Картотека. Осенние прогулки для детей 5-6 лет
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Чиканова Гульнара Альбертовна

Заглянула осень в сад — птицы улетели.

 За окном с утра шуршат жёлтые метели.
Под ногами первый лёд крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
 А запеть – стесняется.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_osennih_progulok_st.gr_.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             ПЛАНИРОВАНИЕ ОСЕННИХ ПРОГУЛОК

Карточка 1. «Сентябрь-златоцвет»

Цель  Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений.

Развивать речь дошкольников.

Загадки   Пришла без красок и без кисти, А перекрасила все листья.

Кто это? (Осень)

Висят на ветке золотые монетки. Что это? (Осенние листья)

Ход прогулки  Воспитатель говорит детям:

—        Сентябрь — первый осенний месяц, румянец осени. Почему сентябрь называют златоцветом, рябинником? Наши предки называли его «ревун», «дождезван», «хмурень», «листопадник». Все названия отражают погоду этого месяца. Его еще называли «вересень», цвел вереск в сентябре. В сентябре начинаются первые холода.
Какие работы ведутся в садах, огородах, в поле?

Подвижная игра  «Краски» (русская народная игра) 

Участники игры выбирают монаха и хозяина. Остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо говорит его хозяину. Хозяин зовет монаха. Монах стучит:

  • Тук-тук-тук!
  • Кто там ?
  • Это я, монах, в синих штанах, в красной
    рубахе, на хромой собаке.
  • Зачем пришел?
  • За краской.
  • За какой?
  • За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад приноси!» Если же монах угадал цвет краски, то краска выбегает, монах ее ловит. Если краска поймана, она остается у монаха. Если нет — краска становится монахом.

Индивидуальная работа по развитию движений

Прыжки через лужи.

Опыт  «Прозрачная вода» (рекомендуется проводить до прогулки)

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком —нет.

Карточка 2. «Мир вокруг»

Цель Учить различать объекты, созданные природой и человеком.

Расширять кругозор детей. Воспитывать бережное отношение к природе

Загадка Что за месяц к нам пришел?

Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг,

Изменил он все вокруг.  (Сентябрь)

Ход прогулки Воспитатель спрашивает детей:

  • Что люди собирают осенью, в сентябре,
    на дачах и в садах, с полей и огородов?
  • Какие овощи вы знаете?
  • Назовите фрукты и ягоды, которые собирают осенью.

Воспитатель предлагает игру «Что где растет». Показывает картинку или просто называет слово, а дети должны сказать, где этот плод растет: в огороде или в саду.

Подвижная игра       «Почта» (русская народная игра) 

Перекличка водящего с игроками:

  • Динь, диньг динь! — Кто там?
  • Почта. — Откуда?
  • Из города ... — А что в городе делают
  • Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Играющие делают то, что сказал водящий.

Индивидуальная работа по развитию движений

Хождение по бревну.

Опыт «У воды нет вкуса»

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Задайте им вопрос: есть ли у воды вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Взрослые должны доказать детям, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Карточка 3. Перелет птиц

Цель    Знакомить детей с особенностями жизни птиц.

Научиться радоваться от того, что, делясь хлебными крошками, мы спасаем птиц от гибели. Воспитывать бережное отношение к природе.        

Художественное слово

Если на деревьях листья пожелтели

если в край далекий птицы полетели,

если небо хмуро, часто дождик льется,

это  время года осенью зовется.

Ход прогулки  Педагог проводит работу над содержанием стихотворения.

- О каком времени года говорится в стихотворении ? Почему птицы улетают в дальние страны? А каких перелетных птиц вы можете назвать? (Выслушиваются ответы детей.)

Ребенок читает стихотворение:

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Улетают журавли,

Крики слышно до земли.

 Индивидуальная работа по развитию движений

Ходьба гуськом, прыжки на двух ногах.

Подвижная игра       «Яблоко» (молдавская народная игра)

Играют одновременно до 15 участников. Взявшись за руки, дети образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:

Яблоко, червивое яблоко,

Ветер дует, оно падает.

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, то есть сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.

Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один — тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука. За правилами следить водящий.

Карточка 4. Насекомые осенью

Цель Учить детей распознавать насекомых. Расширять знания детей о жизни насекомых. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Расширять словарный запас детей, вводить, в речь прилагательные.

Художественное слово

Муравей Сороконожке

повстречался на дорожке.

—С добрым утром! Как дела? —
сорок ножек подала.

И пока он лапки жал, тут и вечер набежал. (Э. Гольдман)

Ход прогулки        Педагог проводит работу над содержанием

стихотворения.

  • О ком говорится в стихотворении? Какое настроение у этого стихотворения? В шуточной форме поэт рассказал нам о насекомых. А каких насекомых знаете вы ? Кто знает загадки о насекомых? Что происходит с насекомыми осенью?
  • Почему улетают перелетные птицы? Да, одна из причин — это та, что насекомых нет в холодный период.

Педагог предлагает детям поискать насекомых на участке, но при этом не беспокоить их, не брать в руки, а лишь наблюдать за их поведением.

Подвижная игра   Ловишки  (русская народная игра)

Цель игры. Растить детей физически  крепкими, ловкими. Учить регулировать дыхание  во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Развивать крупную моторику и координацию движений.

Ход игры. Выбирается ведущий, который после условного сигнала принимается ловить разбегающихся игроков. Тот, кого он  поймает начинает тоже ловить остальных. И так до тех пор, пока не будут пойманы все игроки.

Опыт У воды нет запаха

Предложите детям понюхать воду и сказать, пахнет она или нет, и если пахнет, то чем. Скорее всего, дети из самых лучших побуждений начнут вас уверять, что вода очень приятно пахнет. Попросите их понюхать еще, пока они не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Карточка5. Дождь

Цель Обобщить и систематизировать представления об осени по основным существенным признакам.

Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании.

Поддерживать интерес к явлениям живой природы.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Художественное слово

По небу голубому проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем осенним листьям,

По всем железным крышам

Пролетный дождь стучит. (С. Маршак)

Ход прогулки Педагог предлагает перечислить признаки надвигающегося дождя (затишье перед дождем, поднимается ветер, ласточки летают низки землей, сгущаются тучи, солнышко прячется,  листья на деревьях начинают дрожать и т.д )

  • Кто из вас знает загадки о дожде, грозе, непогоде ?
  • Какой воздух после дождя? Почему?
  • Как ведут себя птицы после дождя? (Кричат, радуются.)

—        А кто еще радуется? Конечно, дети.

Подвижная игра « Слепок»

Цель игры. Учить регулировать дыхание  во время бега. Расширять кругозор. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Pазвивать крупную моторику.

Ход игры. Водящий (слепок) становится к стене. Остальные подходят к нему и приговаривают: «Я у печки стою, щи варю, приговариваю». Затем каждый из играющих дотрагивается до спины слепка и все разбегаются. Водящий их догоняет. Тот, кого слепок поймает, сам становится слепком и сразу начинает ловить играющих.

Опыт «Как выйти сухим из воды»

Этот опыт дети могут выполнить сами под вашим руководством. Дайте им следующую инструкцию:

«Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом».

Карточка 6 Березка

Цель   Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Познакомить детей с лекарственными свойствами березы, расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о роли растений и жизни человека.
        

Художественное слово

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.  (А. Прокофьев)

Ход прогулки Воспитатель спрашивает детей:

— Какие растения растут на территории детского сада? Какие растения помогают лечиться от простуды?

Педагог рассказывает о пользе березовых почек, листьев, о правилах заваривания лечебного чая.

«Лук да баня все исправят», — говорили на Руси. В бане парятся березовыми вениками, прогоняя хвори и болезни.

Подвижная игра «Кувшинчики»

Цель игры. Учить регулировать дыхание во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Рекомендации по проведению. Это игра-драматизация, ее желательно проводить на открытом воздухе для группы из 6—10 человек. Роль кота позволяет раскрепоститься нерешительным и неуверенным в себе детям. Символическое исполнение запрещенных в реальности действий способствует психоэмоциональной разрядке.

Ход игры. Выбираются кот,  мать, дочь. Остальные  играющие — кувшинчики. Кувшинчики сидят рядом,  кот ходит между и прикасается к каждому ладошкой (роняет их и поочередно отводит в особое место прячет Мать спрашивает у дочери: «Где кувшинчики?» Дочь отвечает: «Отнесла их в погреб. Мать и дочь идут искать кувшинчики, нам их у кота и начинают гоняться за ним,  а кот убегает.

Карточка 7 Берегите природу

Цель     Формировать реалистические представления об окружающей нас природе.  Расширять представления и знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни.

Художественное слово 

Наш дом родной, наш общий дом –

 Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря —

Все называется Земля.

Ход прогулки  Воспитатель говорит детям:

— Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над землей, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы  и  кусты.

Воспитатель протягивает детям букет листьев. Дети должны назвать, с какого дерева или кустарника лист.

Каким бы мир был без деревьев? Чего бы просто не  существовало? Что сделано из дерева? Как человек должен относиться к деревьям?

Подвижная игра   Кривое колесо

Цель игры. Учить регулировать дыхание  во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Развивать эмоциональную сферу детей. Данная игра подходит  в качестве эмоциональной разрядки после напряженной интеллектуальной работы. Формирует навыки коллективной деятельности.

Ход игры. Играющие дети становятся в круг спиной к центру, берутся за руки. Крут начинает вращаться вокруг своей оси, одновременно продвигаясь к заранее намеченной цели. Оторвавшиеся от круга выбывают из игры и считаются потерянными спицами колеса.

Карточка 8 Скворцы готовятся к отлету

Цель     Развивать интерес и любовь детей к природе.

Формировать реалистическое  представление о птицах, о скворце.

Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания.

Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.

Художественное слово

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года как зовется?

Ход прогулки Воспитатель спрашивает детей: - что говорится в этом стихотворении о птицах? Как вы думаете, почему птицы  улетают осенью?

    Отгадайте загадку: «На шесте — дворец, во дворце — певец,

а зовут его...» (Скворец ) Давайте опишем, как выглядит скворец (ответы детей.) А есть ли у нас на участке скворечник? . Кто его сделал?

     Педагог предлагает детям дома вместе  с родителями смастерить скворечники и повесить  их на дачных участках, во дворах или возле детского сада и школы.

 Подвижная игра      «Кривой петух»

Цель игры. Учить регулировать дыхание  во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Развивать эмоциональную сферу детей. Закреплять навыки произвольной регуляции поведения. Улучшать ориентацию в пространстве.

Ход игры. Одному из играющих завязывают глаза и усаживают на стул, это — кривой петух. Каждый из игроков дотрагивается до него со словами «Прощай, кривой петух!» и быстро отходит в сторону. Когда все игроки попрощаются с водящим, тот встает и идет к тому месту, где, по его мнению, находятся участники игры. Если он действительно находит там кого-то, то старается любым способом рассмешить. Рассмеявшийся игрок становится кривым петухом. Если водящий не находит никого на том месте, где предполагал, то игра начинается снова.

Карточка 9. Осенние пейзажи

Цель Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшение дня,  понижение температуры, увядание растений отлет птиц), воспитывать

любовь к родной природе.

Художественное слово

Еще вчера, на солнце млея,

последний лист дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром. (Л. Фет)

Ход прогулки  Воспитатель говорит детям:

Сегодня мы будем говорить об осени, и ее неповторимой красоте.

Представьте, что вы все художники, вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие краски вы возьмете для своих пейзажей? А какие стихи об осени вы вспомнили? Загадки? Давайте подведем итог: какая же она — осень? Мы описали ее внешний вид, а теперь опишем ее характер. (Ответы детей.)

Подвижная игра «Жмурки» (русская народная игра)

Цель игры. Учить детей быть ловкими. Учить регулировать дыхание во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Учить ориентации в пространстве.

Ход игры. Одному из игроков завязывают глаза платком и отводят в сторону, где он несколько раз поворачивается вокруг себя на одной ноге. После чего спрашивают:

Кот, кот, на чем стоишь? (На квашне)

Что в квашне? (Квас)

Ищи мышей, а не нас!

После этого все разбегаются, а водящий ловит игроков, широко расставив руки. Поймав кого-нибудь, он должен назвать имя пойманного. Если имя названо правильно, то водящим становится пойманный. Для того чтобы обезопасить  водящего  ребенка,  остальные слоном  «огонь» предупреждают его о том, что нужно  быть осторожнее. Если игровая площадка слишком  большая, то  она ограничивается чертой, заходить за которую запрещается. Нарушивший  игрок становится водящим.

Карточка 10. Осенний ветер

Цель   Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам.

Расширять представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни.  Развивать речь, мышление.

 Художественное слово

Разыгрался ветер на лесной поляне —

Закружил осину в красном сарафане.

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и летает над колючей елкой. (Е. Трутнева)

Ход прогулки        Работа над содержанием стихотворения.

Педагог задает детям вопросы:

— Похож ли ветер на человека  в этом стихотворении? Что делал ветер? А можно сказать, что он танцевал с осинкой? Kак  можно назвать ветер, который любит пошалить? А еще? Что еще любит сорвать ветер кроме листвы? А хотите сами сделать ветер? Для этого нам понадобятся мисочки с водой.

 

Опыт   «Волны»

 Этот опыт лучше проводить в помещении  до прогулки или после прогулки. Приготовьте  на столе мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке — свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети — это ветры. Они дуют  на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем  выше волны.

Подвижная игра   Мячик кверху! русская  народная игра

Цель. Учить детей быть ловкими, регулировать дыхание во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Тренировать скорость реакции, развивать крупную моторику.

Ход игры. Дети становятся в круг. Один из  них стоит в середине круга и несколько раз подбрасывает мячик вверх со словами: «Мячик кверху». Неожиданно он бросает мячик в одного из играющих. Тот, кто не успел увернуться и в кого попал мячик, меняется местами с ведущим.

Карточка 11. Перелетные птицы

Цель

Расширять знания детей о жизни птиц. Воспитывать бережное отношение к миру природы. Расширять словарный запас детей, вводить в речь прилагательные.

Художественное слово

Улетают птицы за море,

Миновало время жатв.

На холодном сером мраморе

Листья желтые лежат.

Солнце спряталось за ситцевой

Занавескою  небес,

Черно-бурою лисицею

под горой улегся лес.

Ход прогулки Воспитатель говорит детям: - Есть такая народная примета: если журавли летят высоко, не спеша, «разговаривают»  - будет хорошая осень. Почему  птицы улетают осенью? А все ли птицы улетели? Какие остались? Почему? Задумайте каждый, какой птицей он будет. По моему сигналу перелетные встанут слева, а те, что зимуют вместе с нами, — справа.

— А как вы думаете, почему зима очень трудное время для птиц ? Чем питаются птицы зимой?

Подвижная игра «У дядюшки Трифона»

Цель игры. Растить детей физически крепкими, ловкими. Учить регулировать дыхание во время бега. Расширять кругозор. Воспитывать чувство взаимопомощи,

взаимовыручки.

Ход игры. Играющие дети образуют вокруг водящего круг. Все хором проговаривают или поют: «У дядюшки Трифона семеро детей и все сыновей. Они не пьют, не едят, друг на друга не глядят и все делают вот так!» При этом стоящий в центре делает любое движение, которое все остальные должны повторить. Тот, кто не успел или не сумел повторить движение, становится водящим.

Сюжетно – ролевая игра  «Зоопарк»

Цель игры. Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о  повадках. Формирование умения творчески  развивать сюжет игры. Воспитание доброго  отношения к животным.

Карточка 12 Листопад

Цель Проверить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшение дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц)Воспитывать любовь к родной природе

Художественное слово

Листопад

Опавшей листвы разговор еле слышен:

—Мы с кленов, мы с яблонь, мы с вязов,
Мы с вишен, с осинки, с черемухи,

С дуба, с березы...
Везде листопад: на пороге морозы!

Ход прогулки        Воспитатель спрашивает детей:

  • Какое сегодня число, день недели, месяц?
  • Какое время года на дворе?

—Какие осенние месяцы вы знаете?
Когда-то мы познакомились с приметами

ранней осени, а сейчас наступила ее самая красивая пора — золотая осень. Посмотрите вокруг, как все изменилось. Что вы можете сказать о деревьях и кустарниках? Как они преобразились? Вот березка. Опишите ее. А какой стоит клен? Какой у него наряд?

Посмотрите на дуб, коснулась ли его осень? Давайте соберем букет осенних листьев и поставим его в группе, чтобы у нас в группе был небольшой кусочек золотой осени.

Сюжетно – ролевая игра «Почта»

Цель игры Формирование умения творчески  развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

Труд на участке Убираем сухие веточки и палочки на территории участка.

Карточка 13  Унылая пора

Цель Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам. Расширять представления детей о природных явлениях осенью, об их значении в жизни нашей планеты. Развивать речь, мышление.

Художественное слово

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.  (А. С. Пушкин)

Ход прогулки        Воспитатель говорит детям:

— Ребята, а почему про осень говорят, что она унылая? А кто думает иначе? Докажите. Предлагаю вам стать экспертами. Давайте разделимся на две группы. Одна группа будет доказывать, что осень — это грустная пора, а вторая, что осень — это веселая пора. Вот два кувшинчика, в каждый из них будем класть камешек в доказательство каждого утверждения, а потом посмотрим, в каком кувшинчике больше доказательств.

Педагог следит за тем, чтобы было поровну, и все вместе делают вывод что        любое время года, а осень, в частности  прекрасная  пора.

Подвижная игра      По выбору детей.

Сюжетно-ролевая игра «Улица»

Цель игры.  Формирование умении  творчески развивать сюжет игры. Закрепление  названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Труд на участке.  Дети с педагогом собирают  коробочки с семенами однолетних растений

Карточка 14. Ива

Цель   Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор. Дать детям понятие о роли растений в жизни человека. Развивать память, внимание, речь.

Художественное слово

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Ход прогулки

 Воспитатель спрашивает детей:  Как поэт говорит о дереве? Да, как о живом существе. А живое ли дерево на самом дереве? Давайте соберем доказательство, что оно живое: питается, развивается, дает  плоды и т.д. А что нужно дереву для жизни? А можно ли ломать ветки? Что происходит с деревом в этот момент?

Как называют людей, которые охраняют природу? Экологи. А что нужно для того, чтобы стать экологом? Как люди должны вести себя по отношению к деревьям? А могут ли деревья защитить себя сами? А смогут люди прожить без деревьев.

Подвижная игра  по выбору детей

Карточка 15. Природа осенью

Цель  Обобщить и систематизировать представление об осени.

Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании.

Поддерживать интерес к явлениям  природы.

Воспитывать умение внимательно слышать воспитателя и сверстников.

Художественное слово

Стало вдруг светлее вдвое,

двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

у березки на плечах.

У калины и рябины

вьются стаями дрозды...

Под окошком георгины

красотой своей горды.

Утром мы во двор идем —

листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

и летят... летят... летят...

Ход прогулки Педагог проводит беседу об изменении в  природе. Выслушав несколько рассказов  детей, вместе с воспитанниками делают вывод о красоте осени, о чистом бодрящем воздухе  о необходимости правильно одеваться в осеннюю погоду. Внимательно осматривают состояние деревьев и кустарников на участке.  Для сравнения рассматривают репродукции с картины И. Левитана «Золотая осень».

   Педагог предлагает запомнить осенний пейзаж и дома воспроизвести его.

Подвижная игра «Ниточка и иголочка» (бурятская народная игра)

Цель игры. Учить детей играть дружно. Воспитывать интерес к коллективным играм. Довести до сознания детей, что результат игры зависит от слаженности действий.

Ход игры. Для игры дети становятся паровозиком. Все передвигаются за первым по сложному маршруту, пытаясь не разорвать ниточку

Работа с родителями  Предложить   помочь своему ребенку нарисовать осенний пейзаж и принести его в садик для  выставки рисунков в группе.

Карточка 16  Воробьи

Цель    Вызвать у детей интерес к окружающему миру.

Формировать желание беречь природу.  Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни.  Развивать речь, активизировать внимание и память.

Художественное слово

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит поселок дачный

У пригородной полосы.

Ход прогулки        Воспитатель говорит детям:

— В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую шуструю птичку — воробья. Если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут городские воробьи, а в деревнях — деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное.

Деревенский, полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках черные и шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.

Это очень прожорливые птички, они истребляют насекомых.

Подвижная игра       «Горелки» (русская народная игра)

Выбирается водящий — горелка. Играющие нараспев говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле.

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

Дети разбегаются, а горелка старается задеть как можно больше игроков.

Карточка 17. Труд людей осенью

Цель   Воспитывать уважение к труду взрослых. Довести до сознания детей пользу и необходимость труда дворника. Учить беречь чужой труд.

Развивать интерес к профессии, желание навести порядок на своем участке.

Беречь природу родного края.

 

Предварительная работа Беседа «Порядок не там, где его наводят: а там, где его поддерживают».

Художественное слово

В сентябре и в январе он — хозяин во дворе.

Листья осенью сгребает, снег зимою убирает.

Быстро снег сгребет лопатой и каток зальет ребятам.

Всех быстрей и всех проворней двор наш убирает... (дворник)

Словарная работа: Макулатура

Ход прогулки: воспитатель  рассказывает детям о необходимости следить  за порядком не только в помещении, но и на улице.

Кто же следит за порядком?

Кто ему может помочь в нелегком труде?

Как же это сделать?

Как будут выглядеть улицы и парки, если люди не будут соблюдать чистоту и порядок?

Давайте подумаем, какое тогда у всех будет настроение?

 А что можно сделать из старой бумаги, из макулатуры? (новую)

— Значит, в наших лесах не спилят новые деревья для ее изготовления.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Цель игры. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление культурных навыков. Воспитание чуткости и внимания.

Игровой материал. Кукольная посуда, «угощение», пластилин, кусочки материи, цветная бумага.

Труд на участке       Дети с педагогом собирают в коробочки семена однолетних растений.

Карточка 18. Приметы осени

Цель Закрепить знания об осенних явлениях, вызвать положительные эмоции.

Развивать творческую фантазию и воображение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Художественное  слово

Пословицы и поговорки об осени        подготовленные детьми.

Осенью серенькое утро, красненький  денек.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Холоден сентябрь, да сыт.

Ход прогулки  Воспитатель рассказывает о мудрости русского народа, о его внимательном и мудром отношении к родной природе, о приметах  и поговорках. Достает Петрушку и от его имени говорит:

Я, Петрушка, веселая игрушка.

Я по городам гуляю и прохожих развлекаю.

Даша, Катя и Ванюша, вот что знаю я послушай.

(Петрушка говорит пословицы и поговорки об осени.

— Русский народ горазд на выдумку и  меткое слово. С давних времен он слагал пословицы и поговорки, загадки и прибаутки. Передаваемое из поколения в поколение устное творчество народа дает возможность узнать, как жили и работали наши предки, во что верили и на что уповали.

Подвижная игра  «Дракон кусает свой хвост»

Цель игры. Учить детей играть дружно. Воспитывать интерес к коллективным играм. Довести до сознания детей, что результат игры зависит от слаженности действий.

Ход игры. Для игры дети становятся паровозиком. Первый ребенок пытается поймать последнего, как будто бы пытается укусить свой хвост. Поймавший становится в хвост колонны.

Карточка 19    Осенние изменения в природе

Цель  Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе  (уменьшение дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц.

Воспитывать любовь к родной природе.

Художественное  слово

На данной прогулке дети сами читают стихи об осени.

Загадки  

Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

На дворе горой, а в избе водой.

Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)

Заря-заряница, красная девица

По миру ходила слезы обронила;

Месяц видел, солнце скрало. (Роса)

Без рук, без ног под окном стучится,

В избу просится. (Ветер)

Ход прогулки   Во время этой прогулки воспитатель беседует с детьми об изменениях в природе, о том, как изменилась одежда в связи с похолоданием, о долготе дня. Подчеркивает остроту ума русского народа в загадках о природных явлениях.

Игра  «Солнечный зайчик»

Цель игры  Научить ребенка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.

        

Ход игры.  Солнечный займи заглянул тебе в глаза. Закрой их.

 Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, поглаживай аккуратно,  чтобы не спугнуть.

 Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Подвижная игра      По выбору детей.

Карточка 20. Грибы

Цель Прививать любовь к природе родного края, учить бережному отношению к ней. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о роли растений в жизни человека.

Художественное слово

Сапоги мои — скрип да скрип под березою.

Сапоги мои — скрип да скрип под осиною.

А под каждой березой — гриб, подберезовик,

А под каждой осиной — гриб, подосиновик.

Материалы        Кукла-перчатка Ежик.

Ход прогулки        Воспитатель говорит детям:

— С нами на прогулке сегодня лесной житель, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Правильно, это еж. А что еще любит еж? Он собирает яблоки и грибы, но сам их не ест. Ежик ищет в них червячков и личинок, это его любимое лакомство.

Воспитатель надевает на руку куклу-перчатку и говорит:

Еж спрашивает у ребят, какие съедобные грибы  растут в их местности, под какими они  прячутся  деревьями. Он сообщает детям, что грибы не могут жить без деревьев, и у некоторых  названия созвучны.

 Подвижная игра  «Соломинка на ветру»

Ход игры. Упражнение выполняется детьми и взрослыми (группа не менее 6 — 7 человек). Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» — участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Основы безопасности жизни     Педагог рассказывает об опасности ядовитых грибов. Дети делают вывод о том, что нельзя брать эти грибы в руки и в рот.

Карточка 21. Утки и гуси готовятся к отлету

Цель    Развивать интерес и любовь детей к природе.

Формировать реалистическое представление о птицах.

Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания.

Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.

Художественное слово

Наступила осень, и придут метели

И с прощальным криком птицы …..улетели

Пестрая крякушка ловит лягушек,

Ходит вразвалочку, спотыкалочкой …утка

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит

Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки….гусь

Ход прогулки        Воспитатель говорит детям:

— Есть такая народная примета: если гуси и журавли летят высоко и «разговаривают значит, будет стоять хорошая осень. Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места — стужа наступит не скоро, и зима будет мягкой и короткой. Если же крики улетающих на юг диких гусей доносятся с высоты в первые дни октября — зима уже близко и будет долгой и холодной.

Подвижная игра       «Лиса, в норку!»

Цель игры. Познакомить детей с играми родного края. Растить детей физически крепкими, ловкими. Учить регулировать дыхание  во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи,   взаимовыручки.   Способствовать, развитию крупной моторики. Формировать эмоционально-волевую сферу.

Ход игры.  Выбирается лиса, выбирается место под ее норку. Основное условие игры — исполняющий роль лисы ребенок должен перемещаться, прыгая на одной ноге. Играющие окружают норку и выманивают лису (подражая  лаю собак, крикам людей, пению, хлопают в ладоши и т. п.). Наконец лиса выпрыгивает из норки на одной ноге и старается дотронуться до кого-нибудь из играющих. Остальные увертываются от нее, и если замечают, что она встала на обе ноги или переменила ноги, то кричат: «Лиса, в нору! при этом дотрагиваясь до нее рукой. Тот кого лиса запятнает, стоя на одной ноге, сам становится лисой, и игра начинается снова.

Карточка 22   Целевая прогулка по территории детского сада

Цель  Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Во время прогулки дети внимательно всматриваются в окружающую природу и сравнивают с тем, что было в их последнюю экскурсию по территории детского сада: какое тогда было время года и как тогда выглядела эта территория. Воспитатель показывает растения из гербария, которые дети сделали несколько месяцев назад. Сравнивают времена года.

     Воспитатель может предложить посыпать дорожки вокруг клумб песком, утрамбовать их. Педагог обращает внимание детей на то, что необходимо готовить клумбы для посадки еще с осени. Земля хорошо отдохнет и будет готова дать новые всходы.

Подвижная игра      «Медвежонок»

Дети  встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (а лучше — поют на произвольный мотив) стихотворение и медленно движутся к центру круга:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.

Хотя он не опасен, будьте осторожны:

Вы такому шалуну не верьте никогда.

«Медвежонок» по окончании стихотворения неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.


Сюжетно – ролевая игра   «Космонавты»

Цель игры   Умение сообща обсуждать план  полета, распределение ролей, развитие творческого  рассказывания. Расширять  словарь детей — бортинженер, иллюминатор, звездолет, невесомость, космическое пространство, атмосфера.

Ход игры. Сначала «космонавты» сообща обсуждают план полета, разрабатывают маршрут.  Назначается командир  корабля бортинженер, врач, другие члены экипажа.

После возвращения на Землю экипаж составляет отчет о полете (творческое рассказывание).

 Индивидуальная работа по развитию движений

Лазание по вертикальным лесенкам.

Цель. Растить детей активными, физически  крепкими. Учить правильно делать перехват обеими руками.

Карточка 23    Деревья

Цель   Вызвать у детей интерес к окружающему  миру.

Формировать желание любить и беречь природу.

Расширять представления и знания детей о растениях, об их значении в нашей жизни.

Развивать речь, активизировать внимание и память.

Художественное слово

1.У нее кусты высоки, густы,

Ствол и ветки — трубкой, очень хрупкой.

Ягоды красны, да не вкусны.  (Бузина)

2.Долгоножка хвалится: «Я ли не красавица?»

А  всего-то — косточка да красненькая кофточка!

Кругла, как шар, красна, как кровь,

Сладка, как мед.  (Вишня)

3. Много рук, а нога одна.

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Нам в дождь и зной поможет друг

Зеленый и хороший — протянет нам десятки  рук

И тысячи ладошек.  (Дерево)

Ход прогулки   На прогулке дети находят сходства и различия между деревьями. Рассматривают и сравнивают листья. Воспитатель предлагает подумать и сказать, на что похож тот или иной лист. Дети собирают материал для аппликации.

Игра   «Ветер дует на...»

Цель игры. Помочь детям почувствовать других, идти на контакт со сверстниками, воспитывать желание сопереживать и поддерживать. Обогащать словарный запас, развивать речь дошкольников.

Ход игры. Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» (все светловолосые собираются в одну кучку); «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «Кто любит животных», «Кто много плачет», «У кого нет друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста....

Осенняя прогулка для детей средней группы.

Конспект осенней прогулки для детей средней группы«Путешествие к деду Природоведу». Цель: Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой прир...

Картотека. Осенние прогулки.

В данном комплекте представлен материал для развивающих прогулок с детьми, который даст возможность взрослым - воспитателям, педагогам, родителям и т. д. сделать прогулки интересными, полезными, разви...

Картотека "Осень" прогулки

Картотека прогулок на осень....

Картотека Осенние игры для детей 2-3 лет в детском саду Игры осенью для детей группы раннего возраста

КартотекаОсенние игры для детей 2-3 лет в детском садуИгры осенью для детей группы раннего возраста...

Картотека осенней прогулки

Дни становятся короче и холоднее, чаще идет дождь, и осень все увереннее вступает в свои права....