Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе "Волшебница Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кобелькова Елена Викторовна

Расширять представления дошкольников о красоте зимней природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_volshebnitsa_zima.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе

на тему «Волшебница зима»

Цель: развивать  эстетические представления на основе ознакомления дошкольников с произведениями  литературы и искусства.  

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления   дошкольников  о  красоте природы зимой;

- закреплять  представления   дошкольников  о  профессиях  художника, композитора, поэта.

Развивающие:

- развивать речь и обогащать словарный запас детей;

- развивать память, внимание, мышление, воображение.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес и любовь к родной природе, внимательное и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: беседа с детьми о зиме, признаках зимы, чтение стихотворений.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: беседа, вопросырассказ, демонстрация картин и иллюстраций о зиме.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Технологии, используемые в ходе НОД: личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие, технология сотрудничества, проблемно- игровая, информационно- коммуникационные.

Оборудование: музыка П. И. Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года», картины Л. И. Бродская. «Морозное утро», И. Э. Грабарь. «Иней», И. И. Шишкин. «На севере диком», А. К. Саврасов «Зима». Книги великих русских писателей и поэтов- К. Ушинский, А. С. Пушкин,   М. Ю. Лермонтов

                                            Ход занятия:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

- Дети. О зиме.

- Воспитатель:

И вот сама идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на ветвях дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

– В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.

Многие поэты, писатели, художники, композиторы с большой любовью относились к русской зиме и прославляли ее красоту в своих произведениях.

Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы. В музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками!

– Послушайте музыку и постарайтесь представить себе то, о чем хотел рассказать композитор П. И Чайковский.

(звучит музыка П. И Чайковского «Времена года» - «Зима».).

– О зиме написано много: поэты и писатели рисуют зиму словами. Я надеюсь, что вам непременно захотелось услышать и другие произведения о зиме. Послушайте, как описывает в своих рассказах о «Зиме- красавице» писатель Константин Ушинский.

                                Рассказ К. Д. Ушинского «Зима»

Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно не долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов. Без снега семена могли бы вымерзнуть.

Лист еще в конце осени опадает с деревьев, и березовая или дубовая роща, тенистая летом, к зиме становится прозрачной. На голых сучьях вместо листьев развешиваются хлопья мягкого, белого снега. Одни только ели и сосны зелены и зимой. На них всю зиму остаются зелёные иголки, или хвои. Деревья с хвоями вместо листьев называются хвойными. Деревья,одетые листьями, – лиственными.

Зимой гораздо меньше птиц в леcах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. Иные из них погибают, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает. Многие птицы улетают на зиму в теплые края, иногда за тысячи верст. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи покидают нас ещё с осени. Дикие гуси, утки, лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами. Они очень хорошо чувствуют, что чем южнее, тем теплее, и ищут такие страны, где не бывает зимы. Таких птиц называют перелетными. Галки, вороны, сороки, тетерева, рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими. Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах; но и те зимой прыгают не так весело, как летом.

Звери большей частью также скрываются на зиму в берлоги, норы и дупла деревьев. Иные засыпают на самое холодное время, как, например: ёж, медведь, байбак, сурок. Но белка не засыпает, она приберегла себе с осени хороший запас орехов в дупле дерева и грызет их целую зиму. Животные, засыпающие на зиму, называются зимоспящими.

Домашние животные – лошади, коровы и овцы – погибли бы зимой от голода и холода, если бы человек не выстроил для них теплых хлевов и конюшен и не приготовил сена и овса.

При наступлении зимы человек старается устроиться по – зимнему. Он вставляет двойные рамы в окна, сильно топит печи, надевает тёплую одежду, прячет колёсные экипажи до весны и выдвигает из сарая сани. Зимняя дорога гораздо легче летней, и поэтому зимой по всем дорогам тянутся большие обозы с различными тяжёлыми товарами. Почтовая тройка весело бежит, побрякивая колокольчиком; даже деревенская кляча – и та зимой прибавляет шагу. Сани легко, со скрипом, скользят по снегу.

Полевые работы прекращаются ещё осенью. Но крестьяне без работы не остаются и зимой.

Когда они перемолотят хлеб, то идут на заработки: нанимаются на фабрики или пускаются в извоз. Женщины зимой прядут и ткут. Вот почему крестьяне так весело похлопывают рукавицами, когда первый снег закроет кочки и лужи и ляжет гладким первопутком. Мальчики тоже рады первому снегу. Пришла для них пора играть в снежки, лепить баб, кататься на салазках и на коньках. Свечей в домах и лучины в избах горит зимой гораздо более, чем летом.

Весело зимой, особенно когда солнышко светит ярко, на снежных полях блестят миллионы искр, а деревья точно убраны дорогим хрусталем…

Но не всегда же зимой светлые дни: бывают и метели. Когда подымется вьюга, то сильный ветер несет хлопья снега и, свистя и завывая, крутит его в воздухе. В иную метель, как говорится, зги не видно, в десяти шагах нельзя различить человека, и нет ничего легче, как сбиться с дороги в такую непогоду. Не беда еще, если нет сильного мороза и путешественник успеет забиться в сугроб снега, – под снегом тепло. Как отрадно в такую погоду добраться до деревни. Хотя её и занесло снегом, хотя избы в ней черны, но зато в них тепло. Добрый крестьянин встречает иззябшего, нежданного гостя и угощает чем бог послал…

Самые сильные трескучие морозы бывают обыкновенно посреди зимы, около крещенья, почему их и называют крещенскими. Большие морозы трескучими называют потому, что от них иногда лопаются и трещат бревна в стенах домов. В такой холод, говорят, даже птицы замерзают в воздухе и падают на землю. Зиму, в которой много бывает сильных морозов, крестьяне зовут лютой, то есть очень злой.

Вопросы к рассказу К. Д. Ушинского «Зима»:

1) О каких приметах зимы вы узнали из рассказа?

2) Чем полезен выпавший толстый слой снега на земле?

3) Какие деревья называются хвойными, а какие лиственными? Почему?

4) Как переживают зимние холода насекомые?

5) Каких вы знаете перелётных птиц?

6) Назовите зимующих в вашем крае птиц.

7) Как зимуют звери в лесу?

8) Как раньше жили крестьяне в деревнях?

9) Какую положительную черту характера крестьян подчеркнул в рассказе «Зима» К. Д. Ушинский?

- Какие замечательные слова подобрал писатель Константин Ушинский, чтобы рассказать о зимней красоте.

Конечно, любит зима морозы трескучие, но бывают и оттепели. Поэтому и зимние дни такие разные – то сверкающие, солнечные, звонкие, то серые, ненастные, колючие.

                                  Физминутка « Снег, снежок»

Снег – снежок, снег – снежок.

По дорожке стелется.

(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег – снежок, снег – снежок 

Белая метелица. 

Снег – снежок, снег – снежок 

Замело дорожки.

(Плавно качают руками вправо–влево). 

Снег – снежок, снег – снежок 

Тает на ладошке.

(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку).

Мы налепим снежков,

Вместе поиграем.

(«Лепят снежки»).

И друг в друга снежки 

Весело бросаем.

(«Бросают снежки»).

Поэты восхваляли «Волшебницу- Зиму» в своих стихотворениях:

(А.С. Пушкин)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

- О чем это стихотворение?

-Что передает поэт , какие чувства?

(Сергей Есенин)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

- О чем это стихотворение?

-Что передает поэт , какие чувства?

(Ф. Тютчев)

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою.
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован.
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- О чем это стихотворение?

-Что передает поэт , какие чувства?

Сейчас ребята прочитают нам стихи известных поэтов о Зиме.

(дети читают стихи).

Воспитатель. Какие замечательные слова подобрали поэты, чтобы рассказать о зимней красоте. Стихи о зиме помогают почувствовать это прекрасное время года.

Я предлагаю поиграть в игру «Снежинка»! Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка; чтобы снежинка не растаяла, нужно быстро назвать приметы зимы (дети передают по кругу снежинку и называют приметы зимы. Другая группа подбирают слова – «Какая зима ?», третья группа – «Что делает зима?»)

(Дети рассматривают картины о зиме и отвечают на вопросы)

                                   Игра «Снежинка»

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы передавайте снежинку по кругу и отвечайте.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет….

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится….

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

- Молодцы, ребята! Какая красивая природа зимой! Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна за одну ночь создать совершенно новую картину в природе.

- Что сегодня мы на занятии узнали? ( как воспевали зиму поэты, композиторы, а художники изображали красавицу зиму на холсте кистью и красками)

                         

                                   Игра «Закончите предложения»

Сегодня на занятии я узнал…

Мне показалось интересным…

Меня удивило…

Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Весна идёт»...

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Зимующие птицы».

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Зимующие птицы»....

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Конспект занятия по ФЦКМ  в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Мир комнатных растений»

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Мир комнатных растений»...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с организмом человека»

Дети подготовительной группы в игровой форме познакомятся с органами и частями тела человека....