НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Чудеса на кухне»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гаврина Ольга Васильевна

Встреча со сказочным героем общение с ними, оказание помощи побуждают детей к активному познанию окружающей жизни, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

 с элементами  экспериментирования  в старшей группе

«Чудеса на кухне»

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей навыки экспериментальной деятельности.
  • Познакомить детей со свойствами различных продуктов питания.
  • Закреплять у детей умения и навыки  работы с различными материалами.
  • Закрепить знания детей о свойствах воды.
  • Обогащать словарный запас существительными (исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, именами прилагательными (соленый, пресная……

Развивающие: 

  • Развивать у детей  познавательную активность и интерес.
  • Развивать у детей умения делать выводы, умозаключения.
  • Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

Воспитательные: 

  • Воспитывать у детей навыки сотрудничества.
  • Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы.

Активизация словаря: исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, соленый, пресный, кислота, сода.

Методические приемы:

  • игровая мотивация,
  • наглядный,
  • словесный

Инструментарий:

  • пластиковые тарелки,
  • ложки и стаканы,
  •  воздушные шары,
  • влажные салфетки,
  • вода,
  • яйцо,
  • манная крупа,
  • скрепки,
  • магнит,
  • лавровый лист,
  • соль,
  • свекла и картофель,
  • пробки,
  • сода и уксус.

Технические средства:

  • мультимедийный экран,
  • ноутбук,
  • аудиозапись «Волшебник недоучка».

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рады видеть мы!

Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном открывать!

Послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте отгадать!

Тут пронзительно свистит чайник рано утром!

Холодильник здесь стоит, раковина с краном!

Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!        (Кухня)

Воспитатель:  Правильно! Я приглашаю  вас на кухню! Но сегодня  для нас это не место, где готовят пищу, а настоящая  лаборатория. Мы станем исследователями, лаборантами, маленькими учеными, экспериментаторами, волшебниками. Вы готовы открывать что-то новое и интересное в обычных предметах и продуктах.  А помогать нам в этом будет волшебный экран! Посмотрите на экран! Перечислите, что на нем изображено.

 Дети:  Соль, яйцо лавровый лист, вода, свекла, картофель, манная крупа, сода, уксус.

Воспитатель: Как назвать их, одним словом?

Дети: Продукты, продукты питания.

Воспитатель: Да, экран подсказывает, что именно эти продукты помогут нам провести опыты и эксперименты.  А теперь послушайте и отгадайте, что является главным помощником  на кухне?

В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять.

Дети: Главный помощник на кухне – вода.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Водой моют продукты (овощи, фрукты, мясо, рыбу), посуду. Воду используют для приготовления пищи, питья и т.д.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода. Посмотрите на экран.  И назовите эти свойства?

 - Символ «Вода не имеет формы». Символ показывает (вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили).

- Символ «Вода не имеет цвета».

- Символ «Вода не имеет вкуса».

- Символ «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А что этот символ нам  показывает? 

Символ «Вода – растворитель».

Воспитатель: Этот  символ показывает нам, что вода – хороший растворитель. Давайте  мы это проверим, приготовив соленую воду. Как вы думаете, какие  материалы нам нужны? 

Дети: Вода, соль.

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на экран. Положите в стакан с водой  три столовые ложки соли и тщательно перемешайте. Что вы наблюдаете?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Вода – хороший растворитель.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Что на нем изображено?

Дети: Море и  река.

Воспитатель: Вспомните, какая вода в реке?

Дети: В реке вода пресная, а в море соленая.

Воспитатель: Как вы думаете, где легче научится плавать, в пресной или в соленой воде?

Ответы детей……..

Воспитатель: Мы можем это проверить.  Просмотрите на экран. Что нам понадобится для опыта яйцо и стаканы с чистой и соленой водой. Давайте проверим и сравним, как ведет себя яйцо в каждом из стаканов. Аккуратно нужно опустить яйцо в стакан с чистой водой.

Дети: Яйцо в чистой воде опустилось на дно, утонуло.

Воспитатель: Теперь аккуратно возьмите другое яйцо и опустите в стакан  с соленой водой. Что теперь вы наблюдаете?

Дети: В соленой воде яйцо плавает. Соленая вода тяжелее пресной и в ней легче научиться плавать, потому что она поддерживает предмет.

Воспитатель: Правильно, но и в обычной воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности. Давайте выясним, почему? Перед вами емкость с водой. Положите в нее лавровый лист, а затем кусочек свеклы. Что вы наблюдаете?

Дети:  Лавровый лист остался на поверхности, а кусочек свеклы утонул.

Воспитатель: Правильно, соответственно, какой вывод мы можем сделать?

Дети:  Если предмет легче воды - он плавает, если тяжелее - он тонет.

Воспитатель: Молодцы, наши ученые. Всегда ли получаются опыты и эксперименты у учёных?

Ответы детей……..

Воспитатель: Об этом мы сейчас узнаем, приглашаем вас на разминку.

Физминутка «Волшебник недоучка»

Воспитатель: Ребята, вы готовы продолжать работу в лаборатории?

Ответы детей……..

Воспитатель:  Вы  знаете, что на кухне много продуктов. Как вы думаете, из какого продукта, который вы видели на экране, можно приготовить много блюд?

Дети: Картофель.

Воспитатель: Правильно. Подумайте, а можно ли картофель заставить плавать? Что нам может помочь, какой предмет?

Воспитатель:  Молодцы, у вас получилось! Почему же так вышло?

Дети: В пробках есть пузырьки воздуха, они сделаны из дерева, дерево легкое – не тонет.

Воспитатель:  Посмотрите внимательно, у вас на столе стоит предмет, в которого можно приготовить кашу?

Дети: Манная крупа.

Воспитатель:  Но каша получится не вкусная, в нее попали металлические предметы, их нужно из крупы достать. Как вы думаете, как?

Дети: Нужно взять магнит, он притягивает металлические предметы?

Воспитатель:  Молодцы! Совсем справились. А сейчас для вас друзья, мы подготовили сюрприз. Но хотим спросить, можно ли надуть шарик без помощи дыхания?

Ответы детей……..

Воспитатель:  Внимание! Опыт «Надуваем шарик». У нас уксусная кислота, сода в воздушном шарике. Итак. Это произошло, потому что, при соединении эти вещества выделяю газ. Вот с помощью него, наши шарики надулись. Вам понравилось в нашей лаборатории.

Ответы детей……..

Воспитатель: Сегодня работа в лаборатории закончена, и мы хотим у вас спросить?  

                      Что сегодня мы творили?

Дети: Плыли, лили и солили,

           Все смешали, все взболтали,

           Много нового узнали.

Воспитатель: Что сегодня мы творили?

Дети:  Мы гостей наших учили,

            Как наш опыт получился,

            Сколько времени он длился.

Ребенок: Ведь эти все - эксперименты,

                Интересные моменты.

Ребенок: Хотим учеными мы стать,

               Чтоб все на свете объяснять!

Воспитатель:  Вы молодцы! Вы замечательные маленькие ученые! Спасибо, вам ребята и  нашим гостям, спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения

непрерывной образовательной деятельности

(образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

 «Речевое развитие», «Физическое развитие»)

Проводят: Гаврина О.В.  (воспитатель)

                    Уталина Л. И. (воспитатель)

                 

Дата

Возраст

Вид

Тип

Тема

Программное содержание

февраль

старший возраст

Поиско-исследовательский

Познавательно-исследовательский, коммуникативный, игровой

«Чудеса на кухне»

- Формировать умение выявлять свойства воды  (не имеет формы, принимает форму сосуда, в котором находится).

- Развивать познавательный интерес к практическим действиям.

-  Развивать умения делать простые выводы, умозаключения.

- Познакомить детей со свойствами различных продуктов питания.

- Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

- Обогащать словарный запас существительными, глаголами, прилагательными

исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, соленый, пресная,  тонет, плавает, вещества и т.д.

Дидактическое обоснование

Алгоритм проведения

Дидактическое оснащение (методический инструментарий)

Подготовка

Технология организации и проведение

Методы

- Первый этап: Подготовительный

- Второй этап: Основной

- Третий этап: Заключительный 

  • пластиковые тарелки,
  • ложки и стаканы,
  • воздушные шары,
  • влажные салфетки,
  • вода,
  • яйцо,
  • манная крупа,
  • скрепки,
  • магнит,
  • лавровый лист,
  • соль,
  • свекла и картофель,
  • пробки,
  • сода и уксус.
  • мультимедийный экран,
  • ноутбук,
  • аудиозапись «Волшебник - недоучка»

- подготовка конспекта;

- подготовка презентации;

- подготовка помещения;

- подготовка материала и оборудования для проведения экспериментов

оптимизировать развитие  познавательно- исследовательской деятельности путем разумного сочетания методов, средств и форм, направленных на получение положительного результата за время НОД.

словесные, наглядные, практические, игровые.

Ход образовательной деятельности

Этапы  познавательно-исследовательской деятельности,

игровые методы и приёмы

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Первый этап: Подготовительный

Организационный момент: появление героя

Педагог приглашает детей встать  полукругом для приветствия гостей.

Дети приветствуют гостей, знакомятся с героем.

Включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность

Загадывание загадки

Беседа с детьми

Сюрпризный момент.

Кролик- Знайка: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рад видеть я!

Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном открывать!

Послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте отгадать!

Тут пронзительно свистит чайник рано утром!

Холодильник здесь стоит, раковина с краном!

Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!        (Кухня)

Правильно! Я приглашаю  вас на кухню!

Педагог:  Лаборатория, ребята может быть – даже на кухне.  Мы с вами станем маленькими учеными и  экспериментаторами. А помогать нам в этом будет волшебный экран! Посмотрите на экран! Перечислите, что на нем изображено.

Дети отвечают на вопросы.

Активизация внимания

к опытно - экспериментальной деятельности

Загадывание загадки

Беседа с детьми

Вопросы педагога:  Как назвать их, одним словом?

Обобщает: - Правильно, это продукты питания и вещества.

Вопросы педагога: Можем ли мы их использовать для  проведения опытов?

Обобщает: Да, экран подсказывает, что именно эти продукты помогут нам провести опыты и эксперименты.  

Кролик- Знайка: Послушайте и отгадайте, что является главным помощником  на кухне?

В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять.

Вопросы педагога: Как вы думаете, почему?

Вопросы педагога: Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Посмотрите на экран.  И назовите эти свойства?

 - Символ «Вода не имеет формы». Символ показывает (вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили).

- Символ «Вода не имеет цвета».

- Символ «Вода не имеет вкуса».

- Символ «Вода не имеет запаха».

Вопросы педагога:  А что этот символ нам  показывает? 

Символ «Вода – растворитель».

 Педагог: Этот  символ показывает нам, что вода – хороший растворитель.

Дети  смотрят на экран и отвечают на вопросы.

Дети  смотрят на экран и отвечают на вопросы.

Дети  смотрят на экран и отвечают на вопросы.

Второй этап: Основной

Беседа с детьми

Проведение опытов

Проведение опытов

Педагог предлагает проверить одно из свойств воды.

Давайте  мы это проверим?  Как вы думаете, какие  материалы нам нужны? 

Педагог: Внимательно посмотрите на экран. Положите в стакан с водой  три столовые ложки соли и тщательно перемешайте. Что вы наблюдаете?

Педагог: Итак, какой мы можем сделать вывод?

Вопросы педагога:  Посмотрите на экран. Что на нем изображено?

Вспомните, какая вода в реке, а в море? Как вы думаете, где легче научится плавать, в пресной или в соленой воде?

Педагог: Мы можем это проверить.  Просмотрите на экран. Давайте проверим и сравним, как ведет себя яйцо в каждом из стаканов.

Аккуратно опустите яйцо в стакан с чистой водой.

Вопросы педагога:  – Как вы думаете, какие материалы нам нужны?

Предлагает сделать выбор материалов, побуждает к самостоятельному выбору.

Педагог ведет И.Р. с детьми.

Вопросы педагога:  Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

 Педагог: Теперь аккуратно возьмите другое яйцо и опустите в стакан  с соленой водой. Что теперь вы наблюдаете?

Обобщает: Правильно, но и в обычной воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности.

Вопросы педагога:  Давайте выясним, почему? Перед вами емкость с водой. Положите в нее лавровый лист, а затем кусочек свеклы. Что вы наблюдаете?

Дети  смотрят на экран, делают выбор материалов и подходят к столу.

Дети проводят опыт.

Дети делают выводы.

Дети  смотрят на экран и отвечают на вопросы.

Дети смотрят на экран, делают выбор материалов.

Дети отвечают на вопросы.

Дети проводят опыт, делают вывод.

Создание ситуации успеха детей

Педагог хвалит детей за то, что они справились с заданием и у них получилось.

Дети делятся своими впечатлениям

Беседа с детьми

Спрашивает: Всегда ли получаются опыты и эксперименты у учёных?

Об этом мы сейчас узнаем, приглашаем вас на разминку.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выходят в середину зала.

Физминутка:

«Волшебник - недоучка» 

- И.п.- стоя на ковре, легкий присед.

Имитация движения смотр в подзорную трубу.

Имитация  круговых движений над головой руками.

Имитация движения рукой указательного знака.

- Ходьба на месте.

- Имитация движений руками в соответствии с текстом.

- Имитация движений утюга, слона, крылья пчелы, ушей-цветов.

- Ходьба на месте.

- Имитация движений руками в соответствии с текстом.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Активизация внимания

к познавательной деятельности

Беседа с детьми

Проведение опытов

Педагог  спрашивает у детей о готовности к дальнейшей работе в лаборатории.

Вопросы педагога:  Вы  знаете, что на кухне много продуктов. Как вы думаете, из какого овоща, который вы видели на экране, можно приготовить разные  блюда?

Вопросы педагога: Посмотрите, что произойдет, если картофель опустить в воду? Подумайте, а можно ли картофель заставить плавать? Что нам может помочь, какой предмет?

Предлагает сделать выбор материалов для следующего проведения опыта, побуждает к самостоятельному выбору.

Педагог обобщает: Картофель утонул. А при помощи пробок нет, в  пробках есть пузырьки воздуха, они сделаны из дерева, дерево легкое – не тонет.

Педагог  спрашивает: Посмотрите внимательно, у вас на столе крупа, из которой можно приготовить кашу? Какую?

Но в каше находятся металлические предметы. Каким способом их можно достать?  Как вы думаете?

Педагог обобщает: Магнит притягивает металлические предметы, а сито просеивает мелкие частицы.

Дети возвращаются к столам.

Дети отвечают на вопросы.

Дети смотрят на экран, делают выбор материалов  и подходят к столу.

Дети отвечают на вопросы.

Дети проводят опыт, делают вывод.

Создание ситуации успеха

Сюрпризный момент

Педагог хвалит детей за то, что они справились с заданиями  и опытами.

Педагог обыгрывает ситуацию: чтобы надуть шарик без помощи дыхания человека, ему понадобятся несколько веществ. Опыт проводят педагоги -  «Надуй шарик» У нас уксусная кислота, сода в воздушном шарике. Итак, а  произошло это, потому что, при соединении эти веществ выделяется газ. Внимание! Опыт без взрослых проводить нельзя!

Дети делятся своими впечатлениями

Третий этап: Заключительный

Рефлексия

Педагог: Сегодня работа в лаборатории закончена, и мы хотим у вас спросить?  Вам понравилось в лаборатории Кролика-Знайки.

Кролик- Знайка:  спрашивает: Что сегодня вы творили?

Кролик- Знайка:  спрашивает: Что сегодня вы творили?

Педагог благодарит детей и гостей, приглашает  всех  детей попрощаться с гостями.

Дети делятся своими впечатлениями

Плыли, лили и солили,

Все смешали, все взболтали,

Много нового узнали.

Мы гостей наших учили,

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился.

Ведь эти все - эксперименты,

Интересные моменты.

Хотим учеными мы стать,

Чтоб все на свете объяснять!

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Прощаются с Кроликом - Знайкой  и идут играть.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  2.  Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов, ФГОС ДО. Костюченко М. П., Камалова Н. Р.;
  3. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. (ФГОС);
  4. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. (ФГОС);
  5. Батова И.С. Познавательно- исследовательская деятельность детей. Опыты с веществами и материалами: комплект из 16 технологических карт. Осень.  ФГОС ДО. Старшая группа (от 5 до 6 лет)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Чудеса на кухне»

Программное содержание: учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; ...

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы. «Магнит творит чудеса»

Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами. Формировать познавательную активность  детей в процессе проведения опытов.Задачи: Образовательные:    дать представления о свойс...

Магнит творит чудеса познавательное занятие в старшей группе

Познавательное занятие по экспериментальной деятельности, где с помощью магнтов дети проводят удивительные опыты, игры, а также рисуют с помощью магнита...

Магнит творит чудеса познавательное занятие в старшей группе

Занятие в старшей группе  "Магнит творит чудеса". Спомощью магнита дети проведут занимательные игры, эксперименты и нарисуют волшебный цветок....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Чудеса с воздухом»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Чудеса воды."

Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды. 2. Уточнить представление о значении воды в природе. 3. Систематизировать знания о...

ООД по познавательному развитию в старшей группы (5–6 лет) по теме: «Чудеса на грядке у бабушки».

ООД по познавательному развитию в старшей группы (5–6 лет) по теме: «Чудеса на грядке у бабушки».    Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе бесед...