Проект "Воздух=невидимка"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ручкина Анна Александровна

Задачи проекта:

• Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными объектами не живой природы и к практическому экспериментированию с ними.

• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

• Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

• Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г.Вязьмы Смоленской области

Проект

 «Воздух-невидимка»

(средняя группа)

Разработчики:

                                                                                                                                         Петрова С.В.

Ручкина А.А.

2017г.

Паспорт проекта

Название проекта«Воздух-невидимка».

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники средней группы, родители.

Длительность проекта: среднесрочный

Тип проекта: экспериментальный.

Актуальность проекта: недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении неживой природы - воздухе, его свойствах, влиянии на живую природу.

Цель проекта: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.

Задачи проекта:

• Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными объектами не живой природы и к практическому экспериментированию с ними.

• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

• Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

• Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.

• Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.

• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

Планируемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут:

• проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

• Что такое воздух?

• Какой он?

• Зачем он нужен людям, животным и растениям?

• Как можно увидеть воздух?

• Как можно услышать воздух?

• Как можно почувствовать воздух?

• Имеет ли воздух силу и вес?

• Почему нам бывает жарко и холодно?

Где живет теплый воздух, где - холодный?

Предполагаемый результат: итоговое занятие; презентация проекта в ДОУ; творческая презентация с участием детей«Опыты и эксперименты дома»; оформление папки проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

Анкетирование родителей по данной проблеме.

• Консультирование родителей

• Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов

• Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

Дети любят приносить в детский сад мыльные пузыри. В очередной раз, когда ребенок принес и стал пускать пузыри, он сказал: «А я знаю из чего они. Они из мыла.» Кто-то из детей добавил: «И из воды.» А воспитатель добавил: «Молодцы. Вы правы. Из мыла, из воды, и из воздуха.» Многие дети засмеялись. Дети были удивлены, причем здесь воздух: «Из воздуха? Воздух же - это пустота, его нет!» Тогда мы взяли банку с водой и попытались опустить туда перевернутый вверх дном стакан. Прижали стакан ко дну и отпустили руку. Стакан выпрыгнул вслед за рукой. Дети были удивлены. Почему же стакан никак не тонет? Тогда мы слегка наклонили стакан, в воде стали появляться пузыри похожие на мыльные. От куда же они появились в воде? Так, путем логической цепочки мы предположили что это воздух. Дети выявили проблему«Что же такое воздух?»«Откуда он берется?».

В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1) Узнать про воздух, как можно больше.

2) Провести опыты с воздухом.

2 этап: основной

Организация исследования в рамках проекта.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулировали от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Попугайчик Кеша, от имени которого предлагаются задания, и которому дети рассказывают о своих экспериментах и выводах.

Теоретическая часть:

• составление перспективного плана работы с детьми,

• анкетирование родителей

• разработка конспектов

• описание опытов;

• консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».

Практическая часть:

• Наблюдения на прогулке

• Игры-эксперименты по данной проблеме в ДОУ и дома.

• Схема реализации проекта : оснащение уголков (Связь с другими видами деятельности)

Уголок экспериментирования «Лаборатория»: Емкости для воды разного размера, воздушные шарики, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, пластиковые и стеклянные бутылки с узким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.

Уголок познавательный: Энциклопедии, карточки-схемы свойств воздуха,

альбом: «Как люди используют воздух», алгоритмы выполнения опытов.

Уголок творчества: зарисовки опытов; свободное рисование по теме, изготовление вертушек, вееров.

Уголок книги: загадки, стихи, художественная литература  (чтение худ. литературы«Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» 

Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак, «Видел я, как ветерок…» Г. Лагздынь; чтение экологической литературы) пословицы, поговорки.

Уголок природы: Схематичное изображение теплого и холодного воздуха.

Уголок безопасности: правила безопасности в стихах при проведении опытов.

Уголок театрализованной деятельности: шапочки для д/игры«Воздух-теплый, воздух-холодный.»

Уголок физкультуры: резиновые и надувные мячи и другие надувные спортивные игрушки, физкультминутки.

Уголок музыки: фонограмма произведения Вивальди «Ветер»

3 этап: заключительный

• Итоговая НОД: «Невидимый Волшебник»

• Презентация проекта в ДОУ

• Творческая презентация с участием детей: «Экспериментируем дома»

• Составление проектной папки

Результат проекта

• Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по обнаружению воздуха

• Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха

• Имеют представление о свойствах воздуха

• Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным

• Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух

• Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения