Семейка «Горе Луковых»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Росликова Оксана Владимировна

Семейка «Горе Луковых»

Познавательно – исследовательский проект

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Семейка «Горе Луковых»

Познавательно – исследовательский проект

                                                         Разработчики: воспитатели  

                                                                           второй группы раннего возраста

                                                                           Росликова О. В.,  Царенкова В. А.                                                                                  

                         

Тяжинский  2020

Содержание

1.  Паспорт ………………………………………………………………………..3

2. Обоснование социальной значимости проекта  (краткая аннотация проекта)……………………………………………………………………………4

3. Цель и задачи проекта………………………..………………………………4

4. Методология проекта……………………………………………………….…5

5. Рабочий план реализации проекта…………………………………………….7

6. Ожидаемые результаты………………………………………………………8

7. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………..........8

8. Список литературы…………………………………………………………..9

9.  Приложения


Описание материала: Предлагаем вашему вниманию экологический проект на тему «Семейка горе Луковых» во второй группе раннего возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детей младших групп.

1. Паспорт

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Заказчики  проекта: Администрация МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Разработчики: воспитатели группы Росликова О. В., Царенкова В. А.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимне-весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта:  Обобщение  и расширение знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта в  сотворчестве воспитателей, детей и родителей.

Задачи проекта: 

- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Развивать познавательные и творческие способности.

- Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

- Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:

• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Семейка горе Луковых».

Продолжительность проекта: краткосрочный март - май 2020г.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2. Обоснование социальной значимости проекта

                                                                    «Расскажи – и я забуду,  

                                                                   покажи – и я запомню, дай

                                                                   попробовать и я пойму»

                                                                              Китайская пословица

Актуальность проекта: Весна – это пора пробуждения природы и начало огородного сезона. Поскольку мы живем не в городе, почти в каждом доме на окошке появляется рассада. А она такая разная: у одной тоненькие стебелечки, у другой – толстенькие. А листики? И круглые, и овальные, и ажурные, и гладкие, и мохнатенькие. И как же хочется это все не только рассмотреть, но и потрогать, понюхать, полить. Но детям строго-настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А ребенок познает мир, активно взаимодействуя с ним, а не пассивно наблюдая.

Беседуя с детьми, выяснили, что почти все дети называют овощи, знают, где они растут, понимают, что мамы и бабушки высаживают рассаду в огороде, сеют семена. Но как выглядят эти семена, как появляются росточки, как вырастает рассада, какие условия нужны для нормального роста овощей дети имеют отрывочные представления.

Так появилась идея создать в детском саду огород на окошке. В нашем огороде малыши смогут сами посадить и вырастить растения. В ходе наблюдений за их ростом, опытнической деятельности ребятишки смогут понять, что жизнь зеленого создания зависит от наличия солнечного света, тепла и почвы. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, эстетического, социально-личностного, развития ребенка. Привлечение дошкольников к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.

3. Цели и задачи

Цель: Обобщение  и расширение знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта в  сотворчестве воспитателей, детей и родителей.

Задачи: 

- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Развивать познавательные и творческие способности.

- Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

- Воспитывать бережное отношение к своему труду.

 

4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап

Деятельность педагога:


• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

• Составление плана работы над проектом.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта.

• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

• Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.

• Сбор необходимого материала для создания огорода.

• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа

Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно – развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

• Посадка семян цветов, огурцов, салата, лука, картофеля в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.

• Лепка овощей из пластилина.

• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

• Просмотр фильмов о растениях.

• Сбор коллекций семян.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

• Труд в огороде.

Подведение итогов

Деятельность педагога:

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Презентация проекта.

• Представление опыта.

Деятельность детей:

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

• Участие в презентации проекта «Семейка горе Луковых»

Распространение опыта:

• Ознакомление педагогов МАДОУ с удачно выполненной работой.

• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

  Мероприятия по реализации проекта

1.Беседы:

• «Что такое огород и что на нём растёт»,

• «Что такое «Огород на окне»,

• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

• «Семена».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

• «Строение растений»,

• «Рост и развитие растений»,

• «Вода и росток»,

• «Солнце и росток»,

• «Проращивание семян».

3. Практическая деятельность:

 • Отбор и посев семян.

• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам:

• «Семена»,

• «Первые всходы»,

• «Мир овощей».

5. Игровая деятельность:

• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

• Рассматривание различных семян.

• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно - творческая деятельность детей.

• Раскрашивание картинок.

• Рисование «Лук от всех недуг».

• Аппликация «Огурцы в банке».

• Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие.

• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома «Наш лук от всех недуг».

9. Консультация для родителей  «Помощь ребенка на огороде».


Ресурсное обеспечение.


1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.


  Предполагаемое распределение ролей в проектной группе


Воспитатели: занимается подбором нужного материала, организуют образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивают творческие и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекают родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

5. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (март)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март - апрель)
1. Рассматривание семян (огурцов, салата, подсолнуха) посадка семян, картофеля и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (май)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3. Презентация проекта «Семейка горе Луковых».

4. Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы.

6. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, картофель, салат, подсолнух,  огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
     В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Список литературы

1.Зенина, Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» [Текст]: учебно-методическое пособие. / Т.Н. Зенина – М.: Центр педагогического образования, 2009

2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», [Текст] / А.И. Иванова. М.: 2005.

3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», [Текст] / Н.Г. Комарова, Л.Ф.  Грибова - М.: Просвещение»,  2006.

4. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», [Текст] / С.Н  Николаева - М.: «Просвещение», 2005.

5. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», [Текст] / Л.Б.  Поддубная - М.: «Корифей», 2006.

6. Масленникова, О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. [Текст] / О. М. Масленникова, А.А. Филиппенко - Волгоград: Учитель, 2011

Ресурсы Интернета

7. http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html

8. http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013

9. http://www.numama.ru/blogs/ko

10. http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/

11. http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Луковая семейка"

Исследовательский долгосрочный проект по выращиванию лука в средней группе....

Итог Проекта "Луковая семейка"

В данном материале использовалась цифровая лаборатория "Наураша"....

Проект "Луковая семейка:Чипполино"

Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Целью проекта является: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию...

Наблюдение за ростом и развитием растений во второй младшей группе "Луковая семейка"..

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17636414","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17636418","...

Проект "Луковая семейка Чипполино"

Представляю Вашему вниманию идею проекта с детьми, как заинтересовать и сделать легкие опыты на луке, где же растет лук лучше в воде или вземле?...

Семейка «Горе Луковых»

Познавательно – исследовательский  проект«огород на окне» Семейка «Горе Луковых»...