Занятие "История возникновения Нижнего Новгорода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Молочникова Ангелина Игоревна

Конспект занятия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «История возникновения Нижнего Новгорода» (Старшая группа)

1-й вариант

Цели: познакомить с историей возникновения Нижнего Новгорода, Нижегородского кремля; научить узнавать город по открыткам; дать понятия верхней – Нагорной и нижней – Заречной частей города; прививать интерес к историческому прошлому родного города.

1 часть. Вводная

Дети рассматривают открытки с видами города.

Воспитатель. Как называется город, в котором мы живем?

Дети. Нижний Новгород.

Воспитатель. А какой он, наш город? 

Дети. Большой, красивый.

Воспитатель. Вы узнали это место? Кто из вас там был? И т.д.

2 часть. Информационная.

Воспитатель (по мере надобности иллюстрирует рассказ картинками). Когда-то давным-давно здесь поставили люди свои первые дома. (Показывает откос, где расположен кремль). Место это им понравилось, как вы думаете почему?

Дети отвечают.

Раньше, когда еще не было таких больших городов, как сейчас, люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи. А где можно найти воду? 

Дети. В реке.

Воспитатель. Да, река была рядом, да не одна, а целых три: Волга, Ока и Почайна. Как раз напротив кремля внизу Волга и Ока сливаются вместе. Это место называется Стрелка (Показывает фотографию). Река не только поила, но и кормила людей: в реке водится рыба. А вокруг стояли леса, в которых можно найти еду. Какую? 

Дети. Грибы, ягоды, дичь.

Воспитатель. Место, где поселились люди, было очень высоким. Как вы думаете, почему именно это место привлекло сюда людей?

Дети. Отсюда было видно все, что происходило вокруг, можно было издалека заметить врагов.

Воспитатель. Кремль стоит на Дятловых горах. Кто-нибудь знает, почему эти горы так названы? 

Один из детей рассказывает легенду.

В те времена на Руси главными были князья. Князь-значит главный. Его все слушаются. Он командует войском, если идут воевать. И вот однажды, со своим войском, остановился князь Юрий Всеволодович. Очень ему это место понравилось: богатое рыбой, дичью, очень удобное. И решил он здесь город поставить, и назвал его Нижним Новгородом. А знаете, почему Нижним? 

Дети отвечают.

Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов. Поэтому они строили крепости - окружали свои дома высокими стенами с башнями. Делали их из дерева, поскольку кругом стояли леса. (Показывает рисунок). Сначала город весь умещался за стенами кремля, но постепенно население прибавлялось, строились новые дома - и места внутри крепости стало не хватать. Тогда дома начали строить вне крепостных стен. (Показывает рисунок). А когда нападали враги, жители уходили в крепость и сражались с врагами. Такая крепость внутри города называется кремль. Видели, знаете наш кремль? (Показывает рисунок).

3 часть. Проблемная

Воспитатель. Сначала кремль был деревянным. Как вы думаете, это хорошо? Плохо?

Дети отвечают.

Да, с одной стороны хорошо, потому что строительный материал был рядом, крепкий, прочный. Но ведь дерево горит. Поэтому первый кремль, построенный деревянным, сгорел при пожаре. Следующий кремль на месте сгоревшего строили уже из камня. Он оказался намного прочнее деревянного. Его построили много-много лет назад, но он сохранился до наших дней.

4 часть. Стимулирование детских вопросов

Воспитатель вносит «Волшебный сундучок», в нем - фотографии видов города. Дети, задавая вопросы, отгадывают, что изображено на фото.

5 часть. Символизация

Проводится моделирование макета верхней и нижней частей города.

Воспитатель. Как вы знаете, первое поселение возникло на горах-там, где находится кремль. Как называется эта часть города?

Дети. Нагорная, или верхняя часть. (Изображают её с помощью модели). Воспитатель. Постепенно люди селились и за рекой. Появилась новая часть города, которая называется Заречной или нижней. (Показывает рисунок). А какая река разделяет город на эти части? Ока. А в какой части города живем мы с вами?

Дети отвечают.

Вот какой у нас древний и красивый город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».   Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...

Конспект занятия с использованием ИКТ «Нижний Новгород. Знакомство с родным городом» Компьютерная презентация «Нижний Новгород»

Конспект занятия с использованием ИКТ «Нижний Новгород. Знакомство с родным городом»Компьютерная презентация «Нижний Новгород»Задачи:1. Формировать интерес к малой родине и первичные пр...

Конспект занятия по краеведению "История возникновения Нижнего Новгорода"

Дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.Формировать у д...

Презентация "История возникновения Нижнего Новгорода"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения Нижнего Новгорода...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста, посвящённая 800 - летию Нижнего Новгорода "Знатоки Ниженго Новгорода"

В данном материале представлена игра с ипользованием интерактивной доски "Знатоки Нижнего Новгорода"...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культурному наследию Нижнего Новгорода в процессе проектной деятельности «Нижний Новгород 800».

Аннотация. В данной статье описывается педагогический опыт реализации проекта по формированию ценностного отношения к культурному наследию Нижнего Новгорода в рамках городской акции «Нижний 800...

Конспект занятия по краеведению "История возникновения Нижнего Новгорода"

Дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.Формировать у д...