Главные вкладки

    Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Конспект ННОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной школе группы, тема: «Как встречают Новый год разные Сибирские народы».
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Надь Светлана Анатольевна

    Обогатить и расширить знания детей о новогодних обычаях и традициях Сибирского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_vstrechayut_novyy_god_korennye_sibirskie_narody.docx39.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    ННОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы по теме:

     «Как встречают Новый год разные Сибирские народы».

    Цель: Формирование представлений детей о  традициях встречи новогоднего праздника у коренных народов Сибири.

    Задачи:

    Образовательные: Обогатить и расширить знания детей о новогодних обычаях и традициях Сибирского народа. 

    Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, связанную речь; активизировать словарь названиями новогодних праздников и народных игр. 

    Воспитательные: Воспитывать уважение и доброжелательное отношение  к традициям северных народов, и друг другу, умение играть в коллективе.

    Оборудование и материал: ноутбук, презентация «Как встречают Новый год разные Сибирские народы», муляж костра, разноцветные ленты, поднос, берёза (декорация), нарезанная коричневая ткань или салфетки имитирующее блюдо чукч на праздник, палка для игры, смайлики.

    Ход занятия:
    1. Вводная часть.
    Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а когда её отгадаете, то узнаете, какая же тема нашего с вами сегодняшнего путешествия.
    «Все на елочке игрушки:
    Бусы, шарики, хлопушки.
    Ребятня подарков ждет.
    Что за праздник?» (Новый год)

    Слайд 2. (музыка)

    Правильно ребята, скоро к нам придет самый любимый праздник Новый год и каждый из вас его ждёт. Предлагаю вспомнить, какие традиции празднования  Нового года у нас в России. (ответы детей)
    Дети: Украшаем ёлку игрушками, накрываем праздничный стол, наряжаемся в новогодние  костюмы, в Новый год приходят Дедом Морозом и Снегурочкой, играют с нами и дарят подарки или кладут под ёлочку. А ещё мы сначала провожают старый, а потом  встречаем Новый год дома, в кругу семьи и друзей, обязательно под речь президента, бой курантов. Потом отправляются в гости или на улицу, запускать фейерверки.

    Основная часть.

    Воспитатель: Ребята, Новый год – один из долгожданных событий в череде многочисленных зимних праздников. Как вы знаете  наша страна – это многонациональное государство, у каждого народа имеются свои традиции и обычаи празднования. К примеру, коренные народы Сибири встречают этот праздник в разное время, следуя своим национальным традициям и обычаям. Ребята, а может быть, кто-нибудь знает про их новогодние традиции? (Ответы детей) А хотели бы узнать, как отмечают этот праздник разные Сибирские народы и как он у них называется и такой ли они его отмечают как мы?

    Дети: Да, хотим!

    Воспитатель: Я Вас приглашаю в путешествие. А на чём мы можем отправиться? (ответы детей) Предлагаю путешествовать на праздничном волшебном поезде.

    Слайд 3.

    Под новогоднюю музыку дети проходят в поезд, занимают места и отправляются в путь.

    Слайд 4.

    Звучит музыка народов ханты и мансы, воспитатель обращает внимание на экран.

    1.В: Ребята, посмотрите нас встречает народ манты и хансы.

    Издревле начало года у народа ханты и мансы праздновалось весной, в конце марта – начале апреля.

    Слайд 5. В это время прилетает на север ворона, тогда и наступает весна, а с ней и Новый год или  как его называет народ «Вороний день». У коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу.  Заканчивается для людей сезон охоты и начинается время рыбной ловли. В этот день готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе.

    6 слайд. Подражая крикам птиц, участники праздника приглашают  всех к общему застолью. Главное блюдо на «Вороний день» — густая похлебка из муки или зерен как символ плодородия, возрождения жизни и  уха из окуня, омуля и щуки. Слайд 7. На деревья повязывают разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце.

    Слайд 8. После пиршества устраивали игры и танцы.

    Слайд 9.(музыка звучит во время игры)

    Подвижная игра «Хейро»

    Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро» т. е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. 

    В: После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

    Слайд 10. И нам пора прощаться с народом манты и хансы и отправляться дальше.

    В: Путешествие к  следующему народу лежит через снега. Как вы думаете, на чём мы можем добраться? (ответы детей)

    Слайд 11. А добираться мы будем на собаках, запряжённых в нарты. На некоторое время станем каю́рами — погонщиками собак. Становитесь, берите в руки упряжку  и друг за другом по кругу поедим дальше. (Под музыку дети вместе с воспитателем имитируют каюров и в медленном темпе бегут 1 круг)

    2. Музыка заканчивается дети  останавливаются и воспитатель предлагает выйти из нарт, обращает внимание на костёр (муляж). Звучит народная  чукотская музыка.

    В: Ребята, мы оказались в гостях у народа Чукчи, потому что по традиции праздник  нового года или по-чукотски начинался с разжигания праздничного огня, посмотрите, а вот и сами хозяева Слайд 12.  (обращает внимание на слайд с чукотским народом). Давайте поприветствуем их (дети здороваются). 

    Ребята, они знают, почему мы здесь и хотят нам рассказать о своём празднике и традициях. Присаживайтесь поудобнее (дети садятся на ковёр или стулья) и слушайте.

    Слайд 13. Рассказ. Мы празднуем Новый год в ночь с 21 на 22 декабря. Этот  национальный  праздник называется Пэгытти (с чукотского — «пёстрое скопление»), назван он в честь ритуальной звезды.  Восхождение этой звезды и символизирует начало нового года: именно с этого момента световой день начинает прирастать. По нашей  традиции праздник Пэгытти начинался с разжигания праздничного огня с помощью священной «огнивой» доски — символа домашнего очага. Причём у каждой семьи она своя. Считалось, что передавать огонь с «огнивой» доски можно только родственникам по мужской линии, иначе в дом придёт горе. Вокруг мы  устраиваем танцы и исполняем песенные речитативы, желая всем добра и света.

    Кроме того, в эту ночь стараемся задобрить злых духов, наполняя салом и жиром небольшие кожаные чашки. Встречать Пэгытти необходимо с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принёс удачу. Слайд 14 После этого оленеводы соревнуются в скачках на оленях и в езде на собаках,

    Слайд 15. танцуют и поют у костров, призывая благословение духов. Своё жилище мы украшаем еловыми ветками. Слайд 16. К этому празднику мы готовим священное блюдо – нарезанные на мелкие кусочки мясо и жир с желудком  раскладывали их на деревянное блюдо, затем каждый, подходит к костру, берёт щепоткой мясо с блюда и бросает в огонь, приговаривая при этом слова благодарения или кое-какие личные просьбы пожелания, а затем оттуда же с блюда бросаем на четыре стороны света, приговаривая шепотом свои пожелания и просьбы. Мы вам тоже предлагаем поучаствовать в нашем ритуале.

    Игра «Ритуал благодарения»

    (По показу воспитателя, дети берут с подноса и  в имитирующий костёр бросают по щёпотки блюда (нарезанная коричневая ткань или салфетки приговаривая при этом слова благодарения или кое-какие личные просьбы пожелания, а затем оттуда же с блюда бросают на четыре стороны света, приговаривая шепотом свои пожелания и просьбы.)

    Обязательно варим самые жирные кусочки мяса для того, чтобы собрать жир в особые стаканчики. В них кладём  жир, а затем эти стаканчики раскладываем по всей тундре как благодарение этой земле и звездам. А затем маленькими аккуратными мазками разрисовываем лица, чтобы люди чувствовали себя здоровыми, бодрыми и спокойными.

    В: Вот так чукчи встречают новый год. Ребята, похож ли и этот праздник на наш?

    Д: Нет, не похож.

    Слайд 17.

    В: Наш поезд нас заждался, ребята нам пора, давайте поблагодарим народ чукчи за интересный рассказ про  Новый год- Пэгытти и попрощаемся с ними. (Дети благодарят, прощаются и садятся в поезд, звучит музыка Слайд 18)

    Когда дети едут в поезде, воспитатель обращает внимание детей на народ ненцы, которые их встречают)

    Слайд 19

    В: Ребята, нас встречает ещё один сибирский народ. Кто знает, как он называется?

    Д: Этот народ называется ненцы.

    В: Правильно, предлагаю узнать у народа, какие у них традиции и обычаи празднования, проходите и садитесь. (воспитатель начинает рассказ)

    Слайд 20. Ненцы празднуют два новых года — зимний и летний, которые начинаются в ноябре и июне. Начало зимнего нового года ознаменовано замерзанием воды и гоном оленей, а летнего — таянием снегов и отёлом оленей. В Новый год старейшины стараются задобрить духов, чтобы зима была не очень холодной, в реках было много рыбы, а в лесах — дичи.

    Слайд 21.Ненцы загадывают желания и завязывают ленточки также как и другие Сибирские народы на священном для них дереве — берёзе. Ребята, нам предлагают поучаствовать в таком обычаи. Желаете?

    Д: Да, мы хотим.

    Игра-обычай «Завязывание лент»

    (Дети по желанию берут ленточку  с подноса, завязывают на ветке берёзы (искусственной.) и загадывают желание)

    Также в этот день они обмениваются подарками и большое внимание уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребёнка, добрые духи рассердятся и покинут их. А в осенний праздник проходят обряды очищения огнем. Ненцы просят духов о помощи и снисхождении. А вот Дед Мороз и Снегурочка у них не приветствуются. По мнению народов они являются злыми духами, которые могут навредить людям. Вот такие традиции и обычаи сибирского народа- ненцы.

    Слайд 22. Ребята, ну а нам пора в путь.  Давайте поблагодарим и отправимся дальше на оленях. Слайд 23. Становитесь троечками, выберите каюра, который будет стоять впереди, а остальные позади. (Дети благодарит народ и под музыку имитирующими движениями езды движутся по кругу  друг за другом.)

    4.Слайд 24.  Ну, вот мы и добрались, выходите. Кто узнал, к какому народу мы приехали? (дети выходят и становятся свободно).

    Д: Этот народ называется эвенки.

    Слайд 26

    В: Эвенки празднуют Новый год летом 21 июня и называется он Хэбденек (в переводе «веселье»). Традиционный новогодний эвенский праздник это встреча нового солнца. В этот день, на восходе солнца зажигают священный костёр и прикармливают его рыбой и хлебом, Слайд 27. потом  проводят обряд очищения дымом можжевельника от обид и переживаний года.

     Слайд 28 .После этого начинается настоящее веселье и всех приглашают на Хэйде. Все объединяются в большой хоровод и танцуют-это так эвенки провожают старое солнце и  приветствуют первые солнечные лучи нового солнца.

    Ребята, нам предлагает народ эвенков объединиться в хоровод и поприветствовать солнце.

    Традиционный хоровод «Приветствие солнца»

    (Дети встают в хоровод, держась за руки, идут по кругу, приставным шагом, повторяя дружно «Хейде! Хэйде!...

    После хоровода дети остаются в кругу, а воспитатель продолжает рассказ.

    Слайд 29.

    В: После этого  каждая семья завязывает на ветке дерева берёзе лоскут или ленточку и загадывает желание, которое непременно сбудется в новом году.  Угощение на стол подают в основном из рыбы, а традиционным блюдом считается - уха из красной рыбы. Эвенки верят, что в этот день между мирами открываются двери, что даёт человеку возможность донести до духов свои просьбы и желания.

    Слайд 30. Звучит Якутская музыка, воспитатель обращает внимание на экран.

    В: Ребята, а вот ещё один народ, который тоже в этот день отмечает свой Новый год. Кто узнал, что это за Сибирский народ?

    Д: Это народ-Якуты.

    5. Правильно. Давайте сядем поудобнее и послушаем о традициях Нового года якутов.

    Слайд 31. Якутский Новый год отмечается тоже  летом, 21 июня и называется этот праздник Ыысах (в переводе «изобилие») связан с поклонением солнечных божеств и  плодородия. Женщины заранее шьют праздничную одежду для всей семьи, чем наряднее одежда, тем успешнее будет идти дело и больше будет стадо оленей. Слайд 32.Традиционно праздник начинается с обряда шамана он читает молений (молитву), зажигает священный костёр и бросает в него оладьи и опрыскивает его священный напитком- кумысом, а также травы и деревья. Слайд 33. Потом кумыс раздаётся всем гостям. Этот обряд символизирует рождение Вселенной и человека.

    Слайд 34. Продолжается праздник народными танцами и спортивными соревнованиями. Главный танец праздника — Осуохай — хоровод, символизирующий жизненный круг. Танец продолжается до самого восхода солнца, таким образом якуты выражают благодарность Солнцу за свет и теплоту. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается положительной энергией на год вперёд.

    Ребята, у нас на празднике очень любят соревноваться между собой. Мы хотим предложить Вам игру. Слайд 35.

    Игра-соревнование «Групповое перетягивание палки»

    Разделитесь на 2 команды. Cадитесь  на пол гуськом одна группа против другой. Первые ребята посередине берутся за палку двумя руками и упираются друг о друга ступнями ног, остальные в каждой группе берут друг друга за талию и тянут друг друга на себя.

    Слайд 36.

    В: Ну, вот ребята, мы побывали  в гостях ещё у одного  Сибирского народа, наше путешествие подходит к концу, пора прощаться и отправляться на нашем поезде обратно в детский сад.

    Слайд 37.

    Дети благодарят и прощаются с народами, садятся в поезд. Звучит музыка.

    Рефлексия

    В: Вот мы и добрались. Выходите ребята.

    Понравилось ли Вам наше путешествие? Скажите, у кого мы побывали и с чем познакомились?  Что вы можете сказать о русских Новогодних традициях и обычаях и народов Сибири? Полезным ли сегодня было для вас путешествие, узнали ли вы что-то новое для себя?  Что запомнилось? Что было интересным? (Дети по очереди передают ленточку и делятся впечатлениями)  Если сегодня для вас путешествие было интересным, и вы узнали много нового, поставьте на магнитную доску улыбающийся смайлик, если было интересно, но немного сложно-весёлый смайлик, а если было не интересно и вы ничего нового не узнали-грустный.

    Воспитатель благодарит детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий новогоднего утренника для детей 1 младшей группы «Лесные жители встречают новый год с малышами».

    Утренник для детей 1 младшей группы с учатием детей подготовительной группы....

    Конспект игры-занятия по развитию речи для детей первой младшей группы Тема: Знакомство с новой русской народной потешкой «Как у нашего кота…»

    познакомить детей с русской народной потешкой;  формировать умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять соответствующие движения...

    Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

    В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

    Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....

    Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Конспект ННОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей к подготовительной школе группы, тема «Россия – Родина моя»

    Закрепление знания детей о нашей стране-России. Систематизировать знания детей о символике Российского государства, закреплять названия народных промыслов....

    Образовательная область "Речевое развитие". Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе "В поисках буквы "К"

    Ознакомление со звуком и буквой "К". Учить различать  мягкий и твёрдый звук и находить его место в слове....