Экспериментирование в ДОУ с дошкольниками. Картотека опытов.
картотека по окружающему миру

Лысогор Лариса Вячеславовна

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Можно организовать несложные опыты и эксперименты и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Техника безопасности при проведении экспериментов

  • Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил. Техника безопасности — на первом месте.
  • Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив пленкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
  • В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними. Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.
  • По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребенку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.

Опыт №1 «Невидимые чернила»

Для проведения этого эксперимента вам нужно смешать треть чашки пищевой соды с третью чашки воды — получится мутноватая белая смесь. Затем возьмите ватную палочку, окуните в полученную смесь и напишите что-то на листе белого картона. Конечно, поначалу вы ничего не увидите.

Постарайтесь аккуратно — если это возможно, ведь здесь будет орудовать ребенок — полить невидимую надпись лимонным соком. Кислый сок вступит в реакцию с содой — и надпись проявится. Чтобы проявить надпись, нагрейте ее (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Осторожно, не позволяйте детям самим этим заниматься.

Опыт №2 «Достать монетку из воды, не намочив рук»

Положите монету в тарелку и налейте воды. Можете сказать ребёнку, что у вас получится достать её, не прикасаясь к воде. Поставьте свечку в центр тарелки и через какое-то время накройте её стаканом. Огонь быстро погаснет, а вода поднимется вверх по перевёрнутому сосуду, открыв монету.

Почему так происходит. Когда свечка погасла, разгорячённый воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объёме. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место.

Опыт №3 «Яйцо затягивает в бутылку»

Возьмите очищенное и сваренное яйцо и попробуйте протолкнуть его внутрь бутылки. Скорее всего, у вас ничего не получится, яйцо не пройдёт через горлышко. Но есть другой способ. Смочите ватку спиртом, подожгите её и поместите внутрь бутылки. Теперь положите яйцо на горлышко бутылки, и оно само, без ваших усилий, упадёт в бутылку.

Почему так происходит. Часть воздуха в бутылке сгорела, внутри образовалось пониженное давление, и давление снаружи затолкнуло яйцо.

Опыт №4 «Солевые кристаллы»

Нужны: Соль, вода, проволока. Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли - такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Опыт №5 «Крашеные цветы»

Для этого опыта лучше всего подойдут белые цветы или листья салата. Поставьте срезанный цветок в воду и добавьте в нее пищевой краситель. Через некоторые время можно будет увидеть, как лепестки окрасятся. Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей, а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваш цветок получится еще эффектнее! Этот эксперимент доказывает, что растение «пьет воду».

Опыт №6 «Соленые кристаллы»

Многие из нас в школьные годы выращивали кристаллы из соли. Этот опыт будет интересен и современным детям. Первым делом необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (при достаточном количестве она должна перестать растворяться в воде). Лучше всего использовать теплую дистиллированную воду (ее также можно немного подкрасить). Когда раствор будет готов, его нужно перелить в новую емкость, чтобы избавиться от частичек грязи. Затем в раствор опускается медная проволока с небольшой петлей на конце. Проволоку можно изогнуть по-разному, от этого будет зависеть форма получившихся кристаллов. На некоторое время емкость нужно поставить в теплое место. После этого, по мере остывания раствора, соль начнет оседать на проволоке.

Опыт №7 «Самонадувающийся шарик»

Этот простой опыт позволяет надуть шарик весьма необычным образом. Для эксперимента необходимо растворить в бутылке с водой 1 столовую ложку пищевой соды. Затем в другой емкости нужно смешать 3 столовые ложки уксуса и лимонный сок (выжать 1 лимон). С помощью воронки вливаем получившуюся смесь в бутылку и надеваем воздушный шарик на горлышко. Сделать это нужно максимально быстро, пока бутылка наполнена углекислым газом. Именно он и надувает шарик.

Опыт №8 «Эффект радуги»

Воспитатель с помощью детей ставит миску с водой на самое солнечное место. Опускает небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поворачивает зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, находит положение, когда на нем появляется отраженная «радуга». Дети под руководством педагога зарисовывают результат эксперимента.

Опыт №9 «Делаем облако»

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А откуда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт №10 «Мыльные пузыри»

 «Крепкие» мыльные пузыри своими руками .А  требуется совсем немного: Глицерин 25 г -Сахар 2 ч. л. -Жидкость для мытья посуды 2  ст. л. -Вода 150 г

Ход работы:

  • Выливаем в чашку глицерин.
  • Добавляем  сахар.
  • Разбавляем смесь водой.
  • Теперь следует все перемешать.
  • Для выдувания  использовать набор из-под настоящих мыльных пузырей.
  • Просто залить смесь в  емкость и выдували пузыри через специальную палочку.
  • А еще можно попробовать  сделать гигантские пузыри.
  • Для этого из проволоки делаем петлю, а жидкость  наливаем в плоскую посуду и действуем так же, как с маленькой палочкой – просто  дуем в нее.

Опыт №11 «Фараонова змея»

Нам понадобится:

Таблетка сухого спирта (продается в отделах магазинов с туристским снаряжением)

Таблетка глюконата кальция (продается в аптеке)

Ход эксперимента:

Кладем глюконат кальция на сухой спирт. Поджигаем спирт и через несколько секунд наблюдаем за тем, как обычная таблетка медленно превращается в настоящую змею!

Опыт №12 «Карандаши»

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Опыт №13 «Зубная паста для слона»

Нужны: Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.

Опыт: Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты), а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.

Что происходит: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются – во время реакции выделяется тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

проведение опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста...

картотека опытов по экспериментированию

В картотеке представлены опыты, при помощи которых воспитатель может в более доступной форме объяснить ребёнку суть природных явлений и закономерностей....

Картотека опытов по экспериментированию в разных возрастных группах

Картотека опытов иэкспериментов для дошкольников....

Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте (картотека опытов)

Развитие воображения зависит от чувственной сферы ребенка, а этому способствует эксперементальная деятельность. Именно  собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания....

Картотека опытов и экспериментов Экспериментирование с песком

Картотека опытов и экспериментовЭкспериментирование с песком1. «Песок»Цель. Рассмотреть форму песчинок.Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вмест...

картотека опыты и экспериментирование для дошкольников

Цель: развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....