Конспект занятия по исследовательской деятельности
материал по окружающему миру

Темченко Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе

"Невидимка-воздух"

 

 Цель: способствовать формированию у детей познавательного интереса.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

бережное отношение к окружающей среде,

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: магнитная доска, полиэтиленовые мешочки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, кусок полиэтиленовой плёнки, гуашь, кисти, салфетки, иллюстрации о свойствах воздуха.

Орг. момент:

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

- Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

- Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

(здороваются на русском и казахском языке)

А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

(садятся на стульчики)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная и чтобы попасть в неё, нам надо сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в учёных превратись!

Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!

А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я

научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.

Опыт 1.С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель:

 Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

-Ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? Давайте проверим?

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Загадка про парашют.

-Вы знаете, кто такие парашютисты? (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.

-Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки.

Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная.

-Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)

Игра с воздухом «Парашют».

Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут ( опускают на пол).

-Понравилось вам играть с воздухом?

Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра с корабликами.

В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети: Пускать их по воде.

А как же они будут плыть?

Дети: Можно на них подуть.

Воспитатель:

Давайте устроим тихий, лёгкий ветерок.

А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее.

Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Опыт 4. С апельсином и чесноком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух?

(ответы детей)

Опыт 5. «Не дышу»

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

А ещё воздухом можно рисовать.

Опыт 6.Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в детишек превратись!

Рассматриваем картинки и закрепляем знания о воздухе:

Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

Воздух находится даже внутри людей;

Ветер – это движение воздуха.

Без воздуха ничто живое не может жить.

Но иногда случается так, что воздух загрязняют и людям становиться трудно дышать. Скажите, что может загрязнять воздух? (отвечают, рассматривают иллюстрации).

- А что нужно сделать, чтобы не загрязнять воздух?

Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе на тему: «Ее Величество — Бумага»

Цель: формирование представлений детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей со свойствами бумаги (мнется, рвется, шуршит, размокает); развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи; обогащать словарный запас у детей за счет слов определяющих свойства бумаги; учить делать выводы по окончанию каждого опыта.

Развивающие: развивать познавательную активность детей; развивать речь детей; развивать восприятие формы и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность; экономное, бережное отношение к бумаге, эмоциональную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Методическое обеспечение: Бумажные цветы, лепесточки которых выполнены из разных видов бумаги (картон, бархатная, салфетка, фольга, жатая). Предметы, изготовленные из бумаги. Фломастеры, клей, емкость с водой, рукавичка из бумаги, шаблон снежинки.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года? 

Ответы детей: (Зима)

Воспитатель: - По каким признакам вы определили? 

Ответы детей: (холодно, идет снег, мороз, люди одеты в теплую одежду и т. д.)

Воспитатель: -Я вам ребята предлагаю ненадолго вернуться в лето, когда было тепло, грело солнышко, а на клумбах цвели красивые растения.

Воспитатель: -Ой, посмотрите, какая красивая полянка появилась у нас в группе! А какие красивые цветы растут на ней! Давайте подойдем поближе и возьмем себе каждый по одному цветку.

-Ребята, а эти цветы необыкновенные. Из чего они? 

Ответы детей: (из бумаги).

Воспитатель: -Ребята, если мы внимательно посмотрим, то увидим, что лепестки – то у нашего цветочка разные.

-Давайте их потрогаем, пощупаем.

Желтый лепесток, какой на ощупь…

Красный лепесток, какой на ощупь…

Синий лепесток, какой на ощупь…

Оранжевый лепесток, какой на ощупь…

Зеленый лепесток, какой на ощупь…

-Как интересно!

Вывод: Оказывается, бумага бывает разная на ощупь: тонкая, толстая, гладкая, мягкая и т. д.

Воспитатель: -Давайте с вами превратимся в маленьких ученых и немного поэкспериментируем с бумагой в нашей маленькой лаборатории.

Воспитатель: -Посмотрите, на столах лежат листы бумаги.

Опыт № 1 «Волшебная бумага»

Воспитатель: -Ребята, хотите узнать, что можно делать с бумагой? 

Ответы детей: (рисовать) 

Воспитатель: Давайте проверим.

У каждого из вас на листе бумаги нарисована геометрическая фигура. Давайте превратим ее в какой-нибудь предмет. А поможет нам в этом карандаш.

-Что у тебя получилось? 

Ответы детей: (рыбка, дом, елочка, шар и т. д).

Воспитатель: -Какой вывод можно сделать? Бумагу можно использовать для рисования.

Опыт № 2 «Вода и бумага»

Воспитатель: -Посмотрите, мой лист бумаги упал в воду. Что с ним происходит? 

Ответы детей: Бумага намокла.

Воспитатель: Положите свои листы бумаги в воду и посмотрите, что с ними произойдет.

Ответы детей: (Бумага тут же размокает и рвется).

Воспитатель: -Ребята, какой вывод мы сделаем? Бумага дружит с водой? Правильно, бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой, бумага материал непрочный.

Опыт № 3 «Шуршащая или поющая бумага».

Воспитатель: - Может ли бумага издавать звуки, петь? Для этого опыта я предлагаю взять бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.

Воспитатель: -Ребята, а еще из бумаги можно делать интересные поделки. Я тоже для вас сделала поделку из бумаги. Угадайте, какую?

Едва повеяло зимой -

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их … 

Ответы детей: (рукавички)

Воспитатель: - Посмотрите, какая рукавичка у меня получился (воспитатель показывает детям поделку). А ваша рукавичка совсем не нарядная. Ее нужно украсить. Для этого нам нужно много снежинок. Как мы можем закрепить их на рукавичке? 

Ответы детей: (приклеить).

Воспитатель: Давайте проверим.

Опыт № 4 «Склеивание бумаги»

Воспитатель: -Для данного опыта нам понадобиться: поделка из бумаги – рукавичка, шаблон снежинки.

Проверим, можно ли приклеить снежинку из бумаги на нашу рукавичку?

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Физкультминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

 И опять её порвём.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага 

Ответы детей: (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради).

Воспитатель: Как часто и для каких целей нам нужен этот материал?

Итог.

Воспитатель: Скажите, с какими свойствами бумаги вы познакомились? (Рассказ детей по мнемотаблице).

  1. На бумаге можно рисовать (схема карандаш)
  2. Бумага обиться воды (схема капля воды).
  3. При смятии бумага издает звук (схема нота)
  4. Бумагу можно склеивать (схема клей и кисточка)

Воспитатель: -Какие вы молодцы! Ребята, вам было интересно? Всем большое спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе

«Знакомство с воздухом»

 

Цель: формирование представлений детей о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Определить совместно с детьми опытно-экспериментальным путем основные свойства воздуха (невидимый, бесцветный, лёгкий) и его роль в жизни человека.
  2. Активизировать словарь детей: невидимый, бесцветный, лёгкий, надуть, плавательный круг.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность, наблюдательность, мышление.
  2. Развивать интерес к экспериментированию, умение делать умозаключение по результатам эксперимента.

Воспитательные:

  1. Воспитывать отзывчивость.
  2. Воспитывать выдержку, терпение при проведении экспериментов.

Оборудование и атрибуты:

  • Одноразовые стаканы с водой и трубочки на каждого ребенка;
  • таз с водой;
  • надувная игрушка;
  • надувной круг;
  • кукла.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Мила, и хочет у нас, что-то спросить.

Кукла: Здравствуйте, ребята мне на день рождения подарили плавательный круг и сказали, что с его помощью я буду плавать. Я бросила круг в ванну, а он утонул. Я посмотрела по телевизору и увидела, что дети плавают на таких кругах, но круги большие, похоже чем-то наполненные. Я в круг насыпала соли, он стал большим, как на картинке в телевизоре. Я обрадовалась, бросила круг в ванну, но он опять утонул. Как вы думаете, что надо сделать с кругом, что бы я могла на нем плавать, чем же круг наполнен, что он такой большой и не тонет? Помогите мне.

Воспитатель: Дети вы согласны помочь Миле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Мила, ты не переживай мы сейчас попробуем с ребятами тебе помочь.

Воспитатель: Ребята, может вы, знаете, что надо сделать с кругом?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Мила, сейчас мы с ребятами проведем опыт, и ты сразу все узнаешь.

Опыт №1

Воспитатель: Давайте проведем наш эксперимент с надувной игрушкой.

(Детям раздаются трубочки, в которые они дуют по очереди и надувают игрушку. Когда ребята надуют игрушку, мы помещаем ее в таз с водой).

Воспитатель: Дети, наша игрушка плавает или тонет?

(Ответы детей)

(Даю детям возможность подержать игрушку в руках)

  1. Если сейчас мы возьмём игрушку в руки, она тяжёлая или легкая? (Ответы детей)
  2. Что мы делали с игрушкой? (Ответы детей)
  3. Как вы думаете, чем наполнили мы игрушку? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети мы наполнили игрушку воздухом?

Кукла: Какой такой воздух, я ничего не вижу.

Воспитатель:

  1. Дети, когда мы надували игрушку мы видели воздух? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно воздух невидимый.
  2. А может, мы видели какого воздух цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети воздух бесцветный.

  1. Дети, а как вы думаете воздух тяжёлый или лёгкий? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно воздух лёгкий именно, поэтому и наша игрушка плавала на воде.

Кукла: Дети, я правильно поняла, что мой круг тоже надо заполнить воздухом? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте закрепим свойства воздуха, мы воздух не  видим и он прозрачный и легкий. Теперь наша гостья знает, чем надо надувать свой плавательный круг.

Физкультминутка

Воздух

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(Поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускаем руки и тихо произносим на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

Опыт № 2

Дуем в стакан с водой через трубочку.
Дети берут стаканы наполненные водой и дуют в трубочку.

Воспитатель: Ребята, что вы увидели?
Дети: предполагаемые ответы детей (пузырьки)

Воспитатель: Как вы думаете пузырьки это, что?
Дети: предполагаемые ответы детей (воздух).

Воспитатель: Да, это воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем. Без воздуха человек, животные, растения не могут жить. Воздух необходим для всего живого, без воздуха нет жизни на земле.

Итог: Мы сегодня помогли нашей гостье и выясняли чем надо надувать плавательный круг. Что воздух легкий, и надутая игрушка не тонет, воздух не видно, и он не имеет запаха. Воздух необходим всему живому на земле.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

во второй младшей группе на тему:

"Путешествие с Капитошкой".

Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: объяснить причины возникновения дождя; в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских действий. Побуждать, понимать речь взрослого и активно реагировать на неё.

 

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

 

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

 

Интеграции образовательных областей: Физическое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие,

Художественно – эстетическое развитие

 

Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой,

дыхательная гимнастика (Игра «Мыльные пузыри»)

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера. «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка – чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»). Чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Дидактическое обеспечение занятия:

- раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: губки, глубокая тарелка, салфетки для рук; баночки с водой закрытые крышкой по количеству детей.

- игрушка «Мыльные пузыри» (всё по количеству детей).

- аудиозапись «Шум дождя».

 

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети встают перед воспитателем полукругом.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Доброе утро наши гости! Давайте отгадаем мы с вами загадку, кто к нам в гости сегодня пришел?

В синем море я водился,

Там таких не сосчитать,

Но от солнца испарился,

Стала по небу я летать.

Там я встретил подруг.

Стали тучею мы вдруг.

Дождь пошёл, и на дорожку

Сбросил с неба …. ?» (Капитошку)

Сегодня у нас в гостях наш любимый друг Капитошка. Давайте мы улыбнемся Капитошке, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).

Основная часть.

(Звучит аудиозапись «Шум дождя»).

Воспитатель: Ребята, а что у нас за звуки раздаются?

Дети: (Гремит гром, дождь идет.)

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)

А ты знаешь Капитошка, что дождик имеет разные названия. Вот послушай, как мы с ребятами тебе о них расскажем. (Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей").

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой - дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)

Воспитатель: Капитошке очень понравилась ваша игра, как много вы знаете. А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете?

Дети: С неба капает, из туч.

Воспитатель: Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?

Дети: (Нет.)

Воспитатель: Ребята, наш друг Капитошка любезно согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам. Присаживаетесь на стульчики. У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь?

Дети: Сухие и лёгкие.

Воспитатель: А в тарелочках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!

Теперь скажите, какая тучка стала?

Дети: тяжёлая, мокрая.

Воспитатель: А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь.

Скажи, пожалуйста, какой дождик у вас получился: сильный или слабый?

Дети: Сильный.

Воспитатель: Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.

Воспитатель: Спасибо нашему другу Капитошке, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик.

 

Физкультминутка:

 

 

Воспитатель: Ребята, а сейчас Капитошка приглашает вас поиграть.

Встаём в круг (Капитошку посадить на стульчик в центр круга) и повторяем за мной:

Капля – раз, капля – два, (показываем поочерёдно ладошки)

Очень медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)

а потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом. (бег на месте)

Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)

От дождя себя укроем.

Воспитатель: А сейчас и мы с вами станем настоящими волшебниками. Давайте подойдем к следующему столу.

(На столе стоят баночки по количеству детей, на внутреннюю сторону каждой крышки нанесена краска разных цветов, банки плотно закрыты)

Только для этого надо взять баночку с водой в руки, сказать волшебные слова и сильно встряхнуть её. Повторяйте за мной – будем вместе чудо ждать раз, два, три, четыре, пять (дети повторяют).

Воспитатель: Посмотрите, что за чудо? Что у нас произошло? Какого цвета вода в баночках? (ответы детей: желтая, красная, зеленая, синяя). Правильно, дети, как хорошо вы знаете цвета! Мы с вами превратили прозрачную воду в цветную.

Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая коробка (показать ярко оформленную коробку).

Давайте угадаем, что в коробке. Я вам подскажу. Вы знаете, что при помощи мыла и воды мы с вами можем не только стирать, не только умываться, а еще делать удивительные вещи.

Дети: Мыльные пузыри.

Воспитатель: Правильно ребята, мыльные пузыри, которые вы так любите пускать. Ну что, давайте немного поиграем с мыльными пузырями. (Раздаю баночки с пузырями).

Дети: Да.

 

Воспитатель:

Как красивы – посмотри! –

Мыльные пузыри.

Стайкой по ветру летят

И на солнышке блестят.

Взяли краски у зари

Эти чудо-пузыри!

А теперь ребята, давайте закроем баночки, и уберём в коробочку, а то что-то наш друг Капитошка загрустил.

Ведь ему пора улетать, его ждут сестрички - капельки на тучках.

А сейчас мы расскажем, стихотворение Капитошке на прощание.

Все ругают дождик,

А ему обидно:

Он же так старался!

Разве вам не видно?

Вымыл все дорожки,

Крыши и машины,

Парки, стадионы,

Окна и витрины.

Стало всё блестящим

И таким красивым!

Но никто за это

Не сказал: "Спасибо".

Вот, и плачет дождик,

Моросит уныло -

Он же так старался

Добрым быть и милым!

Воспитатель: Капитошке очень понравилось стихотворение, спасибо вам ребята. Он обязательно прилетит к вам еще. Ему с вами так интересно было.

А теперь, вспомним ребята, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Капитошкой. Мы сегодня узнали, откуда в тучке появляются капельки дождя, почему идет дождь, познакомились с новыми играми.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе Тема: "Дерево и его свойства"

Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи: 

Образовательные: познакомить детей со свойствами дерева.

Развивающие: развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)

Материалы: 2 стакана (деревянный и стеклянный), 2 шарика, 2 лодки (бумажная и деревянная), деревянные игрушки, металлические и деревянные ложки, емкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте внимательно загадку.

                          Его весной и летом.

                          Мы видели одетым.

                          А осенью с бедняжки.

                          Упали все рубашки.   (Дерево)

Воспитатель: - А если предмет сделан из дерева, то какой он? 

Ответы детей: (Деревянный).

Воспитатель: - Какие предметы делают из дерева? 

(Ответы детей)

Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева".

Воспитатель: - Какую ещё пользу приносят деревья?

Ответы детей: (Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.)

ОПЫТ 1. «Дерево не прозрачное»

Воспитатель: Посмотрите у меня 2 стакана. Какие они?  

Ответы детей: (Деревянный и стеклянный.) 

Воспитатель: Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в каком стакане виден шарик, а в каком - нет?  

(Ответы детей.)  

 - Почему в деревянном стакане шарик не виден?  

(Ответы детей.)

ВЫВОД: Дерево непрозрачно.

ОПЫТ 2. «Дерево не тонет»

   2 лодки бумажная и деревянная.

Воспитатель: Ребята, мишутка собрался поплавать на лодке, а какую выбрать из них не знает, давайте ему поможем разобраться.  

(Дети предлагают версии, проверяем их.)

Воспитатель: - О каком же свойстве дерева мы узнали?  

(Ответы детей.)

ВЫВОД: Дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.

        Физкультминутка «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.                      (поднимаемся на носочки)

 

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней,          (руки вверх)

 

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.                          (наклоны корпуса вперёд-назад.)

 

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.                   (руками махи над головой)

 

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять.           (приседания.)

 

Мы размялись от души,

И на место поспешим.                   (дети идут на места.)

 

ОПЫТ 3. «Дерево удерживает тепло».

Ложки деревянные и металлические

Воспитатель: У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?   

(Ответы детей.)

ВЫВОД: Дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома. чтобы в них было тепло.

Воспитатель: - Дерево легко поддаётся обработке, поэтому из него делают игрушки. (Рассматриваем деревянные игрушки.)

Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

(Ответы детей.)

  1. Дерево не прозрачное.
  2. Дерево не тонет.
  3. Дерево удерживает тепло.
  4. Из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке.

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему: "Почему осенью бывает грязно"

 

Цель: познакомить детей с понятием почва; при помощи опытов определить составные компоненты почвы.

Задачи: 

Образовательные: учить детей делать выводы на основе проведенных опытов;

Развивающие: развивать логическое мышление, память, речь. Обогащать словарный запас;

Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментальной работе; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: емкости с почвой, стаканы с водой, белый лист бумаги, мерные ложечки, лупы, пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Ход занятия: 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? 

Ответы детей: (Земля.) 

Воспитатель: Правильно, земля или почва.

Стук в дверь, входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Извините, что опоздал, но на улице кругом лужи и слякоть. Откуда только эта грязь берется?

Воспитатель: Сегодня мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем много интересного о свойствах и составе почвы и ответим на вопрос Незнайки. Теперь все вместе проходим в лабораторию.

Опыт 1. «Определение цвета и состава почвы»

Воспитатель: На столе перед вами листы бумаги, что лежит на них?

- Как назвать землю другим словом?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какая почва? 

Ответы детей: (Черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая).

Воспитатель: - Что вы видите в почве? 

Ответы детей: (Корешки, сухие остатки растений, насекомых).

Вывод: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Опыт 2. «Определение состава почвы на наличие в ней воздуха».

Воспитатель: Возьмите комочек почвы и бросьте её в стакан с водой. Что вы увидели? (

Ответы детей: (Выходят пузырьки.)

Воспитатель: - Почему на поверхности воды появились пузырьки? Что это означает? 

(Ответы детей)

Вывод: В почве есть воздух.

Воспитатель: - Размешайте почву ложечкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.

Опыт 3. «Определение состава почвы на наличие в ней воды».

Воспитатель: Насыпьте на лист бумаги немного почвы. Придавите ее рукой к бумаге и стряхните.

- Что вы увидели на бумаге? 

Ответы детей: (На бумаге осталось небольшое влажное пятно.)

Вывод: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве?  

Ответы детей: (Вода попадает в почву, когда идет дождь.)

Воспитатель: - Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит, там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? 

Ответы детей: (Червяки, муравьи, кроты, полевая мышь, личинки.)

Опыт 4. «Определение состава почвы на наличие песка и глины».

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?

Ответы детей: (На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.)

Воспитатель: - Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите? 

(Ответы детей.)

Вывод: В почве есть песок и глина.

Опыт 5. «Почему осенью бывает грязно?»

Воспитатель: В чашку с землёй набрызгаю воды (дождик идёт). Пощупайте руками, что получилось, образовалось? 

(Ответы детей.)

Вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Воспитатель: Спасибо, вам ребята, за хорошую работу в лаборатории. Давайте вспомним, что узнали сегодня о почве. 

(Ответы детей.)

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, почему осенью бывает грязно. Побегу, расскажу об этом своим друзьям. До свидания!

 

 



Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-игрового занятия с элементами исследовательской деятельности: «Волшебница – вода» с детьми средней группы.

 Цель: Формирование навыков элементарной исследовательской
деятельности и познавательных потребностей дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода - жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная, у воды нет вкуса). Учить использовать разные обследовательские действия (наблюдение за отражением в воде, как вода течёт, разливается; добавить в воду сахар).

Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения: «Вода течёт, потому что она жидкая», «Камушки видно, потому что вода прозрачная».
Способствовать становлению фразовой речи, развивать доказательную речь: «вода разливается», «вода стала сладкой, мы положили сахар, он растаял».

Воспитательные:
Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Предварительная работа:
- Наблюдения в природе за водой, снегом, льдом.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение произведений.
- Дидактические игры: «В гостях у Каркуши», «Письмо Черепахе».
- Разучивание стихотворенья Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде?» 
- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.
- Работа в уголке экспериментирования
- Изготовление плакатов оформление альбомов.
Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, соломинки, тазы, подносы, камушки, ракушки, ведёрко с водой, сахар, ковшик, различные картинки. Головные уборы – конфедератки(ермолки), мантии (плащ, накидки)

Методические приёмы:
Создание игровой мотивации путём введения заранее воздушных шариков и привязанных капелек
Заходит волшебница – вода (воспитатель)
 Здравствуйте, ребята я волшебница вода

(читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде?»)
Вы слыхали о воде? 
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране. 
Без неё нам не умыться, 
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить – 
Без неё нам не прожить!
 Ребята я пришла к вам за помощью. Вы мне поможете найти мои весёлые капельки, а то они куда-то улетели на воздушных шариках.
Дети:  Вот они. 
Волшебница – вода: Вот вы где мои проказники, спасибо вам ребята, что вы помогли мне их найти.
Ребята, а знаете почему я их искала? В нашем царстве открылась волшебная лаборатория. Где мы изучаем воду, а капельки мне помогают. За то, что вы мне помогли найти капельки я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию. Хотите побывать в лаборатории, но сначала давайте познакомимся – меня зовут Волшебница – вода, а вас как? А теперь подойдите ко мне все поближе.
Предлагает взять капельки на воздушном шарики и закрыть глазки произносит слова: - Раз, два покружись и в лаборатории волшебной очутись!
Ну вот мы и в лаборатории, открывайте глазки.
 Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного! Чтобы стать нам настоящими исследователями, давайте наденем мантии и ермолки. Теперь вы настоящие маленькие исследователи.
 Ребята, подумайте и скажите где вы видели сегодня воду?
Дети: (отвечают)
Волшебница – вода: А для чего нужна вода?
Дети: Пьём воду, стираем, моем руки и т.д.
 - Правильно! А в нашей лаборатории мы с вами докажем какая вода.
Волшебница - вода приглашает детей - в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования с водой).

2-ая часть. Игровые действия с водой.
 

Поиграем с водой и понаблюдаем за ней. 
 Опыт 1. « Вода течёт, разливается».
Волшебница - вода зачерпывает воду из своего ведёрка и медленно наливает её в тазики для каждого ребёнка.
 Посмотрите, как течёт вода из ковшика в тазик? 
 
Дети: Медленно.
 Что делает вода?- Льётся. - Почему?- Докажи!
Дети: Вода разлилась. Она течёт, потому что она жидкая. 
Вывод: Вода - жидкая, течёт, разливается.
Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
 А как вы думаете?
Опыт 2. Вода прозрачная.
Волшебница - вода предлагает детям взять по камушку и бросить его в таз с водой.
Вы видите камушки?
Дети: Да видим.
Значит, вода какая? 
 
Дети: Прозрачная, чистая.
Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!
А теперь вынем камушки.
Загляните в таз с водой, наклонитесь ближе к воде. 
Что вы там увидели? (своё лицо)
 Видите вы своё отражение? 
 Дети: Да, видим.
Вывод: Вода прозрачная.
 Вы действительно доказали, что вода прозрачная.
А теперь поставьте стакан с водой и стакан с молоком на картинку.
Вам видно, что нарисовано на картинке?
Дети: Там, где в стакане вода, видно, а где молоко - нет.
 Положим ложечки в стаканы.
 В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком - нет? (Дети делают вывод)
Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет.
Волшебница - вода: Всё правильно вы сказали, как вы много знаете обо мне, но я вижу, что мои друзья устали немного, значит нужно отдохнуть и поиграть.

Волшебница - вода: Я поиграю с вами. Предлагаю мою любимую игру «Ходят капельки по кругу». Вы согласны поиграть со мной? Тогда начнём.
Превратимся в капельки воды (звучит музыка, напоминающая звуки дождя)
Волшебница - вода: Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались
капельки танцуют, разбегаются.
Волшебница - вода: Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки).
 Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку)
 Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу).
 Но пора домой, к маме Тучке возвращаться. А, вот и солнышко выглянуло, пригрело (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки
вверх).
 Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
Волшебница - вода: Молодцы, Капельки! Не брызгались, хорошо себя вели. Поиграли, отдохнули, а теперь давайте продолжим работать в нашей лаборатории. Вот вода, попробуйте её на вкус.
Опыт 3. У воды нет вкуса.
Дети пробуют воду через соломинку.
 Какая вода по вкусу? Сладкая? Солёная? Горькая?
Дети: Просто вода, без вкуса. 
Вывод: У воды нет вкуса, но вода может изменять вкус
Волшебница - вода: Ребята, а если в воду добавит сахар какая она будет? 
Дети: Сладкая.
Волшебница – вода: А давайте проверим сами. Положите в стакан комочек сахара.
Дети размешивают и пробуют.
Волшебница – вода: Какая по вкусу стала вода? 
Дети: Сладкая.
 Почему она стала сладкая? Как это получилось? Дети: Мы положили сахар.
 Мы видим сахар? Куда он делся в воде? 
 Дети: Он растаял.
Вывод: вода может изменять свой вкус
Волшебница – вода: Ребята, а вы любите фокусы?
Дети: Конечно.
Волшебница - вода: Вот банка с песком. Ребята сейчас вылейте воду из своих стаканчиков в эту банку. Какая вода в банке? Она прозрачная?
Дети: она стала мутной, плавают песчинки. Она стала непрозрачной, и пить такую воду нельзя.
Дети: она стала мутной, плавают песчинки. Она стала непрозрачной, и пить такую воду нельзя.
 Подумайте, что было бы, если бы вода в реках, озёрах, морях была бы непрозрачной, мутной всегда? Могли бы рыбы, растения жить в такой воде? 
Дети: Нет. Не могли бы.
 Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали?
Дети: Чистую, прозрачную. Растениям и рыбам нужна чистая, прозрачная вода, чтобы она пропускала солнечные лучи.
Вывод: Значит нельзя загрязнять реки и озёра (показываю плакат)
Далее обращает внимание детей на банку с водой и песком.
Вывод: Песок осел на дно банки, вода стала снова прозрачной.
 Ребята, как много интересного мы узнали.
Просит детей перечислить - все свойства воды (вода прозрачная, течет, разливается, у воды нет вкуса).
3 часть – заключительная.
 Ребята вам понравилось быть маленькими исследователями. Но сейчас подарить на память эти капельки, о себе волшебнице- воде. 
 И вам пора возвращаться в вашу группу. 
 Давайте снимем ермолки и мантии и встанем в кружок и скажем такие слова:
Раз, два - раз, два - в группу вам спешить пора (прощается с детьми, провожает их).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

"Карлсон в гостях у ребят" Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе

Занятие знакомит детей со свойствами воздуха, формирует представление о значении воздуха для всего живого....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «В гостях у Повелительницы Воды»

Задачи: Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые ...