Кружок по познавательному развитию «Поиграй со мной в инженера».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Яхина Гузель Тагировна

 Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3Dмоделей из Тико-конструктора, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Башҡортостан Республикаһы Нефтекама ҡалаһы ҡала округының

39-сы дөйөм үҫтереү төрө балалар баҡсаһы муниципаль автономиялы мәкәтәпкәсә белем биреү учреждениеһы

(39-сы балалар баҡсаһы МАМББУ)

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 общеразвивающего вида

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Администрации городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

(МАДОУ детский сад №39)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ детский сад №39

__________ Л. Н. Низамутдинова

Приказ от «__» ________ 2020 г. №____

 

   

  

Рабочая программа  кружка

по познавательному развитию

«Поиграй со мной в инженера»

на 2020 – 2021 учебный год.

 

 

 

Принято на педагогическом совете

Протокол от «___» _____2020г. №___

Воспитатель: Яхина Г. Т.  

 

 

г. Нефтекамск, 2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

  1. Пояснительная записка.                                                                
  2. Тематический план.                                                                
  3. Содержание программы.                                                                
  4. Годовой календарный учебный график.
  5. Организационно - педагогические условия реализации программы.
  6. Планируемые результаты.          
  7. Оценочные и методические материалы.                                              

1.Формы контроля.                                                                                                        

2. Условия реализации программы.                                                          

  1. Литература.

Пояснительная записка.

        Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

         Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. Огромное значение отведено конструированию, так как в стране наблюдается резкий дефицит технических профессий (инженер, технолог, плотник, столяр, механик, слесарь, строитель, техник и многие другие). Именно конструирование способно развить исследовательское поведение.

         Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3Dмоделей из Тико-конструктора, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системнодеятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

      Игра ребенка с Тико- деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Программа рассчитана на  1 год обучения с детьми 5-6 лет. Работа по Тико - конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:

1. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

2. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

3. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

4. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить.

5. Развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

6. Развитие индивидуальных способностей ребенка;

7. Развитие речи детей;

9. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора «Тико», деревянного конструктора, счетных палочек и прочее.

  Формы и режим образовательной деятельности: обучение начинается с 01 октября и заканчивается 31 мая. 2 раз в неделю по 25 мин.

 Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Основные методы работы:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),

-наглядные (демонстрация),

-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),

-практические (конструирование),

-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Основные приёмы работы:

-беседа,

-ролевая игра,

-познавательная игра,

-задание по образцу (с использованием инструкции),

-творческое задание,

- работа со схемами, - проект.

Новизна.

 Занятия «Тико» конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Принципы  ТИКО-конструирования.

Основные принципы по Тико-конструированию:

- от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы организации обучения дошкольников конструированию.

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

Планируемый результат дошкольный возраст 5-6 лет.

Дети научатся:

- различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям заданным взрослым;

- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

- работать в паре, коллективе;

- рассказывать о постройке.

У детей сформируются:

- морально-волевые качества: терпимость, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;

- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

    - конструкторские навыки и умения;

- развитие мелкой моторики рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.

Организационный раздел.

Перспективный план совместной образовательной деятельности

(дошкольный возраст 5-6 лет)

Первое полугодие:

  •  Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;
  •  Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;
  •  Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;
  •  Знакомить с новыми деталями;
  •  Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
  •  Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.

Второе полугодие:

  •  Учить работать с мелкими деталями;
  •  Создавать более сложные постройки, по сравнению с постройками первого полугодия;
  •  Работать вместе, не мешая друг другу, распределять работу, создавать коллективные постройки;
  •  Учить рассказывать о постройке других воспитанников;
  •  Учить помогать одногруппникам при возникновении затруднений;
  •  Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
  •  Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
  •  Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций;
  •  Развивать творческую активность;
  •  Навыки межличностного общения и коллективного творчества;
  •  Способности к анализу и планированию деятельности;
  •  Интерес к лего/тико-конструктору и другим средствам при работе над собственным проектом.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут в группе (по 12 детей).

 

Основные формы занятий:

  1. Моделирование по схеме, замыслу, образцу;
  2.  Работа над проектами (второе полугодие);

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий,           беседы по теме проекта
  • Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
  • Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.

        

        II.         Тематический план .

Тематическое планирование «Поиграй со мной в инженера» для детей 5-6 лет.

Месяц

Тема  (количество часов)

Основное содержание

Октябрь

Конструирование         по замыслу (1).

Знакомство с ТИКО-конструктором.

 Д/и «Чудесный мешочек».

Техника безопасности в работе с конструктором ТИКО

Строительство по замыслу.

Башня (1).  

 

Игра «Есть у тебя или нет?». Рассматривание иллюстраций различных башен. Физкульминутка

 «Мы становимся все выше»

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши,

Раз, два – поднялись,

Раз, два – руки вниз.

 Рассматривание образца башни. Конструирование по образцу.

Мост (2).  

1.Игры « Угадай – ка!»

Рассматривание иллюстраций видов мостов. Конструирование по образцу (деревянный конструктор).

2.Игры «Разрежь и сложи».

Рассматривание знаменитых мостов.

Конструирование по замыслу (ТИКО-конструктор).

Мы построим дом (2).  

1.Игра «Отгадай». Чтение стихотворения:

Мой дом

Посмотрите: это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!

- Приглашаете? Войдем!

Н. Голь

 Рассматривание образца (ТИКО-конструктор)

Конструирование по образцу.

Обыгрывание построек.

2.Игра «Что изменилось?». Чтение и заучивание отрывка стихотворения Олеси Емельяновой «Строим город».

Строить город мы решили,

Дом из кирпичей сложили.

Но один мы можем дом

Городом назвать с трудом.

Нужно десять или двадцать.

Что ж придется постараться.

Строим мы дома, и вот

Город на глазах растет.

Конструирование дома по замыслу, собрать дома в город. Обсуждение и обыгрывание.

  Красивые рыбки (1).  

  Загадки о рыбах.

  • В воде мы живём,

         Без воды пропадём

  • Не хожу и не летаю,

          А попробуй догони!

         Я бываю золотая,

        Ну-ка в сказку загляни!

Беседа о рыбах. Выбор образца рыбки.

Конструирование. Рассказ о своей постройке.

Конструирование по замыслу (1).

Д/И «Чудесный мешочек». Обдумывание постройки, обсуждение планов, конструирование. Анализ построек.

Ноябрь

Гусенок (1).

  Игра «Принеси и покажи». Отгадывание загадки о гусе.

Рассматривание картинок. Конструирование по образцу.

Обыгрывание построек.

Любимая игрушка (1).  

Игра «Запомни и выложи ряд». Беседа «Моя любимая игрушка». Рассматривание игрушек пирамидок, образцов построек. Конструирование по образцу.

Конструирование по замыслу

(1)

Игра «Тико на голове». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек.

Большие         и         маленькие пирамидки (1).

Игра «Собери модель по памяти». Рассматривание картинок. Беседа. Стихотворение про пирамидку

В пирамидку я играю…
Словно башню собираю…
Все цвета я подбираю…
По размеру подставляю…

Башня вышла у меня…
Ростом с нашего кота…
Ваську к башне притащил…
ВАСЬКА сильно укусил…

Башню всю мою сломал…
Вырвался… и убежал…
Вместо башни у меня…
Получились острова…

Обсуждение будущей постройки. Конструирование по образцу.Рассказ о получившихся постройках.

Ворота для заборчика (1).

Игра «Соедини модель по ориентирам». Демонстрация образца. Показ способа соединения деталей.

Конструирование. Оценка и  обыгрывание построек.

 

Петушок (1).

Игра «Собери модель по памяти».  

Загадка о петухе.

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Потешка «Петушок, петушок»

Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

 Рассматривание петушка, беседа. Демонстрация образца. Конструирование. Обыгрывание постройки.

Конструирование по замыслу

(2).

Игры «Чудесный мешочек», «Собери модель».

Обдумывание будущей постройки. Конструирование.

Свободная игровая деятельность.

Декабрь

Лесной домик (1).

Игра «Что изменилось». Стихотворение

ДОМ.

Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нём
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пёс ворота охранял
Чтоб на травке жил жучок
Бегал быстрый паучок
Солнце было, дождик шёл
Чтоб тюльпан в саду расцвел
Чтоб глазок на доме был
А за домом ёжик жил.

 Демонстрация образца постройки.

Конструирование. Заселение домов. Обыгрывание.

Мебель (2).

Игра «Поиск недостающей фигуры».

Встреча с гостьей – белочкой

Маришой. Рассматривание предметов мебели. Игра «Найди деталь». Показ способа конструирования стола. 1.Конструирование стула и кровати. 2.  Конструирование мебели по своему замыслу. Оценка работ.

Кошка(1).

Беседа о домашних питомцах. Стихотворение

Два кота

Жили-были Два кота —

Восемь лапок, Два хвоста.

Подрались между собой Серые коты.

Поднялись у них трубой Серые хвосты.

Бились днем и ночью

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

С. Маршак

Рассматривание иллюстраций. Демонстрация образца постройки. Конструирование. Оценка работ.

Беседа о лесных животных и трудностях, которые они встречают зимой. Животные впадающие в спячку (причина, особенности). Чтение и заучивание стихотворения про ежа.

Живёт на свете зверь смешной

Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка Ёж!

Рассматривание иллюстраций. Демонстрация образца постройки. Конструирование. Оценка работ.

Ёж(1).

Ёлочка (1).

Игра «Чудесный мешочек».

Беседа о празднике Новый год. Загадка про ель

  • У неё одёжки колки:

          Всё иголки, да иголки.

         Звери шутят: “Дядя ёж

         На неё слегка похож”.

  • В лесу мороз крепчает,

         В полях метёт метель,

        На праздник нас встречает

       Сверкающая…

Рассматривание елочки. Демонстрация образца елки.

Конструирование елочки. Оценка и выставка работ.

Конструирование по замыслу

(2).

Игры «Лего на голове», «Принеси и покажи».

Обдумывание и обсуждение будущей постройки.

Конструирование. Свободная игровая деятельность.

Обыгрывание построек.

Январь.

Грузовик (1).

Игра «Выложи вторую половину узора».

Песенка «Мы едем, едем, едем…».

Рассматривание машины, выделение основных частей. Демонстрация образца постройки. Конструирование по образцу с применением пошаговой инструкции. Обыгрывание построек.

Гантеля(1).

Д/и «Узнай, что изменилось?». Беседа о спорте (виды спорта).

«Спорт».

Спорт нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам дает.
Он нам мышцы развивает,
На рекорды нас зовет.

Демонстрация образца постройки. Конструирование по образцу с применением пошаговой инструкции. Обыгрывание построек

Дом фермера (1).

Д/и «Дострой дом».

Посылка от Почтальона Печкина (графическая модель одноэтажного домика). Рассматривание модели. Обсуждение последовательности конструирования. Конструирование. Рассказ о своей работе. Обыгрывание построек.

Лесные жители (3)

Игра «Составь узор». Беседа «Жители леса».

  1. Рассматривание зайца. 2. Рассматривание лося. 3. Конструирование лесного животного по замыслу. Демонстрация образца.

Конструирование по образцу. Оценка работ.

Обыгрывание построек.

Конструирование по замыслу

(2).

Игра «Отгадай!». Обсуждение будущей постройки.

Конструирование в подгруппе. Выставка работ.

Обыгрывание построек.

Февраль

Знакомство со светофором

(1).

Игра «Светофор». Сказка о светофоре. Игра «Перейдем через дорогу». Демонстрация образца светофора.

Конструирование по образцу. Обыгрывание построек.

Продолжение знакомства со светофором (1).

Игра «Выложи вторую половину узора». Беседа «Наш город». Пешеход. Демонстрация образца постройки проезжей части и надземного перехода. Работа в подгруппах. Оценка работ.

Звезда(1)

Д/и «Обводилки». Загадка о звезде.

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.

 Рассматривание иллюстраций. Демонстрация образца постройки. Конструирование. Оценка работ.

Колодец(1)

Беседа о добывании воды, о важнлсти экономии воды. Загадка о колодце.

Ведёрко звонко, спускаясь скачет,
А поднимаясь, скрипит и плачет.
В глубокой шахте вода хранится,
Чтоб летом знойным ты мог напиться.

Конструирование по образцу. Оценка работ.

Корзина(1)

Д/и «Создай схему».  Чтение  стихотворения Бориса Заходера

Чья корзинка тяжелей?

Ходили два приятеля,
Ходили по грибы.
Ходили да ходили,
Устали от ходьбы.

В одну ходили сторону
И поровну прошли,
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.

В одной корзинке — белые,
И все как на подбор!
В другой — один-единственный
Трухлявый мухомор.

Сказал второй приятель:
— Ну что ж, не повезло.
Зато мою корзинку
Тащить не тяжело!

Идут они обратно,
Идут они домой,
Бежит вприпрыжку первый,
За ним ползёт второй.

Бежит вприпрыжку первый
С добычею в руке,
Второй едва плетётся,
Хоть он и налегке.

Сказал второму первый,
Прощаясь у дверей:
— Пустая-то корзинка,
Выходит, тяжелей!

Конструирование по образцу. Оценка работ.

Конструирование по замыслу

(2).

 

Игры «Лего на голове», «Светофор».

Обдумывание будущей постройки. Конструирование.

Свободная игровая деятельность.

Папин день

(конструирование танка) (1)

Игра «Чудесный мешочек». Альбом «Военная техника».

Рассматривание танка, беседа о его основных частях.

Демонстрация образца. Конструирование по образцу.

Выставка работ.

Март

Ваза (1).

Игра «Кто быстрее». Чтение отрывка из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» (про вазу).

Рассматривание вазы. Демонстрация образца постройки.

Конструирование. Выставка работ.

Цветы для мамы (1).

Игра «Запомни и выложи ряд». Беседа о приближающемся празднике 8 Марта. Чтение стихов о маме. Показ образца. Конструирование. Оценка и выставка работ.

Слон (1).

Игра «Собери модель». Загадка о слоне. Рассматривание слона. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Рассказ о своих работах. Выставка поделок.

Обезьяна (1).

Игра «Поиск недостающей фигуры». Загадка про обезьяну

Не нужны другие страны:

Там, где джунгли, где лианы,

 Где кокосы и бананы,

Дом родной для ...( Обезьяны)

Рассматривание схемы постройки.

Конструирование по схеме. Обыгрывание построек.

Карусель (1).

Д/и «Ошибки в узоре».

Прослушивание детской песни «Карусель». Рассматривание иллюстраций карусели.

 Конструирование по схеме. Обыгрывание построек.

Цыпленок( плоская конструкция-1)

Д/и ««Что изменилось». Загадка про цыпленка

Пушистый жёлтенький комок

 Из скорлупы себя извлёк,

Порадовав наседку,

Дождавшуюся детку! 

Рассматривание схемы постройки.

Конструирование по схеме. Обыгрывание построек.

Конструирование по замыслу

(2).

Игры «Чудесный мешочек», «Собери модель».

Обдумывание будущей постройки. Конструирование.

Свободная игровая деятельность.

Апрель

Ракета (1).

Игра «Отгадай». Беседа о празднике «12 апреля», о космосе, ракетах. Рассматривание образца ракеты.

Конструирование по образцу. Выставка работ.

Конструирование по замыслу

(2)

Игра «Что лишнее». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек.

Корабли (1).

Игра «Составь флаги». Презентация «Корабли – водный транспорт». Рассматривание кораблей. Показ способа конструирования. Конструирование. Обыгрывание построек.

Поезд (1).

Игра «Кто быстрее». Загадка о поезде. Чтение стихотворения З.Джоббарзаде «Поезд мчится»

Рассматривание игрушечного поезда. Конструирование по показу. Обыгрывание построек.

Конструирование по замыслу

(1).

Игры «Поиск недостающей фигуры», «Составь узор».

Обдумывание будущей постройки. Конструирование.

Рассказ о получившейся постройке.

Цыпленок(1)

Беседа «Домашние птицы». Чтение стихотворения

Л. Круг

Потеряла курица
Всех цыплят на улице.
Куд-куда, куд-куда
Собирайтесь все сюда.
Пи-пи-пи, пищат цыплята,
Нас позвали индюшата.
Мы играли в червячка,
Слушали концерт сверчка.

А теперь бежим домой
К маме — курице рябой.

Конструирование по показу. Обыгрывание построек.

Утенок (1)

Д/и «Разрежь и сложи». Рассматривание иллюстраций с изображением утят. Конструирование по показу. Обыгрывание построек.

Май

Домик для скворца (1).

 

Игра «Выдели похожие». Чтение стихотворения о скворце. Рассматривание картинок «Скворечник». Демонстрация образца. Конструирование. Оценка и выставка работ.

 

Стаканчики для ручек(1)

Беседа «Маленькие, но важные и нужные». Д/и «Найди постройку по описанию». Демонстрация образца. Конструирование. Оценка и выставка работ.

Пожарная машина (1).

Игра «Есть у тебя или нет?». Рассказ о работниках пожарной части. Чтение Стихотворения «Пожарная Машина»

автор: Елена Инкона

У машины - красный цвет,

Есть сирена, яркий свет.

Наготове в ней всегда;

Шланги, лестница,вода!

Если где-то есть пожар,

И огня опасен жар -

Ей дорогу уступают!

Это правило все знают.

Героический расчёт

Службу трудную несёт!

Телефон их "01"

Знает каждый гражданин.

Рассматривание игрушки «Пожарная машина». Демонстрация образца пожарной машины.

Конструирование. Оценка и выставка работ.

Гриб(1)

Д/и «Узнай, что изменилось?» Рассказ о грибах, рассматривание иллюстраций. Демонстрация образца. Конструирование. Оценка  работ.

Геометрические фигуры по образцу(1)

Д/и «Горячо – холодно». Повторение названий геометрических фигур (плоских, объемных). Демонстрация образца. Конструирование. Оценка  работ.

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с

использованием конструктора (2).

Игры «Чудесный мешочек», «Собери модель по памяти», «Что лишнее?». Конструирование по замыслу.

Обыгрывание построек.

Итоговое занятие «От замысла – к воплощению».

Выставка работ (1).  

Повторить и закрепить пройденный материал: название деталей конструктора лего, способы крепления деталей, конструирование по условиям, образцу, схеме.

Демонстрировать успехи детей родителям.

 

 

 

 

III.Содержание программы «Тико–конструирование».

Первый год обучения (дети 5-6 лет) Задачи:

  • расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;
  • использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;
  • учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;
  • учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
  • формировать умение строить по схеме;
  • учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
  • конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание;
  • учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;
  • правильно называть детали детали тико – конструктора;

-сравнивать полученную постройку с задуманной постройкой;

  • развивать творческую инициативность и самостоятельность, способность к контролю над качеством и результатом работы.  

 

Раздел I. Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям

Рассматривание объекта. Выделение цвета деталей. Называние деталей тико – конструктора.

Устанавливание пространственного расположения частей постройки.

Раздел II. Конструирование по условиям.

Определение         условий,         которым         должна         соответствовать         постройка.         Анализ         условий. Практическая деятельность.

Раздел III. Конструирование по замыслу

Обдумывание темы будущей постройки. Составление общего описания будущего продукта.

Осваивание плана разработки замысла. Сравнение полученной постройки с задуманной постройкой. Второй год обучения (дети 6-7 лет)

Задачи:

  • закреплять приобретенные в старшей группе умения;
  • развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;
  • продолжать знакомить с новыми деталями;
  • знакомить с тико – конструктором;  
  • учить работать с мелкими деталями;
  • создавать более сложные постройки;
  • учить рассказывать о постройке других воспитанников, самостоятельно распределять обязанности;
  • возводить конструкцию  по чертежам без опоры на образец;
  • формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями; - направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.

 

Раздел I. Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям  

Рассматривание объекта. Выделение цвета деталей. Называние деталей тико – конструктора.

Устанавливание пространственного расположения частей постройки. Раздел II. Конструирование по условиям  

Определение         условий,         которым         должна         соответствовать         постройка.         Анализ         условий. Практическая деятельность.

Раздел III. Конструирование по замыслу  

Обдумывание темы будущей постройки. Составление общего описания будущего продукта.

Осваивание плана разработки замысла. Сравнение полученной постройки с задуманной постройкой.

Раздел IV. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Рассматривание схемы. Воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов.

 

 

  1. Годовой календарный  учебный график.

 

п/п

Содержание

Наименование возрастных групп

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Количество возрастных групп

 

1

                               

1

2.

Начало занятий, дни недели, время проведения занятий

с 01.09.2020

Среда  

Пятница

3.

Окончание занятий

31.05.2021

Каникулярное время

4.

Новогодние каникулы

с 01.01.2021 по 11.01.2021

5.

Летние каникулы

с 01.06.2021-31.08.2021 

 

6.

Продолжительность учебной нагрузки

1 занятие в неделю по 25 минут

1 занятие в неделю по 30 минут 

7.

Количество занятий в месяц

8

 

  1. Организационно - педагогические условия реализации программы.

Для обучения детей Тико-конструированию используются следующие методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационнорецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Частично-

поисковый

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Решение проблемных задач с помощью педагога.

 

Формы работы. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Формы организации обучения:  

  1. Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, показ способов их воспроизведения  
  2. Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.  
  3. Конструирование по замыслу – обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.
  4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
  5.  Конструирование по модели – из имеющегося строительного материала воспроизводят предъявленную модель.

 

Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД) Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.  

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

Совершенствование навыков классификации.

Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

Активизация памяти и внимания.

Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

Развитие комбинаторных способностей.

Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

 

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ТИКО. Развитие речи и коммуникативных способностей.

 

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

 

Условия реализации программы  Последовательность.  

Систематичность.  

Форма занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, в подгрупповой форме (6 человек) во второй половине дня.  

Место проведения: группа.

Количество детей в подгруппе: 6  человек.  

 Материально-техническое оснащение, оборудование:  

  • Конструкторы ТИКО;  
  • Игрушки: куколки, звери, робот, паровоз;
  • Предметные картинки;
  • Набор Пальчиковый театр;
  • Макет светофора;
  • Схемы построек;
  • Пространственно-предметная среда;
  • Ноутбук;
  • Проектор;
  • Экран, доска.

 

VI. Планируемые результаты.

Дети 5-6 лет К концу года дети должны: 

Знать:  

  • название деталей лего – конструктора  (кирпичик, клювик, горка, овал и др.); - название формы деталей; Уметь:
  • называть детали, изображенные на схеме;
  • скреплять детали конструктора;
  • строит элементарные постройки по замыслу;
  • строить по образцу;
  • строить по схеме;
  • рассказывать о постройке;
  • определять изображенный на схеме предмет; - сооружать постройки с перекрытиями; - точно соединять детали между собой.

Дети 5-6 лет К концу года дети должны: 

Знать:  

  • название деталей лего – конструктора; Уметь:
  • сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;
  • обдумывать замысел будущих построек;
  • работать с мелкими деталями;
  • работать вместе, создавать коллективные постройки;
  • самостоятельно распределять обязанности;
  • возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
  • работать по схемам; - строить сложные постройки; - строить по инструкции.

 

Дети 6-7 лет К концу года дети должны: 

Знать:  

  • название всех деталей лего – конструктора  Уметь:
  • строить более сложные постройки;
  • работать в команде;
  • пользоваться предметами - заместителями;
  • строить по образцу;
  • строить по инструкции;
  • рассказывать о постройке;
  • строить по замыслу;
  • работать над проектами;
  • конструировать по графической модели.

 

VII. Оценочные и методические материалы

Формы контроля

  • Наблюдение
  • Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников  
  • Практический контроль
  • Рейтинг готового изделия - Диагностика

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – октябрь, итоговая – май. Для мониторинга результативности работы по программе «Тико - конструирование» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.  

 

Критерии отслеживания усвоения программы  Анализ производится по трём критериям:

  • Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень
  • Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого  - средний уровень
  • Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень.

Диагностическая карта в средней группе (дети 5-6 лет) 

ФИ ребенка

Называет

деталь

Наз-ет

форму

Умеет скреплять

детали конструк

тора

Строит

элемнт.

постройки,

творческий замысел

Строит

по

образцу

Строит

по

схеме

Называет детали

изображенные на карточке

Умеет описать и рассказать о постройке

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Продолжительность учебной нагрузки: 2 занятия в неделю

Количество занятий в месяц: 8 занятий

Общее количество занятий: 144 занятия

Форма организации занятий: подгрупповая

Место проведения занятий: группа

 

VIII. Литература

 

  1. М.С. Ишмакова.  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
  2. О. В.Дыбина. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
  3. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ryb/zagadki-pro-rybok/
  4. http://ivanok.ru/stikhi/pro-dom
  5. http://ivanok.ru/stikhi/pro-dom
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/-vozmozhnosti-konstruktora-tiko.html
  7. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/
  8. http://www.yapochemu4ka.ru/collection/transformiruemyy-igrovoy-konstruktor-dlya-obucheniya-tiko/product/arhimed

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей 3-4 лет С помощью игр « Поиграй со мной мама»

Особенности речевого развития детей 3-4 лет.Описание речевых игр для детей этго возраста...

Развитие речи у детей 3-4 лет С помощью игр « Поиграй со мной мама»

Особенности речевого развития детей 3-4 лет.Описание речевых игр для детей этго возраста...

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития"Поиграй со мной"

Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений; Дальнейшее формирование: Представление о геометрическ...

Консультация для родителей « Поиграй со мною, поиграй со мною…» (Игры на развитие логического мышления детей 6 лет)

Предлагаю Вам интересные игры,направленные на развитие логического мышления старших дошкольников. Эти игры можно рекомендовать родителям, воспитанников. Игры очень полезны для подготовки к школе....

Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»

Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»Цель. Развивать двигательную активность, прививать навыки здорового образа...

Конспект ООД по познавательному развитию "Поиграем с Заинькой"

Конспект занятия по сенсорике для детей раннего возраста"Поиграем с Заинькой"Задачи:Продолжать формировать умение детей подбирать предметы по цвету;Развивать внимание;Воспитывать доброжелате...

Познавательные игры малышам. Из серии поиграй со мною мама .

. Когда ребёнок делает свои первые шаги, он начинает очень активно изучать окружающий мир и интенсивно с ним контактировать. В этот период любая вещь становиться активным предметом для изучения, ведь ...