Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Золотая осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Золотая осень»
Павлова Е.Л
Цель:
Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе,
2. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.
3. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование
● стулья расставлены полукругом по количеству детей.
●доска с таблицей (дневник погоды), фломастер, шкатулка, макет осеннего дерева, термометр, картинки осени, девушки-осени.
●ларчик с овощами и фруктами
●корзина с яблоками
●письмо
Словарная работа.
●термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие . А куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у нашей двери я обнаружила конверт, а в нем письмо. Прочитаем ?
Дети: Да
Воспитатель читает письмо:
Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считает, что пора, а другие зайцы говорили, что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте пожалуйста….
Только мы просим, предоставить убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети , зайцам повезло, сейчас мы с вами совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Ребята, вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха( посмотрите ,что у меня в руках-показываю термометр), направления ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
А давайте мы с вами заполним наш дневник наблюдения за погодой. (совместно с детьми , заполняем дневник).
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру)
Игра « Погода осенью»
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь-дождливая
-Когда дует ветер- ветреная
-холодно-холодная
-пасмурно-пасмурная
-сыро-сырая
-хмуро-хмурая
-ясно-ясная
Воспитатель: отлично, Вы правильно говорите о погоде. Хочется похвалить, что все говорили четко, внятно , интересно.
А как Вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (ранняя, поздняя)
Воспитатель: (Демонстрация картин). Посмотрите на эти картинки с изображением осени. Посмотрите внимательно и определите какой период на них изображен? (дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый, моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи , клюква.
Воспитатель: Какая погода в октябре?
Дети: Дни короче, ночь длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети: листья все облетели и почернели, травы побурели, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах ,земля промерзла.
Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних в времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Прослушайте, я прочитаю вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река-
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди,
Моросящие дожди .
Чуть короче станет день,
Тихо встанет у ворот.
Воспитатель: У нас в группе есть копилка народных мудростей, туда ребята складывают пословицы и поговорки времен года. А вы хотите положить в нее свои знания ?
Дети: Да
Воспитатель: В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
- Осень идет, и дождь за собой ведет.
- Красна весна цветами, а осень пирогами.
- От осени к лету, поворота нету.
- Лето со снопами, осень с пирогами.
- Грибок в кузовок-зимой будет пирожок.
Приметы
1.Осенью паутина на ясную погоду.
2. Гром в сентябре –теплая осень.
3.Многг желудя на дубе- к лютой зиме.
4. Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме.
5. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью-будет лежать прочно.
6. когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
(Дети садятся на стульчики).
А сейчас Рома Г. Нам расскажет стихотворение.
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены,что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
значит, береза тоже плакала,
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети : (жалела, что кончилось лето, что опадают листочки)
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно).
Физкульт минутка:
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра осенние слова.
Дети:Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Прекрасно. Я принесла необычный ларчик, а что в нем находится, вы сейчас узнаете. Подойдите, пожалуйста.
Игра « Необычный ларчик».
Вам предлагается просунуть руки в вырезанные отверстия, пощупать и угадать, что за овощ или фрукт находится в нем. Несколькими словами описать его и предложить детям назвать, что же это такое. А сейчас посмотрим, кто самый сообразительный.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята ,ну вот мы с вами нашли убедительные доказательства, что осень направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.
Воспитатель: Молодцы, вы все сегодня на занятии старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание, вот такое угощение- корзинку яблок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Золотая осень»
Павлова Е.Л
Цель:
Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе,
2. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.
3. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование
● стулья расставлены полукругом по количеству детей.
●доска с таблицей (дневник погоды), фломастер, шкатулка, макет осеннего дерева, термометр, картинки осени, девушки-осени.
●ларчик с овощами и фруктами
●корзина с яблоками
●письмо
Словарная работа.
●термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие . А куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у нашей двери я обнаружила конверт, а в нем письмо. Прочитаем ?
Дети: Да
Воспитатель читает письмо:
Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считает, что пора, а другие зайцы говорили, что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте пожалуйста….
Только мы просим, предоставить убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети , зайцам повезло, сейчас мы с вами совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Ребята, вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха( посмотрите ,что у меня в руках-показываю термометр), направления ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
А давайте мы с вами заполним наш дневник наблюдения за погодой. (совместно с детьми , заполняем дневник).
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру)
Игра « Погода осенью»
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь-дождливая
-Когда дует ветер- ветреная
-холодно-холодная
-пасмурно-пасмурная
-сыро-сырая
-хмуро-хмурая
-ясно-ясная
Воспитатель: отлично, Вы правильно говорите о погоде. Хочется похвалить, что все говорили четко, внятно , интересно.
А как Вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (ранняя, поздняя)
Воспитатель: (Демонстрация картин). Посмотрите на эти картинки с изображением осени. Посмотрите внимательно и определите какой период на них изображен? (дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый, моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи , клюква.
Воспитатель: Какая погода в октябре?
Дети: Дни короче, ночь длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети: листья все облетели и почернели, травы побурели, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах ,земля промерзла.
Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних в времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Прослушайте, я прочитаю вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река-
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди,
Моросящие дожди .
Чуть короче станет день,
Тихо встанет у ворот.
Воспитатель: У нас в группе есть копилка народных мудростей, туда ребята складывают пословицы и поговорки времен года. А вы хотите положить в нее свои знания ?
Дети: Да
Воспитатель: В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
- Осень идет, и дождь за собой ведет.
- Красна весна цветами, а осень пирогами.
- От осени к лету, поворота нету.
- Лето со снопами, осень с пирогами.
- Грибок в кузовок-зимой будет пирожок.
Приметы
1.Осенью паутина на ясную погоду.
2. Гром в сентябре –теплая осень.
3.Многг желудя на дубе- к лютой зиме.
4. Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме.
5. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью-будет лежать прочно.
6. когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
(Дети садятся на стульчики).
А сейчас Рома Г. Нам расскажет стихотворение.
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены,что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
значит, береза тоже плакала,
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети : (жалела, что кончилось лето, что опадают листочки)
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно).
Физкульт минутка:
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра осенние слова.
Дети:Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Прекрасно. Я принесла необычный ларчик, а что в нем находится, вы сейчас узнаете. Подойдите, пожалуйста.
Игра « Необычный ларчик».
Вам предлагается просунуть руки в вырезанные отверстия, пощупать и угадать, что за овощ или фрукт находится в нем. Несколькими словами описать его и предложить детям назвать, что же это такое. А сейчас посмотрим, кто самый сообразительный.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята ,ну вот мы с вами нашли убедительные доказательства, что осень направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.
Воспитатель: Молодцы, вы все сегодня на занятии старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание, вот такое угощение- корзинку яблок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дары осени. Золотая осень».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Дары осени. Золотая осень»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень»
закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...
Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
laquo;Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группеЦель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень».
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Учить детей назыв...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе “Золотая осень”.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень»...