Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО» «Этот удивительный мир» Подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мезенцева Елена Анатольевна

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mezentseva.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР Детский сад №4 «Империя детства»

г. Новоалександровск.

Проект

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»

«Этот удивительный мир»

Подготовительная группа

Подготовили

Воспитатель 1 категории

Мезенцева Елена Анатольевна

Воспитатель

Давыдова Светлана Сергеевна

2020г.

Содержание.

1. Паспорт проекта……………………………………………………..2

2. Актуальность проекта……………………………………………….2

3. Цели и задачи проекта………………………………………………4

3. Ресурсы……………………………………………………………... 6

4. Структура проекта……………………………………………….….6

5. Содержание проекта……………………………………….…….….7

6. План реализации проекта…………………………………………..11

7. Ожидаемые результаты………………………………………….....11

8 Работа с родителями……………………………………………...…11

9. Литература…………………………………………………………..12

10. Перспективы реализации проекта………………………………12

  1. Паспорт проекта.

Название

«Этот удивительный мир»

Руководитель проекта

Воспитатели МДОУ ЦРР д/с №4 «Империя детства»

Мезенцева Е.А, Давыдова С.С

                                 

Вид проекта

Исследовательский

Тип проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Место реализации проекта

МДОУ ЦРР д\с №4 «Империя детства»

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы 14 человек, воспитатели, родители воспитанников

Возраст воспитанников

Дети подготовительной группы 6-7 лет

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта

Один год

  1. Актуальность проекта

         Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.                                                                                                     К.Е.Тимирязев

         В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

       Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации дальнейшему образованию и самообразованию.

     С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

       Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

     Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, мы разработали проект «Этот удивительный мир». В проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «Развитие» под редакцией Л.А.Венгер парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Ознакомление дошкольников с природными объектами» Зениной Т.Н., «Ознакомление с окружающим миром» Дыбиной О.В.

  1. Цели и задачи проекта

Проблема

Сколько интересных и удивительных предметов вокруг нас?

Цель проекта

 Практическое внедрение познавательного исследования и детского экспериментирования как средства развития умственной активности.

Задачи проекта

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность;

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Принципы

Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности  процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Формы работы

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком,
  • самостоятельная деятельность детей,
  • НОД, «Что, где, когда?», наблюдения в природе,
  • рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, беседы, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.

  1. Ресурсы реализации проекта

Нормативно-правовые.

  •        Устав ДОУ;
  •        Программа «Развитие» под редакцией Л.А.Венгер
  •        Рабочая программа воспитательной -образовательной работы с           детьми подготовительной группы на 2020-21 уч. год.

Финансовые

  • Реализация проекта осуществляется за счет дополнительных средств ДОУ (Покупка методической литературы, оборудования для экспериментирования)

Материально-технические

  • Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей.
  • Приобретения дидактических пособий.
  • Приобретения оборудования для экспериментирования
  • Использования проектора и медиотеки.

Кадровые

  • Зам директора по воспитательной работе.
  •  воспитатели первой категории
  • Узкие специалисты.

Информационные ресурсы

  • Сайт образовательного учреждения
  • Сайт MAAM.ru
  • Сайт Detsad kitti.ru
  • Сайт Яндекс видео
  • Сайт Youtube

  1. Структура проекта

1 этап: Подготовительный

Мотивация детей.

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Разработка комплексно - тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Проведение игры «Что, Где, Когда?»

  1. Содержание работы.

Месяц

неделя

НОД

Совместная деятельность в режимных моментах

Досуги, развлечения

Сентябрь

1

диагностика

2

«Простые и ценные камни в природе»

Наблюдение «Разнообразные камни», Опыты «Тонет, не тонет», «Мягкий, твердый камень»

Просмотр ролика «Окружающий мир. Простые и драгоценные камни»

3

«Глина и ее свойства»

Опыт «Сравнение частичек песка и глины», «Что быстрее пропустит воду»

Просмотр ролика «Галилео «Глина»

4

«Что делают из глины?»

Беседа «Полезные свойства глины», Игры с гончарным кругом.

Мастер-класс «Лепим игрушки»

Октябрь

1

«Удивительные предметы»

Д\и «Что на что похоже?», «Чудесные вещи рукотворного мира»

Целевая прогулка «Сравни предметы»

2

«Вода – источник жизни»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Рисование в технике «Эбру» «Дождь», беседа

«Кому нужна вода», дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли  с листьев), подвижные игры «Ручеек», «Путешествие капельки»

Развлечение «Водичка, водичка»

3

«Воздух вокруг нас»

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Дидактическая игра «Свойства воздуха». Беседа «Чистый воздух».

Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»

Просмотр презентации «Береги планету»

4

«Коралл-сказочный камень»

Опыты «Морские и речные камни», «Дом для рыбок», Рассматривание поделок из коралла

Просмотр мультфильма «Почемучки» «Кораллы»

ноябрь

1

«Путешествие в прошлое книги»

Ручной труд «Книжка-малышка», Опыт «на чем можно писать?», «Свойства бумаги», беседа «История создания книги»

Экскурсия в библиотеку

2

Солнце, земля и другие планеты»

д\и «Нерешенные задачи», Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь»

Эксперимент: «Вращение Земли вокруг Солнца», дидактические игры: «Времена года», «Части суток». С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».

Просмотр ролика «Солнечная система»

3

Дерево и его свойства

Беседа «Живое-не живое», Опыты «Тонет, не тонет», «Забей гвоздь», «Угадай что звучит»

Целевая прогулка в столярную мастерскую

4

«Камень, рожденный деревом»

Рисование углем, Беседа «Происхождение угля», опыт «сравнение угля и камня»

Конкурс рисунков углем

декабрь

1

Каменный уголь и мел»

Беседа «Самый мягкий камень», Опыт «Белое и черное»

Викторина «Угадай что?»

2

«Путешествие в типографию»

Опыт «Печатный станок», «Сделай новый цвет», «Волшебные картинки»

Мастер-класс «Создаем книгу»

3

«Съедобный камень»

Опыт «Растворимость жиров с помощью соли», «Покраска соли с помощью восковых мелков».

Рисование солью

4

«Две вазы»

Опыт «Сравни стекло и керамику», Рассматривание разных ваз.

Роспись глиняных ваз

январь

1

2

«Путешествие в сказку»

Опыт «Свет и тень», «Фокусы с магнитами».

Развлечение «Фокусники»

3

«Магнит»

Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы»., рисование «Компас», «Магнит на холодильник»

Изготовление игры «Магнитная рыбалка»

4

Викторина «В мире материалов»

Опыт «Необычные кораблики», «свойства ткани», «Что крепче?»

Викторина «В мире материалов»

февраль

1

«Необычные свойства обычных материалов»

д\и «Расскажи о материале», «Таинственные картинки».

Просмотр ролика «Необычное в обычном»

2

«Путешествие в прошлое счетных устройств»

Беседа «История счетных устройств», Опыт «Изобретаем счеты»,

Игра «Магазин»

3

«Ткань и ее разнообразие»

д\и «Бабушкин сундук», с\р игра «ателье»

Экскурсия в ателье

4

«Профессия ткач. Путь ткацкого станка.»

Опыты «Свойства шерсти», «Как сделать нить», художественное конструирование «Коврик»

Ручной труд «Плетем коврики на станке»

март

1

«История возникновения денег»

Опыт: «почему деньги бумажные?» ,с\р игра «Банк», Художественное конструирование «Деньги для игры в магазин»

Рассматривание альбома «Какие раньше были деньги»

2

«Бюджет семьи»

Опыт «Волшебные монетки».

С\р игра «Банкомат»

3

«Юные археологи»

Опыты: «Кладоискатели», «Волшебное сито»,

Развлечение «Ищем клад»

4

«Почвы и их особенности»

Опыты: «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Посев семян цветов

апрель

1

«Тепло и холод»

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. Дидактическая игра «Горячо – холодно». Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Развлечение «Солнечные зайчики»

2

«Кто как по воздуху летает?»

Опыт «Из чего птицы строят гнезда?», «Как летает самолетик».

Экскурсия в парк

3

«Изобретатели»

Опыт «Подводная лодка» (из винограда), «Понятие об электрических зарядах».

Презентация «Интересные изобретения»

4

«Волшебные витамины»

Опыт «Вкусный сок», «Угадай по запаху», опыты с апельсином.

Физкультурный досуг «Чтоб здоровым быть»

май

1

«В мире растений»

Опыт «Куда растут корни?», «Разноцветные растения», «Секрет сосновой шишки».

Посадка лука

2

«Радуга»

Опыт «Радуга в комнате», «Получение радуги».

Презентация «Цвета радуги»

3

«Разоблачение фокусов»

Опыт «Чудесные спички», «Мыло - фокусник», «Секретное письмо».

Развлечение «В мире фокусов»

4

Диагностика

«Что, Где, Когда?»

  1. План реализации проекта

Форма работы

Время проведения

Ответственные

НОД

Четверг

1 подгруппа 9-00 – 9-30, 2 подгруппа 9-40 - 10-10

Воспитатели

Наблюдения, опыты

На прогулке, в зимнее время во второй половине дня.

Воспитатели

Итоговые мероприятия, досуги

Пятница, в вечернее время.

Воспитатели

Работа с родителями

В течение работы над проектом

Воспитатели

  1. Ожидаемые результаты.

  • Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире;
  • Создание единого инновационного пространства;                        
  • Чёткое выполнение поставленной задачи;                                    
  • Повышение уровня мотивации к занятиям
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
  • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
  • Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

8. Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации:

  • «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
  • «Научите ребенка любить живую природу»,
  • «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
  • «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

6. Обмен опытом.

9. Список литературы

1. Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв. ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил.

6. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

7. Ольга Витальевна Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада». Конспекты занятий.

8. Зенина Т.Н «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»

10. Перспективы реализации проекта

  • Разработать перспективный план с учетом интеграции образовательных областей
  • Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов.
  • Выбирать оптимальные методы и приемы для активации речевой активности.
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения.
  • Пополнять предметно-развивающую среду.
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в Царство времени» в подготовительной к школе группе.

Проект ориентирован на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о единицах времени. Его назначение заключается в накоплении и систематизации детьми знаний о минуте, секунде, часе...

Проект Познавательно-исследовательская деятельность «Этот удивительный мир» Подготовительная группа 2020 - 2021 уч. год

ГБОУ Школа 2065 ОП Д5        Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»«Этот удивительный мир»Подготовительная группа...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАНИЕ. "Этот удивительный космос" подготовительная группа.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Закреплять прямой и обратный счет; называть «соседей» числа, предшествующее и следующее число; состав числа.Закреплять умение правильно пользоваться знаками «б...

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО» «Этот удивительный мир»

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»«Этот удивительный мир»...