Проект "Удивительный мир космоса" (младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)

Сметанина Лариса Викторовна

Информационно – творческий проект по познавательному развитию для детей младшего возраста «Удивительный мир космоса».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно – творческий проект по познавательному развитию

для детей младшего возраста

«Удивительный мир космоса»

Цель: Создание условий для формирования элементарных представлений о космосе и о первом космонавте Ю. А. Гагарине.

Задачи:

  1. Формировать элементарные представления о космосе, планетах, солнце, о звездном небе.

  1. Способствовать развитию связанной речи, обогащению словарного запаса детей, кругозора.

  1. Формировать представления детей о профессии летчика – космонавта.

  1. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей детей.

  1. Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления.

  1. Развивать мелкую моторику рук.

Актуальность:

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания – ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.

После просмотра мультфильма «Белка и Стрелка» дети нашей группы стали задавать много вопросов о космосе. Их интересовало много вопросов: "На чем космонавты летают в космос, готовят ли они себе в космосе еду, зачем им нужен скафандр, на чем они возвращаются на землю?» и многое другое.

Тема "Космоса" привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное и таинственное, потому что космос остаѐтся для их взора невидимым и очень загадочным. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги и родители. И это натолкнуло меня на мысль познакомить детей с первыми покорителями космоса, с космическими аппаратами и жизнью космонавтов в космосе.

Стратегия реализации проекта:

1 этап: «Подготовительный».

  1. Изучение литературы по проектной деятельности, интернет-ресурсов.

  1. Разработка НОД по темам: «Полѐт на неизвестную планету», «Аппликация «Ракета».

  1. Разработка конспектов бесед по темам: «Удивительный мир космоса», «Планеты Солнечной системы».

  1. Планирование опытнической деятельности.
  2. Подготовка наглядности, подбор литературы по теме проекта.

2 этап:  Формирующий»

НОД:

«Ракета» (О. О. «Художественно- эстетическое развитие»); «Полѐт на неизвестную планету»;

Беседы:

«Удивительный мир космоса»; «Планеты Солнечной системы»;

Дидактические игры: «Найди каждому космонавту свою ракету», «Расставь космонавтов по росту», «Рисуем «дорожки» от космонавтов к ракетам», «Расставь ракеты на космодромы»;

Чтение художественной литературы:

Н.Носов « Незнайка на луне», В. Лепилов «Космическая сказка», В. Бородин рассказ «Ракета»; Стихотворения и загадки о космосе.

Просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка», «Лунтик», «Незнайка на луне»;

Раскраски о космосе;

Организация утра доброго дня по теме Космос».

Опыты

«Почему летит ракета?»; «Почему Солнце маленькое?»;

«Как Земля вращается вокруг Солнца?»

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом».

3 этап: «Заключительный».

Проведение непосредственно- образовательной деятельности «Полѐт на неизвестную планету»

Продукты проекта:

  • Оформление альбом-раскраски «Космос»;
  • Фото- факты;
  • Конспект НОД по теме: «Полет на неизвестную планету»;

  • Конспекты бесед по темам: «Удивительный мир космоса»; «Планеты Солнечной системы»;

  • Изготовление дидактических игр: «Найди каждому космонавту свою ракету», «Расставь космонавтов по росту», «Рисуем «дорожки» от космонавтов к ракетам», «Расставь ракеты на космодромы»;

  • Изготовление звездного неба, космодрома и ракет;
  • Подборка художественного слова по теме проекта;

Результат:

Компетенции ребенка:

  • Дети проявляют познавательные способности;

  • Имеют представления о космосе и о первом космонавте Ю. А. Гагарине;

  • Дети проявляют желание заниматься творческой деятельностью;
  • Совершенствуют мелкую моторику рук.

Содержание приложений:

  1. Приложение №1. Конспект беседы «Малышам о космосе»;
  2. Приложение №2. Конспект беседы «Планеты Солнечной системы»;
  3. Приложение №3. Дидактические игры (фотофакты).
  4. Приложение №4. Художественное слово о космосе.

5. Приложение №5. Раскраски на тему «Космос».

6. Приложение №6. Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом».

7. Приложение №7. Конспект НОД «Полѐт на неизвестную планету».

Литература:

  1. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
  2. Калашников В. О звездах и планетах.
  3. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.

  1. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
  2. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
  3. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
  4. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.

                 

        Приложение №1

Конспект беседы Тема: «Удивительный мир космоса»

(вторая младшая группа)

Цели: Формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.

Расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, Стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.

Воспитать уважение к профессии летчика-космонавта, научить бережному отношению к планете Земля.

Содержание беседы:

-Ребята, 12 апреля вся наша страна будет отмечать День космонавтики. И

  • хочу вам рассказать вам об истории этого праздника.

  • глубокой древности, люди мечтали летать как птицы. И на чем только не отправлялись в небеса герои сказок: баба Яга - в ступе, Иванушку - несли на своих крыльях гуси-лебеди. Прошли годы и люди научились летать. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, позже на самолетах и вертолетах. Но люди мечтали подняться еще выше, выше облаков, долететь до Луны, до планет и до звѐзд, мечтали о полете в космос.

Но прежде, чем отправить в космос человека - ученые решили отправить наших верных четвероногих друзей – собак. Выбирали собак не породистых, а дворняжек, ведь они и выносливые, и очень смышленые.

Давным-давно, когда вашим дедушкам и бабушкам было столько лет как сейчас вам: в космос отправили космический корабль с двумя собачками. Звали их-Белка и Стрелка. Они провели в космосе почти целый день. Космический корабль облетел вокруг Земли и благополучно вернулся домой.

  • потом, 12 апреля 1960г., в космос на ракете полетел Юрий Алексеевич Гагарин, самый первый космонавт Земли (воспитатель показывает иллюстрации). Из космоса он увидел нашу планету – Земля, она была похожа на шарик и показалась ему очень маленькой (воспитатель показывает иллюстрации).

Он совершил подвиг – первый из людей побывал в космосе. В космической ракете

  • названием «Восток»

Он первый на планете Подняться к звездам смог. Поет об этом песни Весенняя капель.

Навеки будут вместе Гагарин и апрель!

-Давайте посмотрим, как летит ракета (на примере воздушного шарика). Воспитатель надувает шарик, зажимает, отпускает, шарик летит, пока есть воздух.

-Так же летит ракета, только вместо воздуха – горючее (топливо), при горении превращается в газ, который двигает ракету ( воспитатель показывает иллюстрации).

- Как называется человек, который летит в космос? -Дети отвечают (космонавт).

- Костюм, который одевает космонавт, называется скафандр (воспитатель показывает иллюстрации).

-Каким должен быть человек для полета в космос? Дети отвечают (сильным, смелым, ловким).

-Что нужно для этого делать? (ответы детей).

Физкультминутка. Мы летим в ракете

Посмотреть на Луну (на носочках бег по кругу, руки вдоль туловища ,отведены назад).

Мы здоровые дети В нашем детском саду.

(руки вперед, вверх, в стороны, вниз) Вот закончился полет, «Отдыхает» звездолет (отдых на ковре).

Воспитатель:

  • А после Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов и даже женщины. Первой женщиной – космонавткой стала Терешкова Валентина Владимировна ( воспитатель показывает портрет).

Вопросы на закрепление:

  • Какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля?
  • Как называется человек, который летит в космос?
  • На чем летит в космос космонавт?

  • Как звали собак, которые отравились в космос и благополучно вернулись домой?
  • Как звали самого первого космонавта Земли?

Приложение №2

Конспект беседы

             Тема: «Планеты Солнечной системы».

        (вторая младшая группа)

        

Цели: Формировать представления у детей о планетах Солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей, умение наблюдать и анализировать, а также развивать память, внимание, речь.

Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящих вокруг нас; воспитание любви к родной планете – Земля.

Содержание беседы:

Мы уже говорили о том, что Земля – это планета. Она вращается вокруг Солнца, как и другие 8 планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути.

Солнце – звезда, который представляет собой огромный раскаленный шар. Его свет настолько ярок, что мы, Земляне, находясь от Солнца на очень большом расстоянии, не можем смотреть на него, не защитив глаза солнечными очками. На поверхности Солнца очень высокая температура, поэтому жизнь там невозможна. А на Земле жизнь невозможна без солнечного света. Помните, как плохо было зверям из сказки К.Чуковского «Краденое солнце?», и когда крокодил проглотил Солнце?

Вы уже знаете, что все планеты круглые, холодные и сами по себе не светятся. Это их общие черты. Но есть у них и много отличий. Например, Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, а Меркурий – самая маленькая. У Земли только один спутник – Луна, а у Юпитера их шестнадцать. Меркурий расположен ближе всех к Солнцу, а Плутон – больше всех.

Помните, как художник изобразил для вас Солнце и планеты солнечной системы.

В центру картины мы видим Солнце. На зеленой окружности, самой близкой к нам, изображен Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. На этой планете почти нет ни воздуха, ни воды, днем очень жарко, а ночью очень холодно. Поверхность Меркурия, так же как и поверхность Луны, покрыта кратерами.

На второй по счету, оранжевой окружности изображена Венера – планета бурь. На Венере бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко.

Третья по счету, голубая окружность – путь движения Земли. И на ней мы видим нашу голубую прекрасную планету.

Четвертая красная окружность – путь движения Марса. Марс называют красной планетой, потому что его поверхность покрыта красным песком. На Марсе холодно и дуют сильные ветры. На его поверхности хорошо видны горы и кратеры.

Пятая, светло-желтая окружность – путь движения Юпитера. Юпитер – самая большая и самая грозная планета. На ней гремят сильные грозы. Юпитер и сам как будто состоит из вихрей, на его спутниках находятся множество действующих вулканов.

На шестой, темно-желтой окружности находится Сатурн. Это вторая по величине планета Солнечной системы. От других планет она отличается тем, что

ее опоясыют кольца, не соприкасающиеся с ее поверхностью. Кольца состоят из множества спутников Сатурна. Кроме колец, состоящих из спутников, у Сатурна есть еще десять самостоятельных спутников. Два из них превосходят по размеру самую маленькую планету Солнечной системы – Меркурий.

На следующей окружности бирюзового цвета изображен Уран. Он отличается от других планет тем, что вращается как бы лежа на боку. У Урана пять спутников.

За ним по синей окружности вращается Нептун. У этой планеты два спутника, один из которых в Два раза больше Луны.

И, наконец, на последней, коричневой окружности находится Плутон. Это планета, о которой люди почти ничего не знают из-за ее удаленности. Хотя точно известно, что Плутон гораздо меньше Земли.

В Солнечной системе обитаема только Земля. Искусственные спутники, которые люди запускали к другим планетам, помогли исследовать некоторые из них. И эти исследования доказали, что жизни нет больше ни на одной из планет.

Вопросы на закрепление:

  1. Солнце – планета или звезда? Что оно собой представляет?
  2. Сколько планет в солнечной системе?
  3. Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы?
  4. Какая планета самая большая в Солнечной системе?

  1. Какая из планет Солнечной системы самая маленькая?
  2. Какую планету называют красной?
  3. Что вы знаете о планете бурь?
  4. У какой из планет шестнадцать спутников?
  5. У какой из планет есть кольца?

Приложение №3

Лепка «Ракеты»

G:\изображения\фото0794.jpgG:\изображения\фото0793.jpg

Коллективная аппликация космос

C:\Users\Лариса\Desktop\IMG_20170426_145931.jpg

Дидактические     игры Тема: «Космос».

(вторая младшая группа)

Расставь ракеты на космодромы

C:\Users\Лариса\Desktop\DSCN3335.JPG

«Рисуем «дорожки» от космонавтов к ракетам»

C:\Users\Лариса\Desktop\DSCN3330.JPG

Художественное слово о космосе.

Земля

Есть одна планета-сад

  • этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелѐтных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелѐной, И стрекозы только тут

  • речку смотрят удивлѐнно...

Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!

Яков Аким

***

Свети нам, солнышко, свети…

Яков Аким

  • Свети нам, солнышко, свети, Легко с тобой живѐтся!

И даже песенка в пути Сама собой поѐтся. От нас за тучи-облака Не уходи, не надо!

И лес, и поле, и река Теплу и солнцу рады.

  • Свети нам, солнышко, свети, Не уходи за тучки!

На ярком солнце у ежей Быстрей растут колючки. -Напрасно пущена молва, Что солнце нас тревожит. Лягушка изредка - ква-ква, Погреться любит тоже!

  • Свети нам, солнышко, свети, Проснувшись утром рано. Пока ты здесь - не улетим На юг, в чужие страны.

***

Путешествие по Луне

Джанни Родари

-У лунного моря Особый секрет, - На море оно не похоже. Воды в этом море Ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

В волны его Невозможно нырнуть, Нельзя в нѐм плескаться, Нельзя утонуть. Купаться в том море Удобно лишь тем, Кто плавать Ещѐ не умеет совсем!

***

ЮРИЙ ГАГАРИН

Спросил я у папы однажды: "А кто такой Юрий Гагарин? Наверное, он очень важный, А я про него мало знаю..."

И папа тогда мне ответил:

"Я рад, что об этом меня ты спросил, Он летчик отважный и смелый, Прославил страну на весь мир. Гагарин был первым на свете, Кто в космос однажды полет совершил. Мальчишкам на нашей планете

Мечту космонавтами стать подарил". Теперь я горжусь тем, что знаю, Кем же был Юрий Гагарин. Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он - космонавт, первым вышедший к звездам Стать космонавтом я хочу, Гагарин мне пример.

Он первый в космос полетел Тогда в СССР.

  • волненьем слушал целый мир-Не чудо ли для всех?!-Впервые в космос полетел Советский человек!

  • тех пор прошло немало лет. Привыкли мы к тому, Что побывать случилось там Уже не одному.

День космонавтики у нас. Я тоже так хочу-Мне надо только подрасти-И в космос полечу!!!

Автор – Татьяна Шапиро

***

Великий день! Низверглись небеса Для человека, занавес приподнят.

Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза – Открыт путь в космос человечеству сегодня. «Восток» взлетел, оставлен Байконур, «Поехали!..» в сердцах людей застыло, Когда с улыбкой Он рукой махнул, Когда корабль к звездам уносило.

Полѐт апрельский небо озарил, Рывок Земли в космические дали. Гагарин первым подвиг совершил Приблизив то, о чем мы лишь мечтали. Великий день! Не будет он забыт,

Лишь первый шаг в глубины мирозданья.

  • подвига Отцов не умалит
  • не уменьшит временное пламя.

***

Прекрасно нѐбо звѐздное, Прекрасен мир планет. Но вам скажу серьѐзно я: Земли прекрасней нет!

Пусть Млечный Путь и стелется, Алмазами пыля, Но верит, ждѐт, надеется Любимая Земля,

Пусть дальняя галактика И манит, и зовѐт,

Но в праздник космонавтики Вокруг весна цветѐт, И сердце так уверенно Стучит тебе в ответ: Доказано, проверено— Земли прекрасней нет!

***

Г. Сапгир

Раскинув свой огнистый хвост, Комета мчится между звѐзд.

— Послушайте, созвездья, Последние известия, Чудесные известия, Небесные известия! Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях. Я Землю видела вдали И новых спутников Земли. Я уносилась от Земли, За мной летели корабли!

***

Римма Алдонина

Звёзды

Что такое звѐзды? Если спросят вас - Отвечайте смело: Раскалѐнный газ.

  • ещѐ добавьте, Что притом всегда Ядерный реактор - Каждая звезда!

***

Г. Сапгир

Комета

Какое роскошное диво! Почти занимая полсвета, Загадочна, очень красива Парит над Землѐю комета.

  • хочется думать:

- Откуда Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда Оно улетит без следа.

  • нам говорят: - Это лѐд!

  • хвост еѐ - пыль и вода! Неважно, к нам Чудо идѐт,

  • Чудо прекрасно всегда!

Загадки

Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. (Земля)

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) Желтая тарелка на небе висит.

елтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

В дверь, в окно Стучать не будет, А взойдет И всех разбудит. (Солнце)

У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной - ...(комета)

Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, Ей не до сна, В небе светит нам ...(Луна)

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом».

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.

Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.

Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " космос" младшая группа

Проект «Космос»Паспорт проекта:1. тема проекта: 12 апреля – день космонавтики. 2. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой. 3. Участники проекта: дети младшей группы, родители, восп...

Окужающий мир. Знакомство с понятием КОСМОС. Младшая группа.

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о космосе, космонавтах. Познакомить с первыми космонавтами: собаки Белка и Стрелка, Ю. Гагарином, В. Терешковой.ЗАДАЧИ: 1. Дать знания детям о празднике 12 апреля - Де...

Спортивный досуг ко дню космонавтики «Путешествие в космос» младшая группа.

Конспект досуга "Путешествие в космос"поможет воспитателям в работе с детьми по теме  - космос. Дети узнают о первом космонавте, о космосе, о  планете-Луна;побудут в роли космонавт...

Проект:"Космос" младшая группа

Презентация проекта "Этот удивительный космос" в младшей группе...

"Путешествие в космос" младшая группа.

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельностиЗадачи:Цель: дать представление о профессии космонавта.Образовательная: дать представление о планете Зе...

Проект "Этот удивительный космос" младшая группа

Актуальность проекта: несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пир...

ПРОЕКТ По оформлению и организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе №1 по теме «Мир космоса» (младшая группа)

ЦЕЛЬ: Создать условия для систематизации представлений о мире космоса, о профессии космонавта, о вселенной....