Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух —
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Титенко Марина Александровна

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух — мы тебя поймаем»

Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «Формирование элементарных математических представлений».

Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Гипотезы:
— воздух постоянно нас окружает;
— способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
— воздух легче воды;
— воздух есть внутри людей;
— без воздуха невозможна жизнь.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкости с водой, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ;шприцы с  гуашь; кисточки; фонарики, салфетки,. Картинки с изображением носов(нос собаки, хобот слона, крокодила, медведя, клюв птицы, нос человека).,

                                                   

                                              Ход занятия:

Воспитатель: Я предлагаю всем вам поприветствовать друг друга (дети хором)       «Мы пришли сюда учиться , не ленится , а трудится .                                                                                   Работаем старательно, слушаем внимательно.                                                                 Одному, или одной- трудно справится с бедой,                                                                  Слово- Мы- сильней, чем Я.                                                                                                            Мы Семья- и мы друзья.»

Воспитатель: Подумайте и скажите, что еще нас может согревать и улучшает нам настроение?

Дети: Солнышко. Тепло. Мамины руки.
Воспитатель: Правильно! Представьте, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло каждому , кто стоит рядом (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:

Солнышко, солнышко ,мы твои лучи.               ( дети хором)
Быть людьми хорошими, ты нас научи.

Воспитатель: Ульяна, ты почему вертишься по сторонам, что-то потеряла ?

Ульяна : Потеряла! Вот ищу.

Воспитатель: Так ты нам скажи, может мы знаем как тебе помочь.
Ульяна:              

                            Через нос проходит в грудь

                             И обратный держит путь.

                             Он невидимый, но все же,

                             Без него мы жить не сможем.

                             Он нам нужен, чтоб дышать,

                             Чтобы шарик надувать.

                             С нами рядом каждый час,

                             Но невидим он для нас!

Дети:  Это воздух.

Воспитатель: Тогда представьте, что мы с вами ученые, нам всем нужно провести , опыты , исследования.


Воспитатель: А сейчас посмотрите по сторонам, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы , как ученые отправляемся в нашу первую лабораторию, и должны через опыты, путем эксперимента показать как можно увидеть воздух. (дети проходят к столу).

1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Невидимка –воздух мы тебя поймаем!»

(с полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте рассмотрим, что в пакете, что вы в нём видите?

Дети: Он пустой, а еще прозрачный.

Воспитатель: Я сейчас пакет сложу в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

Я предлагаю вам поймать воздух, давайте возьмем пакет и распрямив его сделаем взмах руками и пакетом. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети:  Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.(дети проводят опыт с пакетом , чтобы убедится ,что из пакета воздух вышел).
Воспитатель: обращается к детям: Уважаемые ученые мы с вами, провели опыт -давайте сделаем выводы. :

Вывод:(Дети отвечают)  чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.

А теперь скажите, какого цвета воздух?
(ответы детей).

На столах у нас фонарики , сейчас мы посветим на пакет, Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
                       Воздух с вами мы искали
                       И в пакет его поймали!
                       Посмотрели, посветили
                       И на волю отпустили!

Проходим во 2 лабораторию:

                                 Опыт №2 «Воздух вокруг нас».

Воспитатель: Ребята, что у меня в стакане? (показать пустой стакан). (Воздух).А как показать, что в стакане есть воздух?.

Кто знает?

Дети: Нужно опустить стакан в воду.

Воспитатель: Правильно. А как следует опускать стакан в воду?

Дети дают ответы -выслушать и подвести их к выводу:

Нужно опустить стакан вверх дном».

Воспитатель: Если бы в стакане ничего не было, туда вошла бы вода. А сейчас вода туда войдет? Посмотрим…

(перевернуть стакан и опустить в емкость с водой). Спрашивает: «Что же мы видим, ребята? Стакан пустой! Кто говорил, что в стакане ничего нет? Если в нем ничего нет, что же тогда водичку не пускает?»

Дети : Не пускает воду воздух.

Воспитатель: Вынимает стакан из воды и говорит: «Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан. Мы даже можем опустить в воду кораблик и сделать так, что он будет под водой.

Опустить на воду маленький кораблик бумажный и накрыть его стаканом. Опустить стакан под воду, кораблик под водой, но плавает под стаканом.

Вывод: Воздух везде вокруг нас.

                                    Опыт №3 «Воздух в человеке».

Воспитатель: Предлагаю всем ученым проделать следующий опыт.

(На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.)

Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины?

Скажите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?

Дети: нам поможет - воздух.

Что нам надо для этого сделать?

Дети:  (Подуть в трубочки).

Что происходит? Появились пузырьки — это воздух.

Мы снова его увидели.

Вопросы по ходу эксперимента :

А что же делают наши горошины? Они двигаются.

Что же нам помогло оживить горошины? Правильно- воздух.

Мы не только его нашли, но и увидели.

Как воздух, заставил горошины двигаться?

Дети: Мы дули в трубочки и своим воздухом, дыханием горошины двигали.

Вопрос :А откуда взялся этот воздух? Из наших легких, мы ими дышим. Предложить детям, самостоятельно сделать выводы, на основе поставленного опыта, (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!

Воспитатель: Скажите, а кто из вас умеет правильно дышать?

Предполагаемые ответы детей :дышать надо носом.

Воспитатель: Покажите! Молодцы!

Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Давайте с вами подышим, молодцы, у всех получилось правильно.Вопрос к детям: Уважаемые ученые ,кто из вас ответит, как же к нам, в организм попадает воздух? –Ответы: Воздух попадает через нос.

Воспитатель: послушайте стихотворения о носах:

( его может рассказать ребенок , выучив заранее ).

У всех зверей, у всех людей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы .        (Рома)

И ни чихнуть и не вздохнуть без носа нам нельзя.

А для чего в носу дырочки: (через них проходит воздух и попадает к нам в легкие)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в интересную игру,

                         

                               Игра : «Где ,чей нос».

Посмотрите, у меня на магнитной доске, расположены носы.

Вам , как ученым, следует определить, кому принадлежит нос.

(нос собаки, крокодила, птицы, хобот слона, медведя, пятачок поросенка, нос льва, нос человека).Молодцы! Задание выполнено. А теперь пора и отдохнуть.(Дети становятся полукругом и хором говорят считалку)

Физминутка:                          1-2-3-4-5 –

                                           Все умеем мы считать

                                          Отдыхать умеем тоже

                                          Руки за спину положим

                                          Голову поднимем выше

                                          И легко — легко подышим.

Воспитатель: я предлагаю вам, посмотреть, как с помощью воздуха перемещаются предметы?

                                        Опыт. № 4 С салфеткой.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух ,салфетка колышется, как летом листочки на деревьях.

Поиграйте с салфеткой, возьмите ее, в руки , подуйте на нее.

Что произошло с салфеткой? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок и салфетка под ветерком колыхалась.

Вывод: Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Уважаемые ученые, сегодня мы очень многое узнали , провели эксперименты, поставили опыты.

И в результате наших поисков мы обнаружили :(дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

1.Что воздух бесцветный,   Дети отвечают- (поэтому мы его не видим);

2.Чтоб увидеть воздух, - Дети (его надо поймать) .

3.Что воздух легче воды

4. Воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей

5.Без воздуха ничто живое не может жить

Воспитатель: Предлагаю всем ученым еще один эксперимент. Мы будем рисовать необычным способом. Воздухом.

Проходите  в 5 лабораторию                                                                                  Послушайте  стихотворение :           (можно дать ребенку)

                                      Воздух очень много может!
                                     Он нам рисовать поможет!              (Максим)
                                     В трубочки подуем-
                                     Капельки раздуем!

Воспитатель: Ребята посмотрите у вас на столах лежат шприцы. А какие они цветом?

Дети: Шприцы цветные, разноцветные. Потому что там краска.

Вос-ль: Ребята посмотрите какие цифры на шприце.

Дети считают 1 2 3 4 5.

Вос-ль: А сколько у нас набрано в шприц краски?

Дети- считают 1

Вос-ль: Правильно 1 мл. Ребята теперь аккуратно выпускайте краску на листочек, что у нас получилось?

Дети: у нас получилась клякса.

 Вос-ль: берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки», как у осьминожки.

Рисунки получились у всех разные, необычные.

Дети называют предполагаемые изображения.

Когда краска подсохнет , вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Вы были отличной командой ученых. Молодцы!