Картотека опытов и экспериментов
картотека по окружающему миру

Картотека опытов и экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_i_eksperimentov.docx146.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Домашняя лаборатория: Опыты и эксперименты с детьми дома – МАДОУ "Детский  сад № 250"

Содержание                                                        

                                     

  1. Картотека опытов и экспериментов.

Средняя группа

4

Опыты с песком «Песочная страна»

4

Опыты с песком «Рисунки на песке»                                                                                    

4

Опыт «Тарелочки из глины»

4

Опыт с воздухом «Воздух повсюду»

4

Опыт с воздухом «Свойства воздуха

5

Опыт с воздухом «Свойства воздуха»

5

Опыт с воздухом «Игры с соломинкой»

5

Опыт с воздухом «Что в пакете»

5

Опыт с воздухом «Мыльные пузыри»                                                                                  

5

Опыт с водой «Вкусная водичка»                                                                                          

6

Опыт с водой  «Разноцветная водичка»                                                                                

6

Опыт с водой «Мутная водичка»                                                                                          

6

Опыт с водой «Изготовление цветных льдиной»

6

Опыт со снегом «Снег. Какой он?»

6

Опыт со снегом «Почему снег тает?»

6

Эксперименты «Чудесный мешочек»

7

Эксперименты «Наши помощники»

7

Эксперименты «Мои глаза»

7

Опыт «Что лучше бумага или ткань»

7

Опыт с пластмассой «В мире  пластмассы»

7

Опыт с пластмассой «В мире  пластмассы»

8

Эксперимент со стеклом «Стеклянный город»

8

Опыт с магнитом «Волшебная рукавичка»

8

Опыты с металлом «В мире металла»

8

Опыт с растениями «Витамины на окне»

9

Опыты с растениями «Может ли растения дышать»

9

Опыты со светом «Солнечные зайчики»

9

Эксперимент «Тонет — не тонет»  

                                                                                       

9

  1. Картотека опытов и экспериментов

Старшая группа

10

Опыты «Песок и глина»

10

Эксперименты «Животные и песок»

10

Опыты «Ветер и песок»

10

Опыты «Почва – живая земля»

10

Эксперимент  «Воздух – первое знакомство: вдох – выдох»

10

Опыт с воздухом  «Воздух есть везде»

11

Опыт с воздухом «Подводная лодка»

11

Опыт с водой «Впитывание воды»

11

Опыт с водой «Как увидеть движение воды через корешки?»

11

Опыт с водой «Замерзшая вода»

12

Опыт с водой «Вода - растворитель»

12

Опыт с водой «Очищение воды»

12

Эксперимент «Делаем мыльные пузыри»

12

Опыт со льдом «Льдинка и снежинка»

12

Опыт с солью

13

Опыт с солью «Кристаллизация соли»

13

Опыты с пластмассой «Пластмасса, ее качества и свойства»

14

Опыты с  металлом и пластмассой

14

Опыты с магнитом «Притягивание через предметы

14

Опыты с резиной «Резина, ее качества свойства»

14

Опыты с деревом «Чудесные спички»

14

Опыты с растениями «В тепле и в холоде»

15

Опыты с растениями «Зачем растения вертятся»

15

Опыты со стеклом

15

  1. Картотека опытов и экспериментов

Подготовительная группа

16

Опыт с песком «Впитывает – Не впитывает»

16

Опыт с камнями «Какими бывают камни»

16

Опыты с землей «Куда исчезла лужа»

16

Опыты со звуком  «Почему все звучит»

16

Опыт с воздухом «Воздух всегда в движении»

17

Опыт с воздухом «Невидимка трудится»

17

Опыт с воздухом «Воздух при нагревании расширяется»

17

Опыт с воздухом «Пламя загрязняет воздух»

17

Опыт с водой «Изменение объёма жидкости»

18

Опыт с водой «Парилка»

18

Опыт с водой «Пресная соленая вода»

18

Опыт с водой «Как воду превратить в лед»

18

Опыт с водой «Животворное свойство воды»

18

Опыт со снегом «Снежинки»

19

Опыт со снегом «Снег снежок»

19

Опыты с каменным углем.

19

Опыты с растениями «Где лучше расти»

19

Опыты с растениями «Нужен ли корешкам воздух»

19

Эксперимент «Свет повсюду»

20

Эксперимент «Упрямые предметы»

20

Эксперимент «Эффект радуги»

20

Эксперимент «Как образуется тень»

20

Эксперимент «Почему в космос летают на ракете?»

21

Эксперименты с лупой                                                                                                        

21

                                                                                                   

                                           

                                           

Картотека опытов и экспериментов

Средняя группа

Опыты с песком «Песочная страна»

Цель: Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка

Оборудование: Песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки.    

Описание Возьмите чистый песок и насыпьте его в формочки. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой.

Вывод: Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Вывод. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет.

Опыты с песком «Рисунки на песке»

Цель: Закрепить знания детей о сухом песке, научить сыпать тонкой струйкой, чтобы получился рисунок.

Оборудование: Сухой песок, тарелочка, вода, стаканы мерные.

Описание: Возьмите сухой песок в ладошку или в измерительный стакан с горлышком, попробуйте пересыпать песок тонкой струйкой на телочку, чтобы получился рисунок, В отдельной посуде перемешайте песок с небольшим количеством воды и проделайте тоже самое.

Вывод: Сухим песком можно рисовать, а мокрым не получается.

Опыт «Тарелочки из глины»

Цель: Познакомить со свойствами глины: хрупкость, увидеть отличие сырой глины от сухой

Оборудование: глина, вода

Описание: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде. Попробовать слепить тарелочки из сухой и мокрой глины
вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Опыт с воздухом

«Воздух повсюд»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Оборудование: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух)Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

•Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

•Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Опыт с воздухом

 «Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Оборудование:. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Описание. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Опыт с воздухом

 «Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей с тем,

Оборудование:. Почва, палочка, банка с водой.

Описание.  Опустить в банку с водой почву и наблюдаем что происходит. Появляются пузырьки.

Вывод: Появление пузырьков в воде говорит о наличие воздуха в почве.

Опыт с воздухом

 «Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Оборудование:  трубочки каждому ребенку, игрушка, стаканчики с водой

Описание: Ребята, возьмите  трубочки и подуем в неё на свою ладонь.

Дети дуют, проверяют наличие воздуха через подставленную ладошку, затем надуваем воздушный шарик Делают вывод о том, что внутри человека тоже есть воздух. Без воздуха человек не может жить. Опустите трубочку в стакан с водой. Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? Пузырьки – это воздух, который внутри нас. По трубочке воздух выходит, он легкий и через трубочку поднимается наверх.  

Вывод: Поставленная задача -обнаружить воздух внутри себя- принята как собственная путем простого эксперимента.

Опыт с воздухом

 «Что в пакете»

Цель: обнаружить воздух.

Оборудование: полиэтиленовый пакет

Описание: Рассмотреть пустой пакет. Что находится в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим.Открывают пакет и показывают, что в нём ничего нет. Обращают внимание на то, что когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.

Почему казалось, что пакет пустой?

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

 Опыт с воздухом

«Мыльные пузыри»

Цель: обнаружить воздух.

Оборудование: баночка с мыльными пузырями

Описание: Надуть мыльный пузырь и понаблюдать за ним, что может находиться внутри мыльного пузыря?

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт с водой

«Вкусная водичка»

Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет формы.  Вода не имеет вкуса. Но может его изменять.

Оборудование: Вода, соль, сахар, лимон, стаканчики.

Описание: Наполнить стаканчики, блюдца, баночки водой и посмотреть.

Вывод: вода не имеет форму, принимает форму сосуда, где она налита.

Описание: в нескольких стаканах растворить соль, сахар, добавить лимон.

Вывод: вода может изменять свой вкус

Опыт с водой

«Разноцветная водичка»

Цель: Выяснить имеет ли цвет вода.

Оборудование. Несколько стаканов с водой, краски, кисточки.

Описание. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать. чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт с водой

 «Мутная водичка»

Цель: Закрепить представления о цвете воды

Оборудование. Стакан с водой, мука, земля.

Описание. В стакан воды положить ложку муки и размешать, тоже проделать с землей.  Вода помутнела, в ней не растворились помещенные вещества

Вывод. Вода бесцветная, но может иметь мутный цвет или цвет помещенных в нее веществ.

Опыт с водой

 «Изготовление цветных льдиной»

Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде.

Оборудование. Стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, веревочки – для каждого ребенка.

Описание: Налить воду в стаканчики размешать краску в воде. Какая стала вода? (красная, желтая, зеленая, синяя). Теперь зальем эту воду в наши формочки. (После проделанной работы, воспитатель опускает в формочки веревочки, ставит их на поднос и выносит на улицу). Когда вода застынет, вытянуть фигурки с формы за веревочку и подвесить их на дерево.

Вывод: при низких температурах вода замерзает и принимает форму предмета, в котором застыла.

Опыт со снегом

«Снег. Какой он?»

Цель: Познакомить детей со свойствами снега (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый)

Оборудование: снег, тарелочка, ложка, лупа.

Описание: Набрать с ребёнком в ведёрко снега (или льда) на улице и принести в группу, рассмотреть под лупой, потрогать, попробовать слепить что- то из нерастаявшего снега.

Вывод: снег –холодный, рассыпчатый, сверкающий, при комнатной температуре тает.

Опыт со снегом

«Почему снег тает?»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами снега.

Оборудование: снег, ложка, тарелочка.

Описание: Набрать с ребёнком в ведёрко снега (или льда) на улице и принести в группу.

На некоторое время оставить в теплом помещении. Потом обратить внимание на то, что снега не стало, а в ведёрке появилась вода.

Вывод: снег (лёд) – это вода, в твердом состоянии.

Эксперименты

 «Чудесный мешочек»

Цель: Учить определять на ощупь предметы.

Оборудование: мешочек, различные материалы для изучения (кубик, машинка, мячик  и т.д.)

Описание: В мешочек складывается несколько предметов, ребенок на ощупь должен угадать что это за предмет в руке, вынимает и описывает предмет.

Вывод: развивать тактильные чувства. ю внимание, речь.

                                     

Эксперименты

«Наши помощники»

Цель: дать представление о значении органов чувств

жизнедеятельности человека, условиях их нормального

функционирования.

Оборудование: коробочки с дырочками, куда помещают лимон, яблоко, банан.

Описание: предлагают детям понюхать баночки и сказать какой орган необходим, чтобы различать запахи. Для чего еще нам нужен нос.

Вывод: нос определяет запахи веществ, предотвращает попадание микробов если за ним ухаживать правильно.

Эксперименты

«Мои глаза»

Цель: помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.

Описание: из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей, которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь.

Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения.

Опыт

«Что лучше бумага или ткань»

Цель: познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани

Оборудование: бумага, кусочки разной ткани, увеличительное стекло

Описание: Потереть пальчиками и определить, какая бумага и какая ткань? А теперь закроем глазки и «запомним», какая на ощупь бумага, и какая ткань.

Вывод: ткань мягкая с ворсинками, а бумага твердая и гладкая. Возьмем увеличительное стекло и рассмотрим сначала ткань, а затем бумагу.

Вывод: ткань состоит из ниток, а бумага плотная, она не распускается.

Возьмите бумагу и ткань и сомните в руке, бумага осталась мятой, а ткань разглаживается.

Вывод: ткань можно разгладить, а бумагу нет.  Ребята давайте попробуем порвать и бумагу, и ткань.

Вывод: бумага легко рвется, а ткань – нет.

Опыт с пластмассой

«В мире пластмассы»

Цель: Познакомить со свойствами пластмассы

Оборудование: пластмасса разного вида, назначения, толщены предметы из пластмассы; палочки для проверки звучания материала.

Описание: .Обследуем предметы из пластмассы,  какие они на ощупь у разных предметов (гладкая, шероховатая). Какой цвет у ваших предметов? Положите  в прозрачный пластмассовый стаканчик предмет, его видно, переложим предмет в цветной стаканчик, виден теперь предмет?

Вывод: Пластмасса – непрозрачная, гладкая, шероховатая

 Опыт с пластмассой  

«В мире пластмассы»

Цель: выявить свойства пластмассы.

Оборудование: пластмассовые предметы, вода,

Описание: возьмите стаканы из прочной и гибкой пластмассы, которые они сгибают и выясняют, что под воздействием силы стакан из гибкой пластмассы гнется, а стакан из прочной пластмассы – нет, но, если приложить больше усилий, он может сломаться. Далее   в стакан наливается горячая вода и дети определяют, что пластмасса нагревается от горячей воды. Постучать по пластмассе. Налить воду в пластмассовый стаканчик.

Вывод: Пластмасса издает глухой звук.  Пластмасса – водонепроницаемая, обладает теплопроводностью

Эксперимент со стеклом

 «Стеклянный город»

Цель: Познакомить со способом получения стекла. 

Оборудование: стеклянные стаканчики, камешки, разные предметы из стекла.

Описание: Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки и наблюдают.

Вывод: Стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Возьмите в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь.

Вывод: что они гладкие, холодные, ребристые

Опыт с магнитом

 «Волшебная рукавичка»

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Оборудование: мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом, тарелочка.

Описание: наденьте на руку рукавичку с вшитым магнитом и попробуйте поднести к тарелочке с предметами: металлические предметы не падают из рукавички. а не металлические остались на тарелке.

Вывод. Металлические предметы притягиваются к рукавичке с магнитом и к магниту. Предметы из других материалов не притягиваются.

Опыты с металлом

«В мире металла»

Цель: Выяснить свойство металлических предметов.

Оборудование: тарелочка, металлические и деревянные и предметы.

Описание: рассмотреть мелкие предметы из дерева, металла, определить материалы и разложить в разные тарелочки. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева. Попробовать подержать металлические предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Далее опустить предметы в тарелку с водой, выяснить, как они себя поведут. Какие по прочности, отношение к магниту.

Вывод. Металлические предметы на ощупь холодные, в воде тонут, притягиваются к магниту, прочные. Предметы из дерева не притягиваются к магниту, во воде не тонут, менее прочные, на ощупь теплее.

Опыты с растениями

 «Витамины на окне»

Цель: Формировать представления о том, что для роста растений нужна вода и свет.

Оборудование: земля, посуда для посадки лука

Процесс. Посадите лук в две посуды: одну поставьте на окно и поливайте, другую в темное место и не поливайте. Посмотрите, что происходит.  Еще можно взять веточку дерева и поставить ее в сосуд и на окно, а другую, поставить в пустой сосуд и тень. так же наблюдаем.  Вместе с детьми рассмотрите веточки, и лук

Итог.  Одно из важных свойств света и воды – давать жизнь всему живому.

Опыты с растениями

«Может ли растения дышать»

Цель: Познакомить детей с тем, что растения живые организмы и могут дышать.

Оборудование: Комнатные растения, трубочки для коктейля, вазелин.

Описание: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Опыты со светом

 «Солнечные зайчики»

Цель: Познакомить детей с естественным источником света-солнцем

Игровой материал: Зеркала, схема многократного отражения.

Ход игры: проводится в солнечны день. Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья, таким образом, помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило).

Вывод: Солнце является естественным источником света.

Эксперимент

«Тонет — не тонет»

 Цель: Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Оборудование: ванночка с водой, мелкие тяжелые и легкие предметы, камешки, резиновые игрушки

Описание: по одному предмету опускаем в таз с водой и наблюдаем за происходящим.

Понаблюдаем за теми предметами, которые остались плавать на поверхности воды. Они плавают одинаково?

Вывод: предметы, которые потяжелее или металлические опустились на дно ванночки, а легкие предметы остались на поверхности, резиновые игрушки держаться за счет воздуха , который внутри.

             

      

Старшая группа

Опыты

«Песок и глина»

Цель: Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Оборудование: Маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки, лупа, вода.

Описание: рассматривание песка и глины с помощью лупы.

Вывод: песок- желтый иногда серый, сыпучий, может пропускать воду,  не имеет запаха, изделия из мокрого песка непрочные. Глина – коричневая или белая, вязкое вещество, не пропускающее воду, имеет запах, но не резкий, изделия из глины прочные.

Эксперимент

«Животные и песок»

Цель: Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Оборудования: игрушки животных пустыни по цвету песка, песок, тарелочки.

Описание: поместить животных на песок.

Вывод: животные по природе имеют соответствующую окраску, которая делаеи их менее заметными в окружающей среде

Опыт с песком

«Ветер и песок»

Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Оборудование: песок на тарелочке, коктейльные трубочки

Описание: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте аккуратно через них на песок. Что с песком происходит?

Вывод: Песок может двигаться, когда дует ветер.

Опыты

«Почва – живая земля»

Цель: Уточнение знаний детей о свойствах почвы:

Оборудование: земля, посуда для проведения опыта, лупа, лист бумаги

Описание: № 1 Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.  Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой)

Вывод: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Описание: № 2 Возьми комочек почвы. Брось её в стакан с водой. Наблюдай, что происходит. Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Эксперимент

«Воздух – первое знакомство: вдох – выдох»

Цель: Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека.

Описание: Сделать вдох и затаить на некоторое время дыхание.

Вывод: Человеку необходим воздух, без него он может погибнуть.

Опыт с воздухом

«Воздух есть везде»

Цель: Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

Оборудование: флажки, ленточки, губка, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.

Описание: Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик, опустить губку в воду и сжать ее в воде, надуть пакет.

Вывод: Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия. Может обнаружить  наличие воздуха во всехпредметах.

Опыт с воздухом

«Подводная лодка».

Цель: Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде.

Оборудование: Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов

Описание: Опустить резиновые, пластмассовые игрушки в емкость с водой. Что помогает им удерживаться на поверхности воды и не тонуть.

Вывод: внутри находится воздух- он удерживает игрушки

Опыт с водой

«Впитывание воды»

Цель: Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения

Оборудование: Тарелочки с водой, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля.

Описание: в емкость с водой поместить губку, тряпочку, деревянную пробку. Наблюдаем как ведут себя предметы по отношению к воде.

Вывод: один вид ткани может впитывать воду, другой плащевая нет хорошо впитывает воду, губка впитывает, пробка не впитывает воду. Материалы по-разному относятся к воде.

Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.

Оборудование: горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.

Описание: Внутрь прозрачной большой емкости поместите черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву полить. Емкость герметично закрыть крышкой, поставьте в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдайте за растением. Выясните, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). 

Вывод: Растение кормит само себя.

Опыт с водой

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Оборудование. Черенок растения с корешками, вода с пищевым красителем.

Описание:Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта  дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Вывод: Корешок растения всасывает вместе с водой

Опыт с водой

«Замёрзшая вода»

Цель: Выявить свойства льда. Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое).

Оборудование: лед, вода в стаканчике, колбочки.

Описание: №1 поместите лед на тарелочку и наблюдаем, что происходит.

Вывод: лед – это замерзшая вода, только в твердом состоянии, а вода это жидкость.

Описание: №2 поместите кусочек льда в тарелочку с  водой, лед всплывает на поверхность воды.

Вывод: Плотность воды больше плотности льда, поэтому он всплыл.

Опыт с водой

«Вода - растворитель»

Цель: Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Оборудование: вода в стаканчиках, краски, соль, сахар, марганец.

Описание: в стаканчики с водой помещаем разные вещества, перемешиваем и наблюдаем что происходит.

Вывод: Сахар, соль растворились в воде – вода растворитель. При попадании краски в воду она окрашивается в цвет краски, кристаллы марганца растворились в воде, и вода окрасилась в розовый цвет.

Опыт с водой

«Очищение воды»

Цель: Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами

Оборудование: две конические колбы, речной песок, подкрашенная вода, активированный уголь, вода, фильтровальная бумага, стеклянная воронка, воронка, вата.

Описание: насыплем речного песка в коническую колбу. Добавим подкрашенной воды, всё перемешаем. Получили загрязнённую воду. Приступаем к очистке. Готовим фильтр. Нам потребуется воронка, фильтровальная бумага, вата и активированный уголь. Наливаем загрязнённую воду в фильтр.  Вода, проходя через фильтр, медленно капает в колбу, наглядно видно, что она уже без песка и намного светлее. Сравниваем колбы между собой.

Вывод: Итог опыта виден в сравнении. Слева – вода, прошедшая первый этап очистки, посередине – загрязнённая вода.

Эксперимент

«Делаем мыльные пузыри»

Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться.

Оборудование: емкость для изготовления мыльных пузырей.

Описание: Берём 1 ложку воды и выливаем её в стаканчик, туда же выливаем 3 ложки жидкого мыла и хорошо всё перемешиваем. Опускаем в наш раствор палочку с петелькой.

Вывод: мыло, растворившись в воде, может растягиваться.

Опыт со льдом

«Льдинка и снежинка»

Цель: уточнить представления о снеге и льде.

Оборудование: стаканы, лед, снег, ложечки, тарелочки, цветной картон

Описание: №1 Приготовить 2 стакана. В один – положить снег,

в другой – лёд. Выяснить, какого цвета снег? Лёд? Если дети называют: белый, голубой, серый, то показать им эти цвета и сравнить их со льдом. Можно выложить горсть снега и кусочек льда на цветной картон и определить прозрачность.

Вывод: Определили и сравнили цвет снега и льда. Снег – белый, лёд – прозрачный.

Описание: №2 Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить сосульку или постучать по ней. Что с ней произошло? Снег рассыпался, а лёд раскололся.

Вывод: Снег – сыпучий, рыхлый. Лёд – хрупкий.

Описание: №3 Взять горсть снега и высыпать её. На тарелочку, на другую тарелку положить кусочек льда, полить немного теплой воды. Как поведут себя по отношению к теплой воде.

Вывод: Снег – растаял быстрее Лёд – дольше таял.

Опыты с солью

Цель: Познакомиться со свойствами соли

Оборудование: соль. лупа, тарелочки, вода

Описание: №1 Взяли тарелочку с солью. Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть?

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов 

Описание №2 Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Описание №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Описание  №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт с солью

«Кристаллизация соли»

Цель: Опытным путем изучит кристаллы соли и сахара

Оборудование: стакан с водой, соль, нитка.

Описание №5 Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.

Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт

 «Секретное послание»

Цель: Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит.

Оборудование: Пробирки, палочка для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, молоко, чай.

Описание: выдавить сок половины лимона и развести его таким же количеством воды, проявлять воздействием тепла; Попробуйте писать на обычной бумаге лимонным соком. Чернила проявляются после смазывания текста водным раствором йода (воспользуйтесь ватным диском или ватой). Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаги и окрашивает ее в светло-фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми! Можно использовать молоко, лимон, йод. Когда рисунок высохнет, проведите теплым утюгом.

Вывод: вещества, содержащиеся в лимоне и молоке при нагревании, разрушаются и приобретают коричневый цвет. А крахмал, содержащийся в бумаге, при контакте с йодом окрашивается в синий цвет.

Опыты с пластмассой

«Пластмасса, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность)

Оборудования: Вода, пластмассовые стаканчики, изделия из пластмассы

Описание: Детям предлагаются кусочки пластмассы. Дети на ощупь определяют структуру поверхности (гладкая, шершавая), толщину (тонкая, толстая). После этого дети предполагают, почему пластмасса имеет разные цвета. Рассматривают стаканы из прочной и гибкой пластмассы, которые они сгибают и выясняют, что под воздействием силы стакан из гибкой пластмассы гнется, а стакан из прочной пластмассы – нет, но если приложить больше усилий, он может сломаться. Далее   в стакан наливается горячая вода и дети определяют, что пластмасса нагревается от горячей воды и, значит, обладает теплопроводностью.

Вывод: пластмасса легкая, может иметь разную поверхность, разный цвет и толщину обладает теплопроводностью. 

Опыты с металлом и пластмассой

Цель: Продолжать учить сравнивать свойства различных материалов.

Оборудования: подбор материалов из пластмассы и металла

Описание: Выявить, что металлические предметы имеют характерный металлический блеск.

Погреть металлические и пластмассовые предметы, что наблюдаем. Как ведут себя выявить, как ведут себя металлические и пластмассовые предметы при погружении в воду, при соприкосновении с магнитом.  Рассматривают предметы из металла и пластика разной толщины и делают выводы

Вывод: пластмасса легкая, металл тяжелый, пластмасса может плавиться, металл нагревается, металл- звонкий звук, пластмасса – глухой.

Опыты с магнитом

«Притягивание через предметы

Цель: Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

Оборудование: картон, дерево, пластмассу, бумага, скрепки

Описание: Возьмём картон, дерево, пластмассу. Сверху кладём скрепки, а снизу магнит. Можно ли двигать скрепки? Да.Изготовим лодочки из пробки, снизу воткнём скрепку. В поднос нальём воды до глубины 3 см. пустим лодки плавать. Прикрепим магнит скотчем к концу линейки. Ведя линейку под подносом, заставим лодку плыть в нужном направлении.

Вывод: магнит действует через картон, тонкую бумагу, дерево, пластмассу и воду.

Опыты с резиной

«Резина, ее качества свойства»

Цель: Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Оборудование: резиновые предметы:, игрушки, воздушный шарик, вода.

Описание: Возьмите шарик надуйте его, нальем в шарик воду. Наденьте перчатку и опустите руку в воду, а сейчас достаньте руку из перчатки и покажите её нам. Скажите, что произошло с рукой. Возьмите резинку для волос и перекрутите ее.

Вывод: резина может надуваться, растягиваться, водонепроницаема, эластичная, прочная, может быть разного цвета

Опыты с деревом

«Чудесные спички»

Цель: Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности.

Оборудование: тарелочка с водой, спички,

Описание №1: Взять спички и надломить их посередине и положить их на блюдце, на сгибы капнуть несколько капель воды. Постепенно спички расправляются и образуют звездочку

Вывод: Это явление называется-капиллярность. Волокна дерева постепенно впитывают влагу и дерево набухает.

Описание №2: Спички необходимо опустить в воду недалеко друг от друга, затем опустите кусочек мыла на средину тарелки. Спички моментально «разбегутся». Затем положим кусочек сахара на средину тарелки. Спички постепенно будут приближаться друг к другу. Сахар впитывает воду и возникает движение, которое и сближает спички.

Вывод: Вода состоит из мелких невидимых частиц – молекул. Они притягиваются друг к другу. От взаимного притяжения молекул на поверхности воды образуется невидимая пленка, на которой и лежат спички. Мыло, растворяясь в воде, изменяет поверхность воды и от этого спички «разбегаются»

Опыты с растениями

«В тепле и в холоде»

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений

Оборудования: комнатные растения.

Описание: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Вывод: У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

Опыты с растениями

«Зачем растения вертятся»

Цель: Показать детям, что для роста растениям необходим свет, дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды.

Оборудования: комнатные растения.

Описание: обратите внимание, что листья растений повернуты в одном направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев.

Вывод: Для роста растениям необходим свет.

Опыты со стеклом

Цель: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

Оборудования: разноцветные стекла.

Описание: предложить детям посмотреть вокруг через стекла разного цвета, что наблюдаем

Вывод: цвет предмета зависит от цвета стекла через которое вы смотрите на предметы.

Подготовительная  группа

Опыт с песком

«Впитывает – Не впитывает»

Цель: Закрепить свойства песка. Учить сравнивать песок и камни, самостоятельно делать выводы

Оборудование: речной песок, вода, камни, лупа.

Описание: в сухой песок нальем немного воды. Что стало с водой? Куда она делась? Каким стал песок?

-Ребята, а как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или сырой? Узнаем, проведя эксперимент. У меня два ведерка: одно с сухим песком, второе- с сырым. Рассмотрите под лупой сухой песок и камень что можно сказать

Вывод: Песок впитал воду и стал мокрым и темнее, из него можно теперь лепить, строить. Песчинки слиплись друг с другом, и, если подуть он не разлетается. Песок состоит из мелких песчинок в сравнение с камнем.

Опыт с камнями

«Какими бывают камни»

Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам

Оборудование: Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы

Описание №1: Рассматривание камней под лупой

Вывод: Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Описание №2 Определение размера.

Рассматривание камней.

Вывод: камни бывают разных размеров

Описание №3 Определение характера поверхности.

Поверхность у камней одинаковая или разная?  

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Описание № 4. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Описание №5 Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыты с землей

«Куда исчезла лужа»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств почвы- водопроницаемость.

Оборудование:

Описание: в стаканчик ставится воронка, в воронку кладется ватный диск и насыпается земля. Дети наливают немного воды на землю и наблюдают, как вода просачивается сквозь него

Вывод: вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения

Опыты со звуками

«Почему все звучит»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Описание: Рассмотрите деревянную линейку, затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук.

Рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить её звучать. а потом замолчать. Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, держа её пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали.

Вывод: что звучит только то, что дрожит (колеблется).

Опыт с воздухом

«Воздух всегда в движении»

Цель: Доказать, опытным путем что воздух всегда в движении.

Описание: Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

Опыт с воздухом

«Невидимка трудится»

Цель: Раскрыть значение воздуха в жизни человека и всего живого на земле. Закрепить знания о свойствах и качествах воздуха.

Оборудование: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Описание: Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар?

Вывод: Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

  Опыт с воздухом

«Воздух при нагревании расширяется»

Цель: Сформировать у детей представление о тепло воздухе.

Оборудование: термометр,

Описание №1: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство. Затем нагреть его в руках, столбик поднимется вверх.

Описание№2 надеть на горлышко бутылки воздушный шарик и поставить бутылку в в тазик с горячей водой.

Вывод: чем выше температура, тем выше скорость молекул и тем значительнее увеличивается объем. Чем больше скорость нагревания, тем быстрее будет виден результат. 

Опыт с воздухом

«Пламя загрязняет воздух»

Цель: Показать на примере опыта негативное влияние пожаров на окружающую среду

Оборудование:  свеча, фарфоровая чашка

Описание: Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 см) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы те, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.

Вывод: от пламени появилась копоть- пламя загрязняет воздух

Опыт с водой

«Изменение объёма жидкости»

Цель: Выявить опытным путем как происходит изменение объёма жидкости при замерзании

Оборудование: две пластиковые бутылки, наполненные водой,

Описание: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: в снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

Опыт с водой

«Парилка»

Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды (пар).

Оборудование: термос с горячей водой

Описание: Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей кипятите воду, обращая их внимание на то, что по мере закипания воды появляется все больше пара.

Вывод: на поверхности зеркальца или стекла от пара появляются капельки воды. Пар – это газообразное состояние воды.

Опыт с водой

«Пресная – соленая вода»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода бывает и пресной и соленой.

Оборудование: Таз с питьевой водой, поваренная соль, ложка для размешивания, высокий пластиковый стакан, камешки (галька), полиэтиленовая пленка.

Описание: Наливаем в таз воду, добавляем туда соль (4-5 столовых ложек на 1 литр воды), тщательно размешиваем, пока соль не растворится. Положим на дно пустого пластикового стакана промытую гальку, чтобы он не всплывал, и поставим стакан в середину таза с водой. Его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натянем пленку, завязав ее вокруг таза. Продавим пленку в центре над стаканчиком и положим в углубление еще один камешек. Поставим таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода (можно попробовать). Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, превращаться в пар, который оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

Вывод: Из соленой морской воды можно получить чистую (питьевую, пресную) воду, потому что вода может испаряться на солнце, а соль – нет.

Опыт с водой

«Как воду превратить в лед»

Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Оборудование: разные емкости.

Описание: Нальем в емкости воду и поставим на холод (если зима на улицу, ели нет, то о поставим в морозильную камеру. Что же с ними случится? Вода  превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед. 

Опыт с водой

«Животворное свойство воды»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Оборудование: срезанные веточки дерева, ваза с водой

Описание: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

Опыт со снегом

«Снежинки»

Цель: Закрепить знания детей о свойстве снега и то, что каждая снежинка имеет свою форму.

Оборудование: бархатная бумага, снег.

Описание: с помощью ложечки поместить снег на бархатную бумагу и рассмотреть снежинки на бумаге под лупой.

Вывод: снежинки имеют разную форму и быстро тают в тепле

Опыт со снегом

«Снег снежок»

Цель: Опытным путем закрепить знания о том, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега.

Оборудование: три пластиковые бутылки с водой

Описание: Опыт проводится в зимнее время года на прогулке. взять три бутылочки, одну бутылку закопаем в снег, вторую бутылку поставим на снег сверху, а третью немного погрузим в снег.  Оставим на некоторое время, в конце прогулки наблюдаем изменения. В бутылочке, которая находилась в снегу вода не замерзла, на поверхности замерзла немного, а та которая на поверхности вода в ней практически замерзал

Вывод: Снег сохраняет тепло. Он укрывает землю будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза

Опыты с каменным углем

Цель: формирование знаний о каменном угле, его свойствах.

Оборудование: каменный уголь, стакан с водой, бумажная салфетка.

Описание: Опустим в стакан с водой кусочек каменного угля. Что происходит?

Вывод: Уголь тяжёлый – он утонул.

Уголь в воде растворяется? 

Вывод: Не растворяется.

ОписаниеПопробуйте разломать руками этот кусок каменного угля.

Вывод: Уголь очень твёрдый, чёрный, пачкает руки, хорошо горит.

Опыты с растениями

«Где лучше расти»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование: черенки растения, чернозем, глина с песком

Описание: Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка любого растения в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель. Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).

Вывод: в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо.

Опыты с растениями

«Нужен ли корешкам воздух»

Цель: Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Оборудование: Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Описание: Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

Вывод: Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Эксперимент

«Свет повсюду»

Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Оборудование: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. дети определяют, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Рассматривают искусственные источники света: фонарь. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа?

Вывод: свет в природе – солнце, луна, искусственный свет — изготовленный людьми (фонарик, спички, свеча.

Эксперимент

«Упрямые предметы»

Цель: Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией

Оборудование:   игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши.

Описание.  Возьмем машину, посадим в ее кузов мишку (любую игрушку) и постепенно разгоним машину, не выпуская ее из рук. (Машина едет, мишка в кузове.) А теперь резко остановим машину. Что изменилось? (Медведь от резкой остановки наклонился вперед и вывалился из машины.) Посадим нашего пассажира снова в машину и резко тронемся. Что происходит? (Медведь упал назад.)

Вывод: Мы убедились, что инерция проявляется не только когда движущиеся предметы, останавливаются, но и в момент, когда покоящийся предмет начинает двигаться

Опыт со светом

«Эффект радуги»

Цель: Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Оборудование: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Описание: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Вывод: с помощью зеркальца и солнечного света получили радугу сами.

Опыт со светом

«Как образуется тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Оборудование: теневой театр

Описание: 1) Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.

2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

Эксперимент

«Почему в космос летают на ракете?»

Цель: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета само лета.

Оборудование: воздушный шарик.

Описание: Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко.  Что внутри шарика? (Воздух.) Воздух внутри шарика не может вырваться наружу.  Разожмите пальцы.

Что изменилось? Воздух устремился наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей из него воздушной струи.

Вывод: Так работает реактивный двигатель. А у ракеты – реактивный двигатель

Эксперименты с лупой

Цель: Формирование представлений об увеличительном стекле – лупе, о необходимости его использование человеком.

Оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. 
Описание:. Дети рассматривают предложенные предметы. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Как лучше видно- глазами или с помощью этого стёклышко?  Увеличивает предметы, их лучше видно). Предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу. 

Вывод: лупа помогает рассмотреть мелкие предметы, при этом увеличивая их в несколько раз.