Экологический проект " Мы с природой дружим-мусор нам не нужен"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Исаева Мария Витальевна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_my_s_prirodoy_druzhim.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования

                         г. Долгопрудного детского сада общеразвивающего вида № 13

                                                          « В гостях у сказки»

                                    (АОУ детский сад № 13 « В гостях у сказки»)

                                                                                                                       

               

           

    Проект

« Мы с природой дружим-мусор нам не нужен»

                                   ( с 01.03.2019 по 20.05.2019)

Подготовила:

Исаева М.В

г. Долгопрудный

2018-2019

Экологический проект «Мы с природой дружиммусор нам не нужен

Тип проекта: информационно – исследовательский

Участники проекта: дети, педагоги, родители

По количеству участников: коллективный

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

Актуальность проблемы

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого - социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружиммусор нам не нужен!».

Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы

Задачи проекта:

  • Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
  • Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознанияэкологической культуры:

1. Сбор литературных источников.

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружиммусор нам не нужен!» по формированию экологического образования

3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

2 этап - организационный

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме:

1. Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.

2. Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения. 3. Разработать консультацию для родителей «Прикоснись к природе сердцем».

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

1. Анкетирование родителей. 

2. Наблюдения и экологические экскурсии по улицам поселка, вблизи детского сада.

3. Познавательное чтение.

4. Разработка консультации для родителей.

5. Экологические, подвижные, дидактические игры.

6. Выставка поделок из бросового материала «Мусор смело пустим в дело».

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

4. Ожидаемые результаты

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;

- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;

- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природыэкологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Нормативно-правовая база

- Конституция Российской Федерации; 

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН»

- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

Актуальность

Чисто не там, где убирают, 

а там, где не мусорят.

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

                                 Социальная значимость проекта

Экологическая ситуация 21 века и утилизация отходов волнует значительную часть общества. Проект имеет социальное значение, поскольку затрагивает без преувеличения жизненно важные потребности населения и нацелен на решение конкретной проблемы – сформировать культуру поведения самых разных категорий населения при обращении с отходами, а так же сформировать единые формы и подходы в отношении природопользования и охраны окружающей среды. Проект является одним из способов привлечения внимания человеческого общества к проблеме большого скопления мусора на планете посредством осуществления различных мероприятий и акций. 

                            Классификация загрязнений природы

Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:

  • Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
  • Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
  • Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
  • Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.

В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.

Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира. 

Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.

Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Формы работы с детьми:

- групповая (фронтальная);

- подгрупповая (небольшими группами по интересам);

- индивидуальная.

Методы и приемы:

- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

- игровой;

- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).

Принципы работы:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
  2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
  5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

Создание уголка для экологического воспитания детей

 Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие: 

- учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макет, диараммы);

- литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);

- игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);

Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.

 Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей  и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и  эколого-эстетическому развитию детей,  формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.

Этапы реализации проекта ( 3 месяца)

1 этап – подготовительный ( 01.03. 2019 г.):

  • Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
  • Определение цели и задач проекта. 
  • Изучение литературы по теме.
  • Подбор методической литературы.
  • Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
  • Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
  • Разработка системы занятий.
  • Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
  • Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

2 этап – основной (март 2019 г. – апрель 2019 г.):

  • Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края. 
  • Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
  • Природоохранные акции.
  • Разработка авторских дидактических игр и пособий.
  • Привлечение в работу родителей воспитанников.

3 этап – заключительный (май 2019 г.):

  • Выставка творческих работ детей.
  • Экологический праздник «Мы с порядком дружим»
  • Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
  • Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).

Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников

ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды»

Беседа «Правила поведения в природе»

Рисование запрещающих экологических знаков

Д/и «Экологический поезд»

П/и «Что в ведро мы соберем»

С/р игра «Лесничий»

Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. Рыжовой

Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора»

Субботник на прогулочной площадке с созданием декора и игровых модулей из резиновых покрышек и пластиковых бутылок

Март

Лепка «Вазочка» из стеклянных бутылочек с использованием круп

Д/и «Сортировка мусора»

С/р игра «На заводе»

Сказка «Про Хламище-Окаянище»

«Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабатывающий завод»

Поделка «Вторая жизнь мусора»

Март

Исследовательская деятельность «Свойства пластмассы»

Поделка « Свинка» из пластиковой бутылки»

Д/и «Вершки-корешки»

С/р игра «Команда спасателей природы»

Сказка «Нет места мусору»

Презентация «Как Лесник заботится о лесе»

Мастер-класс «Поделки из пластиковой посуды»

Март

ТРИЗ «Сколько мусора выбрасывает детский сад»

Коллективная работа «Автопарк» - игрушки из пластиковых стаканчиков и спичечных коробков.

Д/и «Что лишнее»

С/р игра «Мы идем в поход»

Сказка «Про Мусорогрязку»

Презентация «История появления мусора на Земле»

Активное участие в сборе макулатуры

Апрель

Создание команды «Зеленый патруль»

Создание календаря «Наши экологические дела»

Д/и «Да – нет»

П/и «Птица без гнезда»

«История оранжевого Мусоровоза»

Видеофильм «Как создают бумагу»

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»

Апрель

ТРИЗ «Что будет, если закопать мусор в землю…»

Поделка «Веселые улыбки» из пластиковой посуды.

Лото «Время года»

Д/и «Рассортируй мусор»

Сказка «Маша и медведь» Н.А. Рыжовой

Презентация «Красная книга Московской области»

Рисование агитационных плакатов и стенгазет

Май

Итоговое мероприятие – экологический праздник «Мы с порядком дружим»

Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу»

Д/и «Очистим озеро от мусора»

Разрезные картинки «Планета Земля»

Сказка «Нет места мусору» А. Кривощекова

Интерактивная игра «Чистая планета»

Родительское собрание «Результаты работы по реализации экологического проекта» (вручение благодарностей) 




Реализованные мероприятия

  1. Субботник с родителями на прогулочной площадке с созданием декора и игровых модулей из резиновых покрышек и пластиковых бутылок.
  2. Сбор и утилизация макулатуры.
  3. Акция «Древонасаждение»
  4. Акция «Школа утилизации: электроника»
  5. Акция «Сдай батарейку – спаси ежика»
  6. Экологическая акция «Чистый город»
  7. Мастер-класс «Поделки из пластиковой посуды и тары»
  8. Облагораживание близлежащей к детскому саду территории – уборка сухостоев, несанкционированной свалки.
  9. Агитационная деятельность с участием родителей – раздача листовок и памяток по сортировке и утилизации мусора местному населению.
  10. Работа с жителями дворов (беседы, собрания) о сборе бумаги, пластика, стеклотары на переработку с целью уменьшения нагрузки на полигоны ТБО.
  11. Создание команды «Зеленый патруль»: обсуждение вопросов утилизации мусора, отслеживание порядка на территории детского сада, помощь младшим группам по уборке и облагораживанию игровых площадок, агитационные мероприятия среди групп детского сада.
  12. Экологические мероприятия с детьми: образовательная и тематическая игровая деятельность, викторина «Мусор – враг природы», экологические праздники «День Земли» и «Мы с порядком дружим».

Продукты деятельности

  1. Творческие работы, поделки из вторсырья.
  2. Календарь «Наши экологические дела»
  3. Поделки «Вторая жизнь мусора»
  4. Лэпбук «Берегите природу»
  5. Коллективный коллаж «21 марта – день леса, 22 марта – день воды»
  6. Коллективное изготовление плаката «Это может сделать каждый»

                                                                                               

   Приложение 1

Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружиммусор нам не нужен

1. Ознакомление со свойствами бумаги, резины, дерева, пластмассы. Воспитатели, дети

2. Беседа «Помогите природе». Воспитатели, дети

3. Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». Воспитатели, дети

4. Экологическая акция «Берегите природу»

Наклеивание листовок для населения. Воспитатели, дети

5. Дидактические игры. Воспитатели, дети

6. Изготовление детьми природоохранных знаков «Не губите, не загрязняйте природу» Воспитатели, дети, родители

7. НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»  Воспитатели, дети

8. Чтение стихов, рассказов в рамках темы. Воспитатели, дети

9. Наблюдения на прогулках Воспитатели, дети

10. Беседа «Правила поведения в природе» Воспитатели, дети

11. Выставка «Мусор смело пустим в дело»

изготовление поделок из бросового материала Воспитатели, дети, родители

12. Организация дефиле  « Мусорная мода»

Приложение 2

 

Анкета для родителей.

1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?

2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?

3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т. д.)

4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?

5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?

6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?

7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?

8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?

9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?

10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?

11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?

12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?

Приложение 3

1.Проведение длительного эксперимента«Мусор в земле».

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина, листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

2. Непосредственная образовательная деятельность

Тема«Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);

Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы)

       Вывод:

        В ходе реализации данного проекта, дети и родители получили экологические знания, которые позволяют привить бережное отношение к природе и всему окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)Тип проекта: познавательно – творческийУчастники проекта: дети – педагоги - родители...

Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

1.Актуальность проблемыДошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-цен...

Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Задачи проекта: Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах. Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у дет...

Экологический проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МЫ С ПРИРОДОЙ ДРУЖИМ, МУСОР НАМ НЕ НУЖЕН!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МЫ С ПРИРОДОЙ ДРУЖИМ, МУСОР НАМ НЕ НУЖЕН!»ПАСПОРТ ПРОЕКТАТип проекта: информационно – исследовательскийПо содержанию: ребенок и охрана природыУчастники проекта:...

Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» Возраст детей 5-6 лет

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...