Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Трофимова Ирина Григорьевна

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности №4

Образовательная область – познание

Воспитатель: Трофимова И.Г.

 Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Расширять представления детей о зимующих птицах.

Задачи:

• уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

• закреплять знания детей о повадках птиц, питании, среде обитания.

• закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».

• показать взаимосвязь живой и неживой природы.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание альбома «Зимующие птицы», чтение:  В.Чаплина «Птицы под нашим окном», М.Пришвин «Птицы под снегом», В.Бианки «Синичкин календарь», просмотр видео урока «Зимующие птицы нашего края».

Ход занятия

1.Организационная часть.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам, дорогие ребята, начать увлекательное путешествие в мир птиц.  Этот мир настолько интересный и разнообразный.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Маше и Андрюшке,

                         Чтобы сделали кормушки.

Посмотрите, кто к нам прилетел? Вы знаете этих птиц? Назовите их. О чём просят птицы в своём письме? (Чтобы сделали кормушки.) Почему они называются зимующими?

2.Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Сначала мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый... (Воробей)                                                              

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. 

Ребята, послушайте, как о себе рассказывает воробей: «А я воробей — шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю»        1 слайд

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… ( Сорока)  

 Послушайте, как трещит сорока.

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.                                                                                                                      2 слайд

Воспитатель: Встречаем следующего гостя.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!   (Дятел)

О какой птице так говорят? Почему ты решил, что это дятел? А может быть это дровосек?

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел.

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.                                    3 слайд

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Посмотрите на фотографию дятла. Как узнать дятла, если вы встретите его в лесу или в парке? Да! Мы легко узнаем дятла по красному беретику на головке и по черному  жилету. Какие у дятла крылья, хвост, лапки, голова? На голове красная шапочка, есть красные штанишки. На спинке у дятла черный жилет, а грудка у дятла беленькая.  Самцы дятла носят на голове красную шапочку, а самки дятла ходят без шапочки. У них голова черная.

Воспитатель. Что за птица прилетела к нам на выставку?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.  (Синица)

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.                                  4 слайд

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.  (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки).

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой.  Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша зима как будто юг.                                                  

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,  (снегирь)

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.                                                      5 слайд

Воспитатель. А это самая интересная птица к нам прилетела!

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.   (клёст)

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик.    6 слайд

Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!  Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь! Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст!

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, с кем дружат клесты?

Как же клесты и ели да сосны друг другу помогают? Чем клестам ель и сосна помогает? (Елка и сосна  дают  им корм – семена шишек). А как же клесты  этим деревьям помогают?

Как я вам уже сказала,  клесты едят только часть семян, остальные семена остаются в шишке. Шишка с семенами падает на землю, а весной семена прорастают. Получается, что клесты как лесники лес сажают и этим деревьям помогают.

С какими животными  «дружат» клесты? Кто ест семена из шишек, которые обронили клесты на снег? (Белки, мышки)

С мышками клесты настоящие друзья! Мышка не может сорвать шишку с дерева. А  клесты роняют шишки с семенами на землю, вот и кормятся мышки этими семенами и «Спасибо» за это клестам говорят. Можно сказать, что еда сама к ним приходит, точнее, прилетает с дерева!

А кто еще ест семена шишек в лесу? Белочки. Они тоже доедают семена шишек за клестами.

Воспитатель: Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (Выслушиваю любые предположения детей)

 -Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда.

 -Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых.

-Есть ли насекомые зимой? Куда они делись?

 -Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых! 

-Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!

Воспитатель: Как же птицы переносят зимой морозы? (Ответы детей)

-Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье).

 А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки)

И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушиваю предположения детей.

Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

3.Заключительная часть.

Воспитатель.  Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Угощение для птиц"

Экологическое воспитание является важной составляющей образовательного и воспитательного процесса в детском саду. Занятие направлено на расширение представлений детей об условиях жизни птиц в зи...