Картотека опытов с песком и глиной в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Манькова Оксана Юрьевна

Как познакомить ребенка с окружающим миром? Объяснить, почему песок утекает сквозь пальцы, а стекло бьется? Зачем очищать воду для питья и почему магнит одни предметы притягивает, а другие нет? Конечно же, при помощи наглядных опытов и экспериментов! Ведь это так увлекательно и интересно, а главное познавательно!  Сейчас представлю Вашему вниманию картотеку опытов и экспериментов с песком и глиной в подготовительной группе. Изучим сходства и различия песка и глины, проверим на пластичность, твердость, запах, цвет, отношение к воде, как пропускают воду и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_podg.gr_.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты с песком и глиной в подготовительной группе.

Опыт 1.

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят песок – сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2.

С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие, что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3.

Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу.

Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро , легко как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажненными песком и глиной.

Опыт 4.

Возьмем палочку и попробуем посадить ее по очереди в стаканчик с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили. Что песок-рыхлый.

Опыт 5.

Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.  Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 6.

Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из песка. Что получается? Из песка колбаску – червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич – из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите внимание на то, что, если много воды, получится не «тесто» для куличей, а «каша-малаша». Правда, и с ней приятно повозиться.

Опыты с почвой

Опыт 1
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт 2
Цель
. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. для образца почвы: первый — с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй — с тропинки с плотно утрамбованной землей. для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой — рисунок любого растения).
Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их  высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха под тропинкой меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Опыт З
Цель.
 Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы уходит воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Оборудование и материалы. Образцы почвы — комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).,
Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите 
их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется воздух.» Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что пустых мест между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух  ушел: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.
После проведения опыта задайте вопросы.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ — в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

• Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
• На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Задача педагога — подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь дома и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки- символы.


Опыт 4
Цель. 
Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование и материалы. две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой: в одной — чистая вода, в другой — грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? 
Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в  — грязной. Что изменилось? В первой банке  почва стала влажной, но чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и появились мыльные пузыри, Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв
после полива.

Исследование «Песок — рыхлый, сыпучий»

Ход исследования. Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Легко.) А теперь попробуйте высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? (Песок.)

Вывод. Песок, в отличие от глины, «сыпучий», рыхлый. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Связь с повседневной жизнью. Насыпьте сухой песок в пластиковые бутылки разного размера, предварительно сделав в крышках дырочки разного диаметра. Предложите дошкольникам, постепенно высыпая песок, выполнить различные рисунки на темной земле.

Исследование «Из чего состоят песок и глина?»

Ход исследования. Рассмотрите с помощью увеличительного стекла, из чего состоит песок. (Из зернышек-песчинок.) Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка.) Песчинки — это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи и чем отличаются? (Одни дети могут сказать, что песчинки похожи между собой, другие — что нет. Не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно присмотрелись к песчаным зернышкам.) За-тем таким же образом рассмотрите комочек глины. Есть ли в ней такие же частички, как в песке? Объясните, что в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А глина состоит из слипшихся, очень мелких частичек, из которых получаются комочки. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.

Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Связь с повседневной жизнью. После дождя дети часто приносят в помещение грязь на обуви. Откуда она берется? Предложите им пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что быстрее отмывалось — песок или глина?

Исследование «Сукой и мокрый песок»

Ход исследования. Пусть дети возьмут в одну руку емкость с сухим, а в другую — с мокрым песком. (Емкости должны быть одинаковыми.) Какая из них тяжелее и почему? Объясните, что среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных — более тяжелая вода. Для этого опыта можно использовать и игрушечные весы.

Вывод. Сухой песок легче мокрого.

Связь с повседневной жизнью. На прогулке во время игр с песком дети могут взвесить ведерки или другие емкости с сухим и мокрым песком.

Исследование «Песок бывает разным»

Ход исследования. Подберите образцы речного, морского, пустынного и других видов песка и предложите детям рассмотреть их. Почему дошкольники решили, что в баночках находится именно песок? Как можно доказать, что это не глина? (Вспомните предыдущие опыты.) Одинаковый ли песок находится в разных баночках? Чем образцы похожи и чем отличаются?

Внимательно исследуйте каждый вид песка с помощью луп. Сравните песчинки по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности. Так, в речном песке можно обнаружить переливающиеся песчинки с острыми краями. В морском песке они могут быть блестящими, отполированными, округлыми. Обсудите с детьми, почему они такие. (Их перекатывали волны.) В образцах, привезенных из пустыни, частички бывают матовыми, круглыми. (Над их формой трудилась не вода, а ветер). Все ли песчинки прозрачны? На какие камешки они похожи?

Вывод. Песок бывает разным. Например, морской песок может отличаться от речного тем, что в его составе есть обломки ракушек. Песчинки могут быть прозрачными и непрозрачными, красноватыми, желтыми, матовыми, крупными и мелкими.

Связь с повседневной жизнью. Исследуйте песок на территории детского сада: везде ли он одинаков? Обсудите, откуда может быть привезен песок в песочницу — с берега моря, реки, из песчаного карьера.

Если есть возможность, исследуйте песок на берегу ближайшей реки или моря.

Исследование «Что общего у песка и стекла?»

Ход исследования. Изучите белый кварцевый песок. Его песчинки напоминают крошечные кварцевые зернышки. Именно из него делают стекло. Покажите дошкольникам разнообразные стеклянные предметы (не забывайте о безопасности!), кусочки стекла из коллекций, обработанные морскими волнами, и емкость с песком. Что общего у песка и стеклянных предметов? Песок, в частности кварцевый, используют для получения стекла, добавляя в него золу и пищевую соду.

Вывод. Для изготовления стекла нужен особый песок.

Связь с повседневной жизнью. Найдите в детском саду, дома стеклянные предметы и рассмотрите их.

Исследование «Могут ли песчинки убежать от ветра?»

Ход исследования. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: песчинки могут попасть в глаза или в нос. Для проведения опыта можно использовать соломинки для коктейля или емкость с песком и шлангом, которая описана в подразделе «Оборудование». Создайте в банке сильный поток воздуха — ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуйте также на комочки глины. Что происходит теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Раздайте всем детям пластиковые стаканчики с крышкой, через которую вставлена трубочка для коктейля (такие стаканчики часто дают в кафе с соком, водой), и предложите детям провести самостоятельное

Исследование. Организуйте подобные опыты с влажными песком и глиной. Вывод. Песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины — нет.

Связь с повседневной жизнью. В ветреную погоду понаблюдайте на прогулке, как ветер поднимает и уносит песок.

Рассмотрите иллюстрации песчаных пустынь с барханами или видеофильм по этой теме. Обратите внимание на холмики песка, которые называются барханами. Они образуются в результате того, что ветер перемещает песок по пустыне.

Исследование «Палочка в песке и в глине»

Ход исследования. Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представьте, что вы сажаете маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому воткнуть ее легче.

Вывод. Воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.

Связь с повседневной жизнью. Продолжите исследования на участке детского сада.

Исследование «Влажный песок и влажная глина»

Ход исследования. Потрогайте сухой песок. Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком и снова потрогайте его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Можно сказать, что она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуйте воткнуть палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Затем налейте немного воды в стаканчик с глиной. Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? Она впитывается медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем палочку-деревце во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Вывод. Во влажную землю (глину) легче сажать растения.

Связь с повседневной жизнью. Когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю.

Внимательно исследуйте участки детского сада, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи — на песке или на глинистой почве?

Исследование «Из чего лучше лепить?» 1

Ход исследования. Слепите из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представьте, что вы делаете дождевых червячков. Затем попробуйте создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики оказываются непрочными. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что с ними произойдет при высыхании? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими

А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите их внимание на то, что, если налить много воды, получится не тесто для куличей, а «каша-малаша».

Вывод. Глина лепится хорошо, а песок — нет. Хорошо лепится влажная глина.

Связь с повседневной жизнью. Обратите внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть ребята попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение «Строить замки на песке»?

Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?

Исследование «Что пропускает воду быстрее?»

Ход исследования. Приготовьте заранее три пластиковых бутылки с отрезанным дном. Бутылки переверните, вложите в горлышко каждой из них кусочек губки (поролон) и заполните воронки разным материалом (песком, мелкими камешками, глиной). Под бутылками поместите емкости для сбора жидкости.

Налейте в каждую бутылку воду. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?

Вывод. Быстрее всего вода просачивается между камешками. На втором месте по скорости просачивания оказывается песок. Глина же не пускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.

Связь с повседневной жизнью. На каменистом (галечнико- вом) берегу моря, озера, реки вода после дождя не скапливается. Здесь практически не бывает луж. Песчаный пляж или песочница тоже быстро высыхают после дождя, так как вода просачивается сквозь песок. А вот в местах, где есть глина, вода остается надолго.

Исследование «Песок — природный фильтр»

Ход исследования. Приготовьте бутылку с песком в воронке (по аналогии с предыдущим опытом), емкость с «грязной» (например, с примесью глины) водой. Налейте часть воды в бутылку и ждите, когда она просочится через песок. Сравните отфильтрованную воду с «грязной». Как она изменилась? (Стала прозрачнее.)

Вывод. Песок — это природный фильтр, он очищает воду.

Связь с повседневной жизнью. В природных условиях вода, просачиваясь через слои песка, очищается.

Исследование «Откуда берется песок?»

Ход исследования. Предложите детям подумать, откуда берется песок. Ведь его так много повсюду! (Вполне вероятно, что дошкольники не смогут ответить на эти вопросы, тогда предложите им поэкспериментировать.) Возьмите два камня и положите их на лист темной бумаги или картона. (Нужно заранее подобрать такие образцы, из которых при трении сыплется песок.) Постучите камешками друг о друга, потрите один о другой. В результате на листе бумаги окажется горка песка. Рассмотрите его через лупы. Дайте дошкольникам рассмотреть разнообразные камни (гранит, кварц, песчаник, известняк). На какие из них похожи ваши песчинки?

Вывод. Когда камешки сталкиваются друг с другом, из них высыпается песок.

Связь с повседневной жизнью. В природе вода и ветер разрушают камни, они катятся с гор и бьются друг о друга. В результате этого появляется песок.

Исследование «Самые красивые песчинки»

Ход исследования. Положите немного песка на прозрачную поверхность (стекло, пластик) и осветите ее фонариком или настольной лампой с разных сторон (сверху, сбоку, снизу). Меняется ли вид песчинок в лучах света? Какой песок оказался самым красивым?

Вывод. Под лучами фонарика или лампы песчинки переливаются. Поскольку они бывают разного цвета, разной формы, то и на солнце блестят по-разному.

Связь с повседневной жизнью. Исследуйте, меняет ли свой цвет песок в песочнице в разное время дня, утром и вечером, после дождя.

Исследование «Какая нора прочнее?»

Ход исследования. Во время игр в лаборатории на территории детского сада предложите дошкольникам представить, что перед ними песчаная пустыня, а они — ее обитатели. Для проведения этого исследования можно также использовать крупные макеты пустынь и столики для игр с песком. (В последнем случае в одну емкость насыпают песок, а во вторую — глину.) Расскажите, что многие пустынные животные строят в песке норы. Пусть дети сделают нору в песке и в глине. Где проще вырыть нору? Какая из нор прочнее? Почему?

Вывод. В песке вырыть нору легче, чем в глине. Но норы, сделанные в глине, прочнее, их стенки не осыпаются. В песок легко зарыться.

Связь с повседневной жизнью. Пустыни бывают песчаными и глинистыми. И в тех, и в других обитают животные, которые роют норы. В глинистой пустыне животному вырыть нору труднее, чем в песчаной. Поскольку песок рыхлый, многие обитатели песчаной пустыни зарываются в него, скрываясь от врагов и от жары. В Африке живет зверек, который так и называется — пескорой. Он может рыть только в рыхлом песке, что и делает с помощью крепких передних лап и больших зубов. Еще один забавный зверек, имя которого связано со словом «песок», это песчанка, обитающая во многих пустынях, в том числе и в Средней Азии. (В некоторых уголках природы живут и декоративные песчанки.) Эти зверьки похожи на мышек с очень длинным хвостом и большими ушами. Они строят целые подземные городки. Как и кроты, песчанки выбрасывают на поверхность кучки земли, а точнее, песка.

Исследование «Как спастись от врагов?»

Ход исследования. Пусть дети представят, что они — ящерицы, жуки, которым нужно быстро спастись от врагов — зарыться в песок. Как быстро это можно сделать? Попробуйте зарыть палочку или свою ладонь в песок. А можно ли так же быстро зарыться в глину? (Проведите соответствующее исследование.) Почему руку (палочку) в песке можно быстро спрятать, а в глине нет?

Вывод. Песок рыхлый, сыпучий, в него легко засунуть руку или палочку, в отличие от плотной глины.

Связь с повседневной жизнью. Ящерицы, змеи и другие животные пустынь спасаются от врагов, быстро зарываясь в песок. Они как бы плавают в нем, ведь грунт сыпучий.

В песок умеют зарываться не только обитатели суши. Многие жители рек, озер, морей прячутся на дне, в песке — кто от врагов, а кто и, наоборот, чтобы напасть. Это и рыбы, и моллюски, и личинки насекомых. На мелком морском берегу выкапывает норки червяк по имени пескожил морской. (Почему у него такое имя?) Он сидит в одной из них, заглатывая пищу вместе с песком, который затем выбрасывает. Некоторые моллюски строят из песчинок дома, похожие на продолговатые трубки.

Понаблюдайте за рыбками в аквариуме, может, и в нем живут те, кому песок необходим? (Например, прячутся ли на дне сомики? Как они разрыхляют песок?)

Исследование «Как передвигаться по песку?»

Ход исследования. Пусть дошкольники представят, что их пальчики — это лапки, ноги животных, и покажут, как двигаются обитатели пустыни по песку. Легко ли передвигаться по такому грунту? Пальцы проваливаются, увязают в нем. Предложите ребятам положить ладошки на песок. Они тоже проваливаются, как и пальчики? Нет, ладошка больше, шире, она лежит на поверхности песка. Вспомните, как удобнее ходить по рыхлому снегу — на лыжах или пешком? У обитателей песчаных пустынь есть свои, особенные, песчаные «лыжи».

Вывод. Пустынным животным нужно не просто ходить, но и быстро бегать по рыхлому, сыпучему песку, который к тому же бывает очень горячим. Поэтому у многих из них широкие ступни и другие приспособления, которые не дают им увязнуть в песке.

Связь с повседневной жизнью. У некоторых животных пустынь на их на лапах есть перепонки. Конечности других (ящерицы, насекомые) похожи на веер. Есть звери с широкими копытами (антилопа, песчаная газель) и с густой шерстью, пухом на лапах (тушканчики, барханные кошки, пустынные лисички фенек). Рассмотрите иллюстрации этих животных.

Исследование «Песок может нагреваться»

Ход исследования. Нагрейте песок в емкости под лампой. (Можно взять макет песчаной пустыни.) Пусть дети проверят, стал ли песок теплым. Теплый песок трогать приятно, летом мы с удовольствием ходим по нему босиком. Но иногда такой грунт становится очень горячим. Если есть возможность, оставьте песок под лампой подольше, чтобы он стал горячим.

Вывод. Песок может нагреваться.

Связь с повседневной жизнью. В летнее время обратите внимание детей, насколько сильно нагревается песок в песочнице или в другом месте. В жаркие дни даже в средней полосе песок на пляже разогревается очень сильно. Да и по морскому побережью не всегда приятно ходить — наши ступни не выдерживают высокой температуры. В настоящей же пустыне, где солнце просто раскаляет поверхность, в летний день передвигаться совершенно невозможно, даже в обуви. В это время животные стараются не вылезать на поверхность, но все же у многих из них есть специальные защитные приспособления. Например, лапы покрыты густой шерстью, а у верблюда на коленях имеются особые мозоли, которые защищают его от горячего песка.

Исследование «Почему посуду делают из глины?»

Ход исследования. Рассмотрите тарелки и другую керамическую посуду, вазы, горшки. Из чего они сделаны — из песка или из глины? Если бы они были древними людьми, из чего бы лепили посуду? Предложите им представить, что они — древние люди. У них есть еда, но не из чего есть. Для того чтобы не умереть с голоду, нужно сделать миску и чашку. Предложите детям выбрать материал, из которого они будут лепить, и объяснить свой выбор. Именно такую простую, без украшений, глиняную посуду, делали и древние люди. А потом они научились ее украшать, например, делать узоры. Раздайте дошкольникам глиняные лепешки и предложите нарисовать палочками узоры или выдавить узоры при помощи разнообразных штампов. Можно ли сделанные кувшины, тарелки снова превратить в мягкие кусочки глины? Если полить их водой, мы снова получим материал для лепки. А можно ли то же самое сделать с посудой, купленной в магазине? Нет, так как после того, как предметы были слеплены из особой глины, их обожгли на огне. Глина стала твердой, размягчить ее уже невозможно.

Попробуйте слепить тарелку из мокрого песка. Даже если бы мы смогли это сделать, такая тарелка нам бы не понадобилась. Представьте, что вы наливаете суп в такую тарелку. Что произойдет? Жидкость из супа «убежит» из тарелки, так как песок пропускает воду, и мы вместо первого блюда получим сразу второе. Такие тарелки пригодятся только тем, кто не любит суп. Обычная посуда, из которой мы едим, сделана из особой белой глины.

Вывод. Посуду делают из особой глины, которую обжигают на огне. Из песка посуду делать нельзя, так как он плохо лепится, рыхлый и легко пропускает воду.

Связь с повседневной жизнью. Расскажите, что люди придумали, как делать горшки из глины, много-много лет тому назад. Сначала кто-то решил замазывать глиной щели корзины, чтобы в ней можно было нести сыпучие и жидкие продукты. Возможно, одна из таких корзин попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала более твердой.

Исследование «Для чего строителям песок?»

Ход исследования. Приготовьте цемент (порошок), песок, воду и кусочки кирпичей. (Экспериментирование лучше всего проводить в лаборатории на территории детского сада.) Напомните детям, что на стройках часто можно увидеть кучи песка. Для чего он нужен строителям? Может быть, они в обеденный перерыв, во время отдыха любят делать из него куличики? На самом деле песок, как и глина, используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком (цементом) и водой. Получается строительный раствор, которым скрепляют кирпичи. Пусть дети попробуют сделать цемент самостоятельно. Получившуюся массу оставляют застывать.

Вывод. Когда делают цемент, используют песок и воду. Цемент нужен для строительства зданий, памятников.

Связь с повседневной жизнью. Поищите здания и другие сооружения, при строительстве которых применялся цемент. Пусть дети внимательно рассмотрят места скрепления кирпичей в зданиях.

Исследование «Почему внутри песочных часов песок?»

Ход исследования. Понадобятся песочные часы, будильник, стаканчики с воронками (можно использовать и разрезанную пополам пластиковую бутылку, вставив ее перевернутую верхнюю часть в нижнюю половину), песок.

Предложите детям насыпать песок в емкости через воронки и понаблюдать, как он сыплется непрерывной струйкой. Сыпучие свойства песка люди использовали для создания особых часов. Как мы сейчас определяем время? Какими бывают часы? Когда-то не было ни будильников, ни настенных, ни наручных часов. А были необычные — вот такие (показываем песочные часы). Как же они действовали? (Пусть дошкольники выскажут свои варианты ответов.) Подскажите им, предложив перевернуть часы вверх ногами.

Что происходит с песком? Он высыпается за определенное время. (Проследите по будильнику, сколько минут на это уходит.) Почему часы песочные? Может быть, можно сделать глиняные? (Пусть дети вспомнят результаты опытов, наблюдений и выскажут свою точку зрения.) Дайте каждому ребенку возможность отмерить промежуток времени по песочным часам. А если бы песок в часах стал влажным? Можно было бы тогда точно отмерить нужный период времени? Почему? Пусть дети сделают собственные песочные часы из половинки пластиковой бутылки с воронкой и песка.

Вывод. В песочных часах используется песок, потому что он сыпучий. Глина плотная, она не может так сыпаться, поэтому ее нельзя использовать для изготовления таких часов.

Связь с повседневной жизнью. Покажите детям песочные часы, в том числе и в медицинском кабинете. Пусть они рассмотрят современные настольные сувениры, в которых между двумя плоскими прозрачными поверхностями движутся песчинки. Дайте детям понаблюдать за движением песка. Почему он передвигается? Что напоминают песчаные узоры? Почему не насыпали в эти игрушки глину?

Исследование «Из чего сделан кирпич?»

Ход исследования. Положите в ящик ощущений или в волшебный мешочек кусочки кирпича и предложите детям определить их на ощупь. По каким признакам они это сделали? Раздайте дошкольникам кусочки кирпича, пусть они его внимательно рассмотрят и сравнят с глиной. Чем они отличаются? Похожи ли между собой кирпичи и пирожки? Что у них может быть общего? Расскажите, что кирпичи делают из мокрой глины. Пусть дети вспомнят, как мама или бабушка пекут пирожки в духовке. Вот также «пекут» и кирпичи в специальных печках. Сначала их лепят из глины, как пирожки из теста. «Сырые» кирпичи коричневого цвета, а после «выпечки» в жарких печах становятся красными.

Вывод. Кирпичи делают из глины. Из них строят дома.

Связь с повседневной жизнью. Найдите в ближайших окрестностях здания и другие сооружения из кирпича и покажите их детям.

Исследование «Для чего нужны песок и глина?»

Ход исследования. Раздайте детям образцы асфальта, бетона, кирпича, керамики, стекла, резины, пластмассы и других материалов. Рассмотрите и сравните их. Выберите те, при изготовлении которых используется песок или глина (исключаются резина и пластмасса). Вывод. Песок и глина используются при изготовлении асфальта, бетона, кирпича и керамики.

Связь с повседневной жизнью. Найдите в ближайшем окружении предметы из материалов, при изготовлении которых используются песок и глина.

Исследование «Откуда на планете песок?»

Ход исследования. Приготовьте макет-трансформер. На дно реки насыпьте тонкий слой песка. Представьте, что он образовался при разрушении горных пород. Пусть дети польют макет из леек в верхнем течении реки. Что происходит?

Вывод. Песок вымывается и попадает с потоками воды в море.

Связь с повседневной жизнью. Это исследование отражает часть сложных перемещений песка в природе, в том числе и по долинам рек и горам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов с песком, землей и глиной с детьми среднего дошкольного возраста

Этот материал будет полезен для проведения опытов с детьми среднего возраста...

Картотека опытов с водой для детей старшей - подготовительной группы

Данная картотека предлагает подобранные по возрасту детей опыты с водой....

Картотека: «Опыты с песком и глиной»

laquo;Опыты с песком и глиной»...

Картотека опытов и экспериментов для старшей и подготовительной группы

Картотека опытов и экспериментов для старшей и подготовительной группы...

Картотека опытов и экспериментов по экологии для подготовительной группы (возраст 6-7 лет)

Зачем человеку глаза?Дать детям элементарные знания о роли глаз в жизни человека...