Проект "Бабочка".
проект по окружающему миру

Русина Нина Викторовна

Лето-это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babochka.docx973.04 КБ

Предварительный просмотр:

                        Проект «Бабочка».

Тип проекта: Познавательно – практический, творческий, индивидуальный.

Участники.

Воспитанник разновозрастной  группы «Солнышко» , воспитатель группы, родители.

Продолжительность.

Долгосрочный (5 месяцев, август-декабрь)

Актуальность.  Лето- это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Однажды, во время прогулки Тимофей нашел на детской площадке в траве гусеницу, которая оборачивалась в кокон. Реакция была неоднозначной. Увидев находку Тимофея, часть детей выразили радость и неподдельный интерес, а некоторые, видели это насекомое в первый раз, и не знали что это – будущая бабочка! А часть из присутствующих детей, испугались и предложили уничтожить это насекомое! Тимофей начал активно рассуждать, как же поступить в данной ситуации! В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления ребенка об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у Тимофея возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе дошкольной группы «Солнышко» организовать и провести познавательно-практическую творческую работу с воспитанником Тимофеем, в рамках реализации проекта «Бабочка и гусеница». Участие ребенка в проекте позволило расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.

Предмет исследования. Бабочка.

Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать у ребенка элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;

Учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывающие:

Воспитывать у ребенка потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.

Гипотеза.

Данный проект научит ребенка различать виды бабочек по внешнему виду, строению. Разовьёт умение ребенка и родителей совместно добывать информацию из различных источников, вызвать интерес к познанию. Воспитывать бережное отношение к природе.

Проблемная ситуация.

Недостаточные знания ребенка о насекомом.

Принципы работы.

  • Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
  • Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.


Материалы и инструменты.

Насекомое, баночка с отверстиями для дыхания, лупы, микроскоп, коллекция бабочек, энциклопедии о насекомых, дидактические игры о бабочках, демонстрационный материал, набор иллюстраций «Бабочки».

Предполагаемый результат.

Для воспитанника:

Имеет элементарные представления:

  • О бабочках, их строении и видовом многообразии.
  • Пользе и вреде в природе.

Для родителей:

  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов,

родителей и ребенка в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.

  • Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
  • Развитие творческих способностей родителей.
  • Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  • Педагогическое просвещение родителей.

Для педагога:

  • Повышение уровня педагогической компетентности.
  • Профессиональный рост.
  • Повышение качества работы с детьми и родителями.
  • Пополнение наглядно – дидактического материала дошкольной группы.

Связь с другими видами деятельности.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Бабочка и гусеница», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-4-я неделя августа.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – (август – ноябрь).
  3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – декабрь.

Этапы реализации проекта.

Этапы


Деятельность педагога

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

I. Подготовительный этап

  • Беседа о насекомых.
  • Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
  • Составление настольно - печатных игр: «Угадай по описанию», «Бабочки», «Узнай бабочку по окраске», «Узнай бабочку по описанию».
  • Чтение стихотворений«Про бабочку», «Песенка жука», «Цветы на лужайке»
  • Организация подвижных игр: «Бабочки и цветы», «Воробышек и бабочки».
  • Участие в беседе о насекомых.
  • Рассматривание книг, иллюстраций о бабочках.
  • Игры с настольно - печатным материалом «Угадай по описанию», «Бабочки», «Узнай бабочку по окраске», «Узнай бабочку по описанию».
  • Прослушивание стихотворений «Про бабочку», «Песенка жука», «Цветы на лужайке»
  • Участие в подвижных играх «Бабочки и цветы», «Воробышек и бабочки».
  • Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка»
  • Помощь родителей в поиске информации по теме проекта.

II.

Практический этап

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедий.
  • Организация наблюдения на прогулке за бабочкой.
  • Рассматривание

иллюстраций альбома

«Бабочки».

  • Рассматривание под микроскопом и лупой гусеницы в коконе.
  • Рассказ воспитателя:

«Дружная семья бабочек».

  • Рассматривание коллекции насекомых «Бабочки».
  • Чтение стихотворений:

«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова),

«Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк).

  • Прослушивание

музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

  • Организация занятия рисования ладошкой

«бабочки – красавицы».

  • Организация беседы «Чудесные превращения». «Как появляется бабочка?»,
  • Пальчиковая гимнастика

«Гусеница».

  • Дидактическая игра

«Угадай по описанию».

  • Организация занятия аппликации

«Веселая гусеница».

  • Просмотр мультфильмов:

«Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».

  • Организация подвижной игры

«Бабочки и цветы».

  • Организация занятия лепки бабочек из соленого теста.
  • Организация беседы «Для чего нужны бабочки?»
  • Развивающая игра «Внимательная бабочка».
  • Загадывание загадок о насекомых.
  • Организация и мотивация на оформление альбома родителями вместе с детьми о любом виде бабочек, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами детей, стихами, загадками).
  • Организация и мотивация на создание поделки из макарон, цветной бумаги и картона «Развитие бабочки» ребенком совместно с родителями.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедий.
  • Наблюдение на прогулке за бабочкой.
  • Рассматривание

иллюстраций альбома

«Бабочки».

  • Рассматривание под микроскопом и лупой гусеницы в коконе.
  • Прослушивание рассказа воспитателя:

«Дружная семья бабочек».

  • Рассматривание коллекции насекомых «Бабочки».
  • Прослушивание стихотворений:

«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова),

«Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк).

  • Прослушивание

музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

  • Рисование ладошкой

«бабочки – красавицы».

  • Участие в беседе «Чудесные превращения». «Как появляется бабочка?»,
  • Пальчиковая гимнастика

«Гусеница».

  • Выполнение заданий дидактической игры

«Угадай по описанию».

  • Выполнение аппликации

«Веселая гусеница».

  • Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».
  • Участие в подвижной игре

«Бабочки и цветы».

  • Лепка бабочек из соленого теста.
  • Участие в беседе «Для чего нужны бабочки?»
  • Участие в развивающей игре «Внимательная бабочка».
  • Отгадывание загадок о насекомых.
  • Оформление альбома вместе с родителями о любом виде бабочек.
  • Создание поделки из макарон, цветной бумаги и картона «Развитие бабочки».
  • Помощь ребенку в участии в составлении альбома рисунков: «Бабочки»
  • Консультации: «Как привить любовь к природе», «Этот разнообразный мир бабочек», «Ожившие цветы».
  • Беседы с ребенком дома о пользе и вреде бабочек.
  • Чтение литературы о бабочках.
  • Участие в совместных играх с ребенком.


  • Оформление альбома родителями вместе с ребенком о любом виде бабочек, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами детей, стихами, загадками).


  • Создание поделки из макарон, цветной бумаги и картона «Развитие бабочки» совместно с ребенком.

III. Заключительный этап

  • Итоговая беседа «О пользе и вреде бабочек»
  • Создание презентации на тему «Бабочки - красота и чудо природы!»
  • Организация просмотра презентации родителей совместно с ребенком на тему «Бабочки - красота и чудо природы!»

  • Участие в беседе «О пользе и вреде бабочек»
  • Просмотр презентации совместно с родителями на тему «Бабочки - красота и чудо природы!»

  • Просмотр презентации родителей совместно с ребенком на тему «Бабочки - красота и чудо природы!»

По реализации проекта «Бабочка и гусеница» были получены следующие результаты:

В ходе реализации проекта, был сделан вывод, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у ребенка:

  • развитию наглядно - образного мышления,
  • памяти,
  • речи,
  • внимания,
  • творческого воображения,
  • вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
  • формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.

Для ребенка:

Имеет элементарные представления:

  • О бабочках, их строении и видовом многообразии.
  • Пользе и вреде в природе.

Для родителей:

  • Установлены партнерские отношения родителей и педагогов,

родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.

  • Сформированы умения подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
  • Развиты творческие способности родителей.
  • Сформирован интерес к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для педагога:

  • Повышен уровень педагогической компетентности.
  • Профессиональный рост.
  • Повышение качества работы с детьми и родителями.
  • Пополнение наглядно – дидактического материала группы.



C:\Users\Нина\Desktop\фото все\IMG_20200216_212737.jpg

C:\Users\Нина\Desktop\viber Маша\viber\media\Viber Images\IMG-0d9907062900a6dae80a24f756d0c8f3-V.jpg