Конспект занятия по познавательному развитию №17 в подготовительной группе «Путешествие в Африку»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе  «Путешествие в Африку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_puteshestvie_v_afriku.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в Африку»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой.

Программное содержание: формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные пустыни и саванн).

Предварительная работа: накануне занятия прочитать детям сказку Р.Киплинга «Слонёнок» и К.Чуковского «Айболит».

Материалы и оборудование: пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши; глобус; иллюстрации по теме.

Планируемые результаты: у детей сформированы знания об Африке.

Структура занятия

I

Вводная часть

Задание1

4 мин

II

Основная часть

23 мин

1

Беседа

3 мин

2

Работа в пособии

Задание 2

3 мин

3

Беседа

О животных и растениях Африки

13 мин

4

Физкультминутка

«Море волнуется – раз»

3 мин

5

Работа в пособии

Задание 3

3 мин

III

Заключительная часть

3 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Работа в пособии – Задание 1

- Посмотрите на животных и назовите их? (Бизон, ленивец, панда, жираф.)

- Покажите стрелочками, кто где живет?

Когда дети доходят до жирафа у них возникает затруднение – они не знают где он живет.

- Может ли жираф жить в горах? (Нет. Он не может прыгать.)

- Может ли он жить в джунглях? (Нет, он не пройдёт через заросли.)

- А где же живёт жираф? (В Африке.)

- А это где? (Мы не знаем.)

II. Основная часть

  1. Беседа

 - Подумайте, где может жить жираф, в каких условиях. Я вам подскажу: ему трудно наклоняться, поэтому он ест листочки на деревьях, но в густых джунглях, как мы уже говорили, он не пройдёт. Посмотрите, вот так выглядят африканские саванны. Как вы думаете, подходит это место для жизни жирафов? (Да.)

- Правильно. Хотите туда попасть? (Да, хотим.)

- Тогда обратимся к герою сказки К.Чуковского, который уже побывал в Африке. Угадайте, кто это. «… Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…» (Айболит!»)

- Конечно, вы его узнали. Он рассказал, что на карте найти Африку очень легко.

2. Работа в пособии– задание 2

- Вспомните, как Айболит добирался до Африки и кто ему в этом помог. Соедините стрелками картинки.

3. Беседа о животных и растениях Африки

- Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Здесь много пустынь. Оказавшись в Африке, мы обязательно попадем в Сахару – самую большую пустыню мира, её называют «королевой пустынь» (показать на карте).

- Вспомните, что вы уже знаете про пустыни? (Там растут кактусы.)

- Да, но это в американских пустынях. В Африке растут маленькие колючие растения с длинными-предлинными корнями – такие, например, как верблюжьи колючки. Кажется, что в пустыне не может быть животных. Здесь живут черепахи. Питаются они напоминающими кактусы растениями с колючками, стебли которых очень сочные – именно так растения в пустыне запасаются водой, а листья-колючки не дают её слишком быстро расходовать. Одно такое растение вам хорошо известно – алоэ, или столетник, как его называют в народе. А ещё здесь можно встреть ящериц и змей. Они охотятся на насекомых и пауков, которые тоже могут жить в пустыне. Скорпионы – самые ядовитые из них.

- Чтобы добраться до больных пешком Айболиту надо было бы пройти через великую пустыню. Хорошо, что ему помогли орлы. Но не только пустынями известна Африка. Как вы думаете, какой транспорт мы могли бы использовать, чтобы их обогнуть? (Можно лететь на самолёте, а можно плыть на пароходе через море.)

- Совершенно верно. Вслед за Айболитом идём дальше. Впереди – африканская саванна. Чем покрыта земля в саванне?

- Травой. Она здесь всегда густая: желтая и сухая, когда нет дождя; зелёная и сочная после дождей. На какую природную зону похожа саванна? (На степь.)

- Кое-где в саванне растут гигантские деревья. Это баобабы. Толщина ствола баобаба такова, что обхватить его можно, только взявшись за руки целой группой детского сада. «Баобаб большой, говорят африканцы, но из него не разожжёшь даже маленького костра». Как же так! Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Но древесина баобаба очень плохо горит. Прогуляемся по саванне, понаблюдаем за её обитателями. Это царь звере – лев. Где же он, почему мы его не видим? (Цвет шерсти позволяет льву быть незаметны среди жёлтой, сухой травы.)

- Почему льву важно быть незаметным? (Он хищник, он выслеживает добычу.)

- На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы же склонны у царственной лености. На кого охотятся львицы?

- Их добычей становятся зебры, антилопы, газели. В саванне очень трудно спрятаться – там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? (Зебры, газели, антилопы очень быстро бегают.)

- Львы нападают главным образом на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней.

- В саванне живёт самое высокое животное на земле – жираф. У него длинные ноги, длинная шея. Он высотой с двухэтажный дом и достаёт до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Самое любимое лакомство жирафа – листья акаций. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, газели, страусы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа посажены так, что, не поворачивая голову, он видит всё вокруг.

- В Африке живёт самая большая птица в мире. О ней говорят:

И петь не поёт,

И летать не летает…

За что же народ

Его птицей считает. (Б.Заходер)

- Кто же это? (Страус.)

- Он не умеет летать. Почему же его считают птицей? (У страуса есть крылья, на голове, как и у всех птиц, - клюв.)

- Правильно. Крылья страусу служат веером для охлаждения и украшением для того, чтобы найти себе пару. Страусы, как и все другие птицы, откладывают яйца, из которых вылупляются птенцы. Три-четыре самки откладывают яйца в одну неглубокую ямку, выкопанную в песке, а самец страуса высиживает их. Яйцо у страуса 15-17 см в длину и 13-15 см в диаметре. Яичницей из одного страусиного яйца можно накормить 10 человек. Страус очень прожорлив. Его еда – это растения, ягоды, зёрна. А чтобы еда лучше переваривалась, страус иногда проглатывает камешки, кусочки железа и прочие предметы. Как видите, в Африке много животных, о которых можно сказать: «Самый-самый». Но есть ещё один самый большой зверь на Земле, прямо гигант. Узнали? Это слон. Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона?

- слон – могущее, очень сильное животное. Льву с ним не справиться. Что, по-вашему, самое удивительное у слона? (Хобот.)

- Что слон делает хоботом? (С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвёт траву, пьёт.)

- А ещё он играючи переносит довольно толстое дерево. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживая своих детёнышей. Слоны любят купаться.

- Из сказок вам хорошо известна одна из рек Африки – Лимпопо. Лимпопо- это широкая, очень красивая река. По её берегам растут лимонные и апельсиновые деревья. На берегах Африки живёт ещё одна «самая-самая» птица. На этот раз – самая-самая интересная. Это – пеликан. Он – самый лучший рыболов, под клювом у него мешок, в который он, как в сачок, ловит рыбу прямо на лету.

- Всеми оттенками коричневого цвета на карте Африки изображены горы. Это Килиманджаро – трёхглавая гора. Она возвышается посреди открытого, ровного пространства. Все три головы увенчаны снегами и ледниками. Высокая, гордая, со сверкающими снежными вершинами гора выглядит совершеннейшим чудом природы. С гор бегут полноводные ручьи, дающие живительную влагу растениям. На склонах горы растут бананы и кофейные деревья. Теперь вы знаете, где растут тропические плоды: лимоны, апельсины, кокосы, ананасы, финики, кофейные зёрна…

4. Физкультминутка «Море волнуется – раз»

- Давайте вспомним животных Азии, Европы, Америки, Африки и поиграем в игру «Море волнуется…»

5. Работа в пособии – задание 3

- Обведи на витрине магазина те продукты, которые сделаны их африканских растений. Будьте внимательны!

III. Заключительная часть

- Интересно было путешествовать по Африке? (Да.)

- Можете ли вы теперь показать стрелкой в задании 1, где живёт жираф?

Дети выполняют задание.

- А что вам больше всего здесь понравилось?

Дети рассказывают особенно запомнившиеся моменты занятия.

- В следующий раз я обязательно расскажу вам про то, как жили и сейчас живут люди в пустыне. Хотите узнать? (Конечно, это очень интересно.)