Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ на тему «Славяне, наши предки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavyane_nashi_predki.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей.

Оборудование и материалы: презентация «Как жили славяне»

Ход:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история».

Поначалу в жизни нашей

Было все не так, как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы сделать Землю садом.

Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы.

Без мостов речушки были,

Недоступны, словно море.

Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей,

Ни большим, ни малым…

Были только у людей

Руки – только руки.

И трудится предок наш,

И не знал он скуки.

Воспитатель: История нашей страны начинается в давние – давние времена, когда не было еще на Земле ни вас, дорогие дети, ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, ни даже нашей страны России. Тогда селились в лесистых местах на берегах рек наши далекие предки.

- Как вы думаете, кто такие предки? (Ответы детей.)

Предки – это люди, которые жили на нашей земле много – много веков назад.

Лес давал людям дрова, пищу, а река – рыбу, воду. Не зря говорилось: «Возле леса жить – голодному не быть».

Первыми поселились на территории русской земли наши предки – древние славяне. Славяне – были сильными, мужественными людьми. Как они выглядели?

Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид древних славян: голубые глаза, светлые волосы, высокий рост.

Жили древние славяне в деревянных домах – срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена в одиночку. Нужно было защищаться и от диких животных, и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую колючую изгородь – частокол. Мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные растения, ведь аптек тогда еще не было. Жили славяне большими группами – племенами. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называть деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.

Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие. Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Очень много труда приходилось прикладывать древним славянам, чтобы вырастить хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогали бы людям, все приходилось древним славянам делать вручную: пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно, печь хлеб. Вот каким трудолюбивыми были наши предки.

Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим.

- Как вы думаете, что было необходимо человеку для жизни в первую очередь? (Ответы детей.)

И одежду, и посуду, и обувь, и оружие для охоты – все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других.

Постепенно деревни разрастались, становились все больше и больше. Стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев. Это был самый красивый и богатый город того времени. Слава о древнем Киеве разошлась далеко за его пределы. Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. Он заботился о своем народе, о защите государства от врагов. При Ярославе Мудром древнерусское государство стало расти и процветать. Русь стала одной из самых могучих стран того времени.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Н. Кончаловский.

Итог занятия

Воспитатель.

- Кто такие предки?

-Как назывались наши предки?

- Как они жили? Чем занимались?

- Назовите самый главный город Древний Руси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Презентация на тему : «Как наши предки выращивали хлеб».

Задачи:1.     Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину.  Познакомить с  последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными т...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Программные задачи. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники О...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших предков"

Конспект интегрированного  занятия в подготовительной группе на тему: «Игрушки наших предков»Цели: - знакомство с историей игрушек;- расширение и систематизация словарного запаса...

Проведение тематического занятия по теме «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов» Рисование в книжках-раскрасках «Одежда богатырей –защитников»

Закрепление вида рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Закрепление освоения способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечив...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Одежда наших предков»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Одежда наших предков».           По патриотическому воспитанию детей до...