"Удивительный мир экспериментов"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Жданова Татьяна Сергеевна

Познавательно-исследовательский проект по экспериментированию во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_eksperimentov.docx59.91 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение................................................................................................................3-5

I Основная часть. Теоретическое обоснование детского экспериментирования как педагогической технологии

1.1 Теоретическая значимость детского экспериментирования как педагогической технологии................................................................................6-8

II Практическая часть

2.1 Экспериментирование в младшей группе.................................................9-14

Заключение.............................................................................................................15

Список литературы................................................................................................16

Приложения...........................................................................................................17

Презентация

 

Введение

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,-

гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками», -  утверждают педагоги-практики.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Цель: Развить познавательную активность младших дошкольников с помощью экспериментирования для поддержки личностно-развивающего взаимодействия, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка.

Задачи проекта:

1. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Практическая значимость.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, 2 недели

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

 Данный проект направлен на развитие опытно-экспериментальной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Применялся с целью развития познавательной активности младших дошкольников с помощью экспериментирования для поддержки личностно-развивающего взаимодействия, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка.

Работа по взаимодействию педагога с детьми в процессе детского экспериментирования дала положительные результаты: у детей развилась познавательная активность в данном направлении. Проект может быть использован педагогами дошкольного образования в ДОУ.

Ожидаемые результаты:

После завершения проекта дошкольники смогут:

1. Проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Проявлять интерес к миру природы, формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно со взрослыми и другими детьми);

3. Видеть красоту природного мира, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

4. Усвоить правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

5. Испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами;

6. Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

I Основная часть. Теоретическое обоснование детского экспериментирования как педагогической технологии

1.1 Теоретическая значимость детского экспериментирования как педагогической технологии

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Экспериментирование ˗ деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи.

При проведении экспериментирования можно использовать доступные предметы и вещества, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся думать, рассуждать, размышлять.

Цель и задачи педагогической технологии

• Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

• Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование

• Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка

• Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

• Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира

• Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества

 Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. 

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Структура занятия - экспериментирования:

• постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

• уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

• уточнение плана исследования;

• выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

• распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;

• анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

В процессе работы нам стало понятно, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. 

Среда должна создавать условия для:

- возможности действий с природным и рукотворным материалом;

- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- усиление интереса к явлениям природы;

- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

Но «Один в поле не воин» ˗ гласит пословица. Мы должны заинтересовать этой технологией и родителей. Поэтому с родителями мы проводим консультации, создали альбом экспериментирование в интернет ресурсах, где родители наглядно могут увидеть как и какие мы с детьми проводим эксперименты. Следовательно, родители охотнее стали обращаются за помощью, делятся своими впечатлениями.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

II Практическая часть

2.1 Экспериментирование в младшей группе

Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, 2 недели.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Данный проект применялся с целью развития познавательной активности младших дошкольников с помощью экспериментирования для поддержки личностно-развивающего взаимодействия, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка.

Сроки проекта:

 Проект рассчитан на две недели для детей младшего дошкольного возраста. План составлен на 2 недели. Экспериментальная деятельность проводится 3 раза в неделю, во второй половине дня. Форма проведения – групповые занятия.

Формы работы:

1. Групповая работа.

2. Фронтальная работа.

3. Индивидуальная работа.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

- Комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта;

- Консультация-презентация: «Организация детских экспериментов в домашних условиях»;

- Беседа «Организация домашней лаборатории»;

- Ознакомление родителей с экспериментальной деятельностью в ДОУ.

Связь экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений:

• наблюдение является составной частью любого эксперимента т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов;

• очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном;

• связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента т.к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

• связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

Развитие речи

Наблюдение

Изобразительная деятельность

Формирование математических представлений

Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:

1. Подготовительный этап

Подбор игрового материала экологического содержания

2. Организационный этап

Подготовка предметно – развивающей среды.

3. Формирующий этап

Вовлечение детей в экспериментальную деятельность.

4. Заключительный этап

Подведение результатов проведённой работы, совместное обсуждение. Создание папки «Наши эксперименты».

Подготовительный этап.

1. На первом этапе мы подобрали познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Организационный этап.

2. Был разработан календарно-тематический план работы с детьми на две недели по экспериментальной деятельности (Приложение 1). Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности был организован «Уголок экспериментирования».

В уголке экспериментирования имеются различные виды материалов:

• Разнообразные баночки, мисочки, стаканчики разных размеров, емкости для воды и т.д.;

• Баночки с песком, разнообразными крупами, плодами, камушками и ракушками;

• Коллекция разных видов бумаги и ткани;

• Разные магниты и железные предметы;

• Увеличительные стекла разных размеров;

• Бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, пластилин и т.д.;

Пищевые красители;

• Пипетки, клизмы, электронные термометры для тела;

• Трубочки, деревянные палочки, мерные ложки;

• Воздушные шарики, ленточки и т.д, для определения направления ветра;

Мука, подсолнечное масло, соль, сахар, сито;

• Формочки для льда;

• Литература и энциклопедии по теме;

• Различные часы, календари, секундомер и компас;

• Весы, микроскоп, бинокль;

• И всякие разные предметы, необходимые для проведения конкретных опытов.

Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Формирующий этап.

3. Для поддержания интереса детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи, мы проводим «занятия – открытия», «занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды стимулирует развитие познавательной активности. А именно:

- Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями;

- Проблемная ситуация;

- «Чудесная коробка» с предметами;

- Совместное начинание.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно - экспериментальной деятельности. Где дети могут:

- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;

- продолжить работу по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).    

Три раза в неделю, во второй половине дня, мы проводим тематические занятия, в ходе которых наши дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Календарно-тематический план представлен в Приложении 1.

Заключительный этап

4. Итоговый сбор проводится после того, как дети выполнят задуманное - реализуют свой план в каком либо центре активности (искусств, науки, математики, строительства, игры, песка и воды).

Задачи итогового сбора - организовать процесс рефлексии: продемонстрировать общие итоги работы в центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить будущие шаги (перспективы развития проекта). И еще одна скрытая от детей задача - заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.

Во время итогового сбора актуализируется умение воспитателя организовать процесс рефлексии, поддерживать положительную самооценку детей при анализе своих достижений и перспектив, их значимость для группы.

Развивающие вопросы для итогового сбора направлены на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности, на пробуждение рефлексии:

- Кто хочет рассказать о своей работе? О чем нам расскажет команда, которая работала в центре Науки (Воды или песка)? Какие трудности ты встретил? Что было самое интересное? Что тебе удалось сделать сегодня? Что бы ты изменил? Почему ты использовал эти материалы? Почему ты решил начать работу с …? Как ты предполагаешь завершить ее? Как ее можно улучшить? Где ее можно разместить? Эта работа была для тебя интересна? Какой совет ты бы дал тому, кто решит повторить твой план? Планируешь ли ты продолжить работу? Общее время итогового сбора может меняться в зависимости от возрастной группы и обилия «продукции» (от 5 до 10 минут).

Создана папка: «Наши эксперименты»

Достигнутые результаты: 

1. Удовлетворили детскую любознательность;

2. Осуществили поиск информации;

3. Получили ответы на интересующие вопросы;

4. Развили познавательные способности;

5. Воспитали стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

6. Создали папку: «Наши эксперименты».

Заключение

В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

У детей развилась познавательная активность, расширилось представление о физических свойствах окружающего мира; мы познакомились со свойствами различных предметов, природных материалов; получили ответы на интересующие нас вопросы. Воспитали стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. 

Работа по взаимодействию педагога с детьми в процессе детского экспериментирования дала положительные результаты: у детей развилась познавательная активность в данном направлении. Проект может быть использован педагогами дошкольного образования в ДОУ.

Список литературы

1. Косолапова Н. Г. Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов. Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2011.
2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миромЭкспериментирование. Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва, АРКТИ, 2013.
4. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. — Новосибирск: Сиб. Унив. Изд — во, 2011.
5. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром во второй младшей группе детского сада. — Мозаика - Синтез, 2015.

                           


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование:

Вид деятельности

Название, цель

1.

Экспериментирование с водой.

♦ Беседа о свойстве и значении воды

♦ Экспериментирование

"Переливание воды"

♦ Эксперимент "Тонет - не тонет"

СВОЙСТВА

- Какой может быть вода?

(горячей, теплой , холодной, прозрачной, можно переливать, твердой -лед)

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ

- Для чего нужна вода?

(умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения и т.д.)

Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному

Подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают

2.

Экспериментирование с водой.

♦ Разучивание потешек, прибауток, закличек про воду

♦ Экспериментирование "Какого цвета вода?"

♦ Эксперимент с водой и содой "Чудеса"

1) Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико.
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся

2) Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Тихо, понемножку.
Лейся, лейся, побыстрей,

Умывайся веселей!

Использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды,как прозрачность,

возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например

при рисовании кистью). Материал: вода, кисти, краски, прозрачные

стаканы.

Материалы: поднос, стакан, 3-4 столовые ложки соды, 1 чайная ложка моющего средства, 5-6 капель пищевого красителя, бутылка воды

3.

Экспериментирование с песком.

♦ Беседа "О свойствах мокрого и сухого песка"

♦ Экспериментирование

"Пирожки для Машеньки"

♦ Рисование песком "Чудесное превращение круга и квадрата"

Развивать познавательную и речевую деятельность детей

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы

Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей

4.

Экспериментирование с песком.

♦ Сказка "Солнышко"

♦ Экспериментирование

"Мокрый и сухой песок" (сказка "Солнышко")

♦ Эксперимент "Башня"

Нам понадобятся: Два таза – один с мокрым песком, другой с сухим, палочка или веточка, песочные формочки животных и небольшие игрушки овощей и ягод.

– Давай мы будем рассказывать сказку на песке.

Жил-был мальчик… Он проснулся и пошёл гулять. Давай походим пальчиками по песочку. Ходил, ходил мальчик и вышел на полянку. Стучим ладошками по песку, утрамбовываем его, создавая ровную поверхность – полянку. Увидел мальчик солнышко.

Взрослый предлагает ребёнку сделать солнышко. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

Утром солнышко проснулось,
И ребятам улыбнулось
.

– Давай возьмём палочку и нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку. Доброе солнышко. Солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давай погладим лучики пальчиками.

Ребёнок прикасается пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает ребёнку взять палочку и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.

– Давай погладим пальчиком длинные лучики. К приветливому солнышку прилетели птички.

Взрослый предлагает ребёнку разгладить солнышко и сделать птичек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Птички летают, крыльями машут, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт птиц.

– Птички улетели. Погладим песочек. На полянку прискакали зайчики.

Взрослый предлагает ребёнку показать на сухом песке, как скачут зайчики: кончики пальцев прыгают по песочку. Затем ребёнок берёт пластмассовую формочку зайчика и лепит 2-3 зайчиков. Взрослый помогает ребёнку, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился зайчик. Уточняет, что зайчиков много.

Потом на полянку пришёл медведь. Поочерёдно, опуская рёбра ладоней в сухой песок, взрослый показывает ребёнку, как ходит медведь. Помогает повторить движения. Берёт формочку медведя и предлагает ребёнку выложить медведя на мокром песке.

Взрослый рассказывает, что медведь один, а зайчиков много. Предлагает угостить зайчиков.

– Возьми столько морковок, чтобы всем зайчикам хватило.

В случае затруднения помогите ребенку.

– Зайчиков много и морковок много. Давай сосчитаем, сколько морковок и сколько зайчиков.

– Смотри, вот ягодка. Давай угостим медведя ягодкой. Он один, поэтому и ягодка одна.

– Отдохнули на полянке зайчики и медведь, погрелись на солнышке и пошли домой, не забыв сказать: «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек.

Лепим башню из сухого песка, понимаем что не получается, лепим башню из мокрого песка.

5.

Экспериментирование "Воздушные чудеса".

♦ Беседа "О свойствах воздуха"

♦ Экспериментирование

"Игры с трубочкой"

♦ Эксперимент "Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену"

Знакомить детей с воздухом. Наблюдение за ветром. Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку.

Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух. Дуем на кораблик на воде.

Подвести к выводу о том, что мыло пенится.

6.

Экспериментирование "Воздушные чудеса".

♦ Чтение художественной литературы

♦ Экспериментирование "Пускание мыльных пузырей"

♦ Эксперимент "Что в пакете"

Отрывок из сказки А.С. Пушкина: "Ветер по морю гуляет..."; "Ветер, ветер, ты могуч".

Стимулировать двигательную активность. Игры с вертушками. Дыхательное упражнение "Легкий ветерок" (учить остужать еду, слегка подув на нее)
Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Удивительный мир экспериментов"

Кружок "Удивительный мир экспериментов" в старшей группеПрограмма кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основ...

Проект во второй младшей группе «Удивительный мир экспериментов»

Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу - вот основная задача педагога. Ознакомление детей с природой необходимо начать с первых шагов по родной земле...

Проект «Удивительный мир экспериментов»

Проект «Удивительный мир экспериментов»...

План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

План (конспект) НОД  «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)Автор-разработчик: Феничева Л.А.Длительность: 25 минутЦель: познакомить детей с основными свойствами воздуха.Задачи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный мир экспериментов"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный мир экспериментов" направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые леж...