Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух —
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух — мы тебя поймаем»
Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «Формирование элементарных математических представлений».
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
— воздух постоянно нас окружает;
— способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
— воздух легче воды;
— воздух есть внутри людей;
— без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкости с водой, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ;шприцы с гуашь; кисточки; фонарики, салфетки,. Картинки с изображением носов(нос собаки, хобот слона, крокодила, медведя, клюв птицы, нос человека).,
Ход занятия:
Воспитатель: Я предлагаю всем вам поприветствовать друг друга (дети хором) «Мы пришли сюда учиться , не ленится , а трудится . Работаем старательно, слушаем внимательно. Одному, или одной- трудно справится с бедой, Слово- Мы- сильней, чем Я. Мы Семья- и мы друзья.»
Воспитатель: Подумайте и скажите, что еще нас может согревать и улучшает нам настроение?
Дети: Солнышко. Тепло. Мамины руки.
Воспитатель: Правильно! Представьте, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло каждому , кто стоит рядом (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко ,мы твои лучи. ( дети хором)
Быть людьми хорошими, ты нас научи.
Воспитатель: Ульяна, ты почему вертишься по сторонам, что-то потеряла ?
Ульяна : Потеряла! Вот ищу.
Воспитатель: Так ты нам скажи, может мы знаем как тебе помочь.
Ульяна:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Тогда представьте, что мы с вами ученые, нам всем нужно провести , опыты , исследования.
Воспитатель: А сейчас посмотрите по сторонам, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы , как ученые отправляемся в нашу первую лабораторию, и должны через опыты, путем эксперимента показать как можно увидеть воздух. (дети проходят к столу).
1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Невидимка –воздух мы тебя поймаем!»
(с полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте рассмотрим, что в пакете, что вы в нём видите?
Дети: Он пустой, а еще прозрачный.
Воспитатель: Я сейчас пакет сложу в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.
Я предлагаю вам поймать воздух, давайте возьмем пакет и распрямив его сделаем взмах руками и пакетом. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.(дети проводят опыт с пакетом , чтобы убедится ,что из пакета воздух вышел).
Воспитатель: обращается к детям: Уважаемые ученые мы с вами, провели опыт -давайте сделаем выводы. :
Вывод:(Дети отвечают) чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
А теперь скажите, какого цвета воздух?
(ответы детей).
На столах у нас фонарики , сейчас мы посветим на пакет, Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Проходим во 2 лабораторию:
Опыт №2 «Воздух вокруг нас».
Воспитатель: Ребята, что у меня в стакане? (показать пустой стакан). (Воздух).А как показать, что в стакане есть воздух?.
Кто знает?
Дети: Нужно опустить стакан в воду.
Воспитатель: Правильно. А как следует опускать стакан в воду?
Дети дают ответы -выслушать и подвести их к выводу:
Нужно опустить стакан вверх дном».
Воспитатель: Если бы в стакане ничего не было, туда вошла бы вода. А сейчас вода туда войдет? Посмотрим…
(перевернуть стакан и опустить в емкость с водой). Спрашивает: «Что же мы видим, ребята? Стакан пустой! Кто говорил, что в стакане ничего нет? Если в нем ничего нет, что же тогда водичку не пускает?»
Дети : Не пускает воду воздух.
Воспитатель: Вынимает стакан из воды и говорит: «Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан. Мы даже можем опустить в воду кораблик и сделать так, что он будет под водой.
Опустить на воду маленький кораблик бумажный и накрыть его стаканом. Опустить стакан под воду, кораблик под водой, но плавает под стаканом.
Вывод: Воздух везде вокруг нас.
Опыт №3 «Воздух в человеке».
Воспитатель: Предлагаю всем ученым проделать следующий опыт.
(На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.)
Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины?
Скажите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?
Дети: нам поможет - воздух.
Что нам надо для этого сделать?
Дети: (Подуть в трубочки).
Что происходит? Появились пузырьки — это воздух.
Мы снова его увидели.
Вопросы по ходу эксперимента :
А что же делают наши горошины? Они двигаются.
Что же нам помогло оживить горошины? Правильно- воздух.
Мы не только его нашли, но и увидели.
Как воздух, заставил горошины двигаться?
Дети: Мы дули в трубочки и своим воздухом, дыханием горошины двигали.
Вопрос :А откуда взялся этот воздух? Из наших легких, мы ими дышим. Предложить детям, самостоятельно сделать выводы, на основе поставленного опыта, (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!
Воспитатель: Скажите, а кто из вас умеет правильно дышать?
Предполагаемые ответы детей :дышать надо носом.
Воспитатель: Покажите! Молодцы!
Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Давайте с вами подышим, молодцы, у всех получилось правильно.Вопрос к детям: Уважаемые ученые ,кто из вас ответит, как же к нам, в организм попадает воздух? –Ответы: Воздух попадает через нос.
Воспитатель: послушайте стихотворения о носах:
( его может рассказать ребенок , выучив заранее ).
У всех зверей, у всех людей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы . (Рома)
И ни чихнуть и не вздохнуть без носа нам нельзя.
А для чего в носу дырочки: (через них проходит воздух и попадает к нам в легкие)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в интересную игру,
Игра : «Где ,чей нос».
Посмотрите, у меня на магнитной доске, расположены носы.
Вам , как ученым, следует определить, кому принадлежит нос.
(нос собаки, крокодила, птицы, хобот слона, медведя, пятачок поросенка, нос льва, нос человека).Молодцы! Задание выполнено. А теперь пора и отдохнуть.(Дети становятся полукругом и хором говорят считалку)
Физминутка: 1-2-3-4-5 –
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
Воспитатель: я предлагаю вам, посмотреть, как с помощью воздуха перемещаются предметы?
Опыт. № 4 С салфеткой.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух ,салфетка колышется, как летом листочки на деревьях.
Поиграйте с салфеткой, возьмите ее, в руки , подуйте на нее.
Что произошло с салфеткой? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок и салфетка под ветерком колыхалась.
Вывод: Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Уважаемые ученые, сегодня мы очень многое узнали , провели эксперименты, поставили опыты.
И в результате наших поисков мы обнаружили :(дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
1.Что воздух бесцветный, Дети отвечают- (поэтому мы его не видим);
2.Чтоб увидеть воздух, - Дети (его надо поймать) .
3.Что воздух легче воды
4. Воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей
5.Без воздуха ничто живое не может жить
Воспитатель: Предлагаю всем ученым еще один эксперимент. Мы будем рисовать необычным способом. Воздухом.
Проходите в 5 лабораторию Послушайте стихотворение : (можно дать ребенку)
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет! (Максим)
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
Воспитатель: Ребята посмотрите у вас на столах лежат шприцы. А какие они цветом?
Дети: Шприцы цветные, разноцветные. Потому что там краска.
Вос-ль: Ребята посмотрите какие цифры на шприце.
Дети считают 1 2 3 4 5.
Вос-ль: А сколько у нас набрано в шприц краски?
Дети- считают 1
Вос-ль: Правильно 1 мл. Ребята теперь аккуратно выпускайте краску на листочек, что у нас получилось?
Дети: у нас получилась клякса.
Вос-ль: берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки», как у осьминожки.
Рисунки получились у всех разные, необычные.
Дети называют предполагаемые изображения.
Когда краска подсохнет , вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Вы были отличной командой ученых. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммун...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха»....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух – невидимка»
В конспекте представлен материал по ознакомления с окружающим миром. Определены формы работы исследовательно-эксперементальной деятельно с воздухом....
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развит...