Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы» в подготовительной группе.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Сорокина Наталия Николаевна

    Цель: познакомить детей с русскими народными забавами, побуждать прослеживать связь с прошлым и настоящим (старинные зимние забавы и зимние виды спорта).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zimnie_zabavy_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx18.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

    «Зимние забавы» в подготовительной группе.

    Воспитатель Сорокина Наталия Николаевна

    ГБДОУ № 25 Калининского района Санкт-Петербурга

    Цель: закрепление у детей знаний о зимних развлечениях.

    Задачи:

    1. Систематизировать знания детей о зимних видах спорта и развлечениях; активизировать словарный запас.

    2. Развивать логическое мышление, воображение, умение рассказывать об ассоциативном образе, высказывать собственное мнение.

    3. Воспитывать интерес к русским народным традициям и культуре.

    Предварительная работа: беседа о зиме, зимних видах спорта, рассматривание зимних иллюстраций, разучивание песен о зиме и зимних праздниках.

    Словарная работа: расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; совершенствовать навыки словоизменения.

    Образовательная деятельность.

     Воспитатель: На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами.

    1. Катание на санях. Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной. Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета) Колёса крутились, карета ехала. Но зимой колёса часто подводили. Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в сугробах.) И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее». Так появились сани.

     Сани красиво украшали кожей, войлоком, сукном и даже бархатом. Переднюю стенку саней делали высокой, чтобы снег не задувал во время езды. Сбрую коней украшали металлическими бляшками, разноцветными нитяными или кожаными кистями, бумажными цветами, лоскутами ткани и бахромой; на расписные дуги подвешивали колокольчики с разным звучанием, бубенцы, шелковые банты, завязывали яркие платки. Сани застилали пестрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами и различными подвесками.

    Катающиеся обряжались в свои лучшие наряды: меховые крытые шубы и шапки, вышитые рубахи, яркие сарафаны и шали, новые валенки и пр. В катании принимали участие и дети всех возрастов. Пожилые катались отдельно от молодежи.

    2. Взятие снежного городка. Очень известной русской забавой было «взятие снежного городка». Сражались целые армии: одна атаковала крепость, другая — защищала. Осаждаемых было не так легко победить: они брали в руки метлы, лопаты, сыпали на врагов ведра со снегом, стреляли для устрашения лошадей холостыми зарядами из ружей. Следить за соблюдением правил выбирали «городничего». По его команде начинался и заканчивался штурм. Если в игре участвовали девушки, то им отводилась роль защитниц, а парни, разделившись на «коней» и «всадников», начинали атаку. Их задачей было ворваться внутрь и захватить женское знамя. Если «всадника» сбивали с «коня», он тут же выбывал из игры.

    Под «взятием городка» подразумевалась и другая спортивная забава. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для таких развлечений была площадь села или ярмарки.

    Привлекательные для крестьян призы – отрезы материи, сапоги укрепляли на вершине такого сооружения.

    С конца 18 века., для усложнения подъема столбы стали обливать на морозе водой. Чтобы заполучить награду, смельчак должен был добраться до нее по скользкой обледенелой вертикальной поверхности столба. Занятие это требовало выносливости и терпения и удавалось далеко не каждому. Победителя чествовали и натирали снегом.

    3. Катание с  горки. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, ледянки, катульки – широкие выдолбленные доски, корежки – деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.

                                                                                                                             
    Дети садились на санки по нескольку человек. “Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в сани и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки, или, взяв на руки визжащую девушку, спускались, стоя на ногах. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом”.

    4. Катание на коньках. Наверное, одно из самых захватывающих времяпрепровождений зимой – это коньки. Скользить на них наши предки научились много тысяч лет назад. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головкой. Коньки делали из костей животных. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. Кататься на них было не очень удобно.

    Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься на льду стало легче. Царь Петр I усовершенствовал их конструкцию, впервые в мире жестко соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках.

    5. Катание на лыжах. Не меньший восторг вызывало и катание на лыжах. А на огромных снежных пространствах, когда вьюга порой наметает снег под самую крышу, добыть пищу и даже просто сходить к соседу в гости немыслимо без лыж! Самой старой лыже, обнаруженной на Псковщине целых 4300 лет! Катание с горки – что может быть более увлекательным и захватывающим дух. Смог скатиться с крутой горки на лыжах и не упасть – вот ты и герой, образец для подражания.

    Вот сколько забав было зимой у русских людей. Многие из них сохранились и в наше время. А некоторые развлечения даже стали видами спорта.

    - Назовите виды спорта, связанные с лыжами (лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина).

    - Назовите виды спорта, связанные с коньками (фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей)

    -  Давайте поиграем со снежком (сшитый из белой ткани). И я проверю, как вы знаете зимние явления. Я буду бросать снежок. К кому он попадёт, тот называет признаки зимы и зимние явления.  (Дети называют признаки зимы.)

     

    Отгадывание загадок.

    Меня хлопали лопатой,

    Меня сделали горбатой,

    Меня били, колотили!

    Ледяной водой облили,

    И скатились все потом

    С моего горба гуртом.

    (Горка)

    Есть, ребята, у меня

    Два серебряных коня,

    Езжу сразу на обоих.

    Что за кони у меня?

    (Коньки)

    Бегут по дорожке

    Доски да ножки.

    (Лыжи)

    Под гору — лечу,

    В гору — тащу.

    (Санки)

    Вот серебряный лужок.

    Не видать барашка,

    Не мычит на нем бычок,

    Не цветет ромашка.

    Наш лужок зимой хорош,

    А весною не найдешь.

    (Каток)

    Ой, насыпало снежка,

    Вывожу коня-дружка,

    За веревочку-узду

    Через двор коня веду,

    С горки вниз на нем лечу,

    А назад его тащу.

    (Санки)

    Что за нелепый человек

    Пробрался в двадцать первый век?

    Морковка — нос, в руке — метла,

    Боится солнца и тепла.

    (Снеговик)

    - Итог занятия: - Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии? Что нового и интересного вы запомнили? А чем вам нравится зима?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Страна Светофория» в подготовительной группе с использованием ИКТ, личностно – ориентированных, игровых, исследовательских и здоровьесберегающих технологий

    Цель занятия: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окр...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая берёза – символ Родины моей»

    Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая берёза – символ Родины моей»Цель: Воспитание любви к родной п...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир планет».

    Конспект непосредственно-образовательной       деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир пла...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»

    Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Здоровые зубы - красивая улыбка»

    Цель: формирование умения детей заботиться о своих зубах.Задачи: Обучающие:расширять представления детей о важных компонентах в уходе за зубами, формировать привычку следить за чистотой и со...