методическая разработка «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Цыпкина Тамара Валентиновна

 «Развитие познавательных интересов дошкольников3-4 лет на прогулке»

Прогулка – одна из самых важных обязанностей в профессии воспитателя. Каждая прогулка представляет собой воспитательный процесс. По мнению известного педагога Н. К. Крупской, наблюдая за природными явлениями, ребенок учится видеть красоту природы. Во время прогулки у ребенка формируется физическое развитие и познавательно-исследовательский интерес.  

«Познавательное развитие» - одна из составляющих областей дошкольного образования согласно ФГОС. Во время прогулки формируется представление ребенка об особенностях природы, птицах, животных, растениях, об окружающем мире в целом.

На ежедневных прогулках дошкольнику прививается чувство созидания окружающего мира. Ребенок учится наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это способствует развитию познавательных интересов.

Раз в неделю воспитатель устраивает для детей, возрастной порог которых 3-4 года, целевую прогулку за пределами детского сада. Где знакомит детей с элементарными вещами – названия домов, машин. На таких прогулках развивается детский кругозор, их любознательность и наблюдательность.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на животных, птиц, насекомых, растения, цветы, деревья. На явления природы – идет дождь или снег, светит солнце, туман, мороз, ветер, иней на траве или роса. Отмечает как времена года влияют на эмоциональное состояние человека. Чаще всего наблюдение за природой сочетается с играми, чтением книг, с использование фольклора.

Знакомство с природой должно происходить в игровой форме, ребенку должно быть интересно, маленький человечик должен испытывать положительные эмоции от этого процесса. Можно проводить различные опыты с формами воды, с песком, можно наблюдать за растениями, рассматривать их структуру. Детям очень нравятся различные эксперименты. Можно показать, как природные материалы ведут себя в воде – тонут или нет, меняют цвет, рассыпаются, растворяются. Все действия должны сопровождаться речью воспитателя и карточками-помощницами.

Педагог может организовать с детками огород, показать, как правильно ухаживать за овощами, растениями. Во время этого процесса детям прививаются такие качества как трудолюбие, доброта, забота об окружающим мире, бережное отношение к природе..

Воспитатель читает детям различные произведения о природе, сопровождая рассказы красочными картинками, это развивает в малышах чувство сопереживания. Детки с удовольствием слушают любимые произведения, эмоционально проникаясь сюжетом.

Выходя на прогулку, воспитатель берет с собой куклу, одетую по сезону. Что нужно одеть предлагают воспитанники исходя из наблюдений за природой. Воспитатель вместе с детками проговаривает, холодно или тепло, солнечно или дождливо, дует ли ветер. На улице дети с удовольствием играют в подвижные игры – «птички в гнездышках», «солнышко и дождик», кот и мыши, колпачок. Смотрят на небо, наблюдают за облаками. Наблюдают за силой ветра с помощью установленных на площадке вертушках. Смотрят как ветер качает кроны деревьев, слушают звук ветра. Воспитатель акцентирует внимание детей на тех явлениях природы, которые свойственны конкретному времени года.

 

Дети наблюдают за птицами. Воспитатель рассказывает, что бывают птицы перелетные и зимующие, рассказывает, как они называются. Совместными усилиями устанавливают скворечники около окон группы, наблюдают за воробьями, воронами, голубями, подсыпают в кормушку зернышки.

Таким образом, познание природы и окружающего мира во время прогулок – это увлекательный и развивающий процесс, насыщенный яркими детскими эмоциями. Воспитатель старается обратить внимание детей на мир животных и растений, на разницу живой и неживой природы, помогая им адаптироваться к окружающей среде. Прогулки на свежем воздухе не только увлекательны, но и очень полезны для здоровья маленьких дошколят.

Литература
Гончарова Е.В. Технология экологического образования детей 2 мл. группы. Екатеренбург.: 2002. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: 1991.
Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: 2004.
Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч.1.,М.: 1988.
Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПБ.: 1998.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: 2000.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательных интересов дошкольников3-4 лет на прогулке»

Прогулка – одна из самых важных обязанностей в профессии воспитателя. Каждая прогулка представляет собой воспитательный процесс. По мнению известного педагога Н. К. Крупской, наблюдая за природными явлениями, ребенок учится видеть красоту природы. Во время прогулки у ребенка формируется физическое развитие и познавательно-исследовательский интерес.  

«Познавательное развитие» - одна из составляющих областей дошкольного образования согласно ФГОС. Во время прогулки формируется представление ребенка об особенностях природы, птицах, животных, растениях, об окружающем мире в целом.

На ежедневных прогулках дошкольнику прививается чувство созидания окружающего мира. Ребенок учится наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это способствует развитию познавательных интересов.

Раз в неделю воспитатель устраивает для детей, возрастной порог которых 3-4 года, целевую прогулку за пределами детского сада. Где знакомит детей с элементарными вещами – названия домов, машин. На таких прогулках развивается детский кругозор, их любознательность и наблюдательность.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на животных, птиц, насекомых, растения, цветы, деревья. На явления природы – идет дождь или снег, светит солнце, туман, мороз, ветер, иней на траве или роса. Отмечает как времена года влияют на эмоциональное состояние человека. Чаще всего наблюдение за природой сочетается с играми, чтением книг, с использование фольклора.

Знакомство с природой должно происходить в игровой форме, ребенку должно быть интересно, маленький человечик должен испытывать положительные эмоции от этого процесса. Можно проводить различные опыты с формами воды, с песком, можно наблюдать за растениями, рассматривать их структуру. Детям очень нравятся различные эксперименты. Можно показать, как природные материалы ведут себя в воде – тонут или нет, меняют цвет, рассыпаются, растворяются. Все действия должны сопровождаться речью воспитателя и карточками-помощницами.

Педагог может организовать с детками огород, показать, как правильно ухаживать за овощами, растениями. Во время этого процесса детям прививаются такие качества как трудолюбие, доброта, забота об окружающим мире, бережное отношение к природе..

Воспитатель читает детям различные произведения о природе, сопровождая рассказы красочными картинками, это развивает в малышах чувство сопереживания. Детки с удовольствием слушают любимые произведения, эмоционально проникаясь сюжетом.

Выходя на прогулку, воспитатель берет с собой куклу, одетую по сезону. Что нужно одеть предлагают воспитанники исходя из наблюдений за природой. Воспитатель вместе с детками проговаривает, холодно или тепло, солнечно или дождливо, дует ли ветер. На улице дети с удовольствием играют в подвижные игры – «птички в гнездышках», «солнышко и дождик», кот и мыши, колпачок. Смотрят на небо, наблюдают за облаками. Наблюдают за силой ветра с помощью установленных на площадке вертушках. Смотрят как ветер качает кроны деревьев, слушают звук ветра. Воспитатель акцентирует внимание детей на тех явлениях природы, которые свойственны конкретному времени года.

 

Дети наблюдают за птицами. Воспитатель рассказывает, что бывают птицы перелетные и зимующие, рассказывает, как они называются. Совместными усилиями устанавливают скворечники около окон группы, наблюдают за воробьями, воронами, голубями, подсыпают в кормушку зернышки.

Таким образом, познание природы и окружающего мира во время прогулок – это увлекательный и развивающий процесс, насыщенный яркими детскими эмоциями. Воспитатель старается обратить внимание детей на мир животных и растений, на разницу живой и неживой природы, помогая им адаптироваться к окружающей среде. Прогулки на свежем воздухе не только увлекательны, но и очень полезны для здоровья маленьких дошколят.

Литература
Гончарова Е.В. Технология экологического образования детей 2 мл. группы. Екатеренбург.: 2002. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: 1991.
Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: 2004.
Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч.1.,М.: 1988.
Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПБ.: 1998.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников через визуализацию классической музыки»

          Методическая разработка посвящена  проблеме формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои...

Методическая разработка "Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке."

Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке....

Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.  Каждая прогулка структурирована по определенному...

Методическая разработка на тему:"Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке"

Познавательное развитие дошкольника – это совместная деятельность (сотрудничество) взрослого и ребенка, направленная на постепенное освоение окружающей действительности, раскрытие в ребенк...

Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....

Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.  Каждая прогулка структурирована по определенному...