Проект «Вода. Круговорот воды в природе»
материал по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Клюкина Светлана Викторовна

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda._krugovorot_vody_v_prirode.docx98.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово

Проект «Вода. Круговорот воды в природе»

для старшей группе ДОУ

Составлен:

воспитателем  МБДОУ

д/с №14 г. Павлово

 Клюкиной С.В.

г.Павлово,  2019 год

Введение :

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и  воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Актуальность темы :

 Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Новизна:

Современные дети обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Зачастую эти знания бывают ошибочны. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что, и направлен мой проект. Работа основывается на принципе интеграции образовательного содержания и видов детской деятельности

Направления интеграции:

  • Ознакомление с окружающим миром: обогащение представлений детей  об  объектах окружающего мира;  развитие познавательной мотивации; формирование интереса  к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение, обсуждение.
  • Развитие речи: расширение  и систематизация словарного запаса;  совершенствование грамматической структуры речи; развитие связной речи.
  • Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального  состояния детей в играх, изобразительном творчестве;  реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности.

На этапе: «Организация исследования»  в процессе совместной деятельности во вторую половину дня,  по желанию детей, в игровом центре «Хочу все знать» проводились   занятия-тренинги (индивидуальные и подгрупповые), предложенные А.И.Савенковым (с добавлением своих опытов«Свойства воды»  и  упражнения «Круговорот воды»). Целью этих занятий являлось введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учился делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Одновременно планировались коллективные,    целевые наблюдения, экскурсии. Ежедневно проводились беседы в «Кругу друзей», игры, чтение познавательной литературы, рассматривание картинок, компьютерных презентаций  «Что такое вода?», «Вода в природе» и др.,  которые были направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволила выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создавался клуб «знатоков», которые  проводили опыты на выявление свойств воды и создавали плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды). На познавательных занятиях, где присутствовали все дети группы, «знатоки», через  интерактивные формы (работа в паре, подгруппой), выступление с сообщением («научным» докладом)демонстрировали и участвовали в увлекательной деятельности по приобретению знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме.

Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта «Вода»:

1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.

3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Формирование у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, круговороте воды в природе.

5.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

  1. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: нарисовать правила безопасного поведения на воде.  
  2. Установить  эмоциональный контакт  между  воспитателем,  родителями и детьми.

Концепция проекта «Вода»

Вид проекта:

По содержанию – интегративный

По продолжительности –краткосрочный(5 дней)

По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный

По количеству участников – подгрупповой

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатель группы, родители.

Ожидаемые результаты:

В   процессе  осуществления деятельности  с детьми в проекте  «Вода» у детей сформируются

Проектно- исследовательские умение и навыки:

-осознанно  ставить цель,                                                                                                  

-овладение способами решения поставленных задач,

-прилагать волевые усилия  для преодоления трудностей  и достижения результата,

- слушать, говорить, спорить  и просто общаться на познавательные темы.

Показатели личностного развития:

Социально- коммуникативное  развитие:

-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;

- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;

- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;

- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.

Познавательное развитие:

- знаком со свойствами воды;

-применяет свои знания и умения  в решении практических задач (создание выставки на тему «Вода»: плоскостной макет «Откуда берется вода», рисунки детей, схемы результатов опытов).

Речевое развитие:

- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);

-словарь ребёнка обогащён названиями свойств воды, для чего нужна вода;

-стремится к грамматически правильной речи;

-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.

Художественно- эстетическое развитие:

-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности

(состояние воды,  свойства, где встречается вода);

- лепит декоративные поделки по мотивам народной пластики: «Весёлые водоноски у колодца»;

- создает сюжетную аппликацию к потешке: « А водица далеко, а ведёрко велико……….»;

- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.

Физическое развитие:

-сформирован интерес к здоровому образу жизни: чистая вода нужна для организма человека, для гигиенических процедур, закаливания, плавания.

        

В результате осуществления  деятельности воспитателя с детьми

  • будет    создан плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды);
  • схемы проведения опытов по выявлению свойств воды;
  • оформлена выставка рисунков: «Вода» и «Правила поведения на воде»;
  • будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса:дети, родители, педагоги.

Этапы реализации проекта

Этап

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сроки

Первый этап:

выбор темы,

постановка цели и задач.

Гипотеза исследования

ОБУЧАЮЩИЕ:

-пробуждение интереса  к  деятельности, предлагаемой взрослым.

РАЗВИВАЮЩИЕ:                      

- развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов;

-обогащение    познавательной  деятельности  и  творческого воображения  для создания плоскостного  макета «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формирование   потребности в общении  и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Круг друзей.

Ребята,посмотрите, к нам в группу пришла посылка от Знайки. Достает из коробки глобус и письмо. Знайка в письме задает детям вопросы: Что за предмет прислал в подарок? Что такое глобус? Какого цвета на глобусе больше? (Правильно,голубым цветом изображены моря и океаны).Как вы, думаете, откуда берется вода вокруг нас? А знаете ли вы, какими свойствами обладает вода? Зачем вода нужна людям, животным, растениям?

Формулирует проблему.

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить правильно на вопросы Знайки?

Помогает детям распределить методы исследования проблемы с помощью «Экрана исследователя» и сформулировать задачи:

- надо подумать, что или кто нам поможет узнать о воде;

- провести наблюдения за присутствием воды на улице, в группе, дома;

 - расспросить взрослых (родителей и воспитателя) о воде;  

- прочитать и посмотреть книги и энциклопедии о воде;

- провести эксперименты с водой;

- обратится за помощью к компьютеру.

Определяет продукт проекта.

Далее воспитатель предлагает детям подумать:

- Какой ответ мы можем послать Знайки?

- Рисунки на тему «Вода», схемы-зарисовки опытов, плоскостной макет  «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе), который дети сделают сами.

1.  Входят в проблему.

Рассматриваютглобус.

Отвечают на вопросы: Знайка прислал глобус; глобус модель нашей Земли;на глобусе много голубого и синего цвета.

2.Выдвигают гипотезы:

Чтобы узнать всё о воде, надо: спросить у взрослых, посмотреть документальный фильм, карточки- иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ, понаблюдать на улице за падающим снегом, таянье снежинки на ладошки, замёрзшие лужи, дождик; в группе: за поливкой растений, опыты со снегом в группе, за водой в кране; понаблюдать дома за кипением воды в чайнике (пар), переливание вод; расспросить взрослых: откуда берётся вода в  кране, почему снежинка таит на ладошке, как образуется лёд, почему летом вода испаряется.

3.Принимают дополнительную задачу: « Нам нужно написать ему письмо и вложить туда наши рисунки о воде, схемы- зарисовки и макет».

Один день

Второй этап: организация исследования

Образовательные задачи:

-обогащение,   расширение и уточнение представлений детей  о том, зачем нужна вода, где взять воду, где её используют,

- формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты;

-совершенствование  трудовых  и  изобразительных навыков и умений.

Развивающие задачи:

- развитие специальных способов  ориентации – экспериментирования и моделирования,

-развитие творческих способностей  и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через  социальное взаимодействие в играх,  занятиях;

-развитие саморегуляции,  поведения в соответствии с правилами, установленными в группе

Воспитательные  задачи:

воспитание  доброжелательного отношения  со сверстниками;  положительной  эмоциональной

отзывчивости на рисунки, поделки   как произведения эстетической культуры.

Занятие №1 «О чём рассказала капелька»

Задачи: 1. Формирование знаний о круговороте воды в природе.

2.Знакомство  с тем, как следует использовать воду, как её беречь (информация о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу), где взять воду ( из крана, из реки, колодца, магазина), зачем воду кипятят, как бережёт и портит здоровье вода)

3.Проявление интереса к дальнейшему познанию

Совместная деятельность в центрах:

  • Прослушивание аудиозаписи «Звуки моря, океана»
  •  Дидактическая игра «Кому нужна вода»
  • Дидактическая игра «Что ты знаешь о…»
  • Дидактическая игра «Письмо от Знайки»
  • Беседы «Почему вода течёт», «Зачем человеку вода», «Зачем нужно экономить воду»
  • Рисование «Откуда берётся вода»
  • Лепка «Катера, пароходы».
  • Рассматривание иллюстраций, презентации PowerPoint по теме “Вода в природе”.
  • Тренинг «Экран исследователя»

Занятие №2 «Свойства воды»

Задачи: 1.Знакомство  со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять некоторые вещества) и др.

2.Знакомство с водными развлечениями (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть).

3. «Научные» доклады «знатоков».

Совместная деятельность в центрах:

  • Заседание клуба «Знатоки» (обобщение материала и подготовка сообщений)
  • Дидактическая игра «Опасно- неопасно»
  • Дидактическая игра «Назови  реки»
  • Оформление памятки «Гигиена рук»
  • Оформление папки «Правила безопасного поведения во время оттепели»
  •  Опыты - эксперименты в «Лаборатории»:

 Опыт №1. «Вода жидкость»

Опыт № 2. «Вода не имеет формы»

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Опыт №5 «У воды нет запаха»

Опыт №5 «Тонет -  не тонет»,

Опыт №6 «Круговорот воды».

  • Знакомство с содержанием презентации PowerPoint по теме “Что такое вода?”.

Круг друзей.

Беседы:

-  «Что растёт в воде»,

- «Вода источник электроэнергии»,

- «Кто живёт в воде».

Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе: вытирание пыли с полок, мытье игрушек, дощечек после лепки и аппликации  (помощь дежурным).

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка: «По щучьему велению»,

С. Погореловский : « Родник иссяк, ручей ослаб……»,

« Водопровод» С. Маршак

А.С.Пушкин: « Сказкуа о рыбаке и рыбке»,

« Весенние воды» Ф. Тютчев

Закличка: « Дождик, дождик»

« На реке» Н. Заболоцкий

« К морю» Г. Снигирёв

« Первая рыбка» Е. Пермяк

Предметно- развивающая среда:

Иллюстрации  «Откуда берётся вода», книга «Моя первая энциклопедия»,  диск «Звуки моря и океана», атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Аквариум», « Игры с водой»,  цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, пластилин.

Взаимодействие с родителями:

Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки  на тему «Правила безопасного поведения на воде».

Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки)

Дети по желанию участвуют в тренинге «Экран исследователя»

1. Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные  дети создают  клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель):  проводят  опыты на выявление свойств воды и создают плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды). На познавательных занятиях, где присутствуют все дети группы, «знатоки» выступают с сообщением («научным» докладом)

2.Систематизируют информацию о свойствах воды и ее круговороте в природев центрах:

  • Центр «Я познаю мир» Рассматривание иллюстраций в энциклопедии

Рассматривание дидактических карточек «Путешествие волшебной капельки»

  • Центр «Творческая мастерская» :

Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Аквариум»,

  • Игровой центр :Сюжетно – ролевая игра «Аквариум»,
  • Опыты с водой.

3. Выбирают вид продуктивной деятельности и  распределяются по группам:

-для рисования,

-для лепки,

-для выполнения модели

Распределяют роли в своей группе.

4. Обговаривают с воспитателем последовательность выполнения заданий и    планируют совместную деятельность в центрах активности.

Два дня

Третий этап:

подготовка к защите исследовательскихпроекта

Образовательные задачи:

-закрепление у детей представлений о воде

-формирование  у детей умения преобразовывать  познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние    в  продуктивную деятельность.

Развивающие:

-развитие  ручной   умелости,   творческих способностей  и воображения.

Воспитательные:

-воспитание  бережного  отношения  к   результатам своего труда и труда  сверстников.

1. Организует работу над проектом.

2.Оказывает  словесную и  практическую помощь  в индивидуальном и    коллективном  выполнении  рисунков, зарисовок  по результатам опытов, плоскостного макета «Откуда берется вода».

3.Следит за выполнением правил безопасности при работе с  ножницами.      

4.  Контролирует процесс выполнение работ.

5. Фотографирует работы детей.

1.Отбирают необходимые  материалы для выполнения макета.

2.Обращаются к иллюстративному материалу (сравнение макета с рисунками в энциклопедии)

3.Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются.

4.Выполняют коллективную  работу и составляют рассказ  о ней.

5.Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней.

Один день

Четвертый этап: защита исследовательских проектов

Образовательные:

Научится согласовывать свои действия с действиями партнеров, формирование  эмоциональной отзывчивости  к презентации результатов исследовательской деятельности.

Развивающие:                   развитие  интонационной выразительностиречи,  эмоциональной сферы ребенка.

Воспитательные:

воспитание у детей чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи.

1.Помогает  организовать презентацию результатов проектов: «Свойства воды» и плоскостного макета «Откуда берётся вода» для познавательного занятия.

2. Побуждает   детей участников проведения опытов и группы «знатоки » сделать  рассказ –сообщение по проектам для ребят не участвовавших в проектах.

3.Приходит на помощь  в случае затруднения.

4.Участвует  в подготовке письма из рассказов –сообщений детей по проектам и подготовке посылки для Знайки.  

1. Готовят презентацию исследовательских проектов: «Свойства воды» и макета: « Откуда берётся вода» для расширений знаний о воде

 2. Готовят рассказ- сообщение  по проектам, с помощью выделение ярких событий в процессе проведения опытов и подготовки проектов.

3. Рассказ- сообщение по проектам для слушателей с  выводами.

4.Учавствуют в подготовке письма6 включая схемы- зарисовки опытов, модели: « Круговорота воды в природе». Создание и украшение посылки для Знайки.

Один день

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово

Проект «Зимние игры и забавы»

для детей старшей группы ДОУ

Составлен:

воспитателем  МБДОУ

д/с №14 г. Павлово

 Клюкиной С.В.

г.Павлово,  2019 год

Актуальность темы :

 Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении деятельности человека в развитии сорта, формировании первичных представлений о здоровом образе жизни,  что обусловлено их психофизиологическими особенностями.  А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны исследовать и сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта «Зимние игры и забавы»:

1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.

3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Формирование у детей конкретных представлений о  зимних видах спорта, зимних Олимпийских играх,  спортсменах и их форме, об  истории создания лыж и коньков.

5.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

  1. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: нарисовать правила безопасного поведения на льду, вовремя движения на коньках и лыжах.
  2. Установить  эмоциональный контакт  между  воспитателем,  родителями и детьми.

Концепция проекта «Зимние виды спорта и забавы»

Вид проекта:

По содержанию – интегративный

По продолжительности –краткосрочный(5 дней)

По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный

По количеству участников – подгрупповой

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатель группы, родители.

Ожидаемые результаты:

В   процессе  осуществления деятельности  с детьми в проекте  «Зимние игры и забавы» у детей сформируются

Проектно- исследовательские умение и навыки:

-осознанно  ставить цель,                                                                                                  

-овладение способами решения поставленных задач,

-прилагать волевые усилия  для преодоления трудностей  и достижения результата,

- слушать, говорить, спорить  и просто общаться на познавательные темы.

Показатели личностного развития:

Социально- коммуникативное  развитие:

-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;

- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;

- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;

- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.

Познавательное развитие:

- знакомство с зимними видами спорта, формой спортсменов,  знаменитыми спортсменами , историей Олимпиады, историей создания лыж, коньков.

-применяет свои знания и умения  в решении практических задач (создание презентации на тему:«Олимпийские игры»:  альбом «История лыж», " История коньков", рисунки детей, схемы результатов опытов).

Речевое развитие:

- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);

-словарь ребёнка обогащён названиями зимних видов спорта, Олимпиад; истории лыж и коньков, спортсменов

-стремится к грамматически правильной речи;

-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.

Художественно- эстетическое развитие:

-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности

(зимние виды спорта,  Олимпиада, лыжи и коньки);

- лепит декоративные сюжетные  поделки: «Зимние забавы»;

- рисует сюжеты с элементами аппликации: « Зимние забавы»;

- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.

Физическое развитие:

-сформирован интерес к здоровому образу жизни: заниматься физкультурой и спортом необходимо, чтобы вырасти здоровыми, сильными, ловкими. Чтобы быть хорошим спортсменом, нужны не только сила, гибкость и ум, надо быть ещё упорным и терпеливым, не бояться трудностей.        

В результате осуществления  деятельности воспитателя с детьми

  • будет    создана презентация «Олимпийские игры»;
  • альбомы: " История коньков", " История лыж";
  • оформлены  экраны  исследователя  по темам исследования
  • будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса:дети, родители, педагоги.

                                                                                                 Этапы реализации проекта

Этап

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сроки

Первый этап:

выбор темы,

постановка цели и задач.

Гипотеза исследования

ОБУЧАЮЩИЕ:

-пробуждение интереса  к  деятельности, предлагаемой взрослым.

РАЗВИВАЮЩИЕ:                      

- развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов;

-обогащение    познавательной  деятельности  и  творческого воображения  для создания презентации: " Олимпийские игры  ", альбома: " Зимние виды спорта", " История коньков"," История лыж"

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формирование   потребности в общении  и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Круг друзей.

Воспитатель обращается к детям:

«Ребята, в нашем детском саду есть традиция. Каждую зиму мы проводим «Малые зимние олимпийские игры». Ребята из нашей и подготовительной группы будут участвовать в них. В мире тоже есть традиция  - через каждые 4 года проходят «Зимние олимпийские игры». Взрослые спортсмены собираются вместе в какой-нибудь стране и соревнуются».

Далее воспитатель задает вопросы:

- Вы,  знаете, почему игры называются Олимпийскими?»

- Кто такие спортсмены? Каких знаменитых  спортсменов вы знаете?

- Какие зимние виды   спорта  вы знаете?

Воспитатель подводит итог: «Интересные у вас ответы. Молодцы».

Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением соревнований, спортсменов, Олимпийской символики, формой спортсменов (лыжи, коньки, клюшка, санки)  и подводит детей к постановке целей исследований: «Что вы еще хотите узнать нового и интересного о зимней олимпиаде и зимних видах спорта?»

Формулирует проблему.

2.  Что нам нужно сделать, чтобы узнать о зимних играх?

Помогает детям распределить методы исследования проблемы с помощью «Экрана исследователя» и сформулировать задачи:

Picture 1Спросить у другого человека

- У кого можно спросить?

Picture 4Посмотреть в книгах

Picture 16Посмотреть по компьютеру видеофильм, презентацию:

Picture 10Понаблюдать

Picture 13Провести опыты

3. Определяет продукт проекта.

Далее воспитатель предлагает детям создать

- альбом «Зимние забавы» (коллективная работа детей группы по теме),

- альбом «История коньков» (индивидуальное исследование ребенка дома),

- альбом «История лыж» (индивидуальное исследование ребенка дома),

- презентация: «Олимпийские игры» (подгрупповая презентация исследователей. Руководитель воспитатель),

1.  Входят в проблему.

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

Ответы детей:

- Потому что они проходят  в мире

- Потому что о них знают все люди

- Потомучто они знаменитые и в них участвуют много людей- спортсменов.

Предполагаемые ответы детей:

-Это люди, которые участвуют в соревнованиях и побеждают

- Это сильные, здоровые, смелые люди, которые любят спорт и соревнования

- Это те люди, у которых есть медали и дипломы   за участие в соревнованиях.

-  В биатлоне- Шипулин,

 в санной спорте- Третьяков, Фитисов, Третьяк - хоккей

Ответы детей: хоккей, лыжи, санки, фигурное катание.

Принимают дополнительную задачу: «Нам нужно обязательно узнать всё про:  Кто такие спортсмены,  откуда появились коньки, откуда появились лыжи, символы Олимпийских игр.

Ответы детей:

-   Кто такие спортсмены

- Откуда появились коньки

- Откуда появились лыжи

- Кто придумал Олимпийские игры;

2.Выдвигают гипотезы:

Чтобы узнать всё о зимних видах спорта надо расспросить взрослых: каких знаменитых  спортсменов они знают, откуда появились лыжи, про олимпийские игры, кто такие спортсмены и каких знаменитых спортсменов они знают.

Посмотреть документальный фильм, карточки- иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ,

Понаблюдать на улице за падающим снегом, таянье снежинки на ладошки,  дома прокатиться на коньках по полу и по льду.

Дети принимают предложение воспитателя. Выбирают, по желанию, темы для исследования

Один день

Второй этап: организация исследования

Образовательные задачи:

-обогащение,   расширение и уточнение представлений детей  о зимних видах спорта, зимних Олимпийских играх,  спортсменах и их форме;

- формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты;

-совершенствование  трудовых  и  изобразительных навыков и умений.

Развивающие задачи:

- развитие специальных способов  ориентации – экспериментирования и моделирования,

-развитие творческих способностей  и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через  социальное взаимодействие в играх,  занятиях;

-развитие саморегуляции,  поведения в соответствии с правилами, установленными в группе

Воспитательные  задачи:

воспитание  доброжелательного отношения  со сверстниками;  положительной  эмоциональной

отзывчивости на рисунки, коллажи, презентации как произведения эстетической культуры.

Совместная деятельность в центрах:

  • Заседание клуба " Знатоков": Совместное создание презентации «Олимпийские игры» (подгрупповая презентация исследователей),
  • Просматривание альбома: «Олимпийские игры»
  • Посещение выставки фотографий:

«Зимние игры».

  • Дидактическая игра «Что ты знаешь о…»
  • Раскрашивание раскрасок на тему: " Зимние виды спорта"
  • Беседы «Зимние развлечения », «Какие коньки и лыжи бывают», « Виды зимнего спорта»
  • Рисование «Зимние забавы»
  • Лепка «Зимние забавы».
  • Рассматривание иллюстраций по теме “Зимние виды спорта" (рассматривание фотографий спортсменов, спортивных соревнований).
  • Опыт № 1. «Тонет ли снег( лёд)»

Опыт №2. «В какой воде снег растает быстрее»

Опыт №3 «Сравнение кусочка снега и льда»

На прогулке:

Наблюдение за снегом( свойства снега)

Опыт " В каком снегу легче провалиться »

Воспитатель:

1.Оказывает  словесную и  практическую помощь  в индивидуальном и    коллективном  выполнении  рисунков, зарисовок  по результатам опытов.

2.Следит за выполнением правил безопасности    

3.  Контролирует процесс выполнение работ.

4. Фотографирует работы детей.

Чтение художественной литературы: Стихотворение  С. Пшеничный «На лыжах»

Стихи С. Маршака: " Сыплет, сыплет снег охапками;

В. Берестова : " Гололедица"

Загадки о зиме, зимних видах сорта, о коньках, санках, лыжах.

Сказка В. Одоевского: " Мороз Иванович"

Пословицы о труде: " Терпенье  и труд всё перетрут", " Скучен день до вечера, коли делать нечего", " " Без дела жить- только небо коптить".

Предметно- развивающая среда:

Иллюстрации  «Зимние виды спорта»,  " Зимняя Олимпиада", "Форма спортсменов зимних видов спорта", " Какие коньки бывают", " Какие лыжи бывают". книги- энциклопедии,  стаканчики с водой для опыта со снегом, атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Олимпиада», « Мы спортсмены »,  цветные карандаши, фломастеры, краски, непроливайки, пластилин.

Взаимодействие с родителями:

1. Домашнее задание, для детей выбравших темы для исследования. Совместно с родителями  провести исследования по темам «История коньков», «История лыж»

2.Предложить родителям:       - совместно с детьми нарисовать рисунки  на тему «Правила безопасного поведения на льду, во время катания на коньках»,   «Правила безопасного поведения во время катания на лыжах и с гор на санках и «ватрушках»;

Знатоки участвуют в выборе картинок и информации для слайдов презентации. Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки) по результатам домашнего задания«История коньков, «История лыж».

Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные  дети создают  клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель): создают презентацию и составляют сообщения по темам: «Олимпийские игры», «История коньков», «История лыж».

Смотрят презентации, проводят опыт- эксперимент с коньками,  лыжами.

Проводят  опыты на выявление свойств снега (льда) и создают зарисовки опытов.

Дома совместно с родителями   знатоки исследуют проблему, находят информацию, создают  альбомы: " История коньков", "История лыж".

Три дня

Третий этап:

подготовка к защите исследовательскихпроекта

Образовательные задачи:

-закрепление у детей представлений о воде

-формирование  у детей умения преобразовывать  познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние    в  продуктивную деятельность.

Развивающие:

-развитие  ручной   умелости,   творческих способностей  и воображения.

Воспитательные:

-воспитание  бережного  отношения  к   результатам своего труда и труда  сверстников.

Совместная деятельность в центрах:

Воспитатель: Организует работу над презентацией и альбомами,  и составлению  сообщений по темам: «Олимпийские игры», «История коньков», «История лыж».

  • Заседание клуба " Знатоков": Совместное создание презентации «Олимпийские игры» (подгрупповая презентация исследователей), составление  сообщений по темам: «Олимпийские игры», «История коньков», «История лыж».

Круг друзей:

Представление презентации: «Олимпийские игры» и прослушивание сообщения Знатоков

Занятие №1 " Зимние игры и соревнования»

Задачи: 1. Знакомство с профессиями и занятиями спортсменов.

2.Знакомство  с  историей создания  лыж и коньков.

3.  Знакомство  с зимними видами спорта( хоккей, фигурное катание, биатлон), с снаряжением, спортивный инвентарь  для зимних видов спорта

4.Знакомство с  видами медалей для награждения спортсменов

5.Проявление интереса к дальнейшему познанию

На познавательном занятии, где присутствуют все дети группы, «знатоки» выступают с сообщением («научным» докладом) и презентацией своих проектов.

1.Отбирают необходимые  материалы для выполнения  альбомов и презентации

2.Обращаются к иллюстративному материалу

3.Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются.

4.Выполняют коллективную  работу (презентация) и составляют рассказ  о ней.

5.Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней.

Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки): «Олимпийские игры».

Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки): «История коньков, «История лыж».

Один день

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово

Проект «Хорошая книга- лучший друг»

для подготовительной  группы ДОУ

Составлен:

воспитателем  МБДОУ

д/с №14 г. Павлово

 Клюкиной С.В.

г.Павлово,  2017 год

Актуальность темы :

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно её открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.

Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки, о том, где хранятся книги, какие книги могут дать много новой информации для ребёнка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта «Хорошая книга- лучший друг»:

1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.

3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4.Формирование у детей конкретных представлений детей о том, что  " Хорошая книга  может стать лучшим другом", " Какие библиотеки бывают", " История создания книг", " Познавательные книги- энциклопедии".

5.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

1. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми:  провести исследования по темам «Как создаётся книга", «Что такое энциклопедии», "Какие бывают библиотеки".

Совместно с детьми нарисовать рисунки  на тему «Любимы книги в моей семье".

2. Установить  эмоциональный контакт  между  воспитателем,  родителями и детьми.

Концепция проекта «Хорошая книга- лучший друг»:

Вид проекта:

По содержанию – интегративный

По продолжительности –краткосрочный( 2 недели)

По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный

По количеству участников – подгрупповой

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатель группы, родители.

Ожидаемые результаты:

В   процессе  осуществления деятельности  с детьми в проекте"Хорошая книга- лучший друг»: у детей сформируются

Проектно- исследовательские умение и навыки:

-осознанно  ставить цель,                                                                                                  

-овладение способами решения поставленных задач,

-прилагать волевые усилия  для преодоления трудностей  и достижения результата,

- слушать, говорить, спорить  и просто общаться на познавательные темы.

Показатели личностного развития:

Социально- коммуникативное  развитие:

-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;

- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;

- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;

- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.

Познавательное развитие:

- знакомство с хорошей книгой, которая может стать лучшим другом, с историей создания книг,  какие бывают библиотеки, что такое энциклопедия.

-применяет свои знания и умения  в решении практических задач (создание презентации на тему:«Библиотеки города Павлово»:  альбом:: "Первая книга", выставка:  " Мир энциклопедий", рисунки детей,  схемы результатов опытов).

Речевое развитие:

- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);

-словарь ребёнка обогащён словами обозначающими виды книг: энциклопедия, детская книга, альбом по искусству, научная книга, словарь, справочник,; типография; библиотека;

-стремится к грамматически правильной речи;

-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.

Художественно- эстетическое развитие:

-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности (любимых героев книг,  отпечатки , создание обложек книг );

- рисует и создает с помощью аппликации по замыслу обложки для самодельных книг, коллажи;

- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.

Физическое развитие:

- развитие координации движений, мелкой моторики рук;

- сформирован интерес к здоровому образу жизни;

В результате осуществления  деятельности воспитателя с детьми:

  • будет создана презентация «Библиотеки города Павлово»;
  • альбом: " Первая книга"
  • создана выставка: "Что такое энциклопедии"
  • оформлены   папки-исследователя  по темам исследования
  • будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

Этапы реализации проекта

Этап

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сроки

Первый этап:

выбор темы,

постановка цели и задач.

Гипотеза исследования

ОБУЧАЮЩИЕ:

-пробуждение интереса  к  деятельности, предлагаемой взрослым.

РАЗВИВАЮЩИЕ:                      

- развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов;

-обогащение    познавательной  деятельности  и  творческого воображения  для создания презентации: " Какие бывают библиотеки", выставка: " Что такое энциклопедия",  альбом: " Как создаётся книга"

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формирование   потребности в общении  и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Круг друзей.

Воспитатель обращается к детям:

«Ребята сегодня на электронную почту детского сада пришло  видео - письмо от ребят старшей   группы "" Посмотрите его!"

Видео - письмо: Здравствуйте, ребята!

К вам обращаются дети старшей группы за помощью. Недавно мы задумались над такими вопросами: Какая хорошая книга может стать другом? Почему взрослые говорят, что книга- это хороший источник знаний? Какие книги называются электронными?  Что такое типография?

Воспитатель:

- Ребята как вы думаете, мы сможем им помочь?

- Как мы можем помочь?

Воспитатель обобщает ответы и предложения детей:

Я с вами согласна. Нам нужно обязательно узнать: какая книга- хороший друг, как создаётся книга, что такое энциклопедия, какие бывают энциклопедии, где живут книги и что такое библиотека?

2.Формулирует проблема.

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить правильно на вопросы ребят старшей группы?

Для подсказки детям воспитатель выкладывает картинки с изображением методов исследования.

Воспитатель хвалит детей за высказанные предложения и предлагает им познакомиться с «Папкой исследователя».

- Ребята посмотрите перед вами "Папка исследователя". Такая "Папка исследователя" теперь есть у каждого из вас в группе. Каждый из вас может воспользоваться этой папкой при проведении своего исследования. В этой папки есть кармашки, на которых вы видите знакомые картинки. Подскажите, пожалуйста,  что обозначает  эта картинка.

Воспитатель показывает картинку с человечкомPicture 1

-А что обозначают картинки, на которых изображены книга и компьютерPicture 4Picture 16

- А что обозначают эти картинки Picture 10Picture 13

Воспитатель: "Ребята обратите внимание кармашки в папке исследователя маленькие". Для того чтобы зарисовать ваши исследования вам понадобятся маленькие небольшие листочки. Я вам заранее приготовила много специальных листочков для сбора информации, они лежат в центре «Хочу все знать» в цветной коробочке.

Итак: с папкой исследователя вы познакомились, и теперь я  вам предлагаю  выбрать темы своих исследований  

3. Определяет продукт проекта.

Далее воспитатель предлагает детям создать альбомы или презентации по следующим темам

-   альбом «Первая книга»

- выставка«Что такое энциклопедия

- презентация: «Библиотеки города Павлово»

1.  Входят в проблему.

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

Перед ними ноутбук с записанным видео письмом.

Ответы детей: Да, мы им обязательно поможем.

Дети  принимают дополнительную задачу,  предлагают провести исследования и узнать:

Где создаются книги? Что такое энциклопедия? Где живут книги?

2. Выдвигают гипотезы

Спросить у взрослых: почему хорошая книга- может стать другом, как создаётся книга,  что такое энциклопедия, какие бывают библиотеки.

Можно посмотреть документальный фильм, книги, иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ.

Дети знакомятся с папкой- исследователя.

Мы их встречали когда работали по экрану  исследователя.

Ответы детей:

- Спросить у другого человека.

Ответы детей:

- Посмотреть в книгах и в компьютере.

Ответы детей:

-Понаблюдать, провести опыты.

Дети обращают внимание на размеры кармашков в папки исследователя и рассматривают папку.

Дети называют темы исследований: "История создания первой книги"; "Что такое энциклопедия", " Библиотеки города Павлово", "

Дети определяют, что они сделают:

- альбом «Первая книга»,

- выставка «Что такое

энциклопедия»,

- презентация: «Библиотеки города Павлово».

Один день

Второй этап: организация исследования

Образовательные задачи:

-обогащение,   расширение и уточнение представлений детей  о том " Какая книга- может стать хорошим другом", о  том " Что за книги- энциклопедии", " Какие бывают библиотеки"

- формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты;

-совершенствование  трудовых  и  изобразительных навыков и умений.

Развивающие задачи:

- развитие специальных способов  ориентации – экспериментирования и моделирования,

-развитие творческих способностей  и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через  социальное взаимодействие в играх,  занятиях;

-развитие саморегуляции,  поведения в соответствии с правилами, установленными в группе

Воспитательные  задачи:

воспитание  доброжелательного отношения  со сверстниками;  положительной  эмоциональной

отзывчивости на рисунки, коллажи, презентации как произведения эстетической культуры.

Совместная деятельность в центрах:

  • Организация "книжкиной  больницы" и ремонт книг.
  • Дидактическая игра « Из какой сказки герой», " Отгадай загадку "
  • Рассматривание разных видов книг и их жанров
  • Просматривание презентаций «Библиотека», " Какие книги бывают"
  • Создание групповой библиотеки и  размещение  книг по разделам:  жанрам, сказкам и стихам, рассказам, вместе с воспитателем.
  • Беседы «Как появилась первая книга", " Моя любимая книжка", " Люди, которые трудятся над созданием книги"
  • Рассматривание иллюстраций с образами "Бабы- Яги", созданными разными художниками.
  • Конструирование из бумаги: " Герои любимых книг", " Любимые сказочные герои"
  • Рисование  и создание аппликаций, коллажей по замыслу для обложек и иллюстраций к самодельным книгам
  • Опыты

Опыт № 1. «Самодельные печатки».Опыты с вырезанными из картофеля буквами:  отпечатками этих букв на листе бумаги. Отпечатки губки, кусочки ткани, комка бумаги. Рисование кисточкой и зубной щёткой. Отпечаток сплющенным   комком  пластилина, раскатанным  комком  пластилина.

Опыт №2. «Как напечатать слова». Буквы магнитной азбуки приклеиваются на кубики. Из них составляются справа налево слова, покрываются сверху краской, прикладывается чистый лист, на котором остаются отпечатки слова (мама, папа..).

Опыт №3 «Перышко и чернила». Материал: гусиные перья, гуашь, бумага. Цель: Формирование представлений о том как раньше писали перьями.

Воспитатель:

1.Оказывает  словесную и  практическую помощь  в индивидуальном и    коллективном  выполнении  рисунков, зарисовок  по результатам опытов.

2.Следит за выполнением правил безопасности    

3.  Контролирует процесс выполнение работ.

4. Фотографирует работы детей.

Чтение художественной литературы:

Стихотворение С. Маршака: " Вчера и сегодня"

Обсуждение пословиц: " Много гостей- много и новостей", " Ученье- свет, а неученье- тьма" " Грамоте учиться- всегда пригодиться".  " Сказка ложь, но в ней намёк- добрым молодцам урок".

Загадки про составные части книг, как она сшита, про газету.

Предметно- развивающая среда:

Иллюстрации: Как создаётся книга" книги- энциклопедии, "Библиотеки". Разные виды карандашей, ручек, фломастеров, гусиные  пёрышки, пузырёк с чернилами (гуашь), ноутбук, детские резиновые штампы с рисунка, книжки разных видов и жанров, и атрибуты ксюжетно- ролевой игре «Библиотека»,«Книжный магазин» ,краски, непроливайки, пластилин.

Заседание клуба "Знатоков": подготовка сообщений  (рассказов) детьми по итогам  исследовательской деятельности (конспект прикладывается).

Взаимодействие с родителями:

1. Домашнее задание, для детей выбравших темы для исследования. Совместно с родителями  провести исследования по темам «Как создаётся книга", «Что такое энциклопедии», " Какие бывают библиотеки".

2.Предложить родителям:       - совместно с детьми нарисовать рисунки  на тему «Любимы книги в моей семье".

Заинтересованные дети которые не участвуют в клубе знатоков, участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление .рассматривают книги, иллюстрации по теме группы, делают опыты, создают зарисовки к опытам,  наблюдения, смотрят презентации.

Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки)  «Как создаётся книга», «Что такое энциклопедия», «Какие бывают библиотеки».

Дома совместно с родителями   знатоки исследуют проблему, находят информацию, создают  альбомы и презентации

Пять дней

Третий этап:

подготовка к защите исследовательскихпроекта

Образовательные задачи:

-закрепление у детей представлений  о том какая книга может стать хорошим другом, какие библиотеки бывают, история создания книги, книги- энциклопедии.

-формирование  у детей умение преобразовывать  познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние    в  продуктивную деятельность.

Развивающие:

-развитие  ручной   умелости,   творческих способностей  и воображения.

Воспитательные:

-воспитание  бережного  отношения  к   результатам своего труда и труда  сверстников.

Занятие №1 " Книги и библиотеки"

Задачи:

1. Знакомство детей с устройством библиотеки.

2. Рассказать какие виды  книг существуют.

3. Познакомить с тем, как делаются книги.

Выступление знатоков с сообщением  и презентацией  по  теме  исследования: " Какие бывают библиотеки", и сообщением и выставкой " Что такое энциклопедия"

Занятие № 2 " Как рождаются книги"

Задачи:

1. Знакомство с разным материалом для письма. 2. Дать элементарные представления о том, как создаётся- печатается книга.

Выступление знатоков с сообщениями и  альбом: " Как создаётся книга"

Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности презентациями продуктов деятельности альбомов и презентаций" (знатоки): «Что такое энциклопедия», " Какие бывают библиотеки", " Как создаётся книга".

Два дня

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово

Проект «Измерение времени (календарь, часы)»

для подготовительной  группы ДОУ

Составлен:

воспитателем  МБДОУ

д /с №14 г. Павлово

 Клюкиной С.В.

г.Павлово,  2017 год

Актуальность темы :

В дошкольном детстве формируются первые представления о времени.  Именно в старшем возрасте детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий. Именно в возрасте 5-7 лет идёт формирование ребёнка, как будущего школьника, у которого время будет являться регулятором учебной деятельности в школе.  Сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста о том, что такое время,  как  его можно измерить, что такое календарь, что такое часы, создает основу для дальнейшего умственного  и познавательного развития личности ребёнка.

Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта «Измерение времени (календарь, часы)»:

1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.

3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4.Формирование у детей конкретных представлений детей о том, как можно измерить время, как у человека появился календарь, часы, как люди в древности узнавали время, как работает  мастер– часовщик.

5.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

1. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми:  провести исследования по темам «Работа мастера часовщика", «Как люди в древности узнавали время», "Как у человека появился календарь".

2. Установить  эмоциональный контакт  между  воспитателем,  родителями и детьми.

Концепция проекта «Измерение времени ( календарь, часы)»:

Вид проекта:

По содержанию – интегративный

По продолжительности –краткосрочный( 2 недели)

По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный

По количеству участников – подгрупповой

Участники проекта: дети подготовительной  группы, воспитатель группы, родители.

Ожидаемые результаты:

В   процессе  осуществления деятельности  с детьми в проекте"Измерение времени(календарь, часы)»: у детей сформируются

Проектно- исследовательские умение и навыки:

-осознанно  ставить цель,                                                                                                  

-овладение способами решения поставленных задач,

-прилагать волевые усилия  для преодоления трудностей  и достижения результата,

- слушать, говорить, спорить  и просто общаться на познавательные темы.

Показатели личностного развития:

Социально- коммуникативное  развитие:

-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;

- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;

- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей.

Познавательное развитие:

- знакомство с измерением времени, как у человека появился календарь, работой мастера часовщика, как люди в древности узнавали время.

-применяет свои знания и умения  в решении практических задач (создание альбома «Работа мастера часовщика», презентации:«Как люди в древности узнавали время»,презентации:«Как у человека появился календарь», рисунки детей, схемы результатов опытов).

Речевое развитие:

- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);

-словарь ребёнка обогащён словами обозначающими: календарь: месяцы, год, виды часов, часовщик,; циферблат, секунда, минута, час.

-стремится к грамматически правильной речи;

-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.

Художественно- эстетическое развитие:

-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности (  цветочный календарь, необыкновенные часы);

- создаёт из бумаги календари,

- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.

Физическое развитие:

- развитие координации движений, мелкой моторики рук.

В результате осуществления  деятельности воспитателя с детьми:

  • альбом: "Работа мастера часовщика"
  • презентация :"Как люди в древности узнавали время"
  • презентация: "Как у человека появился календарь"
  • «река времени»:  «История часов».
  • коллаж из рисунков на тему «Мои часики"
  • оформлены   папки-исследователя  по темам исследования
  • будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

Этапы реализации проекта

Этап

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сроки

Первый этап:

выбор темы,

постановка цели и задач.

Гипотеза исследования

ОБУЧАЮЩИЕ:

-пробуждение интереса  к  деятельности, предлагаемой взрослым.

РАЗВИВАЮЩИЕ:                      

- развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов;

-обогащение    познавательной  деятельности  и  творческого воображения  для создания  альбома

 «Работа мастера часовщика»,

Презентации «Как люди в древности узнавали время»,

презентации: «Как у человека появился календарь».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формирование   потребности в общении  и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Круг друзей.

Ребята, сегодня в группу я принесла новую книгу. Она очень интересная и я хочу вам из нее загадать загадки.   Послушайте их и  отгадайте загадку:

«Нет ног, а хожу,

                Рта нет, а скажу –

                Когда спать, когда вставать,

                Когда работу начинать»,

что это?

Хорошо.А вот еще одна.

«Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим»,

что это?

Воспитатель задает детям вопросы:

- Как вы думаете, зачем людям нужны часы?

- Что делают часы, для чего их создали?

- Что такое время?

Воспитатель:

- Ребята, а вы хотите узнать: как измеряется время, как люди в древности измеряли время, что такое календарь?

Воспитатель обобщает ответы и предложения детей:

Я с вами согласна. Вот вам темы на выбор для исследований «Как устроены часы и как работа мастер часовщик», «Как люди в древности узнавали время», «Как у человека появился календарь?»

2.Формулирует проблема.

- Что нам нужно сделать, чтобы узнать?  О как измеряется время?", " Как люди в древности измеряли время?" " Что такое календарь

Для подсказки детям воспитатель выкладывает папку исследователя с методами.

А теперь я  вам предлагаю  выбрать темы своих исследований  

3. Определяет продукт проекта.

Далее воспитатель предлагает детям создать альбомы или презентации по следующим темам

 «Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время»,  «Как у человека появился календарь».

1.  Входят в проблему.

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

Ответы детей : часы

Ответы детей: часы

Ответы детей: чтобы  знать, сколько время, ответить если кто то спросит.

 Ответы детей: Часы ходят, тикают ,нам нужны чтобы никуда не опоздать, чтобы знать время, они показывают время,.

Ответы детей: время- это когда часы идут, мы знаем, что во сколько нам надо быть в определённом месте, бегаем на скорость.

Дети  принимают задачу,

Предлагают провести исследования и узнать:

Как работает мастер часовщик? Как люди в древности узнавали время? Как у человека появился календарь?

2. Выдвигают гипотезы

Спросить у взрослых: о работе мастера часовщика. Как люди в древности узнавали время.  Как у человека появился календарь.

Можно посмотретьдокументальный фильм, книги, иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ.

Ответы детей:

- Спросить у другого человека.

Ответы детей:

- Посмотреть в книгах и в компьютере.

Ответы детей:

-Понаблюдать, провести опыты.

Дети называют темы исследований, в которых хотят принять участие:"Работа мастера часовщика", " Как люди в древности узнавали время", " Как у человека появился календарь"

3. Дети определяют, что они сделают:

- альбом «Работа мастера часовщика»,

- презентация«Как люди в древности узнавали время»,

- презентация: «Как у человека появился календарь».

Один день

Второй этап: организация исследования

Образовательные задачи:

-обогащение,   расширение и уточнение представлений детей  о работе мастера часовщика, как люди в древности узнавали время, как у человека появился календарь».

- формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты;

-совершенствование  трудовых  и  изобразительных навыков и умений.

Развивающие задачи:

- развитие специальных способов  ориентации – экспериментирования и моделирования,

-развитие творческих способностей  и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через  социальное взаимодействие в играх,  занятиях;

-развитие саморегуляции,  поведения в соответствии с правилами, установленными в группе

Воспитательные  задачи:

воспитание  доброжелательного отношения  со сверстниками;  положительной  эмоциональной

отзывчивости на рисунки, коллажи, презентации как произведения эстетической культуры.

Организация НОД

Занятие №1 " Время"

Задачи:

  1. Знакомство детей с устройством календаря, названиями месяцев года и их последовательностью, названиями дней недели.

2. Обогащать представления детей о профессии взрослых.

3. Выступление знатоков с сообщением  и презентацией  по  теме  исследования: " Как люди в древности узнавали время", и сообщением и презентацией  " Как у человека появился календарь"

Занятие № 2 " Что бывает ночью и днём"

Задачи:

1. Формирование представлений о цикличности природных явлений; причинно- следственных связях,  о событиях в жизни людей и природных явлениях, характерных для ночного и дневного времени, о роли дня и ночи в жизни разных животных и растений, о приспособленности некоторых из них к условиям темноты.  

Занятие № 3  "Какие бывают часы"

  1. Знакомство с разными видами часов, с узнаванием времени по часам
  2. Обогащать представление детей о профессиях.
  3. Выступление знатоков с сообщением   и альбомом  по  теме  исследования: " Работа мастера- часовщика"

Совместная деятельность в центрах:

  • рассматривание коллекции календарей разного вида
  • Дидактическая игра « Что я любдю делать днём ,  утром.......»,  лото " Времена года", " Живая неделя"
  • Просматривание презентаций «Часы», " Измерение времени", "Какие календари бывают".
  • Рассматривание иллюстраций с изображением звёздного неба.
  • Рассматривание коллекции разных часов или их изображений.
  • Обучение определению времени по часам
  • Беседы «Звёздное небо", " Моя любимая книжка", " Профессии людей, которые работают ночью", " Из чего состоят часы"
  • Заполнение «реки времени» по теме «История часов»
  • Конструирование из бумаги:"Календарь", " Любимые сказочные герои"
  •  Создание аппликаций: " День и ночь"
  • Лепка: " Необыкновенные часы"
  • Опыты: За 1 минуту нарисовать портрет друга. ( песочные часы)
  • Опыт: " Как работают солнечные часы" (Фонарь – это Солнце, значит один из вас будет солнцем, а другой стрелочкой Солнце движется и тень от палочки не стоит на месте, а движется за ним.
  • Отмечание чисел , дней недели , месяцев в календаре.

Воспитатель:

1.Оказывает  словесную и  практическую помощь  в индивидуальном и    коллективном  выполнении  рисунков, зарисовок  по результатам опытов.

2.Следит за выполнением правил безопасности    

3.  Контролирует процесс выполнение работ.

4. Фотографирует работы детей.

Чтение художественной литературы:

Стихотворение " Зимнее утро", А.С.Пушкина, М.Лукашкина:  " Солнце и луна",  с. михалкова : " Часы", Э. Мошковской: " Пешеход"

Сказка В.Даля: "Старик -годовик", Х.К.Андерсена: " Оле-Лукойе" Н. Абрамцева: " Сказки об осеннем ветре", " Дождик"

Предметно- развивающая среда:

Коллекции календарей разных видов, коллекции часов, иллюстрации с животными ведущий ночной образ жизни, энциклопедии, картинки с изображением звёздного неба, картинки с разными видами часов( какие часы были раньше и сейчас), часы для обучения времени,

Взаимодействие с родителями:

1. Домашнее задание, для детей выбравших темы для исследования. Совместно с родителями  провести исследования по темам"Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время»,  «Как у человека появился календарь».

2.Предложить родителям:       - совместно с детьми нарисовать рисунки  на тему «Мои часики".

Заинтересованные дети которые не участвуют в клубе знатоков, участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. рассматривают книги, иллюстрации по теме группы, делают опыты, создают зарисовки к опытам,  наблюдения, смотрят презентации.

Дома совместно с родителями   знатоки исследуют проблему, находят информацию, создают  альбомы и презентации

Пять дней

Третий этап:

подготовка к защите исследовательскихпроекта

Образовательные задачи:

-закрепление у детей представлений  о том какая книга может стать хорошим другом, какие библиотеки бывают, история создания книги, книги- энциклопедии.

-формирование  у детей умение преобразовывать  познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние    в  продуктивную деятельность.

Развивающие:

-развитие  ручной   умелости,   творческих способностей  и воображения.

Воспитательные:

-воспитание  бережного  отношения  к   результатам своего труда и труда  сверстников.

Воспитатель организует заседание клуба "Знатоков", с целью оказания помощи детям в  подготовки сообщений  (рассказов) по итогам  исследовательской деятельности (конспект прикладывается).

Представление рассказов детей

Занятие № 4 « День и ночь- сутки прочь»

  1. Формирование у детей представлений о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, времен года, сутках, Луне, звёздах и созвездиях.

2. Выступление знатоков с сообщением презентациями и альбомом  по  теме  исследования:"Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время»,  «Как у человека появился календарь».

Дети принимают участие в заседании: составляют и пересказывают  рассказы своих исследований: "Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время»,  «Как у человека появился календарь».

Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности презентациями продуктов деятельности альбомов и презентаций" (знатоки): «"Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время»,  «Как у человека появился календарь».

Три дня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Уточнить и расширить знания детей о     воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Конспект ОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Воду нужно уважать- Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет! Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Ведь именн...

Конспект "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе".

Конспект «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....