Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе
материал по окружающему миру (средняя группа)

Тауэр Татьяна Анатольевна

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе  

                                                                                                 Воспитатель: Тауэр Т.А.

Пояснительная записка:

   Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.   Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

    Мир природы удивителен и прекрасен.  Однако   далеко  не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.  

  Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.   

 

Целью экологического воспитания является :  Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду

Задачи:

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

-Помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений человека и природы.

Пути  реализации:

• Создание условий, экологической  развивающей среды, программное обеспечение .

• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания:

- игра;

- трудовая деятельность;

- объекты природы;

- предметный мир.

Формы работы:

- занятия;

- наблюдения ;

- работа с родителями;

- самостоятельная деятельность детей.

  Дети учатся понимать, что природа – это наш общий дом, закрепляют знания о животных: зверях, рыбах, птицах ,растениях и т.д.

Экологическая викторина на тему «В гостях у леса»

В детском саду проводились конкурсы детских рисунков : « Художница осень». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Изготовление кормушек силами родителей, кормушки были изготовлены с различного бросового материала, это и пластмассовые бутылки, коробки от молока и кефира.

  Была проведена экологическая викторина на тему «В гостях у леса». Целью викторины было: Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней. И дети справились довольно легко.
  В средней группе труд детей в природе имеет разнообразный и систематический характер. Они ежедневно
работают в уголке  природы: поливают растения, протирают листья ;   помогают взрослым убирать участок от листьев; сгребают снег под деревья и кусты, и тому подобное. Работу свою дети выполняют не только индивидуально, но и подгруппами по 3-6 человек.

 В полугода дети систематически выполняют обязанности дежурных .  

    В групповой комнате проводим такие исследования, где бы дети могли увидеть, какое значение имеют вода, свет, тепло для роста растений .      

     Каждое наблюдение, каждая моя беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.

    Приучаю детей любить и беречь цветы на цветнике. Рассказываю, что вырванные цветы, поставленные в букет, приносят радость и красоту два - три дня. А цветы, которые цветут в поле, на лугу, в цветнике, радуют глаза долгое время.

    Во время всех наблюдений, бесед на прогулке, на занятиях у детей возникает множество «почему» и «как?», «Зачем?». Не успеваешь ответить - и новый поток вопросов.  

   На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки".  

Играли в игры:  «Четыре времени года», «Подбери листок», «Когда это бывает», «Осенний листочек», «Семена», «Детки на ветке», «Съедобное - несъедобное», «Узнай по описанию»,  «Кто где живет»,   «Чудесный мешочек»,  «Собери урожай».

   Осенью дети привлекались к сбору семян,  Зимой кормили птиц на участке, используя при этом кормушки, сделанные совместно с родителями .        Старалась расширять и уточнять представления детей о растениях: деревьях, кустарниках, травянистых растениях,  сада, леса, лесных ягодах, грибах, комнатных растениях.  

Работа с родителями. Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (  разработанные памятки, консультации, беседы).

     Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых . Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

 Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: 
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Будем  же изучать  родную природу и сами у нее будем учиться!
Будем воспитывать экологическую культуру своих детей и их родителей!

                    Список литературы:
1. Занятия по экологии в детском саду, 2010 г, Москва, Н.В. Коломина
2. Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003 г.
3. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников Л.И. Егоренко, 2001 г.
4. Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дош. учреждений А.И. Иванова, 2003 г.
5. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: мет. пособие С.Н. Николаева, 2002 г.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, 2012 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе

Отчёт  по экологическому воспитанию детей старшего возраста....

План работы по самообразованию по теме "Экологическое воспитание с детьми средней группы" 2018-2019г

Цели: - повышение педагогического уровня; - формирование положительного отношения к природе; - формирование экологических знаний у детей; - побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её б...

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» за 2017-2018 учебный год

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников»  за 2017-2018 учебный год...

Тема отчета: «Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»

Тема отчета: «Экологическое воспитание дошкольников в средней группе» Экология для человека - прежде всего обращение к себе, выработка в себе иммунных сил, экологически...

План по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников в младшей группе»

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важ...