Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Хуснутдинова Ольга Владимировна

Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего мира» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического образования и воспитания, правильного поведения в природе и правильного отношения к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_ekologii.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Автор: Хуснутдинова

Ольга Владимировна

воспитатель

г.Усинск

2020 год

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

     

Введение. ………………………………………………….

3,4

Основная часть ………………………………………….

5-8

Заключение………………………………………………..

8

Список литературы………………………………………

10

                                         Введение

В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе  непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад – школа – вуз – производственная деятельность)». Ориентация на «природу как среду» получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными.

Экологическое образование – одно из  инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего мира» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического образования и воспитания, правильного поведения в природе и правильного отношения к ней.

В ходе ее реализации решаются следующие задачи: 

  • Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе;
  • Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;
  • Развивать познавательную активность детей и инициативу в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • Развивать первоначальные географические представления;
  • Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;

Анализ  некоторых программ, изучение «Концепции  содержания непрерывного образования» и учет методических рекомендаций разных авторов  позволил мне разработать систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и составить рабочие программы с использованием опытнической деятельности на каждом занятии в соответствии с изучаемой темой раздела программы. В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д.  Маханевой, О.А. Воронкевич и др. в своих программах («Детство», «Мы», в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку  осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.

Методическая разработка используется на занятиях по разделу «Природный мир», на прогулках и в самостоятельной деятельности детей.

Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается  обязательным включением эксперимента в занятие, который связан с изучаемой темой. Также в методической разработке предложены опыты, требующие длительного наблюдения. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы.

Основная часть

Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на  изложении воспитателем систематизированных знаний  в вопросах, направленных на закрепление этих знаний.  В основу распределения содержания тем и задач занятий   заложены ведущие концептуальные идеи авторов программы «Детство».

 Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного  и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ-рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений;  ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно-следственных связей.

Методическая разработка основана на принципах:

- принцип амплификации;

- принцип системности;

- принцип научности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип региональности.

 

Структура детского экспериментирования

                                

                                                                                                                                                                

Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента:

Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать:

  • решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов,…);
  • постановку проблемных вопросов(как накормить целый город овощами?,…);
  • поисковую деятельность (сбор и составление гербария…),;
  • наблюдения;
  • работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов);
  • систему игровых технологий;
  • чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!».

Совместная деятельность воспитателя и детей:

- диагностика  детей (первичная, текущая, контрольная);

- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;

- целевые прогулки и экскурсии на природе;

- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);

- рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, энциклопедий;

- сбор различных коллекций  (семян, камней, осенних листьев…);

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- работа с моделями;

- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;

- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;

- создание книг-самоделок;

- экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:

- задания для самостоятельных наблюдений в природе;

- создание проблемных ситуаций – познавательных и практических;

- разные виды игр;

- экспериментирование;

- уход за растениями и животными в уголке природы;

- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.

Практический   и  наглядный   инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности.

Для успешной реализации методической разработки необходимо создать практический и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о системе общих и частных связей  дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает:

  • более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др)
  • огород, где  высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;
  • аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,), улиток и рыб.

 Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы:

  • натуральные объекты живой  и неживой природы;
  • иллюстративные пособия;
  • вспомогательные приборы и оборудование.

В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающие ребенка,  разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.

Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи  грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.

Заключение

        В результате систематической работы по детскому экспериментированию происходит значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора.

        Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Рабочая тетрадь ч. 2.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 и методики Л.Н.Прохоровой и В.С.Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью («Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004) . Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе.

        Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности:

        Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности.

        Уровень ниже среднего.  Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы.

        Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Проявляет интерес к совместной экспериментальной деятельности,  анализирует и  делает выводы с помощью взрослого.

 Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности         

        Уровень выше среднего. Ребенок  проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки.  Проникает в причинно-следственные связи явлений,  проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого. Проявляет интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.

        Высокий уровень. Ребенок  с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Устанавливает причинно-следственные связи, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Использование в работе с детьми по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста  форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего мира позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развитие толерантности, нравственные качества, чувство сопереживания и ответственности. Таким образом, по результатам диагностики наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей,  развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора.

Данная разработка может быть  востребована во всех детских садах, решающих задачу экологически развитой личности ребенка и в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.- М.: АРКТИ, 2004, 320 с.
  2. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.Терентьева; под.ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2003. – 319
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. -2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Ознакомление с окружающим миром: Цикло-блочное планирование учебно-воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма»/ Под общей ред. Н.Б.Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2007.
  6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.
  7. Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под.ред. К.Ю.Белой. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 176 с.
  8. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144с.
  9. Тутушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. А.Е.Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.
  10. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- С.118-195.
  11. Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей. – Мн.: «Тесей», 1999. – 124 с.
  12. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?.- СПб.: СОЮЗ, 1998. – 80 с.
  13. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2005. – 104 с.Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет (из опыта работы): Метод.пособие/ Сост. И ред. Т.В.Хабарова; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2006. – 86 с.
  14. Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. -  СПб., «Акцидент», 2004.

   .