Современные технологии краеведческого образования в детском саду.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Гончарова Любовь Павловна

Занятия по истории города достаточно сложны для восприятия детьми дошкольного возраста. Так как материал насыщен энциклопедическими данными, специфической терминологией, трудной для произношения, понимания и запоминания детьми, фамилиями известных архитекторов, скульпторов, деятелей (чаще всего иностранного происхождения, датами и цифрами).  Но в то же время на занятиях, включающих  в себя подобный материал, у детей развивается эрудиция, расширяется кругозор, развивается произвольная память, внимание, мышление, познавательный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Занятия по истории города достаточно сложны для восприятия детьми дошкольного возраста. Так как материал насыщен энциклопедическими данными, специфической терминологией, трудной для произношения, понимания и запоминания детьми, фамилиями известных архитекторов, скульпторов, деятелей (чаще всего иностранного происхождения, датами и цифрами).  Но в то же время на занятиях, включающих  в себя подобный материал, у детей развивается эрудиция, расширяется кругозор, развивается произвольная память, внимание, мышление, познавательный интерес.

Важно, чтобы дети не только правильно называли, произносили «трудные» слова, но и понимали их значение, а также могли пользоваться ими в своей речи. Для этого существует множество приёмов, при применении которых у детей значительно расширяется словарный запас, дети легко узнают и называют известные петербургские достопримечательности, их авторов и некоторые исторические факты, архитектурные стили.

Прежде всего - это эмоциональный окрас подачи материала. Рассказывая детям о какой-либо достопримечательности, её истории, о событиях и пр., необходимо менять тембр голоса и, подчёркивая важность изложения, делать паузы или акценты в необходимом месте. Для этого педагог должен сам проникнуться изложением, ясно знать и представлять то, о чём идёт речь и в полной мере овладеть искусством риторики. Выразительный и эмоциональный рассказ, о каком – либо объекте, событии воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать желание слушать и запоминать, способствует созданию у ребёнка образных представлений, быстрому и прочному усвоению материала.

При подаче материала детям можно использовать вопросы, на которые дети не знают ответа, например: «А вы знаете, какая высота шпиля Петропавловского собора?». «Нет, не знаем?» – отвечают дети. «122,5 метра!» А после небольшой паузы, которая позволяет детям осмыслить сказанное, восхищённым тоном сказать: «Представляете? Какой высокий! Собор стал самым высоким строением нашего города!». Обычно дети реагируют: «Вот это да! Ничего себе!». Такой приём позволяет не только подчеркнуть важность сказанного, но и вызвать восхищение объектом, показать масштабность Петербургских достопримечательностей. Детям необязательно запоминать цифры, но представление о высоте Петропавловского шпиля у них отложатся надолго. Для этого можно  рассмотреть иллюстрации или слайды, показывающие собор в сравнении с другим архитектурным объектом. Можно использовать фотографию человека, реставрирующего ангела на шпиле, а после занятия они посетят Петропавловскую крепость и во время экскурсии,  убедятся в этом.

Или, например, когда речь идёт об архитекторе Трезини, можно сказать так: «Строительством Петропавловского собора занялся архитектор с очень необычной фамилией… (пауза, ребята с интересом ждут продолжения) Трезини (произнести по слогам). Да, Трезини… Такая чудная фамилия. Это потому что он приехал из Италии, а в Италии у всех людей очень необычные фамилии. Дети неоднократно пытаются повторить фамилию архитектора хором или по отдельности, стараясь запомнить её. Для читающих детей  вывешиваются карточки определённой формы с цветными буквами , форма карточек и цвет букв может быть любым и для каждой фамилии разным, составляющие вместе фамилию известного архитектора. Когда дети познакомятся с несколькими фамилиями мастеров, можно давать им подсказку такого рода: «Кто автор скульптуры «Медный всадник? Если затрудняетесь, подсказку можно увидеть на жёлтых кружочках красными буквами!» После, вывешивая карточки, можно чередовать их между собой.

Сложные незнакомые детям слова, фамилии необходимо выделять в своём рассказе голосом, акцентируя на них внимание детей, используя чёткую артикуляцию, повторять несколько раз хором или по отдельности. И обязательно разъяснять детям их смысл, назначение или происхождение. Так, например, в рассказе об одном из символов Санкт-Петербурга – золотом кораблике на шпиле Адмиралтейства, обращаем внимание на слово «флюгер»: «Посмотрите, что находится на шпиле Адмиралтейства!» «Да, конечно, на шпиле Адмиралтейства находится Золотой кораблик. Это не простой кораблик. Это флю-гер (слово произносится чётко, разборчиво, выделяя слоги) Попробуйте повторить и запомнить это слово. Флюгер – это такой прибор, который показывает направление ветра». Для наглядности используется модель флюгера. Дети с удовольствием на него дуют, изображая ветер.

Новое слово опускаем в «копилку Новых слов», откуда периодически достаём слова и повторяем их.

Очень хорошо способствует запоминанию и закреплению в словаре детей новых слов словесные и дидактические игры. Например, игра «Полслова»: Ребята становятся полукругом, а педагог по очереди бросает им мяч, называя при этом часть слова, вторую часть называет ребёнок, возвращая педагогу мяч Например: БАСТИ-ОН, ДЕЛЬ-ТА, ФЛЮ-ГЕР, ОСТ-РОВ, КРЕ-ПОСТЬ и т. д. Таких слов с каждым занятием становится всё больше. Так же  можно поиграть в «Половинку фразы», когда педагог называет первую часть фразы, а ребёнок, получивший мяч, продолжает её - ЛЕТНИЙ…САД, ЗИМНИЙ …ДВОРЕЦ, МЕДНЫЙ …ВСАДНИК и пр.

Для усложнения этих упражнений назначается ведущим один из детей или мяч передаётся по кругу и каждый, получивший мяч, заканчивает слово и придумывает следующее своё.

Очень полезно использовать разнообразные ребусы и кроссворды, математические задачки Петербургского содержания, которые дают возможность развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи, тренируют внимание, память.

Использование мнемотаблиц путём образования дополнительных ассоциаций, алгоритмизации деятельности и образных компонентов значительно облегчают запоминание детьми стихотворений Петербургской тематики, облегчает восприятие сложного материала.

Игровые ситуации, элементы «деловой игры», используемые на занятиях по Петербурговедению помогают закрепить материал, понять и осмыслить получаемую на занятии информацию. Например: занятие – прогулка по Летнему саду с участием героя Гусарика. Выполняя различные задания в ходе «прогулки» дети тем самым помогают Гусарику вспоминать то, что они знают о Летнем саде и рассказывать об этом. А,  знакомясь с архитектурным ансамблем стрелки Васильевского острова, можно проиграть с детьми ситуацию «На таможне» (по рек. Г. Т. Алифановой.  В процессе этой игры,   дети начинают понимать для чего нужны биржа, таможня, склады-пакгаузы. Дети с удовольствием путешествуют вместе с бумажным корабликом (на магните) по реке Неве, знакомясь с достопримечательностями, расположенными вдоль берегов. Такие игры снижают утомляемость детей, повышают эмоциональную заинтересованность.

Для восприятия и усвоения исторических фактов на специальных занятиях необходимо широко использовать наглядность. Это может быть наборы иллюстраций, картин, Или образный ряд, созданный с помощью мультимедийной презентации (если позволяют возможности ДОУ). Мультимедиа позволяет сделать занятие не только современным, но и очень привлекательным для детей. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребёнком и решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и игру, позволяют моделировать различные ситуации и среду, активизируют познавательную деятельность и усиливают усвоение материала.

Знания, полученные на занятиях по Петербурговедению необходимо подкреплять реальными прогулками и экскурсиями по городу, которые дети могут совершать со своими родителями в выходные дни.

А для этого в родительском уголке помещается специальная папка, в которую после каждого занятия выкладывается информация о том, чем занимались дети на занятии;  вопросы, которые каждый родитель может задать своему ребёнку по теме и предполагаемые ответы на них, разъяснения и рекомендации по проведению прогулки.  Куда пойти, что посмотреть, на что обратить внимание, а также практические задания. Например: нарисовать то, что видели. Опыт показывает, что многие родители зачастую сами с большим интересом изучают содержимое папки, вновь открывая для себя свой город, у них возникает желание посмотреть, посетить Петербургские достопримечательности, начинают интересоваться историей города, становятся интересными собеседниками своему ребёнку.

Очень полезно включать в свою работу – проведение праздников Петербургской тематики, музыкально-литературные композиции, КВНы, интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?».   Мини викторины особенно любимы детьми, что поднимает эмоциональный настрой детей, даёт возможность гордиться тем, что они знают о Петербурге и стремиться к новым знаниям, воспитывает глубокий интерес к родному городу.

Имеет смысл творчески использовать имеющиеся в настоящее время программы по ознакомлению детей с Петербургом. Каждый педагог может сам выбрать наиболее подходящие и эффективные  приёмы и методы передачи знаний детям о городе, главное не стоять на месте, искать, фантазировать и экспериментировать.

1.Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», СПб «Паритет», 2005 г

2. Н. Анциферов «Непостижимый город», Л., 1991 г.

 3. М. Басина «Мы идем по Ленинграду», М: «Детская литература», 1973 г.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»

 5. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева «Чудесный город», СПб, 1996 г.

 6. Л.И. Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком» - СПБ, Невский курьер, 1995 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФЛЕШМОБ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ "

Основным положением стандарта о развитии детской инициативы и самостоятельности, а также – об индивидуализации образования будет соответствовать не столько сам флэш-моб, скол...

Современные технологии речевого развития в детском саду

Проблема формирования устной речи детей дошкольного возраста состоит в отсутствии должного выражения своих мыслей, чувств, желаний.И для этого существуют различные эффективные технологии по речевому р...

Технология экологического образования в детском саду. С.Н. Николаева

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенап...

"Мате: плюс. Математика в детском саду" - современная технология математического образования дошкольников.

quot;Мате: плюс. Математика в детском саду" - современная технология математического образования дошкольников....

Игровые технологии краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста

«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства… «Местные» черты поведения человека е...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...