.
Ведущий: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Ведущий: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Ведущий: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он
нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игра № 10
Игра на сравнение систем
«На что похоже»
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие
на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по
назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и
будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.
Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать
предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ведущий: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
Игра № 11
Игра на сравнение систем
«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота.
Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
Игра № 12
Игра на сравнение систем
«Теремок»
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один
ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в
«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его
предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми
словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в
теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок,
если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Ход:
Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы.
Туловище, голова, 2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой
природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой
отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а
заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается
орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);
белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
Декабрь
Игра № 13
Игра на сравнение систем
«Найди друзей»
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети
говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при
фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать
после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту
функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Игра № 14
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход:
Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра № 15
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими
ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход:
Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту
музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра № 16
Игра на классификацию объекта
«Все в мире перепуталось»
Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.
Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Правила игры со средней группой:
Ведущий игры – ведущий (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)
Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте
появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
Ведущий: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7
Дети: К природному.
Ведущий: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Ведущий: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».
Ведущий: На картинке – бобер. К какому миру он относится?
Дети: К природному.
Ведущий: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Ведущий: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.
Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку
Январь:
Игра № 17
Универсальные системные игры
«Чудесный экран» («девятиэкранка»)
В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие
мыслительные шаги:
- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
- определяется подсистема природного объекта.
- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
- рассматривается развитие объекта в будущем.
В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».
Лисенок
(детеныш)
Форма организации игр:
- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.
Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).
- Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению:
«Что-то» автор М.С. Гафутулин.
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!
Игровое действие при этом:
Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д.
Предполагаемый результат по итогам универсальных игр: к концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.
Игра № 18
Игра «Числовая да - нетка»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:
1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и
спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше 3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Игра № 19
Игра Пространственная «да - нетка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10, 20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от
машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные
картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине?)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
Игра № 20
Игра «Да – нетка» на загаданное слово.
Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.
Ход:
Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка).
Объект
Природный Рукотворный живой неживой
Примечание:
1. Ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.
2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.
3. Загадываются объекты реального мира.
Февраль:
Игра № 21
Игра «Да-нетка» по неизвестному слову.
Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы,
производить мыслительные действия.
Ход:
Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово).
Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, цевница…
Игра № 22
Игра «Один – много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.
Закреплять понятие «один – много».
Ход:
Ведущий: Ребята, сколько у меня расчесок?
Дети: (одна).
Ведущий: Чего в расческе много?
Дети: (зубчиков).
Аналогично: коробка - стол
книга - дерево
ковер - дом
клубок -цветок
морковь – дом
Игра № 23
Игра «Где живет (работает)?»
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты,
выполнять те же самые функции.
Ход:
Ведущий называет объект. А дети говорят, где в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Ведущий: Тигр.
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в
мультфильме для радости.
- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)
Игра № 24
Игра «Назови часть предмета»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход:
Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
- ДОМ.
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
Март:
Игра № 25
Игра «Паровозик»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход:
Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям.
Ведущий – паровозик, дети – вагончики.
Например:
Человек:
1 карточка – младенец
2 карточка – дошкольница
3 карточка – девочка-подросток
4 – девушка
5 – женщина
6 – старушка («Поезд времени»)
Игра № 26
Игра «Что это такое?»
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Ход:
На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую
фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям: Что это такое? или На что похоже?
Дети называют предмет, на который похоже это изображение.
Ведущий говорит: Нет! Это не …
Затем ведущий подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает:
«Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.
Игра № 27
Игра «Кто (что) это такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход:
Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические
пары.
Например: Что может быть и горячим и холодным (одновременно)?
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
Игра № 28
Игра «Гирлянда»
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью
вопросов.
Ход:
Ведущий предлагает стартовое слово.
Например: ЛЯГУШКА.
И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.
Ведущий: Лягушка какая?
Дети: Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос.
Например: Зеленая кто (что)?
Дети: Трава.
Ведущий: Трава что делает?
Дети: (растет)
Ведущий: Растет что (кто)?
Дети: (ребенок)
Ведущий: Ребенок какой?
Дети: (веселый)
Ведущий: Веселый кто бывает?
Дети: (клоун)
Ведущий: Клоун что делает?
Дети: (смеется)
И т.д.
Апрель:
Игра № 29
Игра «Что было бы, если убрать часть?»
Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход:
Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например: У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
Игра № 30
Игра «Кто кем будет?»
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход:
Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко,
икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и
т.д.
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких
вариантов.
Например:
Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра № 31
Игра «Кем был раньше?»
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход:
Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком), сильный (слабым).
Игра № 32
Игра «Найди друзей»
Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты,
выполняющие те же самые функции.
Ход:
Ведущий называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию.
Например:
Ведущий: Машинка перевозит груз.
Дети: Перевозит груз пароход, слон …
Май:
Игра № 33
Игра «Раньше – позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например:
Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ
ребенка ( мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из
детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра № 34
Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать
характеристику объекту по одной части.
Ход:
Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать
характеристику объекту.
Например:
Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
Игра № 35
Игра «Бином фантазии»
Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять
предложения.
Ход:
Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у).
Например:
Подушка и крокодил−
подушка под крокодилом;
− крокодил, прыгающий через подушку;
− крокодил в подушке;
− подушка, прыгающая через крокодила;
Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).
Игра № 36
Игра «Маятник» (Хорошо-плохо)
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход:
Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
Например:
Укол
(+) (-)
Лечит
Быстро выздоравливаешь
Больно
Лекарство дорогое
страшно
Дождь
Растут растения
Пьют воду
Моются водой
Пыль сбрызгивает
Красиво
холодит
Промокнешь
Лужи появляются
Гулять нельзя
Белье намокло
Ожидаемые результаты
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Если рассматривать современные образовательные технологии и методики в ДОУ, то с уверенность можно сказать, что ТРИЗ является одной из самых эффективных и разнообразных по своей наполняемости. Использовать её в своей работе нетрудно, к тому же эта технология всегда даёт положительные результаты, ведь все элементы и приёмы являются игровыми, а значит, обучение детей идёт в процессе их ведущей деятельности.
Список литературы
1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации» от 1 сентября 2013г. 273- ФЗ [Электронный ресурс].
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Издательский Дом «Ажур», 2014 г. - 23 с.
3. Альтшуллер, Г.С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г.С. Альтшулер. – М.: Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997. – 208 с.
4. Белоусова, Л.Е. Веселые встречи [Текст]/ Л.Е. Белоусова. - СПб.: Детство- Пресс, 2009. – 128 с.
5. Ляшко, Т.В. Через игру – к творчеству [Текст]/ Т.В. Ляшко. – Обнинск: Фирма «Интерколледж», 2004. - 28 с.
6. Петухова, О.А. Вариативные изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/О.А. Петухова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. – 76 с.
7. Редько, Л. В. Дошкольная ступень образования в креативной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ [Текст]/ Л.В.Редько// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 14. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46519.htm.
8. Серегина, О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета» [Текст]/ О.В. Серегина. - 2012 - № 5.- С. 45 – 47.
9. Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) [Текст]/ Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: Изд-во: Аркти, 2010. - 76 с.
10. Страунинг, А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие [Текст]/ А.М. Страунинг. - Обнинск: Изд. «Принтер», 2000. -204 с.
11. Утёмов, В. В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. – Киров, 2013. – 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы над проектом в старшей группе
Данный материал поможет Вам в работе над проектом " Знакомим дошкольника с родным городом" в старшей группе....
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе.
Здесь представлена разработка работы с родителями по тематическим неделям, которые проходят в нашем саду....
Перспективное планирование работы с детьми в старшей группе по здоровьесберегающей деятельности
Упражнения по самомассажу и дыхательная гимнастика...
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе детского сада .
Опыт работы по планированию воспитателя работы с родителями на текущий учебный год....
перспективное планирование работы с родителями в старшей группе ДОУ
В работе представлено планирование работы с семьями воспитанников. Планирование разбито по месяцам .В него входит информационно-просветительная работа и совместные мероприятия с семьями воспитанников....
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе...
Перспективное планирование работы на сентябрь в старшей группе
В планирование входит : темы недель, работа с родителями, наблюдения, чтение художественной литературы, комплексы утренних и корригирующей гимнастики после сна(составлены картотеки), индивидуальная ра...