"Академия чудес"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Петриченко Любовь Петровна

программа кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 27 «Звёздочка»

Рабочая программа кружка

«Академия чудес»

( экспериментально-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы детского сада)

на 2020 – 2021 учебный год

Воспитатели:

Петриченко Л. П.

Шатус Е. Ю.

с. Весёлое, 2020 г.

                                             Пояснительная записка

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым.

Актуальность программы

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Исследователи отмечают, что для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. 

Цель программы: формирование познавательных интересов детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Цель экспериментально – исследовательской деятельности в детской лаборатории - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи программы:

  • расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности дошкольников;
  • развивать познавательные способности: наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
  • стимулировать интеллектуальную активность детей для разрешения проблемной ситуации;
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
  • развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр-экспериментов;
  • воспитывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы;
  • способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, инициативность, творческий потенциал, аккуратность, фантазию, любознательность.

Проблемы, которые призвана решить программа:

  • Низкий уровень развития у дошкольников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  • Привыкание дошкольников работать в типовых условиях и ситуациях;
  • Ограниченные возможности для реализации и удовлетворения познавательных потребностей.

Возраст участников - 6-7 лет (подготовительная группа детского сада)

Срок реализации программы - 1 год

Время проведения – 2 занятие в неделю, во второй половине дня.

16:00 – 16:30

Формы и методы работы:

  • мини – исследования;
  • игры-эксперименты;
  • эколого – природоведческие игры;
  • игры – путешествия;
  • наблюдения;
  • целевые прогулки;
  • дидактические игры;
  • исследования на основе опытов

В результате освоения содержания программы предполагается достичь следующих результатов:

  • повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, высказывать предположения об ожидаемом результате, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы), что способствовало развитию словесно-логическому мышлению детей;
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
  • развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.).

                                            Список детей

1 группа

Авдалян Максим

Безбородова Ксения

Вайнагин Артём

Записов Ростислав

Козуб Арина

Концевая Алина

Клищунова Ангилина

Малеева Аделина

2 группа

Ломоносова Алина

Малеева Анна

Орловцева Элина

Сохач Ангелина

Шевченко Николай

Фурсов Григорий

Ягинский Артём

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Содержание, задачи

                                                      Октябрь

1 неделя

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), рассказать о способах познания мира, о назначении детской лаборатории. Игровая мотивация: встреча с Почемучкой. Познакомить детей с этапами самостоятельной исследовательской деятельности– от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. При помощи детей составить свод правил поведения и правил техники безопасности при работе с материалами, инструментами и веществами.

2 неделя

3 неделя

«Наши помощники - органы чувств»

Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление.  Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью. Игра «Волшебный мешочек».

 «Свойства воды. Плавающая рыбка» 

Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму,познакомить с новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости. Технологические карты по свойствам воды, прозрачные емкости, красящие вещества, ножницы, средство для мытья посуды, лист картона, водостойкий маркер, стеклянная формочка для выпечки, вода.

4 неделя

«Вода – растворитель. Очищение воды» 

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами. Сосуды разного размера и формы, вода,растворители: стиральный порошок, мука, песок, соль, растительное масло, стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, воронки.

5 неделя

 «Непотопляемая бумага, бумажная крышка».

Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем дать возможность узнать может ли воздух защитить бумагу от воды. Глубокая миска, бумажная салфетка, вода, стакан, лист бумаги, ножницы.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«Круговорот воды в природе»

Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. Электрочайник, лед, вода, стекло, прозрачные емкости.

«Что такое микроскоп?» 

Познакомить детей с исследовательским прибором - микроскопом, инструментами для работы с микроскопом, рассказать для чего он используется. Микроскоп, прозрачные пластины, пинцет.

3 неделя

«Почва»

Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; что в земле есть вода; познакомить с составом почвы ( рассматривание почвы через лупу). Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Выявить значение почвы.

4 неделя

 «Снятие отпечатков пальцев с предметов».

Опытным путем изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов. Фаянсовая чашка, угольный порошок, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина, лупа.

Декабрь  

1 неделя

«Где рождается погода? Как измеряют погоду?»

Систематизировать и углублять представление детей о сезонных изменениях в природе, закрепить знания детей о погодных явлениях, научить детей объяснять причины их происхождения. Дать представления детям о термометре, флюгере, барометре и их применении.

Целевая прогулка (определение наличие ветра, его направления, измерение температуры воздуха, толщины снежного покрова)

2 неделя

«Термометр из бутылки».

Научить детей делать простейший термометр, который будет реагировать на изменения температуры окружающей среды. Стеклянная бутылка, фломастеры, лед, лист бумаги, скотч, пищевой краситель, вода (холодная, пластилин, миска среднего размера, соломинка для напитков, воронка, маркер.

3 неделя

«Песок – природный фильтр» 

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). Прозрачные ёмкости, ёмкости с песком, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки.

4 неделя

«Песочная страна»

Закрепить знания детей о свойствах песка. Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Опытно-экспериментальная деятельность.

5 неделя

«Почему песок так хорошо сыплется»

Дать возможность опытным путем увидеть свойства песка с которыми дети уже знакомы (сыпучесть, при добавлении воды клейкость,познакомить с новыми свойствами: песок может служить двигателем. Емкость с песком, вода, «мельничка», пустая емкость умеренной глубины.

Январь  

1 неделя

«Песок. Глина. Камень»

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок, глина и камень и их свойствами; выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Выявить сходства и различие свойств глины и камня.

Мини- исследование «Как человек использует песок и глину» (строительство, песочные часы, посуда, игрушки).

Экспериментирование «Песок, глина – наши помощники»

2 неделя

«Магнит»

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;Создать условия для знакомства с магнитом. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

Развивать познавательную активность детей любознательность при проведении опытов; умение делать выводы.

Экспериментирование «Как действуют магниты на предметы».Опыт «Как достать скрепку из воды, не замочив рук»

3 неделя

«Почему предметы движутся».

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила»«трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочек мыла, стекла, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши.

Февраль

1 неделя

«Воздух»

Расширять представления детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепит умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Лед, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник, ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.

2 неделя

«Почему дует ветер?» 

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

3 неделя

«Откуда берутся вихри?» 

Опытным путем дать возможность разобраться, как образуется вихрь. Ножницы, пипетка, гуашь, циркуль, шило, спички, лист картона, вода, глубокая миска, стаканчик, кусочек пластилина.

4 неделя

«Вдох – выдох»

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы. Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Март

1 неделя

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Расширить представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

2 неделя

«Свет и тень»

Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

3 неделя

«Отражение. Зеркало»

Подвести к понятию об отражающих предметах; помочь уяснить, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Выявить особенности отражения в зеркалах. Познакомить с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета. Составить памятку «Правила безопасного обращения с хрупкими материалами». Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности.

Мини-исследование «Мое отражение».

Экспериментирование «Разные отражения».

4 неделя

«Подводная лодка»

Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде. Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов.

5 неделя

«Мыло-фокусник»

Создать условия для ознакомления детей со свойствами и назначением мыла, со свойствами и качествами разных видов мыла, способами применения мыла в повседневной жизни (мыло для рисования на ткани, для смягчения деталей; мыльный раствор для заклеивания окон, для уничтожения вредителей ), рассказать об истории появления мыла и мыловарении. Развивать наблюдательность, любознательность, формировать представления детей о здоровом образе жизни.

Исследовательская деятельность

Апрель

1 неделя

«Игры и опыты с водой и воздухом» 

Закреплять знания детей о воде, умение проводить опыты самостоятельно по технологическим картам и картам фиксации опытов. Все необходимые материалы и оборудование для проведение опытов с воздухом и водой прописанные ранее.

2 неделя

«Игры и опыты с песком, почвой, камнями».

Закреплять полученные знания детей о песке, почве, камнях и умения проведения исследовательской и опытнической деятельности. Все необходимые материалы для работы с песком, почвой, водой описанные ранее, макеты рельефа.

3 неделя

«Наши знакомые: сахар и соль»

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами соли и сахара (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) Использование соли, сахара в быту. «Соль. Сахар». Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.

4 неделя

«Удивительная соль»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах, познакомить с нестандартными способами использования соли. Расширить знания детей о способах добычи соли, о видах соли, о пользе и вреде соли. 

5 неделя

«Откуда сахар к нам пришёл?»

Систематизировать представление детей о сахаре и его свойствах, о значении для человека. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром. Опытно-экспериментальная деятельность.

Май

1 неделя

«Вода – растворитель»

Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. Опыты

2 неделя

«Путешествие капельки»

Продолжать знакомить детей с круговоротом воды в природе, выяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширять представления детей о значении воды природе. Поисковая деятельность.

3 неделя

«Поможем воде стать чистой»

Выяснить, почему вода бывает грязной. Познакомиться с процессом фильтрации. Показать некоторые из способов очистки воды. Экспериментальная деятельность.

4 неделя

«Какими мы были исследователями?»

 Итоговое занятие.

Обобщить знания и навыки экспериментирования. Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей, повышение мотивации к обучению в школе. Развивать элементарные навыки самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:•        Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с...

Научная лаборатория "Академия чудес"

Совместное мероприятие для детей 5-7 лет и родителей...

Научная лаборатория «Академия чудес»

Сегодня я приглашаю вас в нашу научную лабораторию «Академия чудес», где я вас познакомлю с некоторыми занимательными опытами. А помогать мне в этом будут ваши дети....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности"Академия чудес"

Опыты и эксперименты для детей подготовительной группы....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Академия чудес» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабора...