проект "Особенные люди"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Кратковременный проект длительностью одна неделя. Актуальность проекта состоит в том, что бы как можно раньше помочь детям определить систему нравственных ценностей и приоритетов в жизни, тогда они будут стремиться помогать людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

                                             Проект «Особые люди»

Подготовительный этап:

1. Выявление проблемы.

2. Определение цели проекта.

3. Подборка материала по теме проекта.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники: дети, воспитатели, родители.

                         

Продолжительность: краткосрочный (30.11 – 04.12).

Актуальность: Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей. Сейчас особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Поэтому нами было решено разработать проект «Особые люди».

      Актуальность проекта заключается в том, чтобы как можно раньше помочь детям определить систему нравственных ценностей и приоритетов в жизни, тогда они будут стремиться помогать людям.

Проблема: отсутствие у детей опыта общения и предупреждение правильной реакции ребенка на встречу с «особенными людьми» и взаимодействие с ними.

Цель: Сформировать у детей позитивную жизненную позицию по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья и опыт взаимодействия сними.

 Задачи:

-дать детям возможность почувствовать, с какими трудностями встречаются «особые люди» в обычной жизни.

- познакомить с Параолимпийскими играми.

- познакомить с достижениями «особых людей» в разных сферах человеческой деятельности (спорт, наука, искусство и тд)

-познакомить детей с тем, кто или что помогает «особым людям» жить в городе (пандусы, говорящие светофоры, кнопки вызова помощи, специальные кресла, собаки – поводыри и т.д)

-показать взаимосвязь соблюдения правил безопасного поведения в окружающем мире, развивать чувство самосохранения.

-воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей через продуктивную деятельность.

Формы реализации: ООД, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Предполагаемый результат    

Формирование представления о людях с ограниченными возможностями здоровья, их особенностях, жизненных трудностях, о единых правах и возможностях людей в обществе.

Формирование доброты, уважения, терпения, понимания к «особым людям», доброжелательности и отзывчивости по отношению к ним, стремления оказывать помощь и поддержку.

 

Мотивация к изучению и соблюдению правил безопасного поведения, заботиться о своем здоровье.

Овладение речевым этикетом.

Положительная динамика развития сенсорных анализаторов.

Готовность детей участвовать в разных формах продуктивной деятельности.

Повышение уровня педагогического образования и культуры родителей в вопросах воспитания детей по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.

   

                                                    Основной этап:

                    Работа с детьми:

Физминутки: «Мы шагам друг за другом», «Давайте вместе с нами» «Добро – зло»; «В пояс поклонились!».

 Пальчиковая игра: «Художники»; «Дружба».

Основные движения: «Пройди по бревну», «прыжки с продвижением на одной ножке», через предметы», «игры с мячом», «упражнения на равновесие», «прыжки на двух ногах», «подбрось и поймай», «прокати мяч».

Подвижные игры: «Мини-футбол»; «Жмурки». «Тише едешь-дальше будешь»; «Петушиные бои»; «Передача мяча по кругу без помощи рук».

Народные (хороводные) игры: «Я змея, змея, змея», «Мы топаем ногами», «Гуси, гуси», «Бабка Ёжка».

Экспериментирование: «Что может бумажная гармошка». (А.И. Шапиро «Научные развлечения с простыми вещами»)

Формирование элементарных математических представлений: И.А.Помораева «Формирование элементарных математических представлений» Занятие     стр.     . Занятие     стр.  

Проблемные ситуации: «Ты обидел друга…», «Плачет девочка…», «У тебя не получается застегнуть куртку…»,

Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир).: «Глухонемые»; «Угадай звук» (условия- уши открыты, закрыто одно ухо, два уха); «Чудесный мешочек»; «Водяной» (узнать товарища на ощупь). «Узнай на ощупь» (пластиковые буквы); «Магазин» (купить овощи и фрукты с завязанными глазами); «Рисование кистью зажатой между пальцами стопы»; «Лепка с закрытыми глазами»; «Графический диктант неведущей рукой».

Моделирование (замещение, деятельность с использованием моделей): «Обозначение опасных мест» (в группе, на участке детского сада).

Дидактические игры: «Действия- последствия», «Опасно- безопасно»,  «Хорошо – плохо», «Исправь ошибку», «Как избежать неприятностей», «Оцени поступок».

Развивающие, настольные игры Угадай-ка», «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок», «Чего не стало», «На что похоже», «Пазлы» (времена года, «Подбери по форме, цвету, размеру», «Контуры»,  «Сложи картинку», «Лото», «Домино», « Что из чего сделано», и др.

 Конструктивные игры: «Город для всех» из больших деталей     конструктора,  кирпичиков, кубиков.   «Удобный транспорт для меня и для тебя» палочки Кьюизинера, счётные палочки, геометрические фигуры.

Конструирование из бумаги: «Цветок добра».

Беседы: «Мир спасет доброта», «Уроки добра», «Спешите делать добро», «Каких людей называют инвалидами?», «Параолимпийские  игры», «Это трудно, это сложно, но иначе - невозможно» (как инвалиды, преодолевая трудности, делают невозможное), «Доброе слово лечит, а плохое калечит», «Далеко ли эти «ножки» уведут его» (об инвалидах колясочниках), Из цикла «Азбука нравственности».

Моделирование речевой ситуации: Игра «Интервью; «Звонок новому другу»; «Двое детей на скамейке сидели»; «Разговор на равных» (умение держать свои эмоции).

Освоение компонентов устной речи:

ЗКР (гимнастик весёлого язычка  «Киска-лакомка», «Зайчик-барабанщик», «Хомячок спрятал орешки», «Заборчик», «Паровозик», «Ходики», «Сказка о весёлом язычке».

Словарная работа: расширять словарный запас за счет слов пандус, собаки – поводыри, инвалид, инвалидная коляска, белая трость, незрячий, слабовидящий, слепой,

Грамматический строй речи  Упражнение «Продолжи фразу» (метод незаконченных предложений) Например, «Когда меня обижают, я …», «Я люблю, когда …», «Один-много»

Связная речь Упражнение «Закончи фразу» «Друг всегда…», «Друг никогда….» (метод незаконченных предложений), «Хорошо-плохо» (быть здоровым, вежливым, добрым,  – хорошо или плохо?)

Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки и другие): «Услышь своё имя», «Кто тебя позвал, узнай», «Назови героя» (называние героев знакомых сказок, обладающих чертой характера, названной ведущим), «Волшебные слова», «Угадай про о ком стишки» (расскажи стихи руками).

Чтение художественной литературы по теме: «Цветик – семицветик» В. Катаева, «Вовка-добрая душа» А. Барто, сказок: «Стойкий оловянный солдатик», К.Д.Ушинский «Слепая лошадь», «Хроменькая уточка». Стихов: «Вежливым и добрым быть совсем не трудно», «Иногда люди очень жестоки…», «Но давайте мы будем добрее».

Рассказывание (пересказывание): «Цветик – семицветик» В. Катаева. Сказка «Хроменькая уточка».

Разучивание: «Вовка-добрая душа» А. Барто.

Малые фольклорные формы: Русская народная пословица: «Доброе слово лечит, а злое калечит».

Ситуативный разговор: о вежливых словах, поступках, знаках внимания к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Свободное общение: «Мое отношение к людям с особенностями»; «Может ли человек навредить своему здоровью?»; «Опасные ситуации»; «Опасные предметы».

Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.)

 Упражнение «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай». «Опасные ситуации дома» (Беляева «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр 13-15). «Правила поведения при пожаре» (Беляева «Формирование основ безопасности у дошкольников»  стр 22-23). «Правила поведения на детской площадке» (Беляева «Формирование основ безопасности у дошкольников»  стр 26-28). «Правила безопасного поведения на улицах» (Беляева «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр  40-42).

Игровые ситуации: «Кукла Маша не может перейти улицу. Она ничего не видит»; «Зайка, который ничего не слышит пришел в детский сад, но не знает где вход»».

Сюжетно-ролевые игры: «Служба спасения», «Травмпункт».

Игры-драматизации: «Цветик – семицветик» В. Катаева.

Театрализованные игры: «Разговор через стекло»

Игры на развитие эмоций (этюды):

Коммуникативные игры: «Похвалилки»; «Клубочек»; «Руки знакомятся, руки мирятся»;  «Пойми меня»; «Добрые волшебники»; «Поводырь».

Игры с правилами: «Добрые дела».

Игры- экспериментирование: «Непослушные пуговицы»  (застегивание и расстегивание пуговиц одной рукой); «Угадай звуки»; «Кто быстрее наденет»; «Угадай желание»

           Рисование: «Мы разные, но мы вместе», «Подари улыбку миру».

 Аппликация: «Цветик - семицветик».

7. В книжном уголке: «Я и ты вместе» (выставка книг, иллюстраций)

8. Прослушивание и разучивание песен: «Дорогою добра», «Улыбка», «Если добрый ты», «Волшебник».

             

                            Работа с родителями:

Педагогическое просвещение:

1. Информирование «Перспективы внедрения инклюзивного образования в дошкольные учреждения».

2. Информирование родителей о статистике детского травматизма по недосмотру взрослых.

3. Наглядные пособия «Один дома».

4. «Что бы не было пожара».

5. «Правила дорожного движения для дошкольников».

Вовлечение в образовательный процесс:

1.. Анкетирование «Воспитание у ребенка толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья».

2. Создание альбома «Правила безопасного и бережного отношения к своему здоровью».

                            Заключительный этап:

Выставка детских рисунков и поделок «Доброта спасет мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка

Данная презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений при работе с родителями: подгрупповая консультация, родительское собрание....

Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»

Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...

Развитие речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе комбинированной направленности на тему "Люди разные нужны, люди разные важны»

Тема. Люди разные нужны, люди разные важны.Образовательные задачи:1.    Расширять представление о профессиях: вулканолог, орнитолог, метеоролог.2.    Продолжать учить дет...

Сценарий спортивного развлечения, посвященного Международному дню пожилых людей "Люди пожилые, сердцем молодые"

Спортивное мероприятие посвящено Международному дню пожилых людей. В мероприятии интересные конкурсы и задания для детей и их бабушек и дедушек заинтересуют воспитателей и инструкторов  физическо...

Тематическая неделя "Люди всякие нужны, люди всякие важны (в мире профессий)" (для родителей)

Рекомендации для родителей по тематической недели "Люди всякие важны, люди всякие важны"...

Конспект открытой НОД по познавательному развитию с элементами ИКТ «Героическое прошлое русских людей» «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли» старшая группа

Нод направлена на  ознакомление  детей с героическими страницами истории русского народа, создание условий для развития истинного патриотизма, любви к Родине, формирование гордости за отечес...