Консультация для родителей «Экологическая тропа в детском саду. Её роль в развитии детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру

Яблочкина Юлия Анатольевна

Ребёнок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Всё это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, всё удивляет и радует. Поэтому в ДОУ должна постоянно проводиться работа  с детьми поэкологическому воспитанию. Одной из интересных и новых форм работы по экологическому воспитанию и образованию детей является организация экологической тропы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Экологическая тропа в детском саду. Её роль в развитии детей дошкольного возраста»

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Поэтому в  ДОУ должна постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию.

Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание - это формирование осознанного, правильного отношения детей к объектам природы. Одной из интересных и новых  форм работы по экологическому воспитанию и образованию детей  является  организация  экологической  тропы.

Что такое экологическая тропа?

Экологическая тропа -  это специально оборудованный и особо охраняемый прогулочно - познавательный маршрут, созданный с целью экологического просвещения детей.

Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом.  Они  помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Здесь  усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, так как  дети видят проявление биологических закономерностей в реальности. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путём органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту

Экологическая  тропа  позволяет  более  продуктивно  использовать  обычные  прогулки  с  детьми  для  экологических  занятий  и  одновременно  для оздоровления  детей  на  свежем  воздухе.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать  все три вида задач:

Образовательная - расширять  знания детей об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать детям ту или иную информацию о живой и не живой природе, но и научить их самих наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения в природе.

Развивающая – формировать желание самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых  и не живых объектах, развивать эстетические чувства.

Главная  задача    экологической  тропы  –  пробудить  у ребенка любовь к природе.

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники и так далее...

Существует три типа экологических троп:

  1. В здании детского сада.
  2. В природных условиях.
  3. На территории дошкольного учреждения.

Я думаю, что каждый из вас имеет хотя бы небольшое представление о  тропинках, созданных в природных условиях или на территории детского сада.

Что  же включает в себя тропинка в здании детского сада?

В силу климатических условий нашего региона,  дошкольники проводят значительную  часть времени в помещении  детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать часть  экологической  тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такая тропинка  позволяет по- новому посмотреть на свое ближайшее  окружение и взрослым и детям. В состав такой тропинки включаются: экологическая комната, фонтан, фитобар, песочницы в коридорах, лаборатория,  мини-музеи, фольклорные комнаты, комнаты сказок. Разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Тропа  должна прокладываться так, чтобы она пересекала  как  можно  больше  разных  типов  ландшафтов, например:  берег  реки,  холм,  выраженный  участок  луга  и  т.д. На тропе также рекомендуется иметь  большое  разнообразие  растений,  т.к.  чем  больше растений,  тем  больше  и  разнообразие  животных,  потому  что  животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек  или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными воспитателями и родителями 

Видовыми точками могут стать:

-  Отдельные растения -  старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов;  экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей стволом); растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными,  выемчатыми  и  т.  п.),  цвету  (светло-зелеными  и  темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями;  сухие  старые  деревья  (как  еще  стоящие,  так  и  уже  лежащие  на земле), пни; крупные травянистые растения; растения, подлежащие охране в нашей местност; лекарственные растения.

Сообщества  растений  -  фрагменты  ландшафтов  луговой,  лесной растительности  с  их  наиболее  характерными  представителями.  Это  могут быть  как  дикорастущие  заросли,  так  и  растения,  специально  посаженные педагогами  и  детьми.  На  территории  детского  сада  можно  обнаружить полянки  одуванчиков,  заросли  подорожника  и  других  видов.  У  водоема  обитают  разнообразные прибрежные  растения.  К  таким  же  точкам  можно  отнести  искусственные  сообщества растений — участки сада, огорода, сад редких растений

Участки,  где  можно  обнаружить  различных  животных  или  следы  их

деятельности -  естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи  столбы»),  муравейники,    земляные  норки  дождевых

червей  и  кучки  выбрасываемой  ими  земли;  сезонные  скопления  насекомых.

Участки  с  интересными  объектами  неживой  природы  —  овраги,  крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений)  и  тоже  в  определенных  местах.  А  весной  хорошо  выделить участок для наблюдения за сосульками.

-  Специально оборудованные площадки:

- Метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков  (дождя,  снега), "барометром" для определения влажности воздуха;   высотой  стояния  Солнца  (солнечные  часы);

- Поляна сказок (сказочные скульптуры, строения).

-Птичья столовая с кормушками.

- Клумбы обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями-барометрами); альпийская горка.

Огород  с  овощными  и  лекарственными  растениями,  посадки  злаковых культур («поля»), в северных районах — теплицы.

Участки  с  хорошо  заметными  следами  влияния  человека  (как положительного,  так  и  отрицательного): 

- Места  отдыха,  кормления  птиц, вытоптанные площадки,  т.п.

Этапы создания экологической тропинки:

Последовательность  действий  по  созданию  тропинки  может  быть следующей:

  1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
  3. Выбор вместе с детьми «Хозяина тропы» - персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать и в гости.
  4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме.
  5. Оформление «паспорта экологической тропы»
  6. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков.
  7. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

Создание тропы начинается с разработки маршрута. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Возле каждого объекта выставляется табличка с названием. Информация на табличке должна быть краткой и выразительной. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой – либо деятельности детей и взрослых, например: «Избушка Айболита» (станция скорой помощи) – место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка. «Площадка для отдыха» - последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть, поделиться впечатлениями.

Подводя итог, хочется еще раз заострить ваше внимание на том, что все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в детском саду их роль в развитии детей дошкольного возраста

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»   Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающе...

Консультации для родителей «Значение нетрадиционных способов рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

"Значение нетрадиционных способов рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему:«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней,  дети знакомятся с окружающим миром во всем  его многообразии через образы, краски, звуки. Дети учатся ...

Консультация для воспитателей Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...

Консультация для родителей на тему «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владен...

Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия. Некоторые родители считают, что не стоит торопиться и «лишать детей детства»...