Проект "Удивительный мир Левенгука"
проект по окружающему миру

Будник Ирина Александровна

Исследовательский проект с микроскопом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_levenguka.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт проекта.

Название проекта: «Удивительный мир Левенгука».

Руководитель проекта: старший воспитатель Будник И.А.

Учебный предмет: экспериментирование, экология, формирование целостной картины мира.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

дети старшей группы 6 - 7 лет.

Состав проектной группы:

дети, родители и педагоги группы «Лучики».

Тип проекта:

познавательно-исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта:

внедрение информационно-коммуникационных технологий, в частности микроскопа, в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта.

Для педагогов:

  • изучить функциональные возможности светового микроскопа;
  • исследовать возможности использования  микроскопа в познавательном развитии современного дошкольника.

Для детей:

  • развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности;
  • познакомить детей со строением микроскопа;
  • создать условия для формирования научного мировоззрения;
  • удивить дошкольников микромиром, окружающим нас;
  • обогащать словарный запас, развивать речь детей;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Вопросы проекта:

  • Как работает световой микроскоп?
  • Что можно изучить с помощью микроскопа?
  • Изучение каких образцов наиболее интересно?

Актуальность проекта.

Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделать.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и неживыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.  

Предполагаемый результат:

  • педагоги освоят работу с микроскопом;
  • будет подобран материал для исследований;
  • разработан список лексических тем, в рамках которых можно использовать микроскоп;
  • дети заинтересуются исследовательской деятельностью.

График работы над проектом:

Распределение работы по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1этап

Подготовительный

 

Определяет цель, задачи.

Сбор информации, материалов.

 

Принимают цель и задачи, предложенные воспитателем, дополняют поставленные задачи.

 

2 этап

Практическая деятельность по решению проблемы

Организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки.

  • Беседы
  • Опыты
  • Просмотр презентаций, клипов, мультфильмов;
  • Рассматривание книг, иллюстраций
  • Дидактические игры
  • Чтение художественной литературы

3 этап

Анализ проектной деятельности и оценка

Викторина

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами

Оформление творческих работ 

Участвуют в итоговой викторине

4 этап

Презентация проекта «Удивительный мир Левенгука»

Мини - конференция

Организует презентацию проекта через:

  • оформление альбома наблюдений;
  • оформление мультимедийной презентации;
  • оформление картотеки материалов для исследований (насекомые, ткани и т.д.).

Участвуют в оформлении альбома и картотек;

Защита творческих работ

Объем и содержание работы:

№ п/п

Дата проведения

Раздел. Тема

        Примечание

1.

октябрь

Удивительный мир Левенгука

2.

Работа с микроскопом – первые шаги

3.

Почему муха не падает с потолка

4.

Клетки кожицы лука

5.

ноябрь

Стебель хлопчатника

6.

Древесный ствол и срез сосны

7.

Клетки-бутылки

8.

Из чего состоит мясо

9.

декабрь

Дрожжи: захватывающая жизнь маленьких грибов

10.

Дрожжи: не слишком ли много сладкого?

11.

Дрожжи: из холода в жару

12.

Дрожжи: эксперименты на выживание

13.

январь

Эти удивительные артемии

14.

Наши волосы

15.

Какие наши ногти

16.

Кожа – наша защита

17.

февраль

Кристаллы соли и сахара

18.

Лён

19.

Хлопковая нить

20.

Шерсть

21.

март

Мир вокруг нас

22.

Домашние тайны

23.

Интересные вещи

24.

Приготовление постоянных препаратов

25.

апрель

Висячая капля из грязной лужи

26.

Висячая капля из вазы с цветами

27.

Как устроен лист

28.

От листьев к корням и обратно

29.

май

Мини - конференция

30.

Викторина

Формы и методы, технологии обучения, используемые формы, используемые в работе,  включают теоретические и практические занятия.

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, викторины.  дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы - воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы - при систематизации коллекционного материала, экскурсии на природу.

Исследовательские методы - при работе с микроскопом.

Формы, способы,  средства проверки и оценки результатов:

– проверка зарисовок (по завершении изучения каждого раздела – рубежная, в конце года – годовая);

– викторины (опознание изученных объектов по фотографиям и описание их характерных особенностей);

– доклады по итогам исследовательской работы.

Результаты проекта:

- дети и педагоги научились пользоваться микроскопом;

- дети и родители заинтересовались исследовательской деятельностью и работой с  микроскопом;

 - в группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по теме.

МОНИТОРИНГ

результативности детей  по экспериментальной деятельности

№ п/п

Ф.И. ребенка

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия