Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)

Графова Юлия Александровна

Экологическое воспитание

дошкольников через игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение «Детский сад №8» г. Корсакова

Экологическое воспитание

дошкольников через игровую деятельность

                     

                    2 0 17 г.

                                                                                                                     

                             С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………………….3                    1.      Об организации работы по экологическому воспитанию

     дошкольников…………………………………………………………...4

2.      Система работы по экологическому воспитанию детей

      в детском саду…………………………………………………………..6

3.      Заключение…………………………………………………………..11

Список используемой литературы……………………………………….13

                                    В В Е Д Е Н И Е

     Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио и в телепередачах, в разговорах на бытовую тему, прочитать в газетах и журналах. Произошло это не случайно.

     С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты  и политики.

     Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязнённый воздух… Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.

     Кто-то предлагает увеличить число заповедников, чтобы сохранить наших соседей по планете. Другие – запретить использование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. А есть и такие, которые требуют закрыть промышленные предприятия, загрязняющие природу.

     К сожалению, не всё так просто. Можно, конечно, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоёмы, и отказаться от применения химических веществ в сельском хозяйстве. Значит, будут остановлены практически все промышленные предприятия. Перестанут работать тепло- и электростанции, замрёт транспорт. Города и сёла погрузятся во мрак и холод. Наступит хаос, голод и нищета. Отсюда следует неутешительный вывод: невозможно сделать заповедником всю планету.

     Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная конференция Организаций Объединённых наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году в Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21-й век» - программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

     Для успешного выполнения этой программы каждому человеку необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Повышения их экологической грамотности и культуры.

     Перед педагогом встаёт проблема – как, какими средствами и способами развивать у подрастающего поколения экологическую культуру, экологическое мышление и экологическое сознание.

 1.    Об организации работы по экологическому         воспитанию дошкольников.

     В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

     В детском саду ведётся экологическое воспитание дошкольников. Начиналось всё с того, что мы, воспитатели, стали часто замечать за своими воспитанниками негативное отношение к природе, враждебность к окружающим. Учитывая актуальность проблемы экологического образования дошкольников, было изучено много теоретической и методической литературы. В настоящее время существует немало экологических программ, одобренных Министерством образования РФ – «Наш дом – природа», «Паутинка», «Семицветик», «Природа и художник», «Юный эколог», «Жизнь вокруг нас» и другие. Ведущие комплексные программы («Радуга», «Детство»и др.) также содержат разделы, позволяющие приобщать детей к правильным формам взаимодействия с природой. Именно поэтому можно говорить об уже сложившейся типовой структурно-функциональной модели экологического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Такая модель включает основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно-управленческие действия. Таким образом, была выбрана экологическая программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Апробация и внедрение этой программы требовали определённых организационно-методических усилий. Моё внимание было сосредоточено на нескольких направлениях:

- создание эколого-развивающей среды в ДОУ;

- создание благоприятной атмосферы, необходимых условий для жизни и

  воспитания детей;

- освоение педагогами методов экологического воспитания и технологий

  в работе с детьми разного возраста;

- разработка новых форм взаимодействия с родителями, их экологическое

  просвещение.

     Последующая деятельность была направлена на творческие поиски в рамках программы. Особое внимание уделялось трём направлениям:

1.   Формирование экономного, бережного отношения к природе.

     Огромное внимание уделила созданию в детском саду атмосфере экономного и бережного отношения к ресурсам и материалам, нацелила педагогов и родителей на повторное использование некоторых бытовых отходов при оформлении групповых комнат, в благоустройстве участка, пополнении игровых атрибутов и т.д. Так, из ненужных пластиковых бутылок были сделаны совочки и формочки для игр с песком, картонные коробки послужили материалом для изготовления кукольных домиков, различный упаковочный материал использовали для изготовления поделок на занятиях по конструированию и многое другое.

2.   Формирование культуры природопользования.

     Для выполнения поставленной цели были разработаны специальные занятия на темы «Кому нужна вода», «Энергия в нашем доме». Дети знакомились со свойствами природных материалов и ресурсов, осознавали, что они являются компонентом среды обитания различных живых существ. Организация деятельности детей в «Экологической комнате» по созданию и поддержанию условий жизни её обитателей стала одним из основных компонентов по формированию экологической культуры у дошкольников.

Дети с большим удовольствием посещают эту комнату и выполняют определённые задания:  следят за условиями произрастания цветов, ведут экспериментальную деятельность с природным материалом. Во время проведения прогулок, экскурсий и экологических тропинок ребята учатся правильному применению различных растений, природоохранным действиям, помогают животным и людям.

3.   Организация эколого-оздоровительной работы.

      В МБДОУ есть спортивный зал, где проводятся физкультурные и эколого-оздоровительные мероприятия – это спортивные праздники с родителями, дни здоровья, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры. Для профилактики определённых заболеваний родителями и сотрудниками были изготовлены массажные дорожки, по которым дети любят ходить босыми ногами. В рамках эколого-оздоровительной работы проводятся блоки занятий с Айболитом, цель которых – осознание детьми ценности здоровья. Определённая работа проводится и с родителями на родительских собраниях, через индивидуальные беседы и консультации.

     Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет  практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия окружающей природы. Леса богаты различными животными, насекомыми, птицами, а водоёмы – рыбами, земноводными. Благодаря условиям окружающей среды, а также удобной системе реализации экологических задач и была выбрана программа «Юный эколог».

2.   Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

     Система работы по экологическому воспитанию и развитию дошкольников строилась исходя из цели – формирование основ экологической культуры дошкольников, и задач:

- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

     В основу работы положены следующие принципы:

-  краеведения (изучение природы родного края);

- позитивного центризма, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания;

- природосообразности;

- научности и доступности понятий.

     Успех реализации задач экологического образования и воспитания дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению. Включающей следующие компоненты: профессиональная подготовка педагогов; создание экологически развивающей среды в детском саду; экологическое образование дошкольников; экологическое просвещение родителей.

     Профессиональная подготовка педагогов заключается в изучении теоретической и методической литературы воспитателями, в применении новых технологий экологического воспитания, в обобщении опытом работы других педагогов, в участии семинаров и конференций по проблемам экологического развития дошкольников. Для вовлечения в работу всего коллектива и определения перспектив и возможностей детского сада в работе по экологическому воспитанию был составлен экологический паспорт учреждения. Это не официальный документ, который содержит детальную характеристику экологической обстановки.

     Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды. Педагогами детского сада много сделано для создания эколого-развивающей среды. В групповых комнатах оборудованы уголки природы с множеством цветов. Практикуется работа по ведению различных календарей природы (календарь состояния погоды).  Коридоры и холлы дошкольного учреждения оформляются различными выставками рисунков, плакатов, творческих работ детей и родителей. Для проведения эколого-эстетических и эколого-оздоровительных мероприятий имеется музыкально-спортивный зал. На территории детского сада разбиты цветочные клумбы, огород. На участке произрастают различные деревья, кустарники и травы. Дошкольники охотно выполняют любую практическую деятельность, предложенную воспитателем – выбрать сорняки, набрать в кашпо земли для посадки цветов, полить клумбу, собрать лекарственные растения. Экологическое образование и воспитание дошкольников осуществляется использованием разнообразных форм и методов работы.

     Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Наблюдение – метод чувственного познания природы, который применяется каждый день во всех видах деятельности. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Согласно программе организовываются не только кратковременные, но и длительные наблюдения – циклы, позволяющие досконально познавать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. В практике применяется недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идёт дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики. В течение всего года ведутся наблюдения за ростом и развитием различных растений. В зимнее время создаём «огород на окне», где выращиваем лук, зелень для подкормки обитателей экологической комнаты. Весной выращиваем цветочную рассаду для клумб участков детского сада. Летом же дети помогают ухаживать за огородными растениями, а осенью – собирать выращенный урожай. Очень нравится ребятам наблюдать и одновременно проводить несложные опыты с разными объектами живой и неживой природы («Чиполлино», «Первые листочки», «Песок пропускает воду, а глина – нет», «Состав почвы»). Это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчётливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания.

      Метод экологической эмпатии учит каждого ребёнка проявлять сочувствие к природному объекту, чувствовать его внутреннее состояние. Важным условием данного метода является непосредственное общение каждого ребёнка с реальным объектом природы. Такое условие соблюдается в детском саду регулярно.

     Метод моделирования предполагает работу с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие  произведений искусства, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы. Ежеквартально коридоры и холлы МБДОУ оформляются экологическими работами детей и их родителей. Практикуются тематические фотовыставки, которые позволяют узнать больше о природе, об индивидуальных интересах детей и их семей. Работа в кружке «Чудеса своими руками» даёт дошкольникам возможность выразить свои эмоции, чувства, полученные от общения с природой. Изготовленные из различных материалов детские шедевры оценивались на районных выставках.

     Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Он включает в себя диалоги воспитателя с детьми на определённую тематику, диалоги детей с игровыми персонажами, образные монологи воспитателя о неизвестных ребёнку аспектах социального поведения животных, совместное комментирование заданий творческой направленности.

     В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней. В практике используются различные виды игр: сюжетно-ролевые («В зоопарке», «На ферме»); игровые обучающие ситуации  с игрушками-аналогами, которые изображают объекты природы, с литературными персонажами; игры-путешествия («Полетим в космос», «В гости к белому медведю»); игры с правилами («Найди дерево», «Воробышки и автомобиль»). Интересны детям и игры-соревнования – различные конкурсы, викторины, КВНы экологического содержания. Широко применяются дидактические игры, которые незаменимы при закреплении знаний у детей и индивидуальной работе («Кто где живёт?», «Летает, бегает, прыгает», «У кого какой дом?», «Птицы-рыбы-звери») и многие другие. Игры и различные игровые ситуации применяются во время проведения занятий, праздников, экскурсий, прогулок и других мероприятий.

     Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствует тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия имеют определённую дидактическую цель и чёткую структуру.

     В своей практике применяю занятия различного типа – ознакомительные,

обобщительные, углубленно-познавательные и другие.

     На ознакомительных занятиях дошкольники получают первоначальные экологические сведения о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания («Мой родной край», «Растения Сахалинской области», «Птицы бывают разные», «Где живут белые медведи?» и т.д.). Главным компонентом являются различные демонстрационные и учебные пособия, а по возможности и живые объекты природы.

     Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, что позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщённые представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятиях обобщающего типа («Домашние животные», «Ядовитые грибы», «Лес – многоэтажный дом»).

     Углубленно-познавательные занятия строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы. На них дети получают знания, дополненные новыми сведениями («Жизнь волнистых попугайчиков в неволе и в природе», «Как птицы летают?», «Как человек охраняет природу»).

     Во время проведения комплексных занятий используются различные виды деятельности, с помощью которых решаются разные задачи развития детей в рамках одной темы. Дети работают с календарём природы, отвечают на вопросы воспитателя, составляют маленькие рассказы, рисуют, поют, решают игровые ситуации, помогают воспитателю по уходу за объектами природы, разыгрывают сценки и многое другое.

     Экскурсии на природу, экологические тропинки – это самые любимые мероприятия дошкольников нашего детского сада. На таких мероприятиях решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Во время проведения экскурсий дети ведут наблюдения различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, осуществляют практическую природоохранную деятельность (собирают мусор, очищают тропинки от веток). Очень любят дошкольники исследовать растения, почву, воду в разных условиях и проводить простые опыты. Не забываем собирать и природный материал для поделок.

     Для повышения интереса детей к окружающей среде проводятся экологические тропинки. Экологическая тропинка представляет собой определённый маршрут с остановками возле объектов природы. Работа воспитателя начинается с детального обследования территории и выделения наиболее интересных объектов. Следующим шагом является составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Далее вместе с детьми выбирается «хозяин тропинки» - сказочный персонаж, который даёт определённые задания на остановках. Прохождение экологических тропинок – это своеобразное путешествие-беседа с использованием элементов фольклора, оздоровительных мероприятий и игр. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформление в виде альбома считается заключительным этапом проведения экологической тропинки. Такие альбомы любят просматривать дети, тем самым закрепляя полученные знания.

     Проведение различных экологических праздников, досугов и развлечений имеет свой педагогический смысл – вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Экологические праздники, посвящены временам года, фольклорным датам, особым природным явлениям, пропаганде здорового образа жизни: «Здравствуй, осень золотая!», «День здоровья», «Зимние забавы»  и другие.

     

3.   Заключение.

     Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, можно сделать следующий вывод: успешное внедрение в практику нового направления – экологическое воспитание – может осуществляться лишь в условиях строго определённой организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении.

     Проблемой профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения занимались администрация детского сада и сами воспитатели. Проводились различные педсоветы, совещания, практикумы, консультации, на которых развивалось экологическое сознание воспитателей, формировалась их гражданская позиция. Воспитателями самостоятельно изучалась теоретическая и методическая литература по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что в начале данной работы испытывались определённые затруднения, связанные с нехваткой специальной литературы и демонстрационного материала для дошкольных учреждений. В настоящее время детский сад имеет необходимую по теме литературу. Демонстрационный и дидактический материал пополняется благодаря творческой деятельности коллектива и родителей, заинтересованных в воспитании своих детей.

     Организация эколого-развивающей среды осуществлялась силами педагогического коллектива и родителей. В течение учебного года накапливался разнообразный педагогический материал.

     Важную роль в организации воспитательного процесса выполняют технологии экологического воспитания – система запланированных на весь год эколого-педагогических мероприятий с детьми. Именно эколого-педагогические технологии, последовательно реализуемые на практике, обеспечивают достижение поставленной цели – формирование начал экологической культуры, результаты которого отчётливо могут проявляться в старшем дошкольном возрасте. В практике МБДОУ «Островок»  используются различные технологии экологического воспитания, согласно возрастным особенностям. Основными компонентами технологий являются:

- разнообразные циклы наблюдений;

- ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы;

- совместная деятельность воспитателя и детей;

- проведение экологических занятий, досугов, праздников и развлечений;

- чтение сказок, рассматривание иллюстраций;

- подкормка птиц;

- выращивание растений и наблюдение за процессом;

- проведение экскурсий, экологических тропинок.

     Реализация поставленных задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста требует новых методов работы. В новом году будут внедрены в педагогическую практику следующие методы:

- Метод экологической идентификации. Он заключается в погружении ребёнка в образ природного существа, в конкретную ситуацию, отражающую жизнь этого создания в природе.

- Метод экологической рефлексии. Он заключается в самоанализе и самооценке ребёнка своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их целесообразности.

     Практика осуществления экологического воспитания в детском саду предусматривает различные варианты типовой модели: эколого-оздоровительная, эколого-эстетическая, эколого-экономическая.

     Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ экологической культуры, которая включает в себя элементарное понимание и осознание ребёнком взаимодействия человека с природой. Любое восприятие должно начинаться с воспитания чувств, с воспитания сердца, и поэтому ребёнок должен быть воспитан в уважении к чужой, пусть даже самой маленькой жизни. Научить малыша беречь её, не уничтожать – вот наша задача.

                                    С П И С О К

           ИСПОЛЬЗУЕМОЙ     ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вишнякова О.В., Лукьянова Т.Г. Походы по экологической тропе// Воспитатель ДОУ. – 2008. - №8. – С.39-42.
  2. Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ// Управление ДОУ. – 2005. - №2. – С.67-77.
  3. Зебзеева В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1998. - №7. – С.45-48.
  4. Зебзеева В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста// Управление ДОУ. – 2007. - №3. – С.68-77.
  5. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста// Управление ДОУ. – 2005. - №2. – С.58-67.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
  8. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания// Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С.14-20.
  9. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка// Дошкольное воспитание. – 2000. - №4. – С.25-36.
  10. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды// Дошкольное воспитание. – 1999. - №3. – С.50-61.
  11. Сигимова М.Н. Познание мира животных. – Волгоград: Издательство Учитель, 2009. – 391 с.
  12. Система экологического воспитания в ДОУ/ авт.-сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 286 с.
  13. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С.21-27.
  14. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; 1999. – 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность

ДОКЛАД: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»...

Буклет "экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность"

В процессе экологических игр формируются знания об окружающем мире...

Экологическое воспитание детей через игровую деятельность.

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования....

«Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру....